Лайфхак: как стать пилотом гражданской авиации, обязанности, требования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лайфхак: как стать пилотом гражданской авиации, обязанности, требования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
История для пилота только начинается, после обучения в училище для лётчиков. Молодому специалисту выдают сертификат, который фактически подтверждает получение базовых знаний пилотирования гражданскими воздушными судами и 150 часов налёта. Для сравнения – у пилота гражданской авиации международных рейсов более 500 часов налета, на каждом воздушном судне международного класса.
Пилот гражданской авиации: обязанности
Пилот действует строго по должностной инструкции и законов, определяющих поведение воздушных судов гражданской авиации на маршруте. В должностные обязанности входит:
- проведение дополётного брифинга;
- ознакомление с маршрутом следования, погодными условиями (пилоты знают о турбулентности заранее), иной информацией, необходимой для проведения полёта;
- знать необходимый уровень топлива (не всегда нужны полные баки – они только утяжелят самолёт);
- осмотр воздушного судна: сначала корпуса: основных узлов (проверяют их на целостность, работоспособность, отсутствие сколов, трещин, недочетов), затем – приборные панели, всё содержимое кабины;
- обязательная проверка чемодана с картами маршрута следования (это бумажные карты, которые спасут экипаж, если электроника откажет — здесь указаны все видимые ориентиры, аэропорты, аэродромы по пути следования) и бортового самописца, который называется «Черным ящиком» (он записывает переговоры экипажа, регистрирует параметры всего полёта).
Управление воздушным судном во время полёта включает важный пункт: капитан летательного аппарата обязан знать, применять основные алгоритмы действий, для принятия решения, во время чрезвычайных ситуаций на борту. При приземлении воздушного судна в аэропорту назначения, капитан регистрирует самолёт.
Трудоустройство и требования к пилотам
Чтобы стать пилотом гражданской авиации в России, необходимо соответствовать требованиям. Летную лицензию могут получить выпускники высших учебных заведений, которые обучают студентов по программе пилота. Теоретически, возможность попасть за штурвал есть и у лиц с высшим или средним профессиональным образованием инженера, диспетчера или смежной специальности. Для этого необходимо пройти годовые платные курсы для переподготовки. На практике, попасть в серьезную авиакомпанию с подобным сертификатом крайне проблематично.
Многие желающие связать свою жизнь с небом расстаются с мечтой еще при поступлении в вузы. Проводится тщательная медицинская комиссия и дополнительный отбор по физической форме. Любые отклонения в сердечно-сосудистой, дыхательной системах и в опорно-двигательном аппарате не позволят стать пилотом. Часто уже на комиссии у абитуриентов выявляются проблемы со зрением и искривлением носовой перегородки. Подобная патология не даст человеку нормально дышать носом на большой высоте. Медкомиссия проводится постоянно в течение всей жизни пилота.
Летать в качестве командира воздушного судна можно до 65 лет. Дальше – только вторым пилотом и при отсутствии проблем со здоровьем. В среднем, на работу в крупные авиакомпании попадают в возрасте 25-45 лет.
Минимальные требования для работы в гражданской авиации:
- отсутствие проблем со здоровьем;
- прохождение теоретической подготовки и наличие диплома об образовании;
- 150 часов налета;
- свидетельство коммерческого пилота.
Крупные авиакомпании вроде «Аэрофлота» выдвигают совершенно иные требования: необходим диплом, свидетельство коммерческого пилота и 1500 часов налета в качестве второго пилота или командира воздушного судна.
Пилоты военной авиации: особенности
Главное отличие армии от гражданской авиации – казарменное положение. Военные летчики живут жизнью военных, выполняя свой воинский долг за штурвалом самолета. Их работа морально и физически гораздо более тяжелая, чем в ГА.
Пилот ВВС после каждого боевого вылета не может быть уверен, что вернется домой, в отличие от гражданской авиации, где безопасность пассажиров и экипажа – первостепенная задача, и любая авария становится трагедией целой страны.
Военные истребители и штурмовики развивают гораздо большие скорости и способны сильно маневрировать, что приводит к развитию у пилотов сильных перегрузок и к риску развития серьезных патологий сердечно-сосудистой и нервной системы.
У военнослужащих коммерческая форма обучения – они находятся на полном государственном обеспечении. Первые два года получения образования у летчиков ВКС проходят в Краснодарском летном училище, в дальнейшем их распределяют в другие города, в зависимости от выбранной специализации.
Зарплата пилотов варьируется от 65 000 до 300 000 руб. В 2021 году средняя плата за труд российских пилотов составляет 150 000 рублей в месяц.
Ситуация по городам представлена в табличке.
Город | Месячный размер зарплаты (руб.) |
Москва | 130000 |
Санкт-Петербург | 102000 |
Новосибирск | 70000 |
Томск | 70000 |
Барнаул | 70000 |
Зарплата может меняться в течение месяца.
Профессии в гражданской и военной авиации
Обычно работа в гражданской авиации ассоциируется с пассажирскими перевозками, но это далеко не всё. «Гражданка» совершает коммерческую транспортировку грузов, задействована в сельском хозяйстве, совершает срочные рейсы в медицинских целях. Обучение будущих летчиков, авиационные выставки, подготовка парашютистов и тушение пожаров также остается за кадром.
К счастью, работу военной авиации россияне наблюдают только на Параде Победы 9 мая. В остальном, деятельность ВВС засекречена либо происходит на летных полигонах вдали от населенных пунктов. Военная авиация — это и разработка новых машин, и подготовка кадров, и боевые действия.
На младших курсах будущих покорителей неба воспитывают, как и остальных инженеров. Придется и с чертежами засыпать в обнимку, и просыпаться в холодном поту, увидев в кошмарном сне книжку с буквами ТММ на обложке, и планировать свадьбу после сдачи сопромата с энной попытки. Но младшие курсы — всё-таки колыбель романтиков авиации. С одной стороны, здесь полно общих и теоретических предметов, с другой — мечты и «души прекрасные порывы» еще не разбиты об острые углы специальных предметов. Как правило, уклон в авиацию минимален, он находит отражение лишь в условиях задач для студентов, и то не всегда. Зачем это надо — чтобы в случае перехода несостоявшегося Туполева или Камова в другой машиностроительный вуз пришлось меньше пересдавать и переучиваться.
Что делать выпускнику летного учебного заведения?
Итак, учеба закончилась, по результатам которой у вас есть все то, чтобы построить карьеру пилота: крепкое здоровье, теоретическая подготовка, налёт 150 часов, свидетельство коммерческого пилота.
Вы знаете, сколько авиакомпаний в России? Их достаточно, около 70. Конечно, большинство выпускников хотят сидеть за рулем «Аэрофлота» или «Трансаэро», потому что это мировые лидеры. Но нужно понимать, что туда и отбор в несколько раз сложнее.
Поэтому в начале карьерной лестницы лучше обратить свой взгляд на небольшие компании, которые осуществляют только внутренние авиаперевозки. Если вы подтвердите свои знания и продемонстрируете полученные навыки, то авиакомпания вас с удовольствием примет в свои ряды. Также нужно учитывать, что практически при любом авиаперевозчике действуют свои центры по подготовке пилотов. Нюанс данной профессии в том, что ключ к успеху – большое количество часов налёта, который можно получить только благодаря регулярным тренировкам. Скорее всего, еще некоторое время вам придется обучаться пилотированию того или иного воздушного судна.
Плюсы и минусы работы пилотом
Начнем с плюсов работы пилотом.
- Профессия пилота гражданской авиации – это всегда нужная и востребованная профессия, ведь воздушный транспорт с каждым годом набирает все большую популярность, авиакомпании расширяются, а летальные аппараты – непрерывно модернизируются и улучшаются.
- Профессия пилота считается одной из самых престижных профессий в мире. Бытует мнение, что пилоты – это элита, которой восхищаются и на которую равняются.
- Высокая оплата труда. Даже начинающие пилоты получают много, если сравнивать их зарплату с начинающими специалистами в других сферах.
- К работе пилота не допустят человека с хроническими заболеваниями, ведь даже малейшее головокружение или скачок давление может стоить жизней сотен пассажиров. Поэтому за здоровьем ни одного специалиста так не следят, как за здоровьем пилота.
- Авиакомпаниями и туристическими фирмами для панирующих путешествие пилотов и членов их семей, как правило, предусмотрены скидки и специальные программы.
- Пилот – одна из самых романтичный профессий. Из кабины самолета вы видите такую красоту нашей планеты, которая вряд ли когда будет доступна другим.
Далее перечислим минусы, с которыми связана работа пилота гражданской авиации.
- Вопреки распространенному мнению, несмотря на постоянные перемещения между городами, у пилота практически нет возможности путешествовать. При среднемагистральных перелетах у него только час на отдых, после чего он улетает обратно. После многочасового полета на отдых даются сутки, да и провести их где-нибудь в Дели или в Дубаи удается далеко не всегда.
- Поступить в летное училище и окончить его сложно. К тому же во время трудовой деятельности придется постоянно учиться и переучиваться, проходить различные тестирования и врачебные комиссии, чтобы подтвердить соответствие должности и квалификацию.
- Сложные условия труда: ненормированный рабочий день, полеты как днем, так и ночью, один-два выходных. В связи с эти остается крайне мало времени на личную жизнь, постоянная разлука с родными плохо сказывается на отношениях в семье. Спокойно провести время с близкими можно только во время отпуска.
- У пилотов, в силу профессии регулярно меняющих часовые пояса, отсутствует постоянный режим сна и бодрствования, нарушение биоритмов ведет к хронической усталости, росту эмоционального напряжения и стрессу, которых и так много в этой профессии. При таком раскладе следить за своим здоровье, которое крайне важно для карьеры пилота, трудно, поэтому пилоты рано уходят на пенсию.
- В случае смены или потери работы пилоту трудно реализовать себя в другой сфере, потому что по сути ничего, кроме как летать, он не умеет.
- Из-за вероятности и частоты авиакатастроф работа в небе считается одной из самых рискованных.
Наряду с тем, как поступить в летное училище гражданской авиации, не менее важно знать о том, какие сложности будут возникать во время учебы? Трудности, которые уготовили для своих курсантов российские летные учебные заведения, существуют ради того, чтобы подготовить первоклассных специалистов.
- Строгая дисциплина, постоянный контроль посещаемости и строгие наказания за прогулы. Пропуск занятия возможен только в случае болезни.
- Проживание в общежитие, обязательное для всех курсантов, без исключения.
- Изобилие в учебной программе точных и технических наук (математика, аэродинамика, устройство двигателя и т.д.). Гуманитариям такая учеба показалась бы настоящей каторгой.
- Серьезная подготовка по авиационному английскому языку, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать, иначе о карьере пилота придется забыть. Владение языком авиационного радиообмена и международными техническими терминами – важнейший навык современного пилота.
- Насыщенность учебной программы объемными теоретическими и практическими блоками и, как следствие, необходимость самоподготовки. Даже студенты летных училищ, чтобы успешно окончить обучение, должны заниматься с упорством студентов престижных столичных вузов.
Плюсы и минусы профессии
Стать летчиком мечтают многие. Это не вызывает удивления: летчиком быть престижно, романтично, интересно и прибыльно — крупные российские авиаперевозчики обещают капитану воздушного судна зарплату от 400 000 рублей в месяц. Небо манит юношей и девушек, а перспективы заработка только укрепляют молодежь в желании выбрать эту профессию.
Однако есть в профессии пилота и свои недостатки. Прежде всего, это высокий риск. Дело даже не в том, что самолет может упасть из-за ошибки пилота или технической неполадки. Не выдержать может сам организм пилота, т. к. полет всегда сопряжен с перегрузками.
В профессии летчика нужна высокая стрессоустойчивость. Непредвиденные ситуации, сложные погодные условия, пьяные и буйные пассажиры. Это требует немалой выдержки от пилота, ведь параллельно с этим ему необходимо удерживать высокую концентрацию на процессе ведения воздушного судна.
Кого точно не возьмут в летное училище?
Требования к абитуриентам жесткие, поэтому отбор в летное училище проходят далеко не все. Врачебно-летная комиссия строго отсеивает всех, кто не соответствует их требованиям. Здесь мы собрали причины, по которым абитуриента точно не примут в летное училище. Если у вас есть какие-то признаки из списка, скорее всего, лучше не тратить время на подачу документов и медосмотр.
Итак, в летное училище НЕ возьмут кандидатов:
- младше 16 лет;
- старше 22 лет (если не служил в армии) и старше 24 лет (если служил);
- старше 27 лет (если служил в армии по контракту, но не имеет офицерского звания);
- людей с наркотической и алкогольной зависимостью;
- состоящих на учете в наркодиспансере;
- заключенных;
- судимых
- участников уголовного дела на стадии предварительного следствия;
- имеющих проблемы со зрением, скелетом, пищеварением, слухом, обонянием, дыханием, кожей, нервной системой, кровеносной системой, сердцем;
- Психически нездоровых.
Кто может стать пилотом
В этой сфере не все так просто и «прозрачно». С одной стороны есть потребность в пилотах, а с другой – не так и просто выпускнику летного учебного заведения устроиться на хорошую работу. Практически все заведения летной направленности в своей основе имеют бюджетные места, однако не всех желающих с радостью на них возьмут. Что это значит?
Первым непременным условием при начале обучения, да и, вообще, перед выбором этой профессии, является наличие отличного здоровья.
Будущий пилот должен иметь отменное:
- Зрение;
- Слух;
- Сердечно-сосудистую систему;
- Легкие и вестибулярный аппарат.
Это одна из немногих профессий, на который существует строгий возрастной ценз. Пилотом можно стать до 30 лет и не позже. Большое внимание уделяется знаниям иностранных языков. И английский является обязательным условием при приеме в крупные авиалинии. Чем больше языков знает пилот, тем больше шансов получить работу в престижной авиакомпании.
Карьерные перспективы и зарплата пилотов в России
После вуза пилот гражданской авиации, начинает карьеру с должности второго пилота. Перейти на должность командира воздушного судна (КВС) можно только после 1,5 тысячи часов полета и сдачи квалификационного экзамена.
Карьера зависит только от амбиций пилота. Можно до пенсии оставаться командиром воздушного судна. Некоторые специалисты работают пилотами-инструкторами, руководителями полетов или занимают управленческую должность.
Зарплата пилотов в России зависит от авиакомпании, стажа и других факторов. Больший оклад у линейных летчиков, особенно на международных направлениях. Наименьшая зарплата у пилотов в России, выполняющих рейсы по внутренним направлениям. Чаще этим занимаются молодые специалисты, не имеющие достаточного рабочего стажа.
Хочу летать: как стать пилотом гражданской авиации
Где учат управлять самолетами? Почему столько абитуриентов отсеивают при поступлении? И чем коммерческий пилот отличается от пилота-любителя? «Учёба.ру» составила список учебных заведений, которые готовят пилотов гражданской авиации.
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру 15 комментариев
Для тех, кто мечтает работать в небе, есть два пути — летное училище и школа частных пилотов. Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», а значит получать высшее образование необязательно — достаточно и среднего специального. Тем не менее учебные заведения предъявляют к абитуриентам жесткие требования, которым соответствуют далеко не все желающие.
Например, перед поступлением нужно пройти обязательный медицинский осмотр, прямо как настоящему пилоту перед заключением трудового договора или контракта (мы не шутим), и проверить уровень физической подготовки.
Нормативы зависят от возраста и пола, в программе — бег на короткие и длинные дистанции, подтягивание или отжимания, прыжки и упражнения для мышц пресса. Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) оценивает состояние не только физического, но и психического здоровья.
Студентами могут стать лишь те, кого она признает годными. Психологическое тестирование очень много значит: если у двух абитуриентов одинаковые оценки в аттестате, комиссия сделает выбор в пользу того, кто лучше его прошел.
Студентам нельзя забывать о здоровье и после поступления: если во время обучения оно ухудшится, дело может закончиться отчислением.
Безусловное преимущество государственных летных училищ — возможность учиться бесплатно.
После окончания курса их выпускникам присваивают квалификацию коммерческого пилота (вторую из трех возможных: пилот-любитель, коммерческий пилот и линейный пилот), тогда как частные авиашколы могут предложить лишь квалификацию пилота-любителя.
Она не позволит найти работу по специальности, но позволит, собственно, научиться управлять самолетом. Тем не менее, учёба в частной школе дорого стоит: теоретический курс обойдется в 45 тыс. руб., а практические занятия — от 12 тыс. рублей за час. Всего же для окончания курса «налетать» нужно, как минимум, 40 часов.
Один из главных плюсов профессии пилота — высокая заработная плата. Второй пилот в среднем получает от 150 тыс. руб. в месяц, а первый — от 300 тыс. руб., причем стать им можно уже в 26-27 лет, имея за плечами две тысячи часов летной практики в качестве второго пилота.
Кроме того, пилотов ждет множество приятных бонусов: 70 дней отпуска в год, корпоративные авиабилеты для них самих и членов их семей и жилье, если работать приходится в другом городе. Компания «Аэрофлот», к примеру, обещает пилотам заработную плату в размере до 400 тыс. руб.
в месяц (на такой оклад может рассчитывать командир экипажа — обладатель высшей квалификации коммерческого пилота), а также социальный пакет (до 300 тыс. руб. на одного пилота ежегодно).
Дефицит пилотов сейчас настолько велик, что выпускникам летных училищ часто даже не приходится искать работу: представители авиакомпаний сами приезжают в учебные заведения незадолго до выпуска и рассказывают об открытых вакансиях. Выпускник летного училища, получивший свидетельство коммерческого пилота, сразу по окончании обучения может начать работать вторым пилотом (стажером).
Большинство выпускников хочет сразу же попасть в крупную авиакомпанию (например, «Аэрофлот»). Однако не стоит забывать о том, что камнем преткновения в этой профессии является количество часов летной практики, а у выпускника его недостаточно.
Вот почему первую работу лучше искать в небольшой авиакомпании (скажем, региональной), чтобы налетать там необходимое количество часов. После этого начинающий пилот может смело претендовать на вакансию в крупной авиакомпании.
При этом нужно иметь в виду, что в компаниях молодым сотрудникам часто бывает необходимо пройти дополнительное обучение, которое позволит научиться управлять определенной моделью самолета.
Как стать пилотом гражданской авиации
Летчик — одна из самых романтических и престижных современных профессий. Практически все мальчики и девочки мечтают стать либо летчиками, либо стюардессами. Последние годы страна стала испытывать дефицит в действительно профессионально обученных пилотах. Государство решает эту проблему за счет привлечение пилотов иностранной авиации. Да и сами авиакомпании начинают личную охоту за молодыми специалистами еще с их первых курсов в институтах.
Что же на самом деле кроется за, казалось бы, такой несложной работой, как просто управление воздушным транспортом? Одного лишь «хотения» недостаточно. Нужно обладать высоким уровнем стрессоустойчивости, навыков, знаний, пройти соответствующее обучение.
За год службы на борту гражданского авиалайнера пилот получает оклад в 10-15 раз больше, нежели простой офисный работник. И тут стоит задуматься всем молодым людям на пороге выбора своей дальнейшей профессии.
Требования к специалистам
С пилотов гражданской авиации особый спрос. По большому счету, эти люди должны быть безупречны во всем. Вредные привычки для них запрещены. Пилот должен иметь отличное здоровье, быть физически выносливым, технически грамотным и высококвалифицированным специалистом.
Назовем еще ряд качеств, необходимых для этой работы:
- ответственность;
- внимательность;
- сосредоточенность;
- хорошая реакция;
- устойчивая психика;
- аналитический склад мышления;
- умение быстро принимать решения;
- хладнокровие в «горячих» ситуациях.
Чтобы стать сотрудником крупной авиакомпании, командиром экипажа, работать на престижных пассажирских авиарейсах, молодому пилоту необходимо проделать определенный карьерный путь.
Выпускник летного училища или авиационного института должен:
- иметь не менее 150 часов учебных полетов;
- налетать не менее 250 (в крупных авиакомпаниях не менее 350) часов на грузовом самолете;
- получить разрешение на управление пассажирским лайнером после сдачи экзамена;
- получить заключение медкомиссии.
В будущем работникам летных экипажей воздушных судов придется ежегодно проходить аттестацию и подтверждать квалификацию. Для пилотирования больших самолетов типа Airbus и Boeing потребуется дополнительное обучение и допуск к управлению.