Приватизация муниципальной собственности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация муниципальной собственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Вопрос 17. Бюджетный процесс (основные стадии)
В соответствии со ст. 9 БК РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:
– установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
– составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
– определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
– определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
– предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
– определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
– осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.
В Законе о местном самоуправлении (2003) сказано, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
В бюджетном процессе, осуществляемом на местном уровне, можно выделить четыре этапа.
1. Составление проекта местного бюджета. Этому этапу предшествуют составление прогнозов социально‑экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.
2. Рассмотрение и утверждение местного бюджета.
Орган местного самоуправления, разрабатывавший проект местного бюджета (обычно это местная администрация) вносит проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа муниципального образования.
Порядок рассмотрения проекта решения о местном бюджете и его утверждения определяется правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями БК РФ.
3. Исполнение местного бюджета. Данная процедура осуществляется уполномоченными исполнительными органами местного самоуправления на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного местного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов с поквартальной разбивкой. Данная бюджетная роспись представляется в исполнительный орган местного самоуправления, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета муниципального образования.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
– перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
– распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
– возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
– учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
4. Контроль за исполнением местного бюджета и утверждение отчета о его исполнении.Органы муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением местных бюджетов. В соответствии с Законом о местном самоуправлении (2003) в муниципальных образованиях могут создаваться специальные контрольные органы муниципального образования. Они образуются в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ
БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
БОЛЬШЕСЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третий созыв
Р Е Ш Е Н И Е
№ 163
от 30.05.2019
д.Борисовское
Об утверждении Положения «О порядке и условиях приватизации муниципального имущества Благовещенского сельского поселения».
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 01.04.2019 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», Гражданским кодексом РФ, Уставом Благовещенского сельского поселения
Муниципальный Совет Благовещенского сельского поселения
Р Е Ш И Л:
1. Утвердить Положение «О порядке и условиях приватизации муниципального имущества Благовещенского сельского поселения», согласно приложению.
2. Настоящее Решение обнародовать в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по производственно-экономическим вопросам Муниципального Совета Благовещенского сельского поселения.
Глава Благовещенского сельского поселения А.В.Березин
Приложение
к решению Муниципального Совета Благовещенского сельского поселения
от 30.05..2019 № 163
ПОЛОЖЕНИЕ «О порядке и условиях приватизации муниципального имущества Благовещенского сельского поселения»
Глава I. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 01.04.2019 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и устанавливает порядок и условия приватизации муниципального имущества Благовещенского сельского поселения.
Статья 1. Понятие приватизации муниципального имущества и основные принципы приватизации муниципального имущества
1. Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Благовещенского сельского поселения. (далее — сельское поселение), в собственность юридических и (или) физических лиц.
2. Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления.
3. Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования муниципальных унитарных предприятий).
4. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон»), Федеральным законом от 01.04.2019 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и в соответствии с настоящим Положением.
5. Продажа муниципального им4щества, подлежащего приватизации, осуществляется исключительно в электронной форме, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют функции по продаже муниципального имущества, а также своим решением поручают юридическим лицам, указанным в п.п. 8.1. п. 1 Федерального закона от 01.04.2019 № 45-ФЗ, организовывать в установленном порядке продажу приватизируемого имущества, находящегося в собственности муниципального образования, и (или) осуществлять функции продавца такого имущества. В соответствии с п, 3 ст. 32.1 Федерального закона
№ 178-ФЗ проведение продажи муниципального имущества в электронной форме осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки.
Статья 2. Сфера действия настоящего Положения.
1. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие при приватизации муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Положения не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) муниципального жилищного фонда;
4) муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
5) муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
6) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
7) муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании муниципальных учреждений и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса муниципальных образований;
8) муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
9) муниципального имущества на основании судебного решения;
10) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
11) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса сельского поселения в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
Можно ли приватизировать комнату в муниципальной квартире
Человек, снимающий у государства жилье, имеет возможность переоформить на себя только комнату. Но есть один нюанс. Из обычного жилища отделить долю невозможно, местные власти на это не согласятся. Оформлять на себя отдельную часть допускается только после того, как вся квартира будет переведена в частное владение.
Муниципальные власти разрешают переоформлять на себя только те комнаты, которые находятся в коммунальных квартирах. При этом гражданин должен проживать в помещении на основании соглашения с администрацией. В этом случае даже не требуется согласие соседей по коммуналке. Решение о проведении приватизационной процедуры принимается единолично.
Раньше законодательство требовало сначала получать одобрение иных жильцов коммунальной квартиры, чтобы в частную собственность переводилась сразу вся недвижимость. Но со временем данное предписание было отменено и государство разрешило заниматься процедурой по своему усмотрению.
ВАЖНО! Согласие иных жильцов требуется только в том случае, если они проживают непосредственно с нанимателем в одной комнате. Им потребуется написать заявление, в котором указать, что они не против переоформления. Также необходимо их присутствие при осуществлении процедуры.
Порядок, как приватизировать комнату в муниципальной квартире, почти ничем не отличается от переоформления всей недвижимости. Нанимателю также требуется собирать бумаги, в список которых входит паспорт, бумаги из БТИ, справка об отсутствии задолженностей и прочее.
Коммунальные квартиры имеют важное отличие от других жилых помещений. Оно заключается в наличии мест, предназначенных для общего использования. К ним относится кухня, санузел, коридор, кладовка, прихожая. Пользоваться этими частями недвижимости все жильцы имеют право в равной степени. Порядок пользования определяется ими согласованно.
Нанимателю потребуется выделить долю из этих мест. Рассчитывается она следующим образом: складываются все площади жилых комнат, сумма разделяется на площадь комнаты, переведенной в частное владение. В итоге получится значение, которое и будет считаться долей нового собственника во всех местах общего доступа.
После определения доли необходимо зафиксировать ее документально. Все жильцы коммуналки должны подписать бумагу, тем самым подтверждая, что они не против размера доли. Если кто-то из проживающих лиц не желает ставить свою подпись, можно обратиться в суд.
Выделение долей не означает, что каждый жилец будет пользоваться только частичкой помещения, к примеру, половиной ванны. Это физически невозможно. Выдел необходим для того, чтобы просто закрепить свое право на места общего пользования.
После получения права собственности гражданин имеет возможность продавать свою комнату, сдавать другим людям и совершать прочие сделки, доступные каждому владельцу недвижимости.
Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.
Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.
1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:
• наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
• способ приватизации имущества;
• нормативная цена;
• срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
• иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.
Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.
Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.
Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.
Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.
Аукцион – это способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. При этом от его покупателей не требуется выполнить какие-либо условия в отношении приватизируемого имущества.
По составу участников аукцион всегда является открытым. Проведение закрытых аукционов не допускается.
По форме подачи предложений о цене различают:
1) закрытые аукционы, на которых предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене);
2) открытые аукционы, на которых предложения о цене заявляются открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене).
Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.
Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней.
Для участия в аукционе необходимо внести задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества, но не более чем 4,5 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки.
Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
• представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ;
• представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ;
• заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
• не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении (п. 8 ст. 18 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.
До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.
Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.
Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.
Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.
Конкурсом признается такой способ приватизации имущества, при котором право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.
На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
Условия конкурса могут предусматривать:
• сохранение определенного числа рабочих мест;
• переподготовку и (или) повышение квалификации работников;
• ограничение изменения профиля деятельности унитар��ого предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;
• проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (п. 21 ст. 20 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению.
Указанный перечень условий конкурса является исчерпывающим.
Порядок разработки и утверждения условий конкурса, порядок контроля за их исполнением и порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Меры по осуществлению контроля за исполнением условий конкурса должны предусматривать периодичность контроля не чаще одного раза в квартал.
В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
Конкурс реализуется в порядке, аналогичном процедуре проведения аукциона.
Что входит в это понятие?
Термином «приватизация» обозначается процесс, в результате которого имущество, прежде находившееся в государственной или муниципальной собственности, передаётся частным лицам или организациям. Обычно этим словом обозначают лишь бесплатное оформление жилья, однако на самом деле приватизированы могут быть любые объекты – от предприятий до природных ресурсов.
В России приватизация началась вместе с экономическими реформами 90-х годов после распада СССР. Хотя интенсивность процесса и резко снизилась, до сих пор разгосударствление во многих сферах продолжается. В значительной части предприятий государство планирует сохранить за собой лишь минимальный контроль («золотую акцию»), передав большую часть акций частным владельцам.
Порядок проведения в отношении жилого помещения
Отдельно рассматривается такой вид приватизации, как передача жилья в собственность. В том случае, если «покупателем» выступает простой гражданин, такая передача осуществляется практически бесплатно (платится лишь пошлина за оформление документов и проведение процедуры). Если же жильё передаётся организации, то это происходит по приведённым выше правилам продажи объектов.
Чтобы состоялась приватизация жилого помещения, необходимо, согласно ст. 4 Закона РФ №1541-1, следующее:
- дом не должен относиться к категории аварийных;
- помещение не является общежитием;
- оно не находится на территории городка при воинской части;
- оно не относится к спецфонду (например, к категории служебного жилья).
ВАЖНО: Служебные квартиры могут приватизироваться только после того, как собственник (государство или муниципалитет) переоформит их в другую категорию.
Субъекты как приватизации, так и любого другого правоотношения в теории права — это лица, которые в этих отношениях участвуют, имеют права и несут обязанности, при этом права и обязанности тесно связаны друг с другом (праву одного субъекта всегда должна отвечать обязанность другого – в противном случае никаких правоотношений между ними сложиться не может в принципе).
Кто же будет выступать субъектами в таком конкретном виде правовых отношений, как приватизация государственного и муниципального имущества? Субъектами, как легко заметить, будут являться:
- с одной стороны – граждане, проживающие в помещении, как новые получатели и собственники жилья;
- с другой – органы власти, муниципальной и государственной, прежде выступавшие как владельцы этих жилых помещений, а конкретно в приватизационных отношениях являющиеся передающей стороной.
Для каждой из сторон есть свои ограничения, позволяющие им полноценно участвовать в приватизационных отношениях. Для физических лиц такими ограничениями будут, прежде всего, необходимость иметь гражданство и проживать в приватизируемом помещении на постоянной основе. В отношении же второй стороны, передающей безвозмездно жильё гражданам в частную собственность, законодательство устанавливает следующие требования:
- Орган, выступающий в качестве передающего, должен относиться к муниципальной или государственной власти. Возможно также участие в приватизации муниципальных предприятий либо учреждений, если они наделены правом вступать в правоотношения по поводу приватизации жилого фонда.
- Он должен иметь жильё в своей собственности. Не числящуюся на балансе местного самоуправления либо государства квартиру, комнату либо иное жильё приватизировать нельзя.
✅ Разница между государственным и муниципальным имуществом
Собственность государства может находиться в ведении федеральных и местных органов власти. Различие между государственным и муниципальным имуществом имеет принципиальное значение.
В первом случае распорядителем выступает федеральный орган (например, Министерство обороны РФ – по отношению к общежитиям для военнослужащих и их семей).
Если имущество передано муниципалитету, собственником может быть местная администрация. Пример – жилье по договору социального найма.
Для наглядности рассмотрим разницу в сводной таблице:
Критерий сравнения | Государственное имущество | Муниципальное имущество |
---|---|---|
Субъект права | Граждане Российской Федерации, государственные органы | Жители конкретного муниципального образования, муниципальные органы власти (например, города Химки) |
Объект права | Все виды имущества | Имущество, находящееся в ведении муниципалитета, за исключением федеральной собственности |
Основания для приобретения прав | • Федеральные законы; • Разграничение собственности на земельные участки; • Положения Гражданского кодекса; • Передача имущества из федеральной собственности. |
• Федеральные законы, а также локальные акты местных органов власти; • Установление правового режима земли; • Положения Гражданского кодекса; • Передача государственного имущества в распоряжение муниципальных властей. |
Особенности распоряжения | Свободное распоряжение имуществом в рамках законодательства РФ | Государственные органы ограничивают право муниципалитета распоряжаться имуществом |
Способы приватизации государственного и муниципального имущества
В основном выделяют следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
- Непосредственная подача заявления на приватизацию абсолютно любого объекта, что допускается переводить в распоряжение частных лиц.
- Льготная приватизация муниципального жилья лицами, кому в соответствии с нормами законодательства предоставляются те или иные льготы. К примеру, инвалиды могут рассчитывать на получение жилья от государства на льготных условиях и снижение социальных расходов. А дети-сироты получают от государства временное жильё, что они впоследствии смогут приватизировать.
- Безвозмездное отчуждение гос. имущества. Допускается лишь в отношении жилья, предоставляемого из государственного либо муниципального фонда согласно программам обеспечения людей жильём.
Каждый человек должен определиться, каким именно способом он хочет и может осуществить процедуру. К примеру, приватизировать жильё бесплатно могут лишь те граждане, которым гос. жильё уже выдано по соответствующему соглашению во временное пользование.
Перечень необходимой документации
Как и любая другая административная услуга, приватизация государственной собственности требует сбора определённого перечня документации. В основном это удостоверительная и справочная документация, которую необходимо запрашивать у гос. учреждений и уполномоченных органов.
Условно перечень необходимой документации можно разделить на следующие группы:
- документы, удостоверяющие статус лица;
- справочная документация;
- правоустанавливающая документация.
В качестве примера документации, удостоверяющей статус лиц, можно привести:
- паспорта;
- удостоверения личности;
- свидетельства о рождении и так далее.
Справочная документация содержит в себе информацию временного характера.
Примерами такой документации могут служить:
- выписки из кадастра и БТИ (бюро техинвентаризации);
- справки из жилищной организации;
- справки из хозяйственных объединений и так далее.
Правоустанавливающая документация собирается лишь в тех случаях, когда лицами планируется приватизации муниципального жилья, которое по тем или иным основаниям уже находится в их владении, но не в собственности. Собственно говоря, именно основания владения и удостоверяют правоустанавливающие документы.
Чертами таких документов могут обладать:
- решения местной администрации сельского поселения;
- решения дирекции хозяйственного объединения сельского поселения;
- соглашения и договоры с уполномоченными органами;
- постановление;
- сертификаты и так далее.
Перечень необходимой документации целиком зависит от статуса лица и объекта недвижимости сельского поселения, что планируется получить.
В отдельной ситуации такой перечень необходимо уточнять у соответствующих гос. органов.
Особенности приватизации муниципальной собственности
Существенные моменты процесса приватизации заключаются в следующем:
- Безвозмездный характер.
- Добровольность приватизационной процедуры.
- Стандартная для всех регионов России форма договора.
- Возможность приватизации жилья на одного человека или в долях на несколько лиц.
- Вне зависимости от количества участников приватизации договор о подтверждении права владения выдается в единственном экземпляре. Каждый собственник может получить заверенную нотариусом копию документа.
- Подлежит приватизации имущество публичных форм собственности (государственное и муниципальное).
Существуют некоторые особенности приватизации как государственной, так и муниципальной недвижимости:
- Чаще всего приватизируется имущество муниципалитета, так как принадлежащей государственным организациям жилищный фонд крайне мал, и зачастую данные жилые объекты вообще не подлежат передаче в собственность гражданам, например, квартиры в военных городках.
- Жилье государственного уровня вместо приватизации обычно продается по аукциону, так как оно более дорогостоящее, чем муниципальное.
- Приватизация сельскохозяйственных земель, относящихся к муниципальному земельному фонду, происходит на основании актов, которые принимаются местной властью.
На всей территории Российской Федерации действуют единые требования и положения в области приватизации объектов недвижимости.
Бесплатной передаче подлежат только те наделы, которые выдавались до 2001 года.
Дополнительно к этому условию, нужно убедиться, что земля была выделена гражданину для:
- ведения ЛПХ или дачи;
- садово-огороднической деятельности.
Также необходимо знать основание, по которому заявитель на момент подачи заявления использует надел, это может быть право:
- бессрочного использования;
- пожизненного и наследуемого владения;
- наконец, может быть заявлено, что определить право использования не представляется возможным.
Особенности передачи муниципальной собственности
Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.
Способы осуществления приватизации
Предусмотрены такие способы передачи прав собственности к гражданам РФ:
Реализация имущества, акций компании | через аукцион в капитале обществ, что принадлежат государству либо муниципальному органу |
Реализация акций компаний | что принадлежат муниципальным либо государственным структурам, посредством объявления конкурса |
Преобразование | государственного либо муниципального учреждения в акционерное общество |
Преобразование компании в ООО | (общество с ограниченной ответственностью) без дальнейшего акционирования |
Продажа | посредством биржевых торгов |
Продажа акций | после управления организацией доверенным лицом |
Имущественный вклад | в АО (акционерные общества) |
Реализация | без объявления стоимости |