Правила развода в исламе по шариату
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила развода в исламе по шариату». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Когда развод в исламе не имеет силы
Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.
Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.
Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.
Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?
Подходящее время для развода (талак)
Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.
Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.
Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:
«Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.
Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ
«Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.
С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).
Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены
Аллах говорит в Кур’ане:
فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ
«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)
Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.
Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.
Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:
أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي
«Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).
В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.
Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.
Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:
«Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.
Будет ли действителен талак, данный в шутку?
Бытует мнение, что, если развод дан с серьезными намерениями, тогда он будет действителен, а иначе — нет. Например, мужчина сказал формулу развода, чтобы припугнуть жену, или сказал слова развода в шутку и т. д. Такое мнение неправильно и ошибочно. Одно лишь произнесение слов талака в адрес своей жены в здравом рассудке (с намерением развода или без него) прекратит действительность брака.
Многие считают, что развод — это грех и ни в коем случае нельзя произносить эти слова. Так ли это?
Это тоже не так. Развод — это нежелательное действие, однако при наличии уважительной причины развод (талак) не является грехом, а в некоторых случаях он может оказаться единственным выходом из трудного положения. Конечно, без причины дать талак — это причинить вред своей семье и жене. Положительные и отрицательные стороны развода нужно понимать правильно. Для принятия правильного решения лучше всего обращаться к знающим людям (алимам).
В зависимости от обстоятельств, сопровождающих разлад в семье, могут быть некоторые особенности, связанные с распадом семейных уз в исламе.
У мужчин в мусульманских странах больше прав, поэтому чаще разводы инициируются именно с их стороны — им проще исполнить процедуру и получить одобрение официальных органов. Фактически, чтобы избавиться от жены, мужу следует трижды произнести «талак», что значит «я развожусь с тобой». Но слова должны прозвучать не сразу, а через промежутки: 1 раз в цикл менструации у женщины, то есть примерно раз в месяц (в итоге как раз и проходит тот самый трехмесячный период, отведенный на раздумья).
В исламе предусмотрено два вида развода по инициативе мужа: талак раджгий и талак баин. В первом случае супруги после прекращения брака имеют право снова сойтись со временем, а потом развестись (и сойтись снова) еще два раза. Во втором случае расставание будет уже окончательным.
Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.
Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.
В случае развода исламский закон учитывает потребности детей и гарантирует заботу о них.
Финансовая поддержка детей – как в период брака, так и после развода – зависит только от отца. Суды имеют право назначить отцу принудительную выплату пособия на ребенка, если это необходимо. Сумма выплат может обсуждаться, она должна соответствовать финансовым возможностям мужа.
Исламское законодательство предусматривает, что опеку над детьми может осуществлять тот, кто находится в хорошем состоянии в плане физического и психического здоровья, а его материальное положение позволит лучше удовлетворять потребностей детей.
Исламские юристы имеют различные мнения по поводу того, как это лучше всего сделать. Некоторые из них признают, что ребенок после развода в исламе в определенном возрасте должен жить с матерью, а если он старше – то с отцом. Другие высказываются за то, что можно позволить старшим детям высказывать свое предпочтение. Как правило, признается, что матери лучше всего заботятся о маленьких детях и девушках.
Поскольку среди исламских ученых существуют разногласия по поводу местонахождения детей, встречаются различия по этому вопросу на уровне местного законодательства. Во всех случаях, однако, основная проблема заключается в том, что о детях должен заботиться подходящий родитель, который может удовлетворить их эмоциональные и физические потребности.
Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.
Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.
Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса / Женщины, 130 аят).
Коранические принципы [ править ]
Согласно Корану, брак должен быть неограниченным во времени, на что указывает его характеристика как «прочная связь» и правила, регулирующие развод. В идеале отношения между супругами должны быть основаны на любви ( мавадда ва рахма , 30:21), а важные решения, касающиеся обоих супругов, должны приниматься по обоюдному согласию. Когда гармония в браке не может быть достигнута, Коран разрешает и даже советует супругам положить конец браку (2: 231), хотя это решение не следует воспринимать легкомысленно, и община призвана вмешаться назначение арбитров из двух семей для попытки примирения (4:35). Коран устанавливает еще два способа избежать поспешных разводов. Для менструирующей женщины Аль-Бакара 2: 228 предписывает период ожидания ( идда ) до завершения развода, как три ежемесячных периода. Точноже для не менструация женщин,том числе пост- менопаузе женщин и пре- менархе девочек, Ат-талака 65: 4 прописывает периоды ожидания. Это нужно для того, чтобы муж пересмотрел свое решение. Более того, мужчине, который дает клятву не вступать в половую связь со своей женой, что приведет к автоматическому разводу, предоставляется четырехмесячный период для нарушения своей клятвы (2: 226).
Коран существенно изменил гендерное неравенство в практике развода, существовавшее в доисламской Аравии, хотя некоторые патриархальные элементы сохранились, а другие процветали в последующие века. До ислама развод между арабами регулировался неписаным обычным правом, которое варьировалось в зависимости от региона и племени, а его соблюдение зависело от авторитета вовлеченных лиц и групп. В этой системе женщины были особенно уязвимы. Коранические правила брака и развода предусматривают фиксированный набор норм для всех мусульман, подкрепленных божественной властью и соблюдаемых сообществом. Ранние исламские реформы включали в себя предоставление жене возможности инициировать развод, аннулирование права мужа на собственность своей жены, осуждение развода без веских причин, криминализацию необоснованных заявлений о неверности со стороны мужа и установление финансовой ответственности мужа перед его разведенная жена. В доисламские времена мужчины держали своих жен в состоянии «неопределенности», постоянно отвергая их и забирая их обратно по своему желанию. Коран ограничил количество отказов до трех, после чего мужчина не может забрать свою жену, если она сначала не выйдет замуж за другого мужчину. Кроме того, доисламский брачный выкуп ( махр), выплачиваемая женихом семье невесты, была преобразована в приданое , которое стало собственностью жены, хотя некоторые ученые полагают, что практика отдавать невесте хотя бы часть махра началась незадолго до прихода ислама.
Тема развода рассматривается в четырех различных сурах Корана, включая общий принцип, сформулированный в 2: 231:
Причины и польза многоженства
Причина того, что полигамия в Исламе была разрешена, не заключалась в том, чтобы удовлетворить мужское биологическое желание. Причина легализации многоженства в том, чтобы дать мужчине возможность взять под опеку обездоленных женщин, которые остались без мужчины – это вдовы, разведенные женщины.
Послевоенное время характеризовалось тем, что в обществе наметился серьезный демографический дисбаланс, когда женское население по своему числу сильно превышает мужское, и многие женщины не могут найти себе супруга. Возникает масса проблем с тем, что биологическое стремление женщины реализовать себя как мать, родить ребенка, и если не получается завести полноценную семью, то хотя бы реализовать свой материнский инстинкт. Эта ситуация имеет много негативных социальных последствий, разводов, адюльтеров, семейных драм на фоне измен, и детям приходится расти без отцов. Одной из основных целей многоженства в Исламе является как раз защита прав ребенка. К целям многоженства следует отнести также сохранение института семьи, а также стремление защитить общество от негативных явлений и аморальных примеров.
Многоженство в Исламе имеет неоспоримую пользу. Его следует рассматривать не как обязанность, а как решение дозволенное, если оно несет в себе стремление разрешить моральную или социальную проблему. В дозволении многоженства есть несомненная польза и мудрость, которая заложена в него. С помощью многоженства мужчина, женатый на нескольких мусульманках, оказывается защищен от прелюбодеяний, оно оберегает от греха тех мужчин, которые не могут быть удовлетворены только одной женой.
С помощью многоженства решается вопрос защиты женщины от тех любителей страстей, которые присматриваются к одинокой женщины и пытаются увлечь ее на сторону греха.
Еще одна несомненная польза многоженства – это стремление дать мужчине и женщине возможность увеличить потомство. Многоженство в Исламе несет в себе и еще одну очень важную функцию – оно охраняет мусульманский народ от нечестия и всевозможных болезней.
Когда многоженство нежелательно по Исламу
Если мусульманин не может справедливо и поровну обеспечить будущих жен материальными благами – жильем, одеждой, мебелью, пищей, то такому мужчине нежелательно иметь несколько жен. Мусульманин обязан, беря вторую супругу, предоставить ей отдельное жилье, если она не согласилась сама жить под одной крышей с первой женой супруга. Жилье, которое обеспечивает мусульманин для своих жен, должно быть одинаковым по своему комфорту и не быть лучшим для одной супруги и худшим для другой.
Запрещена полигамия для тех мужчин, которые материально не обеспечены настолько, чтобы содержать несколько жен, которые физически слабы, или для тех, кто сам осознает, что не сможет выполнить все перечисленные в Шариате требования для многоженства и относится справедливо ко всем своим женам.
Как предотвратить развод в исламе
В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.
Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.
Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.
Когда развод в исламе не имеет силы
Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.
Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.
Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.
Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.
Семейственность в Исламе — ЭТО ДОГОВОР (ОБЕТ) МЕЖДУ ДВУМЯ ЛЮДЬМИ ПЕРЕД БОГОМ, который каждый их них вправе расторгнуть, если есть на это веские причины.
Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально нравственными нормами.
Развод возможен в две ступени,
После чего вы продолжайте вместе жить благопристойно
Иль отпустите от себя с благодеяньем.
Вам не дозволено брать из того,
Чем вы ее (во время брака) одарили,
Разве что оба вы таите опасенья,
Что не сумеете блюсти пределы,
Которые для вас Аллах установил.
И если вы, (кто призван рассудить их),
Боитесь тоже, что они не соблюдут
Пределов, установленных Аллахом,
Не будет в том греха. (2:229)
Лексическое значение развода это «хиллюль акди» т.е. развязать завязанное, каноническое значение «талак» — это разрыв брачных уз определенными словами. Слово «талак» использовалось еще во времена до ислама.
Первое: развод бывает обязательным.
В шариате есть такое понятие как «ильъ», когда муж дает клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или более 4 мес. допустим, муж говорит:»я не буду вступать с тобой в половые отношения более 5 мес.». в этом случае, по истечении 5 мес., если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не дает ей развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».