Ремонт автомобиля по ОСАГО в 2023 году: процедура, сроки и нюансы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт автомобиля по ОСАГО в 2023 году: процедура, сроки и нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2022 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
Срок ремонта по ОСАГО в 2022 году
В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.
На восстановление дефектов в 2022 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Что такое направление на ремонт в ОСАГО?
Это документ, официально дающий потерпевшему в ДТП право на полное возмещение ущерба от него путём восстановления транспортного средства. Обратите внимание, полного восстановления, а не частичного. При выдаче направления и после него есть чётко оговорённые сроки проведения ремонта и ожидания оценки ущерба для получения этой бумаги.
Фактически направление на ремонт – это прямая замена страховой выплаты в ОСАГО, призванная упростить процедуру возмещения за счёт удаления целого звена в процедуре – этапа между полученными деньгами при выплате и до их оплаты за восстановление автомобиля в СТОА. Но на практике легче от этого не стало:
- во-первых, чтобы отремонтировать машину, нужно всё равно обратиться в страховую и получить направление на ремонт – то есть как бы вместо денег Вы получаете просто «сертификат» на восстановительные работы при ущербе,
- во-вторых, у Вас отбирают выбор, в каком автосервисе чинить автомобиль, а по самому ремонту в 2022 году есть некоторые законодательные ограничения.
Проведение осмотра или независимой технической экспертизы
Для определения размера страховой выплаты страховая компания должна провести осмотр, независимую техническую экспертизу или независимую оценку в течение 5 рабочих дней с момента подачи документов.
При этом страховщих согласовывает с водителем время и место проведения осмотра или экспертизы. Водитель должен предоставить автомобиль в указанное место к указанному времени. Если водитель не приедет на экспертизу, она будет отложена, а вместе с ней будут отложены и страховые выплаты.
Если автомобиль не может участвовать в дорожном движении, то его осмотр проводится по месту нахождения.
Если страховщик не провел осмотр транспортного средства или его экспертизу в течение 5 дней, потерпевший может провести экспертизу за свой счет. Впоследствии стоимость экспертизы будет возмещена, т.е. включена в выплату по ОСАГО.
С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.
Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.
Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.
Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.
С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.
Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.
Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.
Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?
Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.
Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.
Почему собственник автомобиля должен доплачивать за ремонт, если он не виноват?
Величина выплаты рассчитывается по методологии Центробанка РФ, которая принимает во внимание большое количество параметров, в том числе площадь повреждений, объём утечки расходных материалов при выполнении ремонтных работ и т.д. Собственник автомобиля не имеет права потребовать залить определённую марку моторного масла либо тормозную жидкость конкретного изготовителя. Страховая компания принимает в расчёт информацию из особого справочника и экспертную оценку повреждений. Как видно, правила ремонта по ОСАГО не учитывают множество моментов, в том числе расценки определённого автосервиса, реальную стоимость деталей и т.д.
Разницу в расходах приходится компенсировать владельцу пострадавшего автомобиля либо виновнику аварии. Разберёмся подробнее в сложившейся ситуации.
Сдача автомобиля в ремонт по ОСАГО: нюансы
Есть ряд обстоятельств, заслуживающих особого внимания со стороны владельцев поврежденных в ДТП машин при принятии решения об обращении к страховщику за проведением ремонта ТС.
Так, следует иметь в виду, что:
- Срок гарантии на автомобиль не влияет на установление возможности отремонтировать его у дилера.
Если гарантия превышает 2 года с момента приобретения машины, то, тем не менее, у страховой фирмы не будет обязанности направить ТС на ремонт к официальному дилеру — если машина старше 2 лет.
- Гарантия на ремонт по ОСАГО составляет 6 месяцев.
А если в рамках ремонта производились лакокрасочные работы, то гарантия по ним — 12 месяцев. В рамках каждого из указанных сроков владелец ТС вправе инициировать претензии к страховщику по качеству работ.
- В случае, если расстояние до СТО превышает установленные законом интервалы, то страховщик, тем не менее, может убедить пострадавшее лицо воспользоваться услугами соответствующего СТО при условии, что расходы на транспортировку машины будут покрыты самим страховщиком.
В свою очередь, нельзя однозначно сказать, кто отвечает за доставку ТС в пределах прописанного в законе расстояния в 50 км от места жительства пострадавшей стороны до СТО, которую предлагает страховщик. Поэтому, в общем случае потерпевшему лицу все-таки следует настраиваться на самостоятельную доставку машины. Если при этом он понесет издержки (например, обусловленные вызовом эвакуатора) — их можно будет попытаться взыскать с виновной стороны в суде.
- Если ни одна из ремонтных организаций, с которыми у страховщика подписаны соглашения на осуществление ремонта по ОСАГО, не соответствует предусмотренным законом требованиям в части приспособленности к проведению ремонта ТС с учетом обстоятельств, характеризующих обращение потерпевшего лица, то страховщик — с согласия данного лица, все же может инициировать ремонт ТС на какой-либо из таких СТО. Главное — чтобы между ним и ремонтной организацией был заключен договор.
А если страховщик и пострадавшее лицо в подобной ситуации не договорятся друг с другом, то им придется задействовать вариант денежной компенсации — который может быть менее выгоден для какой-либо из сторон в сравнении со сценарием, при котором производится ремонт ТС.
- Страховщик и пострадавшая сторона вправе в письменном виде заключить соглашение о том, что владелец ТС, поврежденного при ДТП, самостоятельно обеспечит ремонт автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора — на момент обработки заявления от пострадавшей стороны.
Ремонт авто в стороннем СТОА – правда ли, что слетит гарантия?
О том, что означает понятие «гарантийный срок», можно узнать в пункте 6 ст. 5 Закона о защите прав потребителей:
Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
Обратите внимание, что речь идёт об обнаружении недостатка в работе товара (в нашем случае – автомобиля). Являются ли данным недостатком погнутое крыло или разбитая фара после ДТП? Конечно, нет. А если официальный дилер настаивает на этом, то ему придётся проводить независимую экспертизу и устанавливать, что дефект на гарантийном авто возник в результате некачественного ремонта, сделанного на стороннем автосервисе – то есть доказывать вину водителя (а до тех пор гарантийный срок действует).
Но, скорее всего, несмотря на это официал откажет вам в гарантийном обслуживании автомобиля. И не ему, а вам придётся подавать досудебную претензию, а затем обращаться в суд за защитой прав. И уже на суде дилер должен будет предоставить результаты независимой экспертизы о причинно-следственной связи между возникновением поломки и плохого ремонта на СТОА.
Ремонт машины по ОСАГО в 2021 году
Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.
Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/
Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.
До 2021 года порядок возмещения был проще. После совершения ДТП участники обращались в страховую компанию и после рассмотрения представленных документов, владелец пострадавшего авто, не являющийся виновником аварии, получал наличными или на карточку денежные средства, которые мог расходовать по своему усмотрению.
Конфликтов между страхователями и страховщиками также было немало. СК старались занизить суммы возмещения, а владельцы авто по ОСАГО настаивали на других суммах, необходимых для ремонта. Широко распространилась практика передачи требований по возмещению третьим лицам, которые выплачивали автолюбителям определенные суммы. Благодаря сильным юристам или сговору с сотрудниками СК эти лица получали максимальные платежи.
Для защиты своих интересов и исключения посредников, страховщики инициировали новый порядок возмещения по ОСАГО.
До 2017 года страховщики возмещали ущерб двумя способами. Первый – непосредственно оплатив сумму, которую назвали эксперты оценщики в ходе осмотра повреждений транспортного средства. Второй вариант – денежные средства направлялись непосредственно на СТО, где за эти средства осуществлялся ремонт. Воитель был вправе отказаться от услуг ремонта и получить деньги на руки.
Этой уязвимостью часто пользовались некоторые мошенники. Юристы активно брались за подобные дела, получая процент с выплаты по ОСАГО, часто увеличивая ее сумму. Создавались осознанно аварии, для получения компенсации подобным способом. Новые поправки ликвидировали это упущения.
Граждане Российской Федерации с легковым автомобилем, зарегистрированным в РФ, теперь обязаны проходить ремонт на СТО, который предлагает страховая компания. Те водители, которые не входят в эту категорию, по-прежнему имеют возможность получить компенсацию наличными.
Страховщики всегда нацелены на минимизацию своих расходов, поэтому прибегают к различным уловкам на этапе оформления направления. Выражается это в необходимости «подписать дополнительные документы». Водители должны оставлять свои подписи только на двух бумагах: извещение о ДТП и заявление в страховую. Последнее пишется в свободной форме, поэтому рекомендуем сделать его дома самостоятельно. Если страховщик дает собственный бланк заявления, внимательно читайте каждую строку. Чаще всего водителей пытаются подловить на описанных согласиях:
- На дополнительную оплату, если денежных средств от СК не хватает. Параллельно выплата занижается страховщиками.
- На выбор любой мастерской из списка, хотя в этом пункте есть ограничение.
- На использование подержанных запчастей.
В худшем случае вам подсунут договор цессии. Эта бумага перепродает права на требование возмещения в автомастерскую, в ходе чего вам выполнят ремонт в порядке оказания обычной услуги. Естественно, оспаривать качество работ или пренебрежение сроками уже не получится. Если вашему автомобилю меньше 2 лет, то все ремонтные работы должен проводить дилерский центр. Соответственно, страховщику нельзя выбирать стороннее СТО для ремонта машины на гарантии.
Задача водителя – не подписывать ничего лишнего, не писать согласий в каких-либо полях, при этом внимательно читать всю документацию. Это исключит шанс мошенничества со стороны страховой компании.
В направлении, как правило, указывается число дней, за которые вы обязаны приехать в сервисный центр и передать автомобиль на ремонт. Обычно это 5-21 дней, но законодательно период никак не регулируется. Не стоит паниковать, если вы просрочили этот срок. Водитель может обратиться в страховую компанию для получения нового действительного направления. Отказать держателям полиса сотрудники СК не имеют права, это становится прямым нарушением законодательства, когда страховщик отказывается от возмещения повреждений.
Законодательные аспекты
Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.
Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:
- Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
- Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.
Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.