Трамвай и автомобиль: правила взаимодействия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трамвай и автомобиль: правила взаимодействия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ПДД, езда по колеям попутного направления является допустимой только тогда, когда на основной дороге образовалось непреодолимое препятствие (ДТП, упавшее дерево, разрушение прилегающей инфраструктуры, образование канавы и пр.). Естественно, в этом случае водитель будет обязан удостовериться в том, что выполняемый им маневр не помешает движущемуся трамваю.
В каких случаях запрещается пересекать трамвайные пути
Правила могут запрещать передвижение по рельсам маршрутного транспорта в таких случаях:
- по рельсам трамвая, движущегося во встречном направлении;
- по рельсовым путям, расположенным по правую сторону основного дорожного покрытия;
- проезд под запретом, если трамвай движется по ограждённой части дороги, — к примеру, по возвышенности или газонному покрытию;
- при создании преград для движения маршрутного транспорта или при наличии свободных полос на автодороге и отсутствия необходимости заезжать на рельсовое покрытие;
- при наличии специальных дорожных знаков (5.15.1 и 15.2), предписывающих необходимость совершать манёвры с левой полосы автодороги без выезда на рельсовое покрытие.
Правила поворота на трамвайных путях
В правилах дорожного движения пункт 8.5 содержит все указания по поводу поворота автомобиля на трамвайных путях. Мы подготовили для вас небольшую инструкцию.
Если слева от вас имеются функционирующие трамвайные пути, то поворачивать налево и разворачиваться на перекрестках нужно определенным образом. Если отсутствуют знаки направления движения по полосам, то необходимо поворачивать налево следующим образом:
- заранее убедиться, что перед перекрестком нет знаков направления движения по полосам или разметки со стрелками на асфальте: если знаки есть, то нужно следовать им;
- убедиться, что позади нет трамвая, чтобы не подрезать его при перестроении: ПДД запрещают создавать ему помехи;
- подъезжая к перекрестку, выехать на трамвайные пути попутного направления, заняв тем самым крайнее левое положение на проезжей части;
- пропустить встречные машины и трамваи и выполнить поворот налево или разворот.
Помните, что поворот налево без выезда на трамвайные пути считается нарушением.
Что должен запомнить водитель и самые проблемные вопросы
Билет 40, вопрос 11
При равнозначных дорогах, встречном и попутном движении трамвай имеет преимущество перед любым безрельсовым транспортом, и это правило не должен забывать ни один водитель. Вместе с этим нужно запомнить и три описанных выше исключения, в которых электротранспорт уступает автомобилям право проезда первыми.
На первый взгляд ситуации, когда нужно уступать дорогу трамваю, понятны и просты, но на практике водители благодаря трамвайным путям сталкиваются ещё с несколькими трудностями:
- движение в районе трамвайной остановки (кто кого пропускает);
- движение по рельсам (допустимо ли это);
- перекрестки с трамвайными путями и участие дополнительных знаков.
Нарушение Правил, и когда нужна юридическая помощь
Выше рассмотрены самые частые и распространенные ситуации, которые помогут вам правильно вести себя в пути, понять, когда и кому стоит уступить, чтобы избежать нарушений Правил дорожного движения. Но случаи бывают разные, особенно, когда кто-то из участников не понимает всех нюансов или, когда участники пользуются противоречащими друг другу знаками и пунктами Правил.
Все ситуации требуют отдельного рассмотрения, поэтому имеет смысл обратиться за помощью к специалисту в области автоправа. Тем более не обойтись без юридической помощи, если нарушение Правил привело к ДТП и судебному разбирательству.
- Трамвай на дороге: когда он имеет преимущество, правила разъезда
- В каких случаях трамвай имеет преимущество
- В каких случаях трамвай не имеет преимущества
- Правила разъезда с трамваями
Тест на знание ПДД
Российское законодательство предусматривает систему наказаний за перемещение по рельсовой колее.
Размеры наказания демонстрирует таблице ниже:
Описание | Штраф (в рублях) |
Езда автомобилем по рельсам с пересечением линии сплошной разметки. | 500 —1500 |
Выезд на рельсы попутного направления под запрещающие указатели. | 500 — 3 000 |
Перемещение по рельсам для трамвая встречного направления. | 5000 |
Выезд на встречные рельсы в связи с возникшей необходимостью объезда преграды, появившейся на пути. | 1000—1500 |
Остановка автомобиля на пути следования трамвая. | 1500 — 3000 |
Разрешённая езда по попутной рельсовой колее, создающая помехи для составов. | 500 |
Выполнение разворота на перекрестке
Для выполнения такого маневра, водитель должен руководствоваться общими правилами, применяемыми к повороту налево и развороту через трамвайные пути.
Однако при выполнении такого маневра необходимо обращать внимание на наличие светофора или регулировщика дорожного движения.
В соответствии с правилами дорожного движения, если на светофоре говорит зеленый свет или регулировщик показывает комбинацию, разрешающую движение, рельсовый транспорт имеет преимущество перед автомобилями.
Следовательно, перед началом совершения такого маневра, водитель должен убедиться в отсутствии трамвая, который имеет преимущественное право проезда на разрешающий сигнал светофора или регулировщика.
Какое предусмотрено наказание за нарушение ПДД
Лицу, нарушающему при управлении автомобилем порядок перемещения по трамвайным коммуникациям, грозит привлечение к административной ответственности:
При проезде первым перекрестка там, где знаками определено преимущество трамвая, водитель будет привлечен по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ. | За подобное нарушение инспектор выпишет штраф, сумма которого составит 1000 рублей. |
Если не выполнено требование о перестроении в крайнюю левую позицию, то есть на попутное рельсовое полотно, при выполнении разворота или левого поворота | выносится предупреждение либо назначается штраф в сумме 500 рублей, на основании ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ |
При создании помехи попутному трамваю во время опережения медленно движущегося транспорта | нарушителю назначается штраф 500 рублей (ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ) |
Въезд на встречные коммуникации при объезде преграды, находящейся на пути автомобиля, | карается суммой 1000-1500 рублей (ч. 3 ст. 12.15 кодекса). Это же действие, совершенное с любой другой целью, наказывается значительно строже: штрафом 5000 рублей либо лишением прав на 4-6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15). При рецидиве нарушения срок лишения составит 1 год. |
Совершение остановки автомобиля на трамвайных рельсах | карается, в соответствии с ч. 3.2 ст. 12.19 кодекса, фиксированной суммой – 1500 рублей. |
Для того чтобы осуществить разворот через трамвайные пути вне перекрестка, водитель должен:
- Убедится, что они находятся на левой стороне от вас и выше проезжей дороги. Кроме того, отсутствуют вышеописанные ограничения в виде разметки и знаков.
- Пропустить попутно идущие трамваи и перестроится на трамвайные пути в попутном направлении.
- Включите поворотник, и убедившись в отсутствии помех, осуществите разворот.
- Трамваи, идущие по встречной полосе также нужно пропустить.
Самые распространенные ошибки, совершаемые при развороте налево через трамвайную линию:
- Разворот следует начинать с проезжей части, но никак не с трамвайных путей. Хотя это не считается нарушением и за такой маневр наказание не предусмотрено. При этом вы должны понимать, что в таком случае вы в значительной степени повышаете риск возникновения аварии. Поэтому разворот следует осуществлять со стороны встречных трамвайных путей.
- В данном случае вы нарушаете пункт 9.6. из правил ПДД, в которых четко сказано про выезд с дальнейшим движением по трамвайным путям встречного направления». Таким образом, при выезде на данный участок ваш автомобиль будет расположен не перпендикулярно путям, то маневр может быть расценен инспекторами ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления, а это значит, что такое нарушение повлечет за собой наказание в виде штрафа.
- Если вам необходимо осуществить разворот налево относительно припаркованных автомобилей, маневр нужно начинать, когда передняя часть вашего и припаркованного автомобиля расположены на одной линии. Такая постановка, в ограниченном пространстве, позволит вам избежать столкновения с припаркованным авто.
Лирическое отступление
Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.
ДТП на рельсах для трамвая
Дорожно-транспортные происшествия, участниками которых становятся автомобиль и трамвай — не редкость.
При ДТП, возникшем во время движения легкового автомобиля по путям, предназначенным для трамвая, виновником в нем признается автомобилист, так как перед тем, как выехать на рельсы, желательно убедиться в том, что он не создает помех трамваю.
С ситуацией, когда требуется осуществить разворот на трамвайных путях, ежедневно сталкиваются сотни автовладельцев. Однако, как свидетельствует статистика, более трети из них не представляет, как выполнять этот маневр правильно, и лишь 20% знает о штрафах, которые может повлечь его (маневра) неверное исполнение. В этой статье мы попробуем восполнить сей пробел и расскажем:
- Как правильно/неправильно производить разворот через трамвайные пути;
- Про нюансы движения по трамвайным путям;
- О штрафах, связанных с движением по трамвайным путям.
В ДТП на трамвайных путях возможны два варианта событий:
- Если среди участников только автомобили, столкновение произошло на рельсах.
Здесь разбор происшествия происходит точно также, как если бы авария случилась на обычной дороге. Сотрудник ГИБДД оценивает расположение авто, анализирует ситуацию – кто виновник, помехи и т. п. Вопрос встречного и попутного направления на путях решается согласно ПДД (по знакам, разметке, расположению рельсов).
- Если участниками стали трамвай и автомобиль.
В подобной аварии может быть виноват как авто, так и трамвай, все зависит от характера столкновения.
Водитель трамвая виновен в следующих случаях:
- при проезде перекрестка начал движение на запрещающий сигнал светофора;
- выезжал с территории депо и не уступил дорогу автомобилю;
- съехал с рельсов и задел авто.
Поворот налево с путей попутного направления
Согласно ПДД, езда по колеям попутного направления является допустимой только тогда, когда на основной дороге образовалось непреодолимое препятствие (ДТП, упавшее дерево, разрушение прилегающей инфраструктуры, образование канавы и пр.). Естественно, в этом случае водитель будет обязан удостовериться в том, что выполняемый им маневр не помешает движущемуся трамваю.
Что касается левого поворота с обязательным перестроением, то нередки ситуации, когда заняв это положение, водитель не успевает завершить начатый маневр из-за непрерывающегося встречного потока, тогда как сзади него уже подпирает рельсовое ТС.
По правилам ПДД (пункт 64.3), водитель должен будет уступить место трамваю, вернувшись на исходную позицию. Однако как показывает практика, отыграть все назад в плотном потоке будет крайне сложно, особенно если учесть, что речь идет о перекрестной зоне.
Особенности выезда на трамвайную полосу
В соответствии с требованиями Правил дорожного движения, автомобилист имеет право задействовать рельсы для трамвая только в том случае, если пути располагаются с левой стороны дороги и в попутном направлении.
Еще одно обязательное условие, которое должен соблюдать каждый автомобилист, желающий воспользоваться трамвайными рельсами для удовлетворения своих нужд – задействованы могут быть только пути, которые находятся вровень с основным дорожным покрытием.
В том случае, когда рельсы, предназначенные для движения трамвая, располагаются выше или ниже основного дорожного покрытия, они признаются разделительной полосой, езда иного транспорта по которой запрещено.
Помимо денежного штрафа и лишения своего водительского удостоверения, автомобилист может также существенно повредить свое транспортное средство.
Езда по рельсам, расположенным с правой стороны, также запрещено, так как в таком случае автомобилист выезжает на встречную полосу, за что он также может получить штраф и лишиться своего водительского удостоверения.
Разворот с трамвайных путей
Перестроение на попутные трамвайные пути предполагает равные условия по сравнению с аналогичными действиями для левого поворота:
- отсутствие обозначения полосы в виде знаков или разметки, как разрешенной для разворота или поворота налево;
- соблюдение условий для безопасного перестроения на линию трамвая.
Для такого сложного маневра как разворот, характерны некоторые особенности:
- Выполнение маневра производится по возможности с минимальным радиусом. С этой целью выполняйте его после полной остановки.
- Предоставление преимущества встречному транспорту производится согласно пункту 13.4 для регулируемых пересечений и 13.12 для нерегулируемых перекрестков, т. е. для встречного транспорта, едущего прямо.
ДТП на трамвайной линии
ДТП, совершённое на трамвайных путях, может обернуться не только штрафом, но и взысканием суммы ущерба от остановки трамвая. Ожидание инспектора для рассмотрения дела может затянуться, следовательно, трамваи не смогут двигаться по рельсам. Для трамвайного парка это выльется в убытки, составляющие не один десяток тысяч рублей. Транспортное управление подаст в суд на виновника ДТП и взыщет сумму убытков.
Поэтому в случае ДТП необходимо начертить схему происшествия, сделать фото с разных ракурсов и убрать автомобиль с путей. Такое развитие событий возможно только в том случае, если трамвай непосредственно в ДТП не принимал участия. Дальнейшее оформление происшествия производится в ближайшем отделении ГИБДД.
В случае ДТП, в котором задействован трамвай, виноватым признаётся водитель автомобиля. Обстоятельство обусловлено тем, что машина может въезжать на трамвайные линии только в том случае, если не создаются помехи для проезда по ним самого трамвая.
Важно. Исключение составляют обстоятельства, когда вагоновожатый допустил проезд на красный сигнал или внезапно выехал из депо.
На видео инструктор объясняет, как правильно делать разворот на трамвайных путях.
Из всего вышесказанного невольно напрашивается вывод, что движение и разворот по трамвайным путям осуществляется с максимальной осторожностью, соблюдением всех особенностей и только в крайних случаях. Любое возникновение помехи движению трамвая может закончиться наложением штрафа и даже лишением прав.
Нюансы разворота на перекрёстке по правилам дорожного движения
- В зависимости от типа перекрёстка, действующие на нём правила меняются.
- При развороте на перекрёстке важно соблюдать приоритетность транспортных средств.
- Нужно подавать сигнал поворота перед его началом. Если поворотник не работает, показать, чтобы вы будете поворачивать. рукой, согнутой под углом в 90°.
- При развороте, выполняя манёвр, не останавливайтесь на встречной полосе.
- Запрещен разворот на пешеходном переходе.
- Развороты выполняются по 2 видам радиусов: большому и маленькому, в зависимости от ситуации.