Экстернат в школе по новому закону об образовании в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экстернат в школе по новому закону об образовании в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Режим сдачи экзаменов полностью зависит от желания и возможностей самого ученика. Более того, в любой момент ученик может вернуться к привычному графику в школу и сдавать экзамены и контрольные вместе со всеми детьми.
В КАКОМ РЕЖИМЕ ЭКСТЕРН СДАЕТ ЭКЗАМЕНЫ?
Как правило, 10 и 11 класс ребёнок в экстернате по индивидуальной программе может освоить за один год или каждый год по полгода. Такое сокращение реально и на практике подтверждается.
Но важно понимать, что ЕГЭ экстерны сдают вместе со всеми – во втором полугодии 11 класса.
Промежуточная аттестация в 11 классе на экстернате может проходить в декабре-январе.
Если ученик вдруг не справился с аттестацией, он имеет право пересдать второй раз. Регламент пересдачи утверждает сама школа, поэтому родителям стоит уточнить этот момент при согласовании учебного плана.
Как проходит аттестация экстерна
Чтобы сдать аттестацию экстерном, ученик на семейной форме образования (до 9 класса) или на самообразовании (10–11 классы) должен быть прикреплён к аккредитованному и лицензированному учреждению. При этом аттестат по окончании школы ничем не отличается от обычного — количество оценок такое же, форма получения образования не указывается.
Промежуточные аттестации (четвертные, годовые и т. п.) проводятся согласно заключённому со школой договору: они могут быть как дистанционными, так и очными. Порядок согласовывают с родителями и учеником.
Обязательные аттестации всегда очные: в 9 классе это итоговое собеседование и экзамены ОГЭ, в 11 — итоговое сочинение и ЕГЭ. Их проводят по всей стране в заранее назначенные даты. Экстерна допускают к экзаменам при положительных оценках за промежуточные аттестации.
Как закончить 10-11 класс на экстернате
Обучение экстерном в школе часто интересует школьников старших классов, которые при занятиях в таком формате получают больше времени на подготовку к ЕГЭ. Программа 10-11 класса может быть освоена за 1 год, а программа одного 10-го или 11-го класса – за полгода. Тогда у школьника остается, по меньшей мере, несколько месяцев, чтобы полностью уделить время подготовке к поступлению в выбранный вуз, сосредоточить все внимание на предметах, которые понадобится сдавать в рамках ЕГЭ.
Обучение экстерном включает:
- учебную программу 10-11 классов;
- прохождение промежуточных аттестаций за 10-11 классы;
- подготовку и сдачу итоговой аттестации за 10-11 классы;
- подготовку и сдачу ЕГЭ.
Как перейти на экстернат?
Для перехода в экстернат придется собрать некоторые документы. Впрочем, их число невелико и особых проблем в этом случае не возникнет.
Чтобы перейти на экстернат, вам необходимо предоставить:
- Уведомление в органы местного самоуправления о том, что был выбран формат семейного образования либо самообразования (в зависимости от класса).
- Заявление о переходе на новый формат и отчисление из школы (в том случае, если вы собираетесь менять образовательное учреждение).
- Заявление о зачислении в образовательное учреждение для прохождения аттестации.
- Договорное соглашение о подготовке и проведении промежуточной и/или государственной итоговой аттестации.
Плюсы и минусы экстерната
✅ Гибкий график, возможность выбрать подходящую форму обучения; | ❌ Требует самодисциплины и усилий, чтобы создать подходящие условия для обучения; |
✅ Экономия времени, если закончите школу раньше сверстников; | ❌ Недостаток общения со сверстниками; |
✅ Можно учиться дистанционно. | ❌ Сдавать экзамены всё равно придётся в общепринятом формате. |
Экстернат ― интересный вариант получения среднего образования. В некоторых ситуациях он удобнее, чем привычное «11 лет ходить на уроки в школу». Однако перед тем, как уходить в экстернат, определите для себя, зачем и в каком формате. Это поможет сделать учёбу эффективнее и не устать от самостоятельной работы. Успехов!
Совмещение с секциями и кружками
Сразу надо оговориться, что если вы посещаете (дополнительно к школьным занятиям) спортивную секцию, занимаетесь иностранным языком, а также ходите в музыкальную школу, то думать об экстернате вам не следует. Вы разрушите сложившуюся систему и вряд ли сможете сдать экстерном экзамены за дополнительный год.
Успех возможен только в том случае, если у вас уже есть свободный год, экзамены за который вы сдали ранее, и вы занимаетесь на «интенсиве». Но в данном формате экстерната вы и так потратите 75% времени на подготовку по предметам, что мало чем отличается от стандартного графика учебы. Так что если у вас загружен весь день, добавлять туда экстернат не следует.
Занимайтесь плотно. Этому способствует режим «интенсива» — и вы получите результат!
Аттестации (ОГЭ и ЕГЭ)
Сдача финальных школьных испытаний(ЕГЭ) и основных государственных экзаменов(ОГЭ), происходит в рамках экстерната по предварительно написанному заявлению. Фактически, если школьная администрация принимает у вас заявление на сдачу экстерном курса за 11 класс, она автоматически обязуется предоставить вам и право на сдачу финального тестирования.
- ЕГЭ по качеству и структуре будет точно таким же, как у всех, и сдавать вы его будете вместе со всеми.
- А вот различные ОГЭ по сложности отличаются от тех, что будут предлагаться школьникам, которые сдают эти экзамены на общих основаниях. К примеру: алгебра – сложнее, а вот сочинение – проще.
Как обучаться на экстернате
Экстернат – это форма обучения, при которой школьник осваивает школьную программу сам. В учебное заведение дети приходят на консультацию перед аттестацией, контрольной работой либо экзаменом.
Ошибочно полагать, что на экстернате ребенок изучает лишь те предметы, которые ему нравятся. Аттестация сдается по каждому предмету, согласно ФГОС. Иначе ребенок не будет переведен в следующий класс, а в 9 и 11 классе не будет допущен к ОГЭ и к единому государственному экзамену.
Способов обучения экстерном 4. Это:
- собственными силами по учебникам;
- занятия с репетитором – учителя объясняют учебную программу на дому или проводят занятия в очно или дистанционно;
- онлайн-школа – наиболее распространенный вариант, ребенку даются те же знания, что и в обычной школе, но в более комфортных условиях;
- посещение специального учебного заведения — экстерната, где происходит освоение необходимого и достаточного учебного материала для написания контрольных работ и сдачи аттестаций. Пример такого учебного заведения — это Первый экстернат на Кутузовском проспекте в Москве.
Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 N 115
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства просвещения Российской Федерации:
от 28 августа 2020 г. N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60252);
от 20 ноября 2020 г. N 655 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 442 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2020 г., регистрационный N 61494).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 года.
Министр
С.С. КРАВЦОВ
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников (далее — обучающиеся) по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — общеобразовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для образовательных организаций со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус», а также индивидуальных предпринимателей (далее — Организации), и реализующих общеобразовательные программы, в том числе адаптированные общеобразовательные программы.
3. Действие Порядка не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях .
Часть 6 статьи 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).
4. Формы получения образования и формы обучения по общеобразовательным программам определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
Часть 5 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения .
Часть 4 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
5. Общее образование может быть получено в Организациях, а также вне Организаций — в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования .
Часть 2 статьи 63 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка .
Часть 4 статьи 63 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают , в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из Организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.
Часть 5 статьи 63 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Обучающийся, получающий образование в форме семейного образования в семейной форме, по решению родителей (законных предс��авителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в любой иной форме , предусмотренной законодательством Российской Федерации в сфере образования, либо вправе сочетать формы получения образования и обучения .
Пункт 2 части 3 статьи 44 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Часть 4 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
6. Обучающиеся, получившие основное общее образование или достигшие восемнадцати лет, имеют право на выбор Организации, формы получения образования и формы обучения .
Пункт 1 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
7. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами Организации.
Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.
8. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования .
Обучение в формате экстерна возможно с первого по одиннадцатый класс. В случае с периодом от первого до девятого решения о переводе принимается родителями: ребенок может быть переведен на т.н. семейное обучение. Однако ответ на вопрос о том, как перейти на экстернат в 10-ом классе, будет чуть иным. С десятого по одиннадцатый класс экстернат реализован в формате самообразования, и здесь решает, как ему учиться, человек уже самостоятельно.
С 2012 года экстернат стал типом аттестации, а не обучения, оттого формально быть зачисленным можно в большинство государственных и частных школ. Важно, чтобы у образовательного учреждения была официальная аккредитация, а устав предполагал возможность семейного обучения.
Специальных образовательных учреждений, где обучаются только экстерны, на сегодняшний день не существует. Единых правил приема — также: в одних школах достаточно пройти собеседование, в других — тестирование; зачастую учитывают и оценки. Оттого ответ на вопрос о том, как перейти на экстернат в школе, всегда будет индивидуальным.
Для перехода в экстернат придется собрать некоторые документы. Впрочем, их число невелико и особых проблем в этом случае не возникнет.
Чтобы перейти на экстернат, вам необходимо предоставить:
- Уведомление в органы местного самоуправления о том, что был выбран формат семейного образования либо самообразования (в зависимости от класса).
- Заявление о переходе на новый формат и отчисление из школы (в том случае, если вы собираетесь менять образовательное учреждение).
- Заявление о зачислении в образовательное учреждение для прохождения аттестации.
- Договорное соглашение о подготовке и проведении промежуточной и/или государственной итоговой аттестации.
Каких-либо строгих и унифицирующих норм здесь нет: все документы можно составлять в произвольном формате в соответствии с текущими правилами делового оборота. При необходимости можно подкрепить права ссылками на статьи федерального закона «Об образовании РФ».
Вне зависимости от того, какое образовательное учреждение было выбрано, обучающийся экстерном ребенок имеет все права обычного школьника. К ним относятся:
- Получение учебников и справочных книг в школьной библиотеке.
- Возможность посещения практических и лабораторных занятий.
- Консультация перед аттестацией по каждому предмету.
- Участие в олимпиадах, конкурсах и иных внеурочных мероприятиях.
Соответственно, единственное требование — своевременно сдавать аттестации, при необходимости ликвидировать академические «долги». В случае, если ребенок не справляется с ними, его вернут в обычную школу.
При выборе школы для обучения экстерном рекомендуется помнить о следующих моментах:
- Если образовательное учреждение принимает на обучение экстерном абсолютно любого человека, не проводит ни тестирований, ни собеседований, это едва ли говорит о его высоком уровне.
- Не рекомендуется отдавать предпочтение тем школам, которые принимают в экстернат сотни человек (обычно такие учреждения очень сильно рекламируют себя) — это также говорит о далеко не самом лучшем уровне подготовки.
- Если образовательное утверждение является частным и требует больших денег, при этом говоря о неких «гарантиях» успешной сдачи государственных экзаменов, это также повод задуматься. Помните, что купить аттестат в нашей стране невозможно.
- Если образовательное учреждение практикует «платную пересдачу экзаменов», вполне возможно, что сдать их бесплатно и вовсе невозможно.
- Если вы идете в учебное учреждение с платными занятия, но они проходят за пределами школы, это также должно сразу настораживать.
Онлайн обучение — самый оптимальный выбор в этой ситуации, при котором родители не сталкиваются со всеми проблемами, встречающимися при выборе классического обучения экстерном. Обо всех преимуществах Вы сможете узнать у специалистов Домашней школы «ИнтернетУрок».
В наше время экстернат не редкость. Эта форма обучения становится все более популярной. Если еще пару десятков лет назад многие педагоги из приемных комиссий институтов при виде абитуриента 13-14 лет удивленно окру��ляли глаза и спрашивали, как можно закончить школу экстерном, то сегодня такая ситуация стала привычной. Все больше учащихся успешно поступают в вузы после того, как перешли в школе на экстернат.
Обучение экстерном в средней и старшей школе дает временное преимущество перед другими абитуриентами, так как ученик осваивает учебную программу на раньше сверстников. Все это время он может посвятить целенаправленной подготовке к ЕГЭ. Единый государственный экзамен для учащихся-экстернов ничем не отличается, но шансов сдать его успешнее намного больше.
Кроме того, в экстернат переходят ученики, которых не устраивает чрезмерная нагрузка по обычной школьной программе. После завершения обучения экстерном они получают больше свободного времени, которое можно распределять по своему усмотрению, например, отдыхать и избавляться от психологического стресса перед поступлением в вуз.
- Ради тяжелобольного Моисеева Пугачева решилась на кулинарный подвиг
- Вопреки прогнозам врачей: МакSим удивила поклонников неожиданным поступком
- 7 признаков того, что муж хочет развестись
- Наташа Королева потеряла ребенка
- В ПФР раскрыли подвох с досрочным выходом на пенсию
- Согласовано: Белорусская область стала реальностью
- «Дырка в легких»: Светлана Хоркина поделилась страшным диагнозом
- Разговоры о романе Лепса с Барановской стали сенсацией
- Волочкова раскрыла детали романа с голливудской звездой Джимом Керри
- Причина крушения самолета ТУ-104 под Хабаровском до сих пор засекречена
Права и обязанности родителей
Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:
- Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
- посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
- Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.
Родители имеют право:
- Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
- Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
- Присутствовать на консультациях и аттестациях;
- Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
- Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
- Получать от школы методическую помощь.
Права и обязанности экстернов
Экстернат даёт возможность учиться так, как нравится. Можно выбрать готовую программу или разработать свою. Можно читать учебники и заниматься с репетиторами, а можно подключить онлайн-школу. Можно за год проходить программу сразу нескольких классов, а можно двигаться вперёд не торопясь, последовательно.
Какое бы образовательное учреждение для прохождения промежуточной и итоговой аттестаций вы ни выбрали, у ребёнка-экстерна будут те же права, что и у обычного школьника:
- ребёнок на экстернате может получать учебники и справочную литературу в школе, куда зачислен на аттестацию;
- он может ходить на практические и лабораторные занятия;
- экстерн перед аттестацией вправе получить консультацию по каждому предмету;
- он может участвовать в олимпиадах, конкурсах и внеурочных мероприятиях.
ОГЭ и ЕГЭ в экстернате
Чтобы подняться на ступень основного общего образования, нужно сдать ОГЭ (это основной государственный экзамен); чтобы получить аттестат о среднем общем образовании — ЕГЭ (единый государственный экзамен).
И то и другое экстерны сдают вместе с остальными школьниками. Правила для всех одинаковые: русский и математика обязательно, остальные предметы по выбору. Даже если вы закончили программу 11 класса в феврале, придётся подождать до лета, чтобы сдать единый госэкзамен и получить аттестат.
Кстати, аттестат экстерна ничем не отличается от аттестата обычного школьника. В нём нет пометок о домашнем обучении. Отличники и хорошисты экстерната, как все, могут рассчитывать на медаль.
Интервью с медалисткой и выпускницей Фоксфорда Аленой Руденко →
- Экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации.
- Чтобы учиться экстерном, нужно перейти на семейное образование или самообразование.
- Экстерном может стать любой, кто любит учиться и не хочет (не может) ходить в обычную школу.
- На экстернат можно перейти в любой школе, где предусмотрено семейное обучение.
- Удобнее всего учиться экстерном дистанционно.
- Онлайн-школа «Фоксфорда» даёт глубокие системные знания, позволяет заниматься в удобном темпе и получить аттестат московской школы.
Успешность обучения и гарантия получения диплома, основанная на высоком интеллектуальном потенциале нашего коллектива, предоставляет Вам эксклюзивную возможность ПОЛУЧЕНИЯ ДИПЛОМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА непосредственно в вузе при минимальных затратах времени, усилий и нервов.
Новые стандарты обучения (ФГОС)
В новых федеральных стандартах конкретнее сформулированы ожидаемые результаты обучения по каждому предмету.
Например, для каждого уровня изучения иностранного языка установлено, сколько слов ученик должен знать на данном этапе и на какие темы сможет вести разговор. В курсе литературы для каждого класса есть список текстов, которые ученик должен знать наизусть.
По курсам точных и естественных наук (математика, информатика, физика, химия, биология) появились ожидаемые результаты отдельно для базового и углублённого уровней изучения.
Большие изменения коснутся предмета Технология. Теперь на этих уроках школьники будут изучать основы робототехники и программирования, работать с мультимедийными и графическими редакторами и учиться защищать устройство от интернет-вирусов. А курс ОБЖ пополнят темы терроризма, кибербуллинга и мошенничества в интернете.
Новые ФГОС вступят в силу с 1 сентября 2022 года.
Изменения в прохождении аттестаций на СО
Родители ребёнка на семейном обучении будут выбирать организацию для прохождения аттестации на основе рекомендаций органа местного самоуправления. Пока непонятно, можно ли будет проходить аттестацию в школах, не входящих в список рекомендованных.
Выбрать школу для прохождения аттестации теперь можно как на весь учебный год, так и для сдачи одного экзамена или контрольной. Такая практика была и раньше, но теперь она закреплена законодательно. Это позволит пресекать неправомерные действия школ, принуждающих проходить все аттестации только у них.
Школа, в которой хоумскулер сдаёт итоговые экзамены, обязана засчитать результаты промежуточных аттестаций, которые ученик проходил в других организациях. В зачёт пойдут в том числе результаты, полученные ребёнком в рамках освоения онлайн-курсов.
Также появилось ограничение по количеству промежуточных аттестаций для экстернов — не больше одной в день. Раньше школа могла назначить хоть все экзамены на одно число, но теперь это невозможно.
По прохождении промежуточной аттестации ученику-экстерну в обязательном порядке выдаётся справка. Раньше решение о том, какой документ выдавать, школа принимала самостоятельно. Родителям важно убедиться, что эта справка соответствует образцу, который должен быть закреплён в локальных нормативных актах школы.