Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Как оспорить результат камеральной проверки
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
Порядок камеральной проверки заключается в следующем:
- проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
- срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
- начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
- при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
- если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться
Законные сроки всех процедур «камералки»
В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.
№ | Действие налогового органа или налогоплательщика | Временные рамки |
---|---|---|
1 | Начало камеральной проверки | Сразу после подачи документа |
2 | Завершение камеральной проверки | Максимум 3 месяца |
3 | Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) | 5 рабочих дней с момента получения требования |
4 | Представление истребованных в ходе проверки документов | 10 дней после требования |
5 | Составление акта о результатах проверки | 10 дней после окончания |
6 | Вручение акта проверяемому предпринимателю | 5 дней после составления |
7 | Выражение несогласия с актом камеральной проверки | 15 суток со дня получения акта |
8 | Вынесение решения с учетом приведенных возражений | 10 дней после подачи |
9 | Продление срока на вынесение решения | Не более чем на 1 месяц |
10 | Вручение решения налогоплательщику | В течение 5 дней после вынесения |
11 | Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» | Через 10 дней со дня вручения |
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговую инспекцию возражения в целом по акту или по его отдельным положениям. При этом он может приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 101.2 НК РФ. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу налогоплательщика и принять решения по ней в соответствии со ст. ст. 139 — 141 НК РФ.
Ответственность за нарушение формы подачи декларации
Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.
В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.
Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?».
Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».
За что налоговые органы могут привлечь налогоплательщика при учёте НДС
Что такое налоговое правонарушение? Налоговый Кодекс часть I, статья 106 вводит понятие налогового правонарушения. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В переводе на простой язык это означает, что предприятие, индивидуальный предприниматель или физическое лицо сознательно (виновно) пошло на нарушение налогового законодательства (например, занизило налоговую базу) или ничего не сделало (например, не подало вовремя положенную налоговую декларацию).
Теперь непосредственно перейдём к НДС, – налогу на добавленную стоимость.
Привлечь к ответственные налоговые органы могут за:
Ненадлежащее исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налога
Пункт 1, статьи 45 Налогового Кодекса РФ говорит о том, что если налогоплательщик не исполнил или исполнил не надлежащим образом свои обязанности по уплате налога (меньше заплатил налог, заплатил, но не вовремя и т.п.), то налоговым органом может быть предъявлено требование по уплате налога.
Возникновение обязательств налогоплательщика в результате налоговой проверки
Можно привести несколько примеров. (нажмите для раскрытия)
- Организация ООО «Рога и копыта», использует общую систему налогообложения, имеет невысокий уровень дохода, который не превышает два миллиона рублей в течение трёх последовательных месяцев. Такая организация имеет право на освобождение от уплаты НДС. И соответственно его не начисляет и не уплачивает в бюджет. В процессе работы в течение трёх последующих месяцев (например, за март, апрель и май) выручка от реализации товаров или услуг составила два миллиона один рубль. Т.е. в соответствии с налоговым кодексом такая организация теряет право на освобождение от уплаты НДС, и обязана доначислить и уплатить в бюджет НДС. Если организация не сделает это самостоятельно, то в результате налоговой проверки данный факт может быть выявлен. И вот тогда работники инспекции по налогам и сборам напомнят налогоплательщику об обязательстве по уплате налога.
- У той же организации суммарная выручка за три последних месяца не превышает два миллиона рублей. Но организация получила лицензию на торговлю подакцизным товаром, например спиртными напитками. И стала их реализовывать. В этом случае она также утрачивает право на освобождение от уплаты НДС. А если начисление и уплата налога не производилась, то факт будет обязательно вскрыт в результате налоговой проверки. И тогда опять об обязанностях напомнит налоговый орган со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Если говорить простыми словами, то налоговая служба назначает камеральную проверку после того, когда организация, ИП или физическое лицо сдало в ИФНС декларацию о доходах за указанный период времени. Для контроля соответствия деятельности компании необязательно присутствие инспектора у налогоплательщика. Все действия по камеральной проверке проводятся в инспекции по месту регистрации предпринимателя и физлица. Частота назначения аудитов зависит от периодичности сдачи отчетности в ФНС.
Важно помнить, что существуют строго определенные сроки сдачи для каждого налогового сбора. Нарушение сроков подачи заявления более чем на 10 дней может привести к тому, что ФНС направит постановление о блокировке банковских счетов компании. Восстановление активов возможно только на следующий день после предоставления в налоговую инспекцию заполненной декларации и отчетности.
Как проходит проверка НДС
Первый этап камералки — внесение данных из декларации в систему АСК НДС. С ее помощью проверяют соблюдение контрольных соотношений в отчете. Скажем, чтобы данные текущего отчета соответствовали данным отчетов за предыдущий период, в том числе и по другим налогам. Также сравнивают показатели из ваших счетов-фактур с данными контрагентов. Так налоговики решают, есть ли основания для углубленной проверки. Если оснований нет, проверку можно считать законченной.
Углубленную проверку проводят, если:
- находят противоречия и несоответствия в вашей внутренней отчетности;
- находят противоречия и несоответствия с данными ФНС, например, когда у вас с контрагентом не сошлись суммы по сделкам или когда контрагент не отразил сделку в отчете совсем;
- заявлен налог к возмещению;
- в отчетности заявлены налоговые льготы.
Когда система находит несоответствия или ошибки, свидетельствующие о занижении налога к уплате или завышении НДС к возмещению, она автоматически формирует и направляет требование о представлении пояснений или сдаче уточненной декларации. К требованию приложат перечень операций с расхождениями и укажут код ошибки.
Камеральная налоговая проверка – это…
Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.
Первым этапом камеральной налоговой проверки 2020 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).
На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений. Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период. Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).
Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:
- Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
- Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
- Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.
Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета. При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).
Предмет камеральной налоговой проверки
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
К другим документам относятся:
-
ранее представленные налоговые декларации (расчеты);
-
документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);
-
документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;
-
документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);
-
решения (постановления) налоговых органов;
-
заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;
-
материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;
-
иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.
Межведомственная инспекция по камеральному контролю
Единая база данных налогоплательщиков хранящаяся в ЦОД позволяет максимально быстро и точно обрабатывать информацию. Это особенно актуально в ходе проверки по НДС, когда сверяются данные контрагентов по каждой сделке. Автоматизированная система оперативно проводит сверку и выявляет несоответствия, при этом риск ошибок сводится к минимуму.
Вся поступающая от налогоплательщиков информация по НДС обрабатывается специальным подразделением ФНС — Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по камеральному контролю, которое было создано Приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н. Его основная функция — собирать и анализировать данные деклараций по НДС, отслеживая все этапы сделки от производителя до конечного потребителя.
Что представляет собой «камералка»
Уже давно понятие камеральной проверки вышло за рамки контроля расчета суммы налога и срока его уплаты. Сегодня практически любая «камералка» включает в себя следующие процедуры:
- сопоставление данных декларации за последний и предыдущий отчетный периоды;
- увязка сведений проверяемой формы с другими декларациями, расчетами и формами бухгалтерской отчетности;
- анализ всех имеющихся у налоговой службы данных для определения достоверности показателей налоговой декларации.
Если налогоплательщик относится к разряду крупных, в рамках камеральной проверки дополнительно проводится:
- анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки компании, а также их сравнение со средними значениями соответствующих показателей по сфере деятельности и других схожих по параметрам налогоплательщиков;
- выявление причин снижения налоговой нагрузки;
- сравнение налоговой базы компании в текущем и прошедших налоговых периодах;
- анализ сделок, которые привели к снижению налоговой базы;
- выявление «проблемных» партнеров компании.
Этапы камеральной проверки
При камеральной проверке Декларации по НДС можно выделить 2 основных этапа:
- Автоматизированный контроль (проверка контрольных соотношений). Если ошибок и расхождений не выявлено, не заявлен НДС к вычету и не было не облагаемых налогом операций, камеральная проверка на этом заканчивается. Акт по итогам камеральной проверки не составляется.
- Углубленный контроль. В случае предъявления НДС к возмещению этот этап проводится в обязательном порядке. Налогоплательщик должен заранее подготовиться к налоговой проверке – подготовить счета-фактуры, другие документы учета НДС, книги покупок и продаж.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. При камеральной проверки НДС к возмещению ИФНС требует представить оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета и выписку из учетной политики. Правомерны ли действия ИФНС?
На наш взгляд, действия ИФНС неправомерны. Есть судебная практика в пользу налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 09.10.2013 № А45-2243 судебным органом отмечено, что регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и др.) не относятся к первичным документам, подтверждающим право на вычет НДС.
Вопрос №2. У нас есть ошибки в соблюдении хронологии нумерации счетов-фактур. Могут ли такие ошибки отрицательно сказаться на получении вычета по НДС?
Такая ошибка не является критической. НДС может быть принят к вычету.
Вопрос №3. У нас возникла необходимость представить уточненную декларацию по НДС за 1 квартал прошлого года. По уточненной декларации получился НДС к возмещению. Сумма небольшая, каков порядок проведения камеральной проверки в этом случае?
Камеральная проверка такой декларации будет проводиться по тем же правилам, которые действовали бы для первоначальной декларации, в которой отражено возмещение НДС.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
Камеральная проверка декларации налоговыми органами проводится по регламенту. Согласно ст. 88 НК РФ, предусмотрен следующий порядок:
- Налогоплательщик (гражданин, юридическое лица или индивидуальный предприниматель) передаёт в ИФНС декларацию на проверку.
- Данные отчётности фиксируются в единой базе ИФНС.
- Проводится аудит по контрольным соотношениям – для каждого налога они свои.
- Анализируются и сопоставляются показатели за прошлый период и за текущий.
- Сравнение и анализ показателей одного отчёта с показателями из отчёта по другим налогам. Это делается для того чтобы выявить возможные расхождения и несоответствия.
- Если после всех указанных действий не выявлено нарушений, противоречий, ошибок и неточностей, то оснований для проведения углублённой налоговой камеральной проверки нет. Соответственно, камералка завершается.
- Если нарушения выявлены, ФНС высылает налогоплательщику требование о предоставлении дополнительных документов или пояснений.
- Если из присланных документов и пояснений не удаётся установить причину ранее выявленных несоответствий, составляется акт камеральной проверки.
В ходе камералки предусмотрены следующие этапы:
- Аудит правильности исчисления налоговой базы. На этом этапе изучают причинно-следственную связь между показателями, на основании которых рассчитывается налоговая база. Также проверяют сопоставимость указанных показателей с показателями предыдущих периодов.
- Аудит правильности проведённых математических и арифметических действий по графам и столбцам каждой сданной декларации.
- Если налогоплательщик заявил документы на вычет, обязательно проверят обоснованность требований.
- Если налогоплательщик применяет льготы и пониженные ставки, их тоже проверят на соответствие законодательным нормам.
Особенности проведения камеральной налоговой проверки и секреты успешного прохождения
Для того чтобы успешно пройти камеральную налоговую проверку, необходимо учитывать различные её особенности, например, точно укладываться в сроки сдачи отчётов и необходимой документации. Оплату требуется производить точно по размеру начислений, не превышая и не занижая этот показатель.
Не только при камеральной, но и вообще при любой налоговой проверке, применяется метод, при котором составляют математическую модель налогоплательщика. Она позволяет выявить особенности финансовой деятельности организации.
Кроме того, для камеральной и любой другой налоговой проверки характерно использование «портрета» — то есть общей характеристики налогоплательщика на основе его налоговой, коммерческой и юридической истории.
Налоговые органы за время своей деятельности уже давно научились отличать особенности, свойственные организациям-однодневкам. При прохождении камеральной налоговой проверки необходимо доказать, что ваше предприятие таких признаков не имеет, а также не сотрудничает с подобными фирмами.
Ещё одна особенность камеральной налоговой проверки заключается в том, что она невидима для налогоплательщика, и узнать о её проведении можно только через банк, в котором ответственные службы будут вынуждены запрашивать соответствующие выписки. Но для этого нужно иметь в числе работников банка хороших знакомых.
Итак:
- Не пренебрегайте перепроверкой той документации, камеральную проверку которой будет осуществлять налоговая.
- Следите за тем, чтобы выполнять всё в установленный срок.
- Позаботьтесь о хорошей репутации своей организации.
- Избегайте сотрудничества с компаниями-однодневками.
- Не вступайте в конфликты с банковскими служащими и другими представителями ответственных органов.