Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.

Сроки рассмотрения и решение

Рассмотрение жалобы по 223-ФЗ осуществляется в семидневный срок после ее регистрации. Но, если комиссии ФАС посчитает, что в обращении недостаточно информации, период принятия решения может быть однократно продлен на 7 рабочих дней.

Заявителю следует учитывать, что законодательство допускает срок 3 дня на регистрацию обращения. Если же специалисты ведомства решат, что основание заявления не относится к их компетенции, документ перенаправляется в иной орган, в чьи обязанности входит решение данной проблемы. В таком случае заявителю приходит уведомление о передаче обращения в другое ведомство с обязательным указанием реквизитов и контактов получателя.

Порядок рассмотрения спора

В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.

ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.

За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:

  • необоснованной — процесс торгов продолжается без изменений;
  • обоснованной или частично обоснованной — ФАС предписывает исправить нарушения, например, изменить документацию, отменить протоколы и вернуть закупку на какой-либо этап, отменить всю закупку и провести заново.

ЖАЛОБЫ В ФАС НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА НА ЭТАПЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ.

  1. Жалоба в ФАС на отклонение заявки по формальным основаниям, не относящимся к предмету закупки.
  2. Жалоба на ошибочное отклонение заявки (Техническая ошибка заказчика)
  3. Жалоба на неправомерное отклонение по основаниям отсутствующим в законодательстве о закупках для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
  4. Жалоба на неполное или неверное составление и размещение протокола оценки и/или сопоставления заявок участников закупки.
  5. Жалоба на отсутствие обоснования при отклонении заявки, в протоколе имеется только ссылка на статью закона.
  6. Жалоба на создание искусственных барьеров для подачи жалобы.

Способом нейтрализации незаконных действий заказчика – на этапе рассмотрения заявок -жалоба в УФАС на неправомерное отклонение заявки участника закупки и противозаконный недопуск к закупке.

Пример обжалования отклонения за непредоставления Протокола об одобрении крупной сделки.

Отклонение за непредоставление участником протокола одобрения крупной сделки не оспаривается, но только в том случае, если участник должен его предоставить по закону. В случае же, когда, например, участником запроса котировок является ИП, оно, разумеется, не требуется. К сожалению, некоторые заказчики об этом забывают, огульно отклоняя заявки без одобрения крупной сделки. При обжаловании таких отклонений, шансов доказать правоту у них нет.

К заявке на запрос котировок на поставку совковых лопат участник (ИП) не приложил Одобрение крупной сделки, которое и ранее никогда не прикладывал к тендерным заявкам. Заявка была отклонена. Участник обжаловал её и добился победы. В ФАСе заказчику указали, что, во-первых, Индивидуальный Предприниматель является сам себе хозяином и для принятия решения не должен получать ни от кого одобрения, а во-вторых, требование о предоставлении Одобрения крупной сделки распространяется только на юридических лиц, а ИП таковым не является.

Дополнительные требования в котировочной документации и практика их обжалования.

Заказчик может установить в котировочной документации и дополнительные требования, например, к последовательности пунктов и нумерации страниц заявки, простановке подписей и печатей. Но ему не следует забывать о том, что пословица «кто платит деньги, тот и заказывает музыку» неприменима к сфере государственных закупок, в том числе, способом запроса котировок, где объем предоставляемой информации строго ограничивается частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. И попытки расширить его обрекаются на провал ФАСом или арбитражным судом.

Читайте также:  КАК ОПЛАЧИВАЕТСЯ «БОЛЬНИЧНЫЙ» ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В 2022 ГОДУ

В котировочной заявке на поставку надувной лодки участник пронумеровал документы дискретно, в то время как заказчику требовалась сквозная нумерация. Заказчик заявку отклонил. Участник обжаловал отклонение в ФАС и добился победы. Заказчик, в свою очередь, обжаловал решение ФАС в арбитражном суде. Однако суд принял точку зрения ФАС, пояснив, что котировочная заявка в полном объёме содержит информацию, предусмотренную частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. Заказчик сделал безуспешную попытку оспорить решение суда в вышестоящей инстанции, но апелляционный суд оставил данное решение без изменения.

Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Если кратко, то, чтобы обратиться в антимонопольную службу, нужно:

  • выбрать основания для обжалования;
  • собрать доказательства нарушения норм закона;
  • подготовить обращение;
  • передать бумаги в ФАС.

Шаг 1. Определите основания для обжалования.

В первую очередь вам нужно понять:

  • какие ваши права нарушены в процессе торгов;
  • какие действия заказчика или оператора площадки были неправомерными;
  • не завершился ли срок, установленный для обжалования подобных действий.

Основания и сроки подачи обращений, имеющих отношения к незаконным действиям организатора тендера, можно уточнить в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Если вы считаете, что ваши права были нарушены оператором ЭТП, изучите положения ч. 5 ст. 105 44-ФЗ.

Шаг 2. Соберите доказательную базу.

Во время подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении необходимо подробно описать действия или решения госзаказчика/оператора, которые не являются законными. Все выводы необходимо подкрепить документами. В качестве аргументов может использоваться информация из:

  • закона о контрактной системе, Закона 135-ФЗ и других ФЗ;
  • подзаконных актов: постановлений правительства, приказов, распоряжений;
  • разъяснительных писем Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
  • судебной практики: решений и постановлений;
  • опубликованных решений УФАС – особенно убедительными для комиссии оказываются решения, вынесенные их коллегами в том же УФАС.

Закон №223 определяет порядок проведения государственных закупок за счёт бюджетов разных уровней. Правила не такие строгие, как в ФЗ № 44, но организатор тендера должен обеспечить равные условия для всех потенциальных контрагентов, честно определить победителя, на основании поданных заявок.

Вся информация о выполнении заключённых договоров находится в открытом доступе. На основании данных любое заинтересованное лицо вправе подать жалобу в ФАС. Если в результате проверки информация подтвердится, Административная ответственность наступит не за нарушение норм ФЗ № 223, а за незаконное ограничение конкуренции, завышение цен, преступный сговор. При этом результаты закупки могут быть отменены, приостановлены вплоть до устранения выявленных нарушений.

По результатам проверки административное наказание применяется не за нарушение Закона № 223-ФЗ. а за ограничение конкуренции, монопольный сговор, искусственное завышение цены.

Непосредственно по Закону № 223-ФЗ ФАС вправе отменить результаты закупки, вынести представление об устрани замечаний.

Могут ли возвратить жалобу в ФАС?

Если жалоба в ФАС на заказчика была оформлена не по стандартам или нет прямого подтверждения описанным событиям и сведениям – прошение могут возвратить. Стоит отметить, что если совершенные отдельным лицом или объединением действия уже были приняты во внимание судом или контролирующим органом – жалоба теряет силу.

Самые распространенные причины для отказа принятия заявления:

Жалоба в антимонопольную службу на банк или другую коммерческую организацию может быть отклонена по следующим причинам:

  • в случае неуказанных анкетных данных в заявлении или обратного адреса, куда должен быть направлен ответ;
  • если человек пытается обжаловать судебное решение, вынесенное ранее (при отказе документ возвращается заявителю);
  • если обращение составлено с употреблением ненормативной лексики, оскорбительных выражений или угроз в сторону сотрудников ФАС;
  • в случае, когда жалоба в антимонопольную службу на недобросовестную конкуренцию и другие действия не читаема или не понятна. Также не рассматриваются документы, написанные заглавными буквами, без использования знаков препинания и других орфографических правил русского языка;
  • в ситуации, когда очередное обращение практически идентично предыдущим, на которые уже был направлен ответ, не содержит новых аргументов или доводов;
  • в ситуации, когда ответное письмо на запрос не может не содержать сведений, которые являются федеральной или государственной тайной.

Как подать жалобу в ФАС

Защищайте свои права, если нарушение заказчика или оператора ЭТП очевидно. В третьем квартале 2019 года обоснованной была признана каждая третья жалоба. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу при участии в госзакупках несложно.

Читайте также:  Для граждан родившихся на территории РСФСР и имевших гражданство бывшего СССР

Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.

Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде.

Рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила

Подача жалобы в антимонопольную службу дает шанс пострадавшей стороне добиться победы в судебном разбирательстве, заставить контролирующий орган пересмотреть итоги торговой процедуры и в результате добиться победы в закупке. С 18 ноября 2019 УФАС начала процесс дистанционного рассмотрения жалоб.

1. Антимонопольная служба запустила новый сервис

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предоставила возможность дистанционного рассмотрения жалоб участников государственных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта более миллиарда рублей по 44-ФЗ и выше ста миллионов рублей для крупных корпораций по 223-ФЗ.

До конца января 2020 года эта возможность будет открыта только для дальневосточных заказчиков и поставщиков, нот с февраля 2020 года данная опция станет доступна и для Сибирского федерального округа.

В каких случаях можно подавать заявления

  • если вам навязывают какие-либо услуги, которые не являются обязательными, или заставляют обратиться к какому-то конкретному исполнителю;
  • при нарушении законодательных нормативов в сфере рекламы;
  • в случае сговора отдельных лиц или компаний для искусственного завышения стоимости товаров;
  • при злоупотреблении уполномоченными лицами своим положением;
  • если чиновники по личным или финансовым мотивам обращаются к определенным подрядчикам;
  • если есть возражение относительно результатов тендеров.

При определенной подготовке и внимательности к деталям жалоба в ФАС по 44-ФЗ или по 223-ФЗ будет рассмотрена и принята в реестр, после чего заявитель сможет отслеживать, какие действия выполняют чиновники для урегулирования конфликта. Необходимо понимать, что не все письма дают результат – часть из них отклоняют из-з наличия тех или иных нарушений. Поэтому так важно четко знать, куда и в какой форме обращаться, чтобы ваши требования удовлетворили.

Основания для обращения в ФАС

К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:

  • с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
  • с жалобой на недобросовестность рекламы;
  • с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
  • с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
  • с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
  • с жалобой на результаты торгов и аукционов;
  • с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
  • с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.

Сроки для обжалования

Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. Важно следить за ними. Собрали их в таблицу.

Что обжалуете Кто обжалует Сроки
Положения документации о закупке до окончания приема заявок. Любой участник, общественное объединение. До окончания срока подачи заявок.
Положения документации о закупке после окончания приема заявок. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки.
Порядок аккредитации оператором электронной площадки. Заявитель. 30 дней от даты отказа.
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки. Участник торгов. 5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.
Читайте также:  Как развестись с женой без ее согласия 2023

Я столкнулся с недобросовестной конкуренцией и хочу пойти сразу в суд, минуя антимонопольные органы. суд рассмотрит моё заявление?

Наверняка, у большинства юристов уже сложилась стойкая ассоциация: обнаружил недобросовестную конкуренцию — обращайся в антимонопольные органы.

Но я всё чаще ловлю себя на мысли о том, что иногда было бы лучше сразу обращаться в суд, минуя стадию административного разбирательства в антимонопольных органах.

Это сэкономит время на споры в «лишней» инстанции, особенно когда не ждёшь «сочуствия» от антимонопольных органов, сэкономит деньги клиента. Самое главное, — позволит выбирать, куда обращаться, то есть расширит возможности защиты, доступные «пострадавшему».

Я ведь не столько против антимонопольных органов, сколько за большую свободу выбора. В конце концов, и в административном процессе, предусмотренном ФЗ «О защите о конкуренции», есть свои несомненные плюсы (большие полномочия по истребованию доказательств + по моим наблюдениям, нарушители более трепетно относятся к запросам антимонопольных органов и достаточно хорошо их выполняют).

Так вот, можно ли так делать — обращаться непосредствено в суд по делам о недобросовестной конкуренции, минуя антимонопольные органы?

В законах прямого ответа на этот вопрос нет. Но есть правовая позиция, высказанная ВАСом РФ ещё в 2008 году:

Право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений.

Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд.

Следовательно, если лицо за защитой своих прав обратится в арбитражный суд, не подавая до этого соответствующего заявления в антимонопольный орган, суд не может со ссылкой на пункт 2 статьи 148 АПК РФ оставить такое заявление без рассмотрения.

п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Казалось бы, вот он ответ — иди сразу в суд.

Но у меня сразу же возникают сомнения практического характера — действительно ли арбитражные суды рассматривают такие заявления? Если всё же рассматривают, то насколько качественно? Не подходят ли они к этому вопросу спустя рукава (мол, я бы никогда не взялся за это дело — пусть антимонопольщики этим занимаются, но раз так сказал ВАС РФ, то буду рассматривать)?

Этот вопрос пока однозначно решён в отношении одного вида недобросовестной конкуренции, упомянутого в пп. 6 п. 2 ст. 1512 ГК РФ:

Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени смешения другому товарному знаку, признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.

Как подать жалобу и когда следует ожидать отказа?

Многие россияне задаются вопросом, как подать жалобу в ФАС, в какой форме это лучше сделать. На данный момент существует два способа обращений в этот орган: заявление и жалоба. Жалоба представляет собой просьбу о защите свобод и прав. Заявление же является сообщением о замеченном нарушении закона, прав потребителя и прочих нарушениях, которые напрямую не касаются заявителя. Направить обращение можно всеми доступными способами: через глобальную сеть, через обычную почту и так далее. Отправить жалобу о выявленных нарушениях в сфере госзакупок можно и в электронном виде, и в печатном. Как правило, сегодня большее количество граждан предпочитают подать жалобу в ФАС в электронном виде. Если же вы выбрали обращение в бумажном виде, направить его необходимо на адрес территориального подразделения органа.

Основания для обращения в ФАС

К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:

  • с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
  • с жалобой на недобросовестность рекламы;
  • с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
  • с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
  • с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
  • с жалобой на результаты торгов и аукционов;
  • с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
  • с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *