Договор транспортной экспедиции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор транспортной экспедиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За выполнение своих обязательств по договору транспортной экспедиции исполнитель получает вознаграждение, размер которого устанавливается по согласованию сторон. Оценка услуг, оказанных в рамках реализации соглашения, осуществляется с учетом их объема и сложности. Так, если экспедитор занимается не просто организацией транспортировки и заключением соглашения с организацией-перевозчиком, а самостоятельно доставляет груз, ему дополнительно оплачивается выполнение транспортной функции. Кроме того, по соглашению могут предусматриваться и другие обязательства, от объема и сложности которых зависит конечная оценка экспедиторских услуг. Это, к примеру, хранение груза, оплата госпошлин, погрузка и выгрузка. Чем больше задач ставится перед экспедитором, тем выше оценка его труда. Факт выполнения и объем выполненных задач подтверждается соответствующим актом.
Деятельность перевозчика классифицируется как оказание услуг. Последние могут оказываться по-разному. От этого будет зависеть специфика отражения финансово-хозяйственных операций в учете.
Если услуги доставки выделяются в отдельную категорию при заключении договора поставок, бухгалтеру транспортной компании предстоит отражать в учете:
— Выручку от реализации – Дт62 Кт90.
— НДС – Дт90 Кт68.
— Прямые затраты по услуге – Дт20 Кт70, 69, 60, 10.
— Косвенные затраты – Дт26 Кт76, 71, 70, 69, 68, 60, 04, 02, 10.
Все затраты должны быть учтены в финансовом результате.
Если доставка включена в цену товара, в доходных статьях учета транспортировка отдельно не указывается. Но расходы, ассоциированные с оказанием услуги, налогоплательщик отразить обязан. Их обычно включают в состав коммерческих расходов, расходов на продажу товара. В этом случае бухгалтеру предстоит сделать всего две проводки:
— Учет затрат на транспортировку – Дт44 Кт70, 69, 60, 10.
— Отнесение затрат на финансовый результат – Дт90 Кт44.
Транспортная экспедиция и посредничество
Экспедиция в транспортной компании может быть самостоятельной и посреднической услугой. Вид услуги определяет особенности бухучета.
Если имеет место посреднический договор, перевозка осуществляется по поручению заказчика. Фактически это означает, что действует компания от имени клиента. Это касается всего, от оплаты сборов до страховки и хранения груза. Кстати, при получении последнего доход у перевозчика не возникает.
Приведем пример отражения услуги в бухучете у экспедитора-посредника:
- Дт51 Кт62 – предоплата за услуги перевозки груза.
- Дт002 – принятие груза на ответхранение.
- Дт76 Кт50 – оплата перевозчиком складских услуг.
- Кт002 – передача груза клиенту.
- Дт62 Кт91.1 – выручка от оказания услуг.
- Дт90.2 Кт20 – списание себестоимости перевозки.
- Дт51 Кт76 – компенсация затрат на аренду склада.
Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок
Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \»О транспортно-экспедиционной деятельности\», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.
Согласно договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.
Сами экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные.
К основным услугам относятся:
- организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;
- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
- обеспечение отправки и получения груза.
Дополнительные услуги включают в себя:
- получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
- хранение груза, его получение в пункте назначения, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку;
- уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.
Экспедитор, в зависимости от желания клиента, может выполнять следующие функции:
- Организовать перевозку груза маршрутом, выбранным экспедитором или заказчиком.
- Заключить договор перевозки груза от своего имени или имени заказчика.
- Обеспечить отправку и перевозку груза.
- Получение документов, необходимых для импорта/экспорта/транзита грузов.
- Улаживание таможенных или иных формальностей.
- Проверка сохранности и качества груза, его погрузка и выгрузка.
- Уплата пошлин, сборов и прочих трат.
Важно! Экспедитор может оказать как полный спектр ), так и отдельную их часть.
Деятельность эвакуаторов
Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность по перевозке автомобилей с использованием тягачей с прицепами и эвакуаторов?
Ответ: да, подпадает, если перевозка выполняется по возмездным договорам, заключенным с гражданами или организациями.
Виды деятельности, в отношении которых допускается применение ЕНВД, определены в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Одним из них является деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Налоговое законодательство не содержит определения автотранспортных перевозок. Поэтому для классификации услуг следует использовать нормы других отраслей права (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Согласно главе 40 Гражданского кодекса РФ организации и предприниматели оказывают услуги по перевозке грузов и пассажиров на основании договоров перевозки (ст. 784 ГК РФ). В соответствии с условиями таких договоров услуга перевозки заключается в том, что перевозчики обязуются доставить вверенный им отправителем груз в пункт назначения (п. 1 ст. 785 ГК РФ) либо перевезти в пункт назначения пассажира (п. 1 ст. 786 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации грузом, предназначенным для перевозки, являются автомобили (п. 3 ст. 2 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).
Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов подпадают под ЕНВД, если они удовлетворяют ряду условий. Таким образом, если деятельность организации (предпринимателя) по автоперевозкам соответствует всем перечисленным условиям, то независимо от характера перевозимых грузов она может применять ЕНВД. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 октября 2009 г. № 03-11-06/3/249.
Следует отметить, что при транспортировке неисправных автомобилей к местам их ремонта ЕНВД можно платить по другому основанию. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) такие услуги соответствуют коду 017610 подгруппы 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования». Следовательно, при перевозке неисправных автомобилей к местам ремонта ЕНВД нужно рассчитывать как с деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 февраля 2010 г. № 03-11-11/33, от 8 июля 2008 г. № 03-11-04/3/318.
Из этого правила есть исключение. Услуги по гарантийному ремонту автотранспортных средств на ЕНВД не переводятся (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ). Гарантийный ремонт выполняется за счет производителя (поставщика), поэтому владелец неисправного автомобиля эти услуги не оплачивает (ст. 475 ГК РФ, ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1). Таким образом, если неисправный автомобиль транспортируется к месту ремонта в рамках гарантийного договора (и потребитель эту услугу не оплачивает), такой вид деятельности под ЕНВД не подпадает. Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/3/201.
Кроме того, ЕНВД нельзя применять в отношении деятельности по эвакуации автомобилей на штрафные стоянки. Принудительная эвакуация выполняется в рамках производства по делам о нарушениях правил дорожного движения и не предполагает заключения каких-либо договоров с владельцами эвакуируемых автомобилей. С доходов от оказания таких услуг организация должна платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-11-11/17747.
При покупке товара коммерсанту необходимы документы, подтверждающие передачу ценностей, а в некоторых случаях и их доставку.
Передача товара (продажа) сопровождается оформлением товарной накладной по форме N ТОРГ-12 . Она составляется продавцом в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у продавца для списания ценностей с учета и подтверждения их передачи клиенту. Второй — передается покупателю для принятия купленного (ИП делает соответствующую запись в книге учета доходов и расходов).
Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т предназначена для учета ценностей (товаров) и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом . Бланк включает два раздела. Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя. На основании этого раздела грузоотправитель спишет товар, а грузополучатель оприходует полученные ценности. Фактически сведения этого раздела повторяют информацию, содержащуюся в ТОРГ-12. Второй раздел посвящен вопросам перевозки. Здесь указываются сведения о грузе, его особенностях, сопровождающих документах, приводится информация о погрузочно-разгрузочных операциях.
Грубо говоря, форма N 1-Т — это ТОРГ-12, дополненная транспортным разделом. Из-за этого нередко возникают споры: достаточно ли при продаже товара составить форму N 1-Т, ведь сведения о товаре в ней содержатся, и нет необходимости дублировать их в ТОРГ-12. Контролеры требуют составлять оба бланка. Хотя нормативные акты позволяют обойтись одной лишь ТТН, имея на руках формы N N 1-Т и ТОРГ-12, бизнесмен избежит возможных претензий.
Правила предлагают новый бланк для подтверждения перевозки. Транспортная накладная (далее — ТН) по новой форме отличается от формы N 1-Т в первую очередь тем, что в нем отсутствует товарный раздел. Новая ТН не заменяет собой товарную накладную по форме N ТОРГ-12, она регулирует исключительно вопросы перевозки. Появление нового бланка теоретически снимет вопросы об оформлении ТТН и ТОРГ-12. Теперь все однозначно: передачу товара подтверждает ТОРГ-12, а доставку — ТН.
ТТН не отменена, каких-либо указаний о том, когда нужно оформлять ТН, чиновники не утвердили. Пока коммерсантам приходится в этих вопросах разбираться самостоятельно.
«Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению N 4» (п. 6 Правил). Заключение договора в любом случае подтверждается накладной или иным документом, что предусмотрено Гражданским кодексом. Этот порядок Правила изменить не могут. Это означает, что оговорка «если иное не предусмотрено договором…» касается формы накладной. Получается, если иное предусмотреть договором, например: заключение договора подтверждается оформлением товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, то нарушением Правил это не будет. Впрочем, контролерам такой ход может и не понравиться. Но, подчеркнем, бланк ТТН не отменен, Кодекс и Правила вполне допускают его применение.
Новая форма накладной не отменяет ТТН, она иначе составлена, но функция бланка та же — обосновать перевозку товара. Формально нормы, запрещающие или обязывающие составлять ТТН или ТН, отсутствуют. Оформление товарно-транспортной накладной вместо новой ТН может не понравиться только контролерам. Но подобные претензии можно оспорить и доказать перевозку груза, имея на руках ТТН, которая, повторим, не отменена.
Юридическая консультация. Чем больше документов, тем лучше
Официальных разъяснений о том, какой бланк оформлять при перевозке (ТТН или ТН), нет. Контролеры в частных ответах рекомендуют составлять оба бланка, но совет этот оптимизма не прибавляет, особенно если вспомнить, насколько бланки громоздки. Минтранс России в Письме от 20 июля 2011 г. N 03-01/08-1980ис указывает, что «использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм N N 1-Т и ТОРГ-12». Ведомство не требует составлять именно ТН или ТТН либо заполнять обе формы, а допускает применение бланков наравне. Причем ведомство не ссылается на какие-либо нормативные документы. Что, в общем-то, объяснимо, ведь подобных документов нет. Один нюанс: у Минтранса нет полномочий для толкования постановлений Правительства РФ и Госкомстата. Некоторые эксперты сейчас рекомендуют оформлять все три документа (ТОРГ-12, ТТН, ТН), указывая, что транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки; ТТН по форме N 1-Т необходима для учета движения груза и расчета за перевозку; товарная накладная (форма N ТОРГ-12) оформляет факт реализации товаров покупателю. Такое количество документов обезопасит от любых претензий, но в принципе можно обойтись лишь одним документом на перевозку. Но сэкономить время вполне возможно. ТН и ТТН обосновывают перевозку и указывают на заключение договора перевозки. Документы фактически дублируют друг друга, и каких-либо санкций последовать не может. Скорее всего, чиновники укажут на необходимость оформлять перевозки новой накладной (ведь зачем-то она появилась). Официальных разъяснений Минфина и ФНС России относительно применения транспортных накладных пока нет.
В данной статье обобщены ответы на вопросы руководителей, экономистов и бухгалтеров по заключению и исполнению договоров транспортной экспедиции при перевозке грузов автомобильным транспортом. На примере практических ситуаций проанализированы особенности этого вида деятельности и представлены рекомендации по ряду актуальных вопросов для транспортных и транспортно-логистических компаний.
В настоящее время в связи со значительным увеличением грузопотоков происходит активное развитие рынка транспортно-логистических услуг. При этом транспортные и транспортно-логистические компании обязаны организовать перевозку грузов клиентов наиболее рациональным и эффективным способом. На практике именно они осуществляют управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Менеджеры логистических компаний выбирают виды транспорта и маршруты, заключают от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки и страхования грузов, обеспечивают отправку и получение грузов, а также исполняют другие обязанности, связанные с перевозкой. Компании, занимающиеся транспортно-экспедиционной деятельностью, часто сталкиваются с вопросами, актуальными при ведении финансово-хозяйственной деятельности, но до конца не урегулированными законодательными и нормативными документами. В данной статье акцентировано внимание на сложных и спорных моментах, возникающих на практике при исполнении договора транспортной экспедиции.
Правовые основы экспедиторской деятельности
Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Федеральный закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила транспортно-экспедиционной деятельности).
Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза .
Ситуация 1
Применение правил посреднических договоров к транспортно- экспедиционной деятельности
Правомерность и актуальность данной ситуации определяется тем, что в настоящее время нет однозначной позиции по вопросу, является договор транспортной экспедиции, предусматривающий организацию перевозки грузов, посредническим договором или нет.
Так, Федеральным законом № 87-ФЗ определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
В то же время из ряда решений арбитражных судов следует, что указанный договор является посредническим (Определение ВАС РФ от 26.02.2007 № 2043/07 по делу № А12-10099/06-29, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2009 № КА-А40/11423-09 по делу № А40-77437/08-87-337).
Однако есть судебные решения, согласно которым транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается самостоятельным видом деятельности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2010 № Ф03-2066/2010 по делу № А04-5510/2009).
Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к ст. 805 ГК РФ, согласно которой способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов.
Во-первых, экспедитор по своему усмотрению может исполнять свои обязанности лично и (или) с привлечением других лиц.
Во-вторых, в договоре может быть прямо предусмотрен принцип личного исполнения, когда экспедитор исполняет свои обязанности только лично. Возможна также ситуация, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор будет обязан лично исполнять лишь определенную соглашением часть своих обязанностей.
При возложении экспедитором исполнения своих обязанностей на третье лицо применяется общее правило п. 1 ст. 313 ГК РФ, в соответствии с которым клиент обязан принять исполнение, предложенное за экспедитора третьим лицом.
В связи с тем что способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов, экспедиторы также могут осуществлять свою деятельность в двух качествах :
● деятельность в качестве агента по поручению и от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком;
● деятельность, когда экспедитор может выступать в качестве исполнителя услуг по перевозке грузов, то есть он может либо перевозить грузы собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за перевозку в целом.
В первом случае предметом договора транспортной экспедиции является организация выполнения экспедитором за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) операций и услуг, связанных с перевозкой грузов.
При этом клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ).
Документальное оформление
Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.
В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, экспедиторскими документами являются:
- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.
Документы на груз, товарно-транспортная накладная.
Обязательный документ, необходимый для оформления всех грузоперевозок, — это товарно-транспортная накладная, иначе ТТН, которая выписывается на каждую поездку. Она содержит два раздела — товарный и транспортный. В первом отображается факт совершения сделки между отправителем и получателем груза, что является основанием для списания груза со склада поставщика и принятия на склад заказчика. И это же основание для произведения расчетов за услуги по перевозке грузов.
В товарно-транспортной накладной должны быть заполнены все графы, а пустые следует зачеркнуть. Если в одной машине едет несколько партий груза для разных получателей, то ТТН выписывается отдельно на каждую партию.
Товарно-транспортная накладная заполняется в четырех экземплярах. На каждом стоит печать поставщика. Один экземпляр нужен для самого отправителя. На его основании и происходит списание товара со склада. После этого начинается погрузка товара. Если во время нее повреждается целостность упаковки груза или нарушен первоначальный вариант его крепления в кузове, то вся эта информация заносится в ТТН и заверяется отправителем. Остальные три экземпляра товарно-транспортной накладной остаются у водителя. Он ставит на ней свою подпись
По прибытии груза в пункт назначения получатель забирает у водителя один экземпляр товарно-транспортной накладной. Если груз получил повреждения в пути, то составляется акт, отметка о котором вносится в ТТН. На его основании получатель имеет право предъявлять претензии поставщику товара. Оставшиеся два экземпляра товарно-транспортной накладной возвращаются грузоотправителю.
Если покупатель самостоятельно забирает товар у поставщика и перевозит его на свой склад, оформляется не ТТН, а товарная накладная.
Непосредственно на груз, в зависимости от его типа, могут потребоваться дополнительные документы. Например, санитарный паспорт на продукты питания, лист контрольных проверок температуры в кузове для скоропортящегося груза или карантинный сертификат от Госсанэпиднадзора и ветеринарный паспорт для перевозки животных.
Новички на рынке грузоперевозок очень часто задаются вопросом, какие с собой необходимо иметь документы, для перевозки груза по России. Первое, что приходит на ум – права, паспорт транспортного средства и . Вроде все логично. Водитель с правами, машина с паспортом, товар с накладной. Однако это далеко не полный перечень документов требуемый при перевозке груза по России.
Так как процесс грузоперевозки это всего лишь цепочка во взаимоотношениях грузополучателя и грузоотправителя, то для благополучной доставки груза необходим не только пакет документов на водителя и машину, но и на транспортируемый груз. Наличие товарно-транспортной накладной (ТТН), конечно, плюс. Но, кроме этого документа есть еще ряд необходимых для доставки товара документов в виде, например, сертификатов на продукцию.
Что такое транспортно-экспедиционные услуги
Услуги экспедитора — это принятие транспортно экспедиционной компанией обязательств по перевозке грузов любыми видами транспорта на усмотрение заказчика. В комплекс операций, связанных с экспедированием, входит:
- разработка маршрута;
- погрузка имущества клиента в транспортное средство, затарка в контейнер;
- доставка груза на ж/д станцию, в порт, аэропорт;
- заключение дополнительных договоров с транспортно экспедиторскими компаниями, работающими в регионах по пути следования;
- оплата тарифов перевозки;
- выгрузка и погрузка на каждом промежуточном этапе;
- заполнение транспортных накладных, других документов, необходимых для таможни, страховой компании и т.д.;
- предоставление транспортно экспедиторских услуг при перевозке опасных, ценных, тяжеловесных грузов;
- обеспечение охраны;
- организация временного хранения;
- разрешение нестандартных ситуаций, возникающих в процессе грузоперевозок.
Экспедиторская компания в постоянном режиме информирует грузоотправителя о реальном местонахождении груза, организует розыск в случае утери, фиксирует в страховых документах порчу. На складах консолидированного хранения от экспедитора перевозчика может потребоваться организовать переупаковку и паллетирование, проконтролировать взвешивание и маркировку товаров. Все эти и другие, оговоренные с заказчиком, операции экспедиторская компания производит самостоятельно, клиент же получает невредимый груз в пункте назначения.
Бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции
В связи со значительным увеличением грузопотоков, происходит активное развитие транспортно-экспедиторских услуг. Для того чтобы правильно организовать бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции, необходимо знания законодательных актов. Деятельность в области экспедирования грузов регламентируется:
- Федеральным Законом Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.03г,
- Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 года № 554,
- Главой 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса РФ.
При заключении сделки по экспедироваю грузов, стороны обязаны составить и подписать Договор транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента (Грузоотправителя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. При этом, экспедитор может выступить:
- агентом или посредником между Клиентом и Перевозчиком,
- исполнителем услуг по перевозке.
Если Экспедитор по договору транспортной экспедиции выступает посредником, Клиент обязан уплатить Экспедитору вознаграждение и оплатить все расходы, понесенные в интересах Клиента. Для целей бухгалтерского и налогового учета в этом случае доходом Клиента будет являться вознаграждение Экспедитора. Договором транспортной экспедиции должно быть определено, какие затраты, понесенные в ходе исполнения данного договора экспедиции, будут возмещены Клиентов и в каких размерах.
Экспедиторские договоры
Чаще всего встречаются следующие:
- Договор-заказ. Предполагается, что экспедитор имеет доверенность от клиента, при сохранении ответственности заказчика. Требуется не только компенсировать все расходы, понесенные при оказании услуги, но и оплатить соответствующее вознаграждение.
- Договор комиссии. Эта схема предусматривает действия перевозчика от своего имени, но с перераспределением всех счетов клиенту. Он же оплачивает вознаграждение за объем проделанной работы. Учитывая личную ответственность экспедирования, выдача доверенностей не предусмотрена.
- Агентский договор. Этот тип контракта предоставляет возможность действовать самостоятельно или от имени клиента с соответствующей доверенностью. Допускается даже схема, в которой часть сделки выполняется от имени экспедитора, а часть — от имени клиента фирмы.
Важно! В соответствии с вышеуказанными особенностями, транспортно-экспедиторские услуга может рассматриваться как самостоятельная деятельность, в которой экспедитор способен сам заключать договоры оказания транспортных услуг.
В этом случае спектр предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой грузов, охватывая весь сопутствующий спектр.
Как правильно составить договор на оказание транспортных услуг?
Сталкиваясь с проблемой доставки товара, клиент ищет транспортную компанию и задумывается о том, как оформить ДОТУ и какие сведения понадобиться отобразить в данным документе? Участниками такого соглашения могут оказаться ИП, предприятия и физлица. Договор может оформляться на одну перевозку или на продолжительные взаимоотношения. По сути такое соглашение является типовым договором на предоставление услуг, с отсутствием специфических особенностей, отличающих такие соглашения от других.
Примечание.Чем точнее и детальнее в соглашении будут изложены требования и условия, тем легче они смогут осуществлять контроль процесса транспортировки груза и оценки результатов деятельности.
Заполнять документ требуется на листе А4. Договор не должен иметь ошибок, исправлений и зачеркиваний, как и подобное соглашение на предоставление услуг.
Алгоритм заполнения ДОТУ такой же, как любого другого соглашения, с отображением реквизитов сторон, их прав и обязательств друг перед другом, описания условий перевозок и их сроков, порядка приёма товара, расчёта за транспортировку, а также основания для разрыва сотрудничества.
Правовые основы транспортно-экспедиционной деятельности
Понятие «транспортная экспедиция», порядок и условия заключения договора транспортной экспедиции, обязанности сторон, закреплены в Гражданском кодексе РФ[3]. С принятием в 2003 году закона РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности»[4] были законодательно определены порядок деятельности экспедиторских организаций и оформления необходимых для грузоперевозок документов, права и обязанности клиентов и экспедиторов. Вопросы транспортной экспедиции нашли своё отражение и в нормативных документах различных видов транспорта, например, в Уставе железных дорог[5].
Экспедиторские организации 150 стран объединились в Международную федерацию экспедиторских ассоциаций, в рамках которой выработаны унифицированные правила ведения транспортно-экспедиторской деятельности.
Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок
Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \»О транспортно-экспедиционной деятельности\», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.
Согласно договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.
Сами экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные.
К основным услугам относятся:
- организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;
- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
- обеспечение отправки и получения груза.
Дополнительные услуги включают в себя:
- получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
- хранение груза, его получение в пункте назначения, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку;
- уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.