Постановления 2023 установление границ земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановления 2023 установление границ земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
        Читайте также:  Возврат НДФЛ при покупке квартиры в 2023 году какие документы нужны

        Подача заявлений на государственный кадастровый учет и регистрацию прав

        Напомню, что сейчас подать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав можно на бумажном носителе при личном посещении МФЦ, либо ФГБУ «ФКП Росреестра», либо отправить по почте, либо заказать выездной прием за отдельную плату. Или в электронном виде через сайт госуслуг или Росреестра.

        С 28.10.2021 года будет доступна подача заявления через нотариуса при нотариальной сделке. Либо выездной прием МФЦ или ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату.

        С 01.01.2023 будет доступна функция подачи заявления через личный кабинет на сайте Росреестра или через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

        Кроме того, с января 2023 года органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые и кредитные организации будут запрашивать сведения, содержащиеся в Росреестре, только в электронной форме.

        Цена на размежевание определяется в зависимости от различных факторов, среди которых выделяют регион расположения, размер и сложность работ. Также значение имеет наличие или отсутствие поворотных точек. Стоимость колеблется от 2 тыс. руб., если площадь составляет до гектара при восстановлении границ и до 25 тыс. руб. при межевании в процессе образования участка.

        Что касается времени, оно определяется отдельно для каждого этапа:

        • на геодезическую съемку около 10 дней;
        • на топографическую съемку со спутника – 40 дней;
        • на предоставление документов – 5 дней;
        • на восстановление межевых знаков порядка 10 дней.

        Судебное разбирательство: процедура

        Истец может участвовать в суде лично или заключить договор с адвокатом. Важно прибегать к помощи квалифицированного специалиста, практикой которого являются земельные и имущественные споры. Если вы выиграете дело, ответчик будет нести все ваши издержки на судебное разбирательство и привлечение специалистов.

        Согласно ст. 30 ГПК РФ, иск необходимо подавать в территориальный суд. То есть в этом случае оно подается в суд, который располагается по месту расположения участка. При этом устанавливается следующий порядок рассмотрения:

        1. Мировой суд рассматривает споры, связанные с определением порядка применения имущества, к числу которого относят земельные участки.
        2. Районный суд рассматривает вопросы, связанные с установлением границ.

        В том случае, если к участку применяется понятие «надел, не имеющий координат своих границ», на практике такое понятие означает, что граница для него была установлена без внесения данных в соответствующую кадастровую документацию или же при их определении были нарушены установленные регулирующим законодательством нормы.

        В отдельных случаях подобный факт может иметь место в связи с тем, что при внесении данных и установлении границ были допущены ошибки.

        Для того, чтобы такие проблемы не возникали, владелец участка при получении межевого плана должен обращать внимание на точность внесенных данных.

        Поскольку при наличии ошибок или неточностей возможны проблемы при купле-продаже надела, а также споры с владельцами смежных земель относительно примыкающих друг к другу межей.

        Постановление АС Московского округа от 20.07.2016 No Ф05-9957/2016 по делу No А40-189908/15

        В этом деле суд отклонил дово­ды Росреестра, отказавшего за­явителю в регистрации права собственности на земельный участок, об отсутствии сведений о координатах характерных точек границ этого участка. Суд обратил внимание, что отметка в кадастровой выписке от 2015 г. о неустановлении границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (при наличии описания местоположения границ земельного участка) свидетельствовала лишь о том, что сведения о границах учтены в новой системе координат, притом что в кадастровом плане от 2005 г. сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка содержались.

        Таким образом, суд признал правомерным описание границ, которое существовало до введения старого Закона о кадастре. Довод Росреестра о возможности в дан­ном случае отказать в госрегистрации в силу абз. 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации суд отклонил.

        Когда необходима установка границ?

        Процедура установки координат участка земли, их отражения в кадастровом реестре необходима, когда в местные органы власти поступает от собственника недвижимости запрос об изменении ее месторасположения или прошение об уточнении пределов.

        Читайте также:  Льготы для федеральных ветеранов труда в Свердловской области в 2023 году

        Определение контрольных точек требуется, если ранее рубежи с точностью не выявлялись или данные о границах в Росреестре отсутствуют.

        Межевание необходимо для осуществления сделок с землей:

        • купля-продажа недвижимости;
        • оформление договора аренды;
        • обмен, дарение;
        • получение документов о праве собственности на надел;
        • раздел участка земли;
        • объединение отдельных объектов недвижимости или образование новых.

        Пример искового заявления об установлении границ земельного участка

        В Чунский районный суд Иркутской области Истец: Скворцова Анна Владимировна, адрес: 665510, Иркутская область, пгт. Чунский, кл. Светлая, 143 Ответчик: Капустин Дмитрий Анатольевич, 12.0.1992 года рождения, место рождения, место работы истцу не известно адрес: 665510, Иркутская область, пгт Чунский, ул. Светлая, 145, ИНН 2387094762, Третье лицо: Управление Росреестра, ИНН 7346872, адрес: г. Иркутск, ул. Победы, 1

        Порядок уточнения границ земельных участков определен в п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 г.:

        При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

        В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

        За весь период существования кадастрового учета приведенные правила, по большей части, оставались в неизменном виде. Ранее они определялись п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в различных интерпретациях, смысл которых можно свести к действующей редакции.

        Объекты искусственного происхождения – это стены домов, хозяйственных построек, сараев, бань, гаражей, заборы и иные ограждения, автомобильные дороги, железнодорожные пути и прочие линейные объекты.

        Природные объекты – это лесопосадки, лесополосы, овраги, реки, ручьи и аналогичные объекты.

        Самое главное – такие объекты должны визуально отделять земельный участок от соседних.

        Для того, чтобы определить границу участка по таким объектам нужно установить, где они последний раз без изменений были расположены 15 или более лет.

        Объясню на наглядном примере:

        • Земельный участок был окружен забором с 1980 года по 2003 год без изменения его местоположения. То есть, 23 года.
        • В 2004 году одна из границ участка изменила свое местоположение путем перестановки забора на два метра в сторону от участка, т. е. в 2004 году участок расширился.
        • В 2007 году был перенесен забор другой границы на 1,5 метра в сторону от участка, т. е. участок опять расширили.

        Границы земельного участка уточняются в 2020 году. Каким образом? По забору, который существовал с 1980 года по 2003 год.

        Почему?

        Потому, что в соответствии с п. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости мы установили границы участка, которые существовали без изменений более 15 лет. Следовательно, именно такая граница считается установленной и согласованной между собственниками смежных участков.

        А как определить границы этого участка в 2024 году? По забору, который существовал с 2007 года по 2023 год. Потому, что он просуществовал на местности без изменений последние 15 лет.

        Наиболее часто встречающиеся документы, в которых зафиксированы сведения о существовании фактической границы участка:

        • Генеральные или ситуационные планы участка, составленные органами технической инвентаризации (БТИ);
        • Ортофотопланы местности;
        • Картографические материалы государственного фонда данных масштабом 1:5000 и крупнее.

        Самое главное, чтобы из этих документов можно было определить местоположение фактических границ и время их существования.

        «Соответствие требованиям земельного законодательства» – что значит эта формулировка?

        Если границы земли не оформлены, то в кадастровый паспорт будут внесены записи именно с такой формулировкой – границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Это означает, что межевание границ не проводилось. Приказ Минюста от 18 февраля 2008 года №32 законодательно закрепил, что указанная выше формулировка должна быть внесена в графу 17 кадастрового паспорта объекта в случае отсутствия информации в государственном реестре учета земель о границах.

        Но такая запись может быть закреплена в правоустанавливающих документах на недвижимую собственность и даже если имеется межевой план участка с четко определёнными границами. Вероятнее всего в таких случаях допущена кадастровая ошибка. Сотрудники кадастровой палаты могут по невнимательности перепутать данные и внести ошибочные сведения. ФЗ от 24 июля 2007 года №221 гласит, что кадастровая ошибка будет исправлена, если будут предоставлены документы, указывающие на надлежащее оформление границ (в нашем случае, это межевое дело с подробной схемой границ земли).

        Запись в пункт 17 кадастрового паспорта может быть внесена, если межевое дело составлено неверно и с отклонением от установленного образца. В подобных ситуациях органы кадастрового учёта не будут вносить изменения в паспорт объекта.

        Ввиду этого, всем собственникам настоятельно рекомендуется внимательно ознакомиться с межевым делом. Недвижимость без установленных границ подобна «коту в мешке» — высок риск возникновения споров по поводу общей площади земельного надела.

        Уточнение границ земельного участка

        Бесплатная консультация адвоката по земельным спорам Цены на услуги адвоката по земельным спорам

        Читайте также:  Как узнать о наличии завещания не родственнику

        Описание местоположения границ участка земли входит в состав обязательных сведений государственного кадастра недвижимости, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 03 июля 2016 года). Таким образом, земельное законодательство устанавливает принцип: нет границ – нет участка.

        Местоположением участка законодательство признает координаты характерных точек его границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

        Процедура определения границ позволяет индивидуализировать участок среди прочих аналогичных участков, сформировать его как полноценный объект недвижимости. Практическое определение внешних границ участка заключается в формировании системы географических координат с последующим отображением их на топографические картах и схемах с письменным описанием.

        Порядок проведения работ по установлению границ земельного участка

        Как проводить согласование границ земельных участков (с установлением межевания или без установления точных границ), решает заказчик, подавший заявление в органы кадастровых работ. Но, в свою очередь, заинтересованные лица также могут со своей стороны подать заявление, и тогда кадастровые работы будут проводиться на независимой основе, чтобы учесть требования двух сторон.

        Кадастровые работы по согласованию границ земельных участков могут проводиться без точного межевания на местности:

        1. Если земельные участки являются обширными лесными массивами, входят в территории природных охраняемых зон, находятся в составе сельскохозяйственных угодий, предназначены для природопользования коренными народами Дальнего Востока, Сибири или Севера России. Использование этих земель по российскому законодательству не требует высокой точности установки их местоположения.

        2. Если сведения о внешних границах земельных участков уже содержатся в органах кадастра недвижимости РФ, и только необходимо уточнение их местоположения.

        3. Если согласование местоположения земельного участка определено нормами по отводу земель для участков линейных объектов, согласно требованиям нормативно-правовых актов РФ. Тогда участники сторон по согласованию границ земельных участков могут неоднозначно понимать местоположение точных границ земель, и проведение этих работ будет нецелесообразно.

        Что собой представляют межевые знаки для определения границ земельных участков?

        После согласования границ земельных участков на местности закрепляются специальные межевые знаки – метки о границе смежных участков. На сегодняшний день, по приказу Минэкономразвития РФ, существует три типа разрешенных к размещению межевых знаков:

        — деревянный столб;
        — металлическая труба;
        — металлическая марка.

        Технические характеристики межевых знаков четко прописаны в законодательных нормах Земельного Кадастра РФ, с учетом их сохранности, способа использования и условий закладки. На межевом знаке должна указываться подробная информация по срокам согласования границ земельных участков (год и месяц закладки). Надписи производятся специальными красками, устойчивыми к погодным климатическим условиям той местности, где они размещаются. Следить за сохранностью межевых знаков вверяется в обязанность собственников земельных участков, арендаторов или временных пользователь земель. В российском законодательстве предусмотрена административная ответственность за умышленное повреждение или уничтожение межевых знаков.

        Когда необходимо определение границ земельного участка

        Определение границ вашего земельного участка — процедура достаточно простая и необходимая при наступлении следующих условий:

        • требуется разделить один большой участок на несколько мелких или, напротив, объединить некоторое число наделов в один большой;
        • возникла необходимость выделения долей каждого из собственников, например, при вступлении в наследство или разделе участка;
        • нужно в первый раз поставить землю на кадастровый учет;
        • есть потребность в определении (уточнении) границ нескольких прилегающих друг к другу земельных наделов;
        • были обнаружены ошибки или неточности в кадастровых и прочих регистрационных документах;
        • перед продажей участка нужно уточнить его границы.

        Согласно многолетней статистике, основная причина инициирования определения границ земельных участков — споры между соседями, причиной которых являются самовольный захват или перенесение границ с целью захватить часть чужой площади.


        Похожие записи:


        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *