Снятие с очереди на жилье порядок действий и практика.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снятие с очереди на жилье порядок действий и практика.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.
Выводы из судебной практики
Снятие с учета на основании законодательных актов, вступивших в силу после 1 марта 2005 года, кроме случаев, предусмотренных подп. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, незаконно. Например, судами удовлетворяются исковые заявления граждан, незаконно снятых с учета после изменения статуса общежитий на многоквартирные дома в связи с его передачей в муниципальную собственность (Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2014 N 5-КГ13-137).
В судебной практике имеется немало случаев, когда оспариваются решения органов местного самоуправления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением уже совершеннолетними детьми своего жилья.
Действительно, в соответствии с действовавшим на момент принятия инвалидам на жилищный учет законодательством РСФСР и нынешним Жилищным кодексом Российской Федерации при установлении нуждаемости суммируется общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.
Общая площадь жилых помещений, приобретенных по ипотечному кредиту, также учитывается при определении нуждаемости в жилых помещениях.
Например, Апелляционным определением Московского областного суда от 06.08.2014 по делу №33-17200/2014 удовлетворены требования гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, о признании незаконным решения городской администрации о снятии его с учета. Основанием принятия местной администрацией оспариваемого решения послужило приобретение дочерью заявителя собственной квартиры. При вынесении решения суд исходил из того, что, снявшись с регистрационного учета из жилого помещения родителей, дочь утратила статус члена семьи заявителя. Судом установлено, что заявитель вместе с дочерью не вселялся в приобретенную квартиру, соответственно права пользования новой жилплощадью у него (родителя) не возникло. Судом также учтено, что в связи с выездом дочери заявителя на новое место жительство жилищные условия последнего не улучшились и приходящаяся на каждого члена семьи жилплощадь по-прежнему составляла менее учетной нормы.
Следует отметить, что изменение учетной нормы жилого помещения, необходимая для признания нуждающимся в жилом помещении и установленная органом местного самоуправления после 1 марта 2005 г. не может являться основанием для снятия с учета граждан, включенных в очередь на получение жилья до указанной даты. Указанные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П.
Таким образом, необходимо ориентироваться на действовавшие до вступления действующего Жилищного кодекса РФ решения региональных исполнительных органов власти. Подобный подход согласуется с ч.1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ, устанавливающего, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы. Конкретный показатель учетной нормы в этой статье не приводится, но он, как правило, составлял 12 кв.м.
Эту простую, но действенную схему наши госслужащие давно поставили на поток. Суть в следующем: чиновники тщательно проверяют ближнюю и дальнюю родню претендента на бесплатную квартиру и если находят у кого-то недвижимость, учитывают ее площадь при определении жилищных условий заявителя. Неожиданной «прибавкой» может стать что угодно: от добрачной «однушки» бывшего зятя до деревенского дома тетушки из Урюпинска. Как только общая квадратура достигает нормативов, очередника и его семью снимают с учета. Ведь чтобы сохранить место в заветном списке, граждане должны действительно нуждаться в государственных метрах. Например, вообще не иметь своего угла либо ютиться в очень маленьком помещении. Скажем, в Москве и области учетные нормы составляют не более 10 кв. м на человека (для коммуналок — 15 кв. м).
При этом власти старательно игнорируют тот факт, что владелец дополнительных «квадратов» зарегистрирован в другом месте и к жилищной очереди не имеет никакого отношения, а сами очередники не вправе пользоваться его имуществом. Типичный случай: гражданка К. вместе с родителями живет в деревянном бараке и скоро получит квартиру от государства. Ее супруг прописан в собственном коттедже, купленном задолго до свадьбы, и на социальные метры жены не рассчитывает. По закону, в такой ситуации личную недвижимость мужа нельзя брать в расчет, а значит, все должны остаться при своем. Но Департамент городского имущества города Москвы решил иначе: нуждающихся исключили из списка, и чтобы восстановиться, им потребовалось идти в суд.
Или вот, еще более абсурдная история. Москвичка прописана в коммуналке вместе с двумя детьми и с середины девяностых стоит в очереди на жилье. После 23 лет ожидания департамент внезапно ее «отчислил». Оказалось, работники мэрии приплюсовали к 34 кв. м заявительницы дом ее двоюродного брата площадью 180 кв. м. В итоге на четверых человек по документам пришлось 214 «квадратов», и необходимость в улучшении условий за счет бюджета отпала. Однако бывшая очередница сумела убедить суд в том, что не вселяла брата в свою коммунальную квартиру, а значит, он не является членом ее семьи. Долями в праве собственности на недвижимость родственника ни истица, ни ее дети также не обладают. В итоге распоряжение городских властей признали незаконным.
Новый Жилищный кодекс, вступивший в силу в 2005 году, разрешил выдавать бесплатные квартиры только тем нуждающимся, которых официально признали малоимущими. На практике это означает, что для получения социальных метров семья должна не просто жить в тесноте, но и не иметь ценного имущества, а также зарабатывать настолько мало, чтобы за 20 лет не суметь накопить на недвижимость. Причем условие распространяется на все время стояния в очереди, — обращает внимание адвокат Олег Сухов. Если через несколько лет после попадания в список заявитель устроится на хорошую работу и выберется из нищеты, его автоматически исключат. Чиновники используют правило в своих интересах. С одной стороны, вполне легально и очень активно отчисляют новых очередников. С другой — незаконно применяют изменившийся порядок к старым. Дело в том, что по нормам ЖК имущественный ценз не распространяется на тех, кто встал на учет до 1 марта 2005-го. Соответственно, и снимать таких людей с очереди лишь потому, что они поправили свое финансовое положение нельзя. Тем не менее, чиновники это делают. Вопреки закону, здравому смыслу и многочисленным судебным решениям. Свежий пример из Тульской области: супруги ждали квартиру с 1998 года, вдвоем проживая на 18,5 кв. м. Прошлой осенью очередников вычеркнули из списка из-за того, что жена вышла на пенсию. Местные власти посчитали, что теперь-то доходов семьи должно хватить на покупку жилья, и предсказуемо проиграли процесс.
Основания для снятия с учета нуждающихся
Согласно статье 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Среди указанных оснований снятия с учета, пожалуй, наиболее часто встречающееся в практике, это — утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как осуществляется учет.
Правом на получение бесплатного жилья наделяется ограниченное число граждан, одни из которых имеют возможность получить квартиру по договору социального найма, другие субсидию для приобретения жилья. И те, и другие предварительно обязаны зарегистрироваться в качестве нуждающихся в улучшении условий проживания в органе исполнительной власти субъекта, муниципального образования либо по месту осуществления трудовой деятельности или прохождения службы.
Общие основания постановки на учет определены жилищным кодексом, это:
- отсутствие любого вида жилья;
- наличие жилья, не соответствующего учетной норме;
- проживание в нежилом помещении;
- совместное проживание с тяжело больным человеком. Перечень заболеваний установлен Приказом Минздрава № 987н от 2012 года.
Кроме того, лицам, не относящимся к особым категориям (ветераны ВОВ, чернобыльцы и др.), необходимо подтверждение статуса «малоимущих граждан». Последний присваивается местным органом власти и означает отсутствие у заявителя и его семьи достаточного дохода и имущества для приобретения собственного жилья.
Анализ следующих факторов:
- Не ухудшили ли Вы жилищные условия преднамеренно. Например, приняли по наследству квартиру и тут же ее продали; не обменялись ли на меньшее жилье; не совершили ли иных действий, по которым четко прослеживаются намеренные ухудшения Вами жилищных условий;
- Не улучшилось ли Ваше жилищное благосостояние. Если после получения жилья по каким-либо основаниям (купили, получили в дар, уна следовали и т.д.) , у Вас площзадь стала больше, чем норматив для нуждающихся в улучшении жилищных условий, сняли с очереди справедлико. В суд подавать не стоит.
- Если член семьи умер, и вас сняли из-за увеличения квадратных метров на человека, в 20% случаев не все потеряно!!!
Когда можно НЕ идти в военкомат, если получил повестку
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин вправе не являться по повестке при наличии уважительных причин, которые должны быть документально подтверждены.
К ним относятся:
- Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- Иные причины, признанные уважительными.
Образец искового заявления о восстановлении в очереди на жилье
В Берёзовский городской суд
Свердловской области
ИСТЕЦ:
С.
ОТВЕТЧИК:
Администрация
Березовского городского округа
ТРЕТЬИ ЛИЦА:
Искового заявления
о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и оспаривании снятия с очереди
Я находилась на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письмом № 1524 со стороны ответчика было выражено согласие в предоставлении мне жилого помещения. После сбора и предоставления справок с моей стороны в адрес ответчика — было издано Постановление главы администрации Березовского городского округа «О снятии меня с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Основанием снятия меня с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий послужило то обстоятельство, что по мнению ответчика, совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи, больше установленного порогового значения дохода.
Я с обжалуемом Постановлением главы администрации Березовского городского округа «О снятии меня с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» не согласна, считаю его необоснованным по следующим обстоятельствам:
При определении совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи со стороны ответчика не выяснен доход всех членов моей семьи, в расчет взят лишь мой доход и доход моего несовершеннолетнего ребенка. При этом состав моей семьи согласно представленной справки с места жительства намного шире двух человек.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу частей 2-3 статьи 52 настоящего Кодекса, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Основания для снятия с очереди на улучшение жилищных условий
Права получения жилплощади сохраняются за гражданами лишь до того момента пока не будет выявлено основание, по которому они не смогут состоять на учете и будут сняты.
В соответствии с законодательством РФ граждане могут быть сняты с очереди в следующих случаях:
- Они по собственной инициативе подали соответствующее заявление (когда гражданин сам просит снять себя с учета, то причину указывать не требуется);
- Когда основание, по которому им должно было быть предоставлено жилье по договору социального найма, было утрачено. К примеру, финансовое состояние семьи было улучшено и она не считается больше малоимущей — когда было получено наследство, которое улучшило финансовое состояние, было получено повышение по службе и т. д.;
- При переезде в другой регион или страну (но когда речь идет о переезде в пределах города, то место в очереди сохраняется и гражданин не может быть снят по этим основаниям);
- Если была выдана материальная помощь на строительство дома либо приобретения квартиры, гражданин также не может претендовать на жилплощадь;
- Когда после постановки на учет в очередь на квартиру выяснилось, что сведения, представленные гражданами, оказались не достоверными;
- При увольнении с предприятия, от которого должна была быть выделена площадь, гражданин также не может претендовать на нее в дальнейшем;
- В случае намеренного ухудшения жилищных условий с целью получения жилплощади;
- При покупке гражданами дачи, которая была признана годной для круглогодичного проживания;
После того, как было выявлено одно из вышеперечисленных обстоятельств, сотрудники уполномоченного органа (в данном случае — Департамент жилищной политики) в течение 30 дней принимают решение о снятии с очереди на получение жилья. Данное решение должно содержать сведения о причинах, по которым произошло исключение из очереди. Но как поступить, когда граждан сняли с очереди при отсутствии оснований? Возможно ли доказать свою правоту и восстановиться на учете? Куда необходимо обратиться для восстановления?
В иске должны содержаться следующие сведения:
- Наименование суда в который он подается;
- Ф. И. О. истца, его телефон и адрес проживания;
- Сведения об ответчике (наименование организации), адрес, контактные номера телефонов;
- Сведения о месте проживания в настоящий момент;
- Основание по которому лицо было поставлено на учеты в качестве нуждающегося в жилплощади и дата когда это было сделано;
- Дата, когда лицо узнало, что оно было снято с учета;
- Просьба о признании действий ответчика незаконными;
- Просьба о восстановлении на учете;
- Дата направления иска;
- Подпись.
Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- 1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
- 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
- 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
- 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
- 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
2.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
3.
-
Если у Вас возник вопрос, как восстановить очередь на жильё, внимательно прочитайте эту страницу. Возможно, что ответ уже есть, в тексте статьи или в комментариях.
-
Бесплатно задайте свой вопрос по телефону или в комментариях о том, что нужно сделать, чтобы восстановить очередь на жилье через суд;
-
Подготовьте все материалы по делу о восстановлении очереди на жильё (документы, касающиеся этого вопроса) и на их основании выясните судебную перспективу;
-
Вам придется разработать стратегию защиты Ваших прав, чтобы доказать факт незаконного снятия с очереди на жилье и определить, в каком порядке обращаться в суд;
-
Не откладывайте решение этой проблемы. Вы можете пропустить срок на обращение в суд (срок исковой давности) с заявлением о восстановлении очереди на жильё, а восстановить его очень сложно.
-
Подготовьте заявление о признании распоряжения о снятии с очереди незаконным и подайте его в суд;
-
Активно участвуйте в судебном процессе по восстановлению очереди на жилье и защищайте свои права.
Обзор практики московских судов по спорам о восстановлении очередников на жилищном учете 2017 – 2018 гг
Вашему вниманию — подборка успешно завершенных нами судебных споров по этой тематике за последние полтора года.
- При оценке уровня жилищной обеспеченности семьи очередников не должно учитываться жильё супруга — не очередника
Заявитель, проживающий с семьей в муниципальной однокомнатной квартире, обратился за правовой помощью по восстановлению на жилищном учете, на котором состояли с 2004 г. Департамент городского имущества г.Москвы снял их с учета, посчитав трехкомнатную квартиру супруга, приватизированную им до брака.
- Мы подготовили исковое заявление, где обосновали отсутствие следующих изменений в жилищных условиях семьи очередников, дающих им право на получение квартиры по договору соцнайма:
- — супруг не состоит на жилищном учете с семьей очередников;
- — в квартиру очередников не вселялся;
- — никто из членов семьи очередников не приобрел права на его жилье;
- — самостоятельного права на это жилье не приобрела даже супруга, поскольку та квартира приватизирована до брака.
Подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий
Улучшение жилищных условий многодетным семьям или отдельным гражданам реализуется через администрацию муниципального образования. Заявитель вправе обратиться через МФЦ. Такой вариант будет гораздо быстрее и проще.
Еще один способ — использовать портал Государственных Услуг. Для этого нужно иметь подтвержденную страницу. Заявление оформляется на сайте, приложения — в формате pdf.
Можно использовать для улучшения жилищных условий материнский капитал. Допускается не только приобретение нового объекта, но и улучшение старого. Например — пристройка комнаты к дому. Процедура оформляется через Пенсионный Фонд РФ.
Подать заявление на улучшение вправе каждый. Но при несоответствии требованиям администрация ответит отказом. Муниципалитеты не имеют возможности выдавать жилье всем подряд, поэтому тщательно проверяют каждого кандидата.
Улучшение жилищных условий с помощью государства или муниципального образования возможен, если семья или гражданин признаны нуждающимися. Документы рассматривает администрация, подать заявление можно напрямую или через МФЦ.
Получить юридическую помощь по вопросу улучшению жилищных условий можно на нашем сайте.