Какие тюремные касты существуют?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие тюремные касты существуют?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Так, в некоторых жестких красных колониях администрация использует сексуальное насилие в качестве наказания, а угрозу его применения – как устрашение. Тюремный консультант не приветствует сохранение кастового деления в среде заключенных и не пропагандирует его, но считает нужным с ним ознакомить, поскольку это объективно существующее явление и с ним часто приходится считаться.
«Шестерки», «шныри», «шерстяные» и «фуфлыжники»
«Щестерки» – слуги, слабохарактерные люди, готовые за подачку выполнять разного рода указания. «Шестерок», разумеется, никто не уважает, поскольку на зоне каждый сам за себя. Классический тип «шныря» – Промокашка в фильме «Место встречи изменить нельзя», у него и кликуха подходящая для масти. «Шныри» прислуживают блатным, по сути, они те же «шестерки». За неимением «объекта поклонения» легко могут быть переведены в «опущенные». «Шерстяные» – беспредельщики, либо своей воле, либо по наущению «хозяина». Нередко это блатные, которые повели себя не по понятиям. «Шерстяных» «правильные» зэки обычно режут или переводят в разряд «петухов». «Фуфлыжник» – «двинувший фуфло», «блефанувший» – зек, своевременно не расплатившийся за проигрыш в азартных играх на интерес. Карточный и иной долг на зоне – дело святое, поэтому участь у неплатежеспособного «фуфлыжника» незавидная.
Они по своему социальному положению не уступают блатным, потому что тоже не работают, но держат при поддержке администрации зоны малые выгодные производства. Во многих вопросах они имеют бо́льшую власть чем блатные, потому что имеют связи на воле с бизнес-структурами и на зоне платят взятки руководству.
Они не пользуются уважением других заключённых и в «общак» их не принимают (хотя иногда «козлы» организовывают свой «общак»). В некоторых зонах или тюрьмах «козлов» приходится собирать в отдельных камерах из-за враждебного отношения к ним. В то же время, общаться с «козлами» и прикасаться к ним не запрещается. Также «козлом» является тот, кто заехал на лагерь по стрёмной статье.
Специалисты отмечают, что в последнее время тюремные правила существенно меняются в сравнении с теми, которые действовали во времена СССР. Кто же попадал в немилость в советских тюрьмах и чем было обусловлено такое отношение? Но прежде, чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим так называемые виды зон.
В частности, статус заключённых может быть связан с такими должностями как, например, санитар, библиотекарь, бригадир. К ним в криминальном мире обычно предъявляются высокие требования: в идеале бродяга не должен работать ни на воле, ни в заключении, не должен служить в армии или быть связанным с органами государственной власти.
В качестве наказания за некачественную «доставку газов» могут применяться самые разнообразные методы унижения. Но, как правило, в отношении «водолазов» применяются обычные избиения.
«Петухи» или «опущенные»
Самая низшая каста в тюремной иерархии. Не сказать чтобы многочисленная в процентном соотношении с другими мастями, но к «опущенным» условно можно отнести также опустившихся зеков – «чушков», не следящих за собой, не мытых, грязно одетых. «Чушко», как и «петухов», на зоне сторонятся и их место часто также у параши. «Петух», строго говоря, – пассивный гомосексуалист. Либо «голубой» (вне зависимости от активно-пассивной позиции), пришедший таковым с воли, либо «обиженный» уже на зоне. «Петухи» не обладают на зоне никакими правами, они изгои, от которых остальные сидельцы стараются максимально дистанцироваться – у «голубых» своя посуда с дыркой и собственное место поближе к туалету. Вся грязная работа в неволе – мытье сортиров, обслуживание помойных ям и многое другое – на «опущенных». Слово «петух» и родственные ему слова – «курица», «курятник», «гребешок» и все остальные, хоть каким-то образом связанные с этой птицей – очень оскорбительны по отношению к конкретному осужденному, за них сразу же требуется призывать к ответу, иначе этот статус также, как и с «козлом», к зеку может прилипнуть, и уже безвозвратно.
Мужские тюремные касты
Тюремные касты в странах бывшего СССР были теми же, что сейчас – блатной мир отличается особой стабильностью что в 1955 году, что в 2021. Рассмотрим основные масти.
Блатной – это король в системе тюремной иерархии, выше него может быть только вор в законе. Именно блатные «держат» тюрьму или зону, не работают.
Статус недоступен для заключенных, профессиональная деятельность на воле для которых была связана со сферой обслуживания – например, официант, таксист, парикмахер. После армейской службы блатным стать тоже не получится.
Права у касты привилегированные – ее представители следят за общаком, делят деньги из него на нужды других заключенным, занимаются регулированием конфликтов «по понятиям», определяя виновных и назначая меру наказания для них.
Как работают подобные клиники?
Если кто думает, что все очень сложно, то он ошибается. Простота подобных схем и приводит к массовости обмана людей. Первым делом, регистрируется компания, получаются документы, далее оформляется офис и подбирается персонал (в основном менеджеры по продажам). Далее запускается массированная рекламная компания, для привлечения клиентов (в данном случае, клиенты это те овцы, что можно остричь, а точнее обобрать).
Вот и вся схематичность, за исключением некоторых штрихов. А штрихи эти таковы, когда клиент приходит в офис, ему сотрудники «вешают лапшу на уши» и убеждают в том, что ему нужна медицинская помощь или консультация. Все направлено лишь на то, что бы клиент по максимуму внес денег в контору. А если нет наличных, то клиенту вежливо подсунут кредитный договор и человек придя на бесплатную консультацию, получает и диагноз болезни и кредит в банке.
Какой он, закон тюремный?
Тюремные понятия и законы, запреты строго соблюдаются «правильными» арестантами. По сути, смысл правил поведения в местах лишения свободы такой же, как и нормы жизни на свободе. Просто заключенные выражают это на своем, им более понятном, языке (или жаргоне).
Итак, основные тюремные понятия и законы заключенных сводятся к следующему:
— Выделять долю в общак, то есть уметь делиться, отдавать свое.
— С почтением относиться к старикам, родителям.
— Не стучать, то есть не доносить на других заключенных администрации колонии или тюрьмы.
— Не «крысятничать», то есть не воровать у своих.
— Не предъявлять обвинения без наличия на то оснований, доказательств.
— Не материться, не оскорблять без причины (удивительно, но в местах лишения свободы запрещено нецензурно выражаться).
— Отвечать за свои слова. Это означает, что нельзя просто пригрозить кому-то: если уж сказал, так нужно делать. Никаких изменений ситуаций, или «нечаянно» в местах лишения свободы не существует.
Все вышеперечисленные законы являются достаточно жизненными и человечными, а также легко применимыми (с некоторыми поправками) в повседневной жизни на свободе.
Есть и такие тюремные законы и понятия, правила, которые обычному человеку понять достаточно сложно. К примеру, нельзя вмешиваться. Так, если один заключенный решил покончить жизнь самоубийством, отговаривать его остальным осужденным нельзя. Если он просит лезвие (чтобы перерезать вены или горло) – его дадут.
Странным для законопослушного гражданина будет и то, что в тюрьме запрещается поднимать что-либо с пола. Даже если у заключенного на пол упала шапка, поднимать и тем более носить ее дальше уже нельзя.
Особенности общения в тюрьме
Мало кому известно, но в тюрьме существуют свои правила общения между осужденными. Если новичок не будет их соблюдать, то он рискует попасть в касту социально неадаптированных. Как правило, таких осужденных уголовные авторитеты не воспринимают и ежедневно унижают. В первую очередь необходимо запомнить несколько особенностей.
Ни в коем случае не говорите на территории тюрьмы слова спасибо и обиделся. Запрещено также использовать ненормативную лексику. Это не случайно, ведь можно случайно обидеть уважаемого в тюрьме человека и таким образом понизить свой авторитет. Стоит также отметить, что на зоне все осужденные используют жаргонный язык. Именно по этой причине новичку первое время будет достаточно сложно понять, о чем разговаривают его сокамерники.
Последней и по счету, и по статусу является каста «опущенных». Лиц, в нее входящих, еще называют «петухами», «обиженными» и прочими аналогичными терминами. Попадают в данную группу те заключенные, которые были «опущены» (при этом совсем не обязательно должен произойти акт мужеложства; процесс этот может быть выполнен и чисто символически).
Тюремные понятия и законы не для этой категории осужденных. Их на зоне вообще не считают за людей. Так, к ним запрещено прикасаться (если какой-то предмет нужно передать «опущенному» — его просто кидают на пол, чтобы заключенный его поднял), они пользуются отдельной посудой, им нельзя трогать вещи других осужденных. В общем, они живут обособленной группой, не имеющей никаких прав.
Статистика показывает, что больше всего заключенных попадает в указанную группу на зонах, предназначенных для малолетних заключенных. Там главенствуют свои тюремные понятия и законы, обязаности, и порой даже более суровые, чем в настоящих тюрьмах и «взрослых» лагерях.
Сегодня в мире насчитываются тысячи тюрем, и каждая из них отличается своим устройством, внутренней иерархией, наличием каст и мастей.
Население российских тюрем и СИЗО также отличается очень сильной неоднородностью. Заключенные делятся на своеобразные и специфичные касты, которые в их сфере называются «мастями».
Замечание 1
Сами заключенные относятся к разным мастям, и в тюремной иерархии обладают разным статусом. Статус и масть определяет их права и обязанности, а также положение в тюремной иерархии.
Это практически так же, как и в обычной обществе, но здесь стоит учитывать специфику тех, кто попадает в тюрьмы: преступники разной степени опасности, а также те, кто приговорен к пожизненному заключению и, соответственно, имеют собственное положение и практически отсутствующие права.
Самой многочисленной группой в колониях заключенных и СИЗО являются так называемые «мужики».
«Шестерки», «шныри», «шерстяные» и «фуфлыжники»
«Щестерки» – слуги, слабохарактерные люди, готовые за подачку выполнять разного рода указания. «Шестерок», разумеется, никто не уважает, поскольку на зоне каждый сам за себя. Классический тип «шныря» – Промокашка в фильме «Место встречи изменить нельзя», у него и кликуха подходящая для масти. «Шныри» прислуживают блатным, по сути, они те же «шестерки». За неимением «объекта поклонения» легко могут быть переведены в «опущенные». «Шерстяные» – беспредельщики, либо своей воле, либо по наущению «хозяина». Нередко это блатные, которые повели себя не по понятиям. «Шерстяных» «правильные» зэки обычно режут или переводят в разряд «петухов». «Фуфлыжник» – «двинувший фуфло», «блефанувший» – зек, своевременно не расплатившийся за проигрыш в азартных играх на интерес. Карточный и иной долг на зоне – дело святое, поэтому участь у неплатежеспособного «фуфлыжника» незавидная.
Общие «положения» иерархической системы в женской тюрьме
Среди населения женской зоны «масти» назначаются в некотором роде самопроизвольно. Этот процесс чаще всего связан с возрастом заключенной. Также иерархическое положение зависит от проживания, наличие в «первоходки» регулярных передачек и писем. В камере обычно более 10 человек. Самое привилегированное место занимает «старшая» и ее окружение — так называемая «семья». Свита наблюдает за чистотой и порядком, составляя график дежурств. Следующая каста — это «первоходки» — их статус сохраняется от 2 месяцев до года.
Самая презираемая «масть» в женской тюрьме — это «шестерки». Также в непривилегированную касту выделяют наркоманок с большим стажем. Как правило, именно зависимые от наркотика женщины являются доносчицами — они готовы делать, что угодно за дозу. К «опущенным» относятся детоубийцы и больные ВИЧ-инфекцией.
Глава заключенных, кастовое деление и внутренние негласные распорядки
В некоторых зонах козлов приходится собирать в отдельных отрядах из-за враждебного отношения к ним со стороны других осуждённых. Разрешая проблему по понятиям, обвинитель делает предъяву, обосновывает её, а обвиняемый отвечает. Впрочем, если сделавший это не знал, что берет у обиженного, то он может избежать перехода в низшую касту, ведь сделанное по незнанию обычно не влечет за собой негативных последствий.
За несправедливо вынесенное решение с блатного также могут спросить сами блатные, как правило, они называют себя не блатными, а арестантами, босяками, путёвыми, бродягами. Если арестант не может рассчитаться в указанный срок, считается, что он двинул фуфло и ему присваивается этот статус.
В частности, статус заключённых может быть связан с такими должностями как, например, санитар, библиотекарь, бригадир. К ним в криминальном мире обычно предъявляются высокие требования: в идеале бродяга не должен работать ни на воле, ни в заключении, не должен служить в армии или быть связанным с органами государственной власти.
Возглавляет обиженных главпетух (или петушиная мамка), который является полномочным представителем опущенных в контактах с лидерами других неформальных групп, решает все проблемы, возникающие в группе опущенных, участвует в разрешении спорных вопросов между опущенными и другими мастями.
Так, в некоторых жестких красных колониях администрация использует сексуальное насилие в качестве наказания, а угрозу его применения – как устрашение. Тюремный консультант не приветствует сохранение кастового деления в среде заключенных и не пропагандирует его, но считает нужным с ним ознакомить, поскольку это объективно существующее явление и с ним часто приходится считаться.
«Нетрадиционный» подход
1. Объявить голодовку с привлечением адвоката и с подписанием заявления об этом вышестоящим руководством, начиная от надзирающего прокурора или выше.
2. Заявить о якобы труднодиагностируемой болезни, как ишемическое заболевание сердца, или подобное, что даст возможность перейти под наблюдение к врачу, а в некоторых случаях даст шанс освобождения. Но состязаться опытом с бывалыми людьми, симулируя незнакомые болезни, не стоит: разоблачение может обойтись дороже.
3. Существует также способ, когда заключённый неофициально сообщает следователю о своих подозрениях: о том, что его сокамерник проявил намерение покуситься на его честь, и что в попытке обороны он может нанести телесный вред оскробителю. Часто бывает принято решение поместить новоприбывшего в одиночную камеру.
4. Предпочтительнее отбывать срок в малочисленной камере, где соседями окажутся нарушители, чьи статьи не имеют отношения к особо тяжким — расхитители, аварийщики. И тогда хлопоты о том, как в хату входят, прописка на зоне, и тому подобное, с большей вероятностью останутся невостребованными. Но чтобы повлиять на решение о малонаселённой камере, как минимум, важно сохранять уважение к опер-уполномоченному и следователю.
5. В некоторых случаях удавалось откупиться за большие суммы от пребывания в общей камере.
6. «Прописки» могут избежать пожилые люди, болеющие, которые при входе заявляют, что обязуются платить «в общак» и работать, сколько полагается.
Статья, знакомство, кличка
Брошенное к ногам полотенце, детектор чувства собственного достоинства — ещё не завершение знакомства, после этого актуален всё тот же вопрос: как правильно войти в хату на зоне, не привлекая к себе нездорового внимания? «За что осуждён?», «За что попал?» — на эти вопросы прибывшему стоит ответить номером статьи, не скрывая действительного положения дел, несмотря на невиновность. На вопрос: «Ты кто?» предполагаются ответы — «бродяга» — авторитет, оказавшийся за решеткой не впервые, «мужик» — человек, не имеющий «оплошностей» на воле, или — «опущенный человек».
Не стоит направляться к кажущимся свободными нарам. Для первоходцев чаще всего остаются спальные места, расположенные по углам. Прибывшего могут пригласить к столу (общаку) попить чаю, и вновь попросят детальнее рассказать, за что осуждён и кем является. Если не было опыта заключения, лучше так и сказать — бывалые в любом случае вычислят вашу настоящую суть. Не зная правил жизни в камере, стоит сказать об этом, как есть, а относительно их соблюдения выразить согласие. Лучше умолчать о финансовом положении или создать впечатление человека среднего достатка.
Кличка — необходимость, которую можно выбрать на собственное усмотрение, или же её присвоит общество согласно особенностей или поведения заключённого. Новичок может принять или отказаться от оскорбительного прозвища, отвечая «не канает» или наоборот: «канает».
Обычно смотрящий озвучивает неписанные правила, невыполнение которых наказывается особо строго. «Попасться» на деле и на слове, тем более новичку, очень просто. Если необходимо противостоять коллективному неодобрению, выпутаться из неосознанной оплошности, если обычные методы не срабатывают, то заключённые вынуждены практиковать «нестандартный подход», чтобы выжить, и для улучшения сложившейся ситуации.
Кто такой «водолаз» на сленге?
По понятиям «водолаз» означает одного из представителя касты «опущенных». Роль его далеко не из самых приятных, а скорее даже одна из самых унизительных.
Итак, конкретно, кто же такой водолаз на зоне? «Водолаз» — это тот осужденный, который принимает на себя газовые атаки блатных арестантов.
Таким образом главные арестанты демонстрируют свое превосходство в иерархии и унизительное положение «водолазов».
«Водолазы» на зоне также имеют ряд схожих названий, в частности:
- «Форточник»;
- «Газонюх»;
- «Газоопущенный».