Задержка рейса: 15 фактов, которые должен знать пассажир
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задержка рейса: 15 фактов, которые должен знать пассажир». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если в планах пассажира, международный рейс которого отменили, сделать так, чтобы была получена компенсация за задержкурейса самолета, важно убедиться, что причина подобной проблемы входит в список компенсируемых. Обычно все причины, по которым самолет не смог покинуть аэропорт можно разделить на две большие группы. В первую входят причины, которые возникли по вине авиаперевозчика, а вторые являются следствием независимых причин. Чтобы определить, какая из них действует, важно разобраться в каждой категории подробнее.
Вы имеете право обратиться в суд. В иске, помимо требования о выплате компенсации за задержку рейса, вы имеете право также потребовать взыскания с авиакомпании компенсации морального вреда и штрафа в размере 50 % от суммы, которая будет присуждена судом, за отказ в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке (в соответствии со ст. 13 и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также понесенных вами судебных издержек.
Если задержка рейса произошла из-за обстоятельств, которые не зависят от перевозчика (обстоятельства непреодолимой силы), или из-за устранения неисправности самолета, которая угрожает жизни или здоровью пассажиров, то в этом случае авиакомпания освобождается от обязанности выплаты компенсаций пассажирам. Однако факт наступления таких обстоятельств должен быть доказан перевозчиком.
Компенсация за задержку рейса в России
Компенсация за задержку рейса в России на 2022 год имеет немало отличий, по сравнению с предложениями, которые есть от авиакомпаний Европы и мира. Первое отличие, на которое следует обратить внимание – это способ расчета, что отличается от принятых в других странах правил. В России пассажиру предлагают всего 25 рублей компенсация за час ожидания посадки. Причем это цена исключительно за полный час ожидания. Если прождете, например, 55 минут, на этот неполный час не компенсируют даже указанные 25 рублей.
Авиакомпания предлагают возможность получить неустойку в размере 3% от цены билета. Но 3% также высчитываются за каждый час прострочки. Расчет может компенсации за несостоявшийся полет самолета показаться сложным, потому как правильно высчитывать размеркомпенсации можно на примере конкретного случая. Для образца возьмем задержку рейса «Челябинск-Москва», стоимость билета которого составляет 5 тыс. рублей, а задержка составила 4 полных часа. Имея рассматриваемые данные можно провести следующий расчет:
(25 руб.*4 часа) + (3%*5000)*4 =» 100 руб. + «600 руб. =» 700 рублей.
Но даже чтобы получить рассматриваемые деньги, следует пройти специальную процедуру, как минимум, написать и отправить претензию.
Какие требования можно выдвигать
Люди, международный рейс которых отменили, иногда попросту не могут отказаться от билета и использовать какой-то другой способ передвижения. Потому они вынуждены ждать возможности совершить перелет. Но в любом случае пассажиры могут требовать компенсировать им потерянное время и пережитые неудобства. Самые распространенные требования, дать деньги за оплату номера в гостинице, где вы поселились, чтобы дождаться международного рейса. При условии если вылет перенесли на следующий день. Но важно сохранить чеки и другие подтверждения расходов, иначе деньги вам не вернут.
Оплатить другие убытки. Для примера, если человек спешил на концерт, но не попал на самолет. Это же касается стоимости билетов на другой транспорт и т.п. Бесплатные услуги по хранению багажа также учитываются. Если вещи остаются в камере хранения дольше предусмотренного пассажиром срока из-за задержки международного рейса, аэропорт не может требовать с него денег за рассматриваемую услугу.
Компенсации морального ущерба. Особенно если длительное ожидание помешало человеку успеть на какое-то важное событие, и это стало причиной серьезного дискомфорта. Например, опоздание на лечение и т.п. Причем фиксированной компенсации морального ущерба нет. Каждый случай индивидуальный. Если задержка представляет дискомфорт для пассажира, он имеет право требовать возмещение за это, помимо компенсирования стоимости билета.
Почему отменяют авиарейсы?
Чаще всего задержки и отмены авиарейсов происходят по вине нелетной погоды. Яркий пример такой ситуации – извержение вулкана Эйяфьядлайекюдль, когда воздушные перевозки были невозможны по всей Европе. То же касается гроз, ураганов и иных чрезвычайных ситуаций.
Авиарейс могут отменить и по техническим причинам:
-
из-за поломки самолета;
-
некомплекта экипажа;
-
низкой загруженности.
В России при задержке рейса по вине авиакомпании за моральный ущерб можно получить компенсацию в три процента от стоимости билета за каждый час опоздания. То есть за задержку в шесть часов можно получить лишь 18% стоимости. Если взять билет за 3 000 рублей, получается что-то около 500 рублей — так себе выгода.
Предусмотрен ещё штраф — 25 процентов от МРОТ (а точнее базовой суммы для начисления штрафов, которая не менялась с 2001 года) умножаются на количество задержанных часов (всего 25 рублей за каждый час задержки). К тому же штраф не может превышать половины стоимости билета.
Для международных полётов сумма компенсации выше. В 2017 году Россия присоединилась к Монреальской конвенции, и теперь компенсация может составить до 332 тысяч рублей. Ключевое слово здесь «до»: минимальные границы компенсации конвенция не оговаривает.
В странах Евросоюза компенсация за задержки рейсов гораздо выше и требования к авиакомпаниям жёстче. При задержке больше, чем на три часа, пассажира обязаны обеспечить напитками, едой и связью. Ну и суммы компенсаций тут выше: 250€ при полёте до 1 500 километров, 400€ от 1 500 до 3 500 километров, 600€ свыше 3500 километров. Но! Если рейс любой дальности отложили не на три, а уже на четыре часа, то пассажир может рассчитывать на 600€.
Правда, и в Европе есть факторы, освобождающие перевозчика от ответственности. Например, погода.
Важно: правила распространяются не только на рейсы европейских компаний, но и на перелёты любых перевозчиков, если точка вылета или прилёта расположена в ЕС.
Когда можно претендовать на денежную компенсацию
Многолетняя практика показывает, что далеко не во всех подобных ситуациях предусматривается возможность вернуть свои средства. Во многом это связано с недобросовестностью авиакомпаний. Более того, редко, но встречаются обстоятельства, при которых клиенты даже не получают соответствующего уведомления.
В таком случае необходимо действовать в строго установленном порядке, который заключается в следующем:
В случае принятия решения об использовании иного рейса для своего перелета, то пассажир должен приступить к сбору документации, которая официально подтверждает факт дополнительных затрат.
Крайне важно доказать тот факт, что вынужденная отмена рейса помешала пассажиру присутствовать на каком-либо значимом для него событии либо организованном мероприятии.
В данном случае подтверждением может стать:
В случае необходимости заночевать в гостинице, в обязательном порядке стоит попросить выдать квитанцию с датой и полной стоимостью.
По прибытию домой в данном случае требуется составить в письменном виде соответствующее заявление, в котором указывается:
После этого нужно приложить копии всех имеющихся документальных подтверждений.
Заявление должно быть сформировано в нескольких экземплярах, один из которых остается у заявителя в качестве подтверждения сформированной претензии с проставленной отметкой представителей авиакомпании.
Задержка рейса нередко сопряжена с дополнительными материальными затратами. Пассажиры могли не успеть на рейс пересадки, пропустили важную встречу или не заселились в гостиницу вовремя. На этот случай предусмотрена материальная компенсация.
Тут надо уточнить один важный момент. Материальную компенсацию вам выплатят только в том случае, если задержка произошла по вине авиакомпании.
Если самолет не вылетел вовремя из-за погодных условий, технической неисправности самолета или любых других обстоятельств, которые не зависят от авиакомпании, то материальная компенсация вам не положена.
Допустим, мы выяснили, что задержка произошла по вине авиакомпании, какая материальная компенсация нам положена?
Размер компенсации в России зависит от минимальной заработной платы и составляет 25% от этой величины за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости билета.
Данные обязанности авиаперевозчиков регулируются Федеральными авиационными правилами “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”, а также Воздушным Кодексом РФ.
Еще раз напоминаем, никто не будет предлагать вам поставить отметку, вы должны сами подойти к представителю авиакомпании и потребовать у него сделать отметку о задержке рейса!
Сумма зависит от того, на сколько часов задержали рейс и дальности перелета.
- 250 евро, если дальность перелёта – менее 1500 км (например, рейс Париж – Лондон), а задержка на 3 часа и более;
- 400 евро, если дальность перелёта –1500 – 3500 км (например, рейс Париж – Москва), задержка на 3 часа и более;
- 300 евро, если дальность перелёта – более 3500 км (например, рейс Нью-Йорк – Париж), задержка на 3-4 часа;
- 600 евро, если дальность перелёта – более 3500 км (например, рейс Нью-Йорк – Париж), задержка на 4 часа и более.
В России при задержке рейса по вине авиакомпании за моральный ущерб можно получить компенсацию в три процента от стоимости билета за каждый час опоздания. То есть за задержку в шесть часов можно получить лишь 18% стоимости. Если взять билет за 3 000 рублей, получается что-то около 500 рублей — так себе выгода.
Предусмотрен ещё штраф — 25 процентов от МРОТ (а точнее базовой суммы для начисления штрафов, которая не менялась с 2001 года) умножаются на количество задержанных часов (всего 25 рублей за каждый час задержки). К тому же штраф не может превышать половины стоимости билета.
Для международных полётов сумма компенсации выше. В 2017 году Россия присоединилась к Монреальской конвенции, и теперь компенсация может составить до 332 тысяч рублей. Ключевое слово здесь «до»: минимальные границы компенсации конвенция не оговаривает.
В странах Евросоюза компенсация за задержки рейсов гораздо выше и требования к авиакомпаниям жёстче. При задержке больше, чем на три часа, пассажира обязаны обеспечить напитками, едой и связью. Ну и суммы компенсаций тут выше: 250€ при полёте до 1 500 километров, 400€ от 1 500 до 3 500 километров, 600€ свыше 3500 километров. Но! Если рейс любой дальности отложили не на три, а уже на четыре часа, то пассажир может рассчитывать на 600€.
Правда, и в Европе есть факторы, освобождающие перевозчика от ответственности. Например, погода.
Важно: правила распространяются не только на рейсы европейских компаний, но и на перелёты любых перевозчиков, если точка вылета или прилёта расположена в ЕС.
Как себя развлечь, не покидая аэропорта
Прогуляйтесь по авиагавани. Особенно, если вы здесь впервые. Зачастую в аэропортах можно увидеть такие достопримечательности или арт-объекты, которые не встретишь больше нигде.
Например, в аэропорту Сингапура «Чанги» вас ждут сады бабочек, кактусов, лилий, кинотеатры, мастерские, где можно научиться искусству гравюры по дереву, и бассейн на крыше с видом на взлётно-посадочную полосу. Посмотреть на посадку и взлёт лайнеров можно на смотровой площадке аэропорта «Схипхол» в Амстердаме, а в Сан-Франциско — прокатиться по зданию авиакомплекса на мини-поезде. В Мюнхене работает музей раритетных самолётов, а в Гонконге на симуляторах учат управлять самолётами. А в нашем родном Шереметьево есть прекрасный музей истории, где легко можно скоротать часок.
Если хочется комфорта и тишины, то отправляйтесь в бизнес-зал. Если летите бизнес-классом или являетесь участником какой-нибудь премиальной программы, то отправляйтесь туда сразу, не задумываясь. Если нет, решайте сами, но знайте, что в лаунже вас ждут мягкие диваны или кресла, телевизор, хороший Wi-Fi, еда и напитки без ограничений и так далее. Попасть в залы ожидания повышенной комфортности можно и просто за деньги, — цены от аэропорта к аэропорту разнятся — но при длительной задержке это всё равно может быть сильно выгодней, чем сидеть в кафе.
В Шереметьево за три часа в лаунже с пассажира попросят 3,5 тысяч рублей, шесть часов в бизнес-зале Домодедово обойдутся в 3,7 тысяч рублей (билеты продают на стойке лаунжа), а пять часов во Внуково — в 2,9 тысяч. Для детей до 12 лет, как правило, предоставляется 50% скидка, а тех, кому ещё нет двух, пускают бесплатно.
Что делать, если опаздываешь на следующий рейс
Иногда из-за задержки одного рейса, вы можете опоздать на другой вылет. И будет ли за это компенсация, зависит от того, выписан ли ваш билет на едином бланке или нет. Если да — авиакомпания может сделать возврат неиспользованной части билета или доставить до пункта назначения ближайшим рейсом.
Но если билет выписан на разных бланках. Например, один билет из Алматы в Москву вы купили у «Эйр Астаны», а потом ещё докупили отдельный билет из Москвы в Лондон. Если первый рейс задержат или отменят, авиакомпания не несёт ответственности за то, что вы не успеете на второй.
Что делать, если рейс задержали в Казахстане
Права казахстанских пассажиров защищает закон Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации». Задержкам посвящена статья 86 этого закона.
- Если вы ждёте рейс больше 2 часов, то имеете право на бесплатные прохладительные напитки и на 2 телефонных звонка (включая международные направления) до 5 минут — или на отправку 2 сообщений по электронной почте;
- Если рейс задерживают более 4 часов, то авиакомпания обязана обеспечивать вас горячим питанием каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов — в ночное;
- Если ожидание затянулось на 6 часов ночью или 8 часов днем, то вас обязаны разместить в гостинице и доставить туда от аэропорта и обратно.
- А если рейс задержали на 10 часов, то перевозчик не только обязан предоставить все эти услуги, но и обеспечить вам перелёт ближайшим рейсом другой авиакомпании до места назначения или полностью возместить стоимость билета.
Всё это авиакомпания обязана делать бесплатно. Если она вдруг отказывается предоставлять эти услуги, то на неё можно пожаловаться — в Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан и в Комитет гражданской авиации МИР РК. Но сначала стоит всё-таки обратиться на горячую линию перевозчика — он может решить эту проблему быстрее.
Если вы узнали о задержке рейса заранее
Бывает так, что авиакомпания изменяет время или вовсе отменяет тот рейс, на который вы купили билет, и известно об этом становится за несколько дней, недель и даже месяцев до момента вылета. Уведомить об изменении в расписании должна авиакомпания, если билет вы покупали напрямую, или билетное агентство, если билет вы покупали через посредника.
В этом случае вам предложат два варианта:
- полететь в другое время или другим рейсом;
- отменить билет и вернуть деньги.
В зависимости от технической оснащённости авиакомпании или агентства, вы:
- можете согласиться или не согласиться с предложенным новым вариантом полёта, ответив на электронное письмо;
- можете согласиться с другим временем вылета или новым рейсом на сайте в личном кабинете;
- должны будете позвонить в call-центр или явиться в офис, чтобы переоформить билет.
Вам выберут новый приемлемый вариант без доплат. Если ничего из предложенного вам не подходит, перевозчик или агентство должны вернуть деньги, даже если изначально билет был продан как «невозвратный».
Об ответственности туроператора
В связи с участившимися случаями задержки и отмены чартерных авиарейсов, являющихся составной частью туристского продукта, Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия сообщает следующее.
Основные права туриста, в том числе при подготовке к путешествию, и во время его совершения, включая транзит, определены ст. 6 Федерального закона № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон).
Итак, согласно Закону, турист имеет право:
Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта, в соответствии с нормами статьи 17.4. Закона признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся:
Согласно статье 9 Закона и в соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
Следовательно, по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 Гражданского Кодекса Российской Федерации вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.
При решении вопроса о том, явилось или не явилось исполнение обязательства по перевозке прямым следствием так называемой непреодолимой силы, необходимо исходить из ее определения, приведенного в пункте 3 статьи 401 ГК РФ, то есть из фактического наличия «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств». К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с нормами статьи 17.4. Закона , иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно.
Турист, отказавшийся от экстренной помощи, оказываемой объединением туроператоров в сфере выездного туризма за счет средств компенсационного фонда, а равно и турист, получивший такую помощь, не лишается права обратиться с требованием о возмещении реального ущерба к указанным туроператору или страховщику (гаранту).
Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательство м Российской Федерации.
Дополнительно, к сведению граждан, доводим следующую информацию.
Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.
В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителе й, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 ФАП).
В соответствии с п. 92 ФАП, перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией:
При этом в соответствии с требованиями пункта 99 ФАП, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологически х условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
Согласно разъяснениям Федерального агентства по туризму от 27 декабря 2010 г.
«Права туристов при задержке авиарейса», в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензии.
Справки, чеки, детализация звонков
Проблемы у нашей авиакомпании начались еще до того, как мы полетели отдыхать. За день до вылета турагент прислал нам билеты на чартерный рейс. Время вылета было известно, рейс появился в расписании аэропорта. Но когда мы приехали в аэропорт, выяснилось, что вылет задерживается.
По закону, если рейс задерживают дольше двух часов, перевозчик обязан бесплатно обеспечить пассажиров прохладительными напитками и организовать связь: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Если рейс задерживают больше четырех часов, он обязан накормить всех горячей едой. Если дольше шести ночью или восьми днем — разместить в гостинице.
Наш рейс задержали больше, чем на четыре часа, но никто не предложил нам еду и напитки. Мы купили их за свои деньги, я сохранил чеки.
Пока мы отдыхали в Турции, проблемы авиакомпании усугубились. Соотечественники на пляже обсуждали новости: кто-то не смог улететь на отдых по путевке, другие — вернуться домой. За день до отъезда я попросил отельного гида для подстраховки продлить наше проживание. Гид ответил, что вылет будет по расписанию и оплачивать жилье нет необходимости.
Утром в день отъезда стало очевидно, что самолет за нами вовремя не прилетит: нашего рейса не было в расписании аэропорта. Ждать на улице не хотелось, поэтому пришлось оформлять поздний выезд, чтобы нас не выселили из номера. Представителя туроператора на месте не было, поэтому я все оплатил сам — и попросил оформить чек.
Остаток дня мы сидели на чемоданах и ждали, когда представитель туроператора заберет нас в аэропорт. Выезд несколько раз переносился. После того как время позднего выезда из отеля истекло, туроператор все-таки продлил нам проживание — а вот двух положенных телефонных звонков не предоставил. Я звонил за свой счет и после возвращения заказал детализацию этих звонков у оператора связи.
За нами приехали только утром. Мы должны были вылететь из Анталии в 8 вечера, а вместо этого вылетели в 9 утра на следующий день — с задержкой в 13 часов.
По прилете в московский аэропорт я обратился на стойку информации и попросил поставить отметки о задержке обоих рейсов. Такие отметки обычно ставят на обратной стороне посадочного талона или на распечатке маршрутной квитанции.
Потом я собрал все документы о нарушениях наших прав и обратился к туроператору за компенсацией.