Предварительное расследование, понятие и общие условия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предварительное расследование, понятие и общие условия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Окончание предварительного расследования
Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.
Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).
Предварительное следствие и дознание как формы предварительного расследования
Уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие (ч.1 ст. 150 УПК РФ).
Предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.
Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовным дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознания.
Раздел VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Ранее автор уже указал, что существуют определенные стадии предварительного расследования. Следует отметить, что их выделяют лишь на теоретическом уровне исследования уголовного процесса в общем. В практической деятельности любой орган предварительного следствия реализует одноименный этап комплексно. Однако на научном уровне, как правило, выделяют следующие стадии:
— Исследование материалов и имеющихся по делу доказательств.
— Проведение необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на основе имеющихся данных.
— Применение тех или иных мер принуждения процессуального характера к отдельным личностям.
— Непосредственная передача уголовного дела в судебную инстанцию или его полное прекращение.
Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.
В сфере законодательства стадия предварительного следствия регулируется статьей 162 УПК. Под этим процессом понимают временной период, в течение которого максимально эффективно происходит расследование обстоятельств, сбор доказательств, допрос потерпевших и третьих лиц. Именно эту стадию рассмотрения дела можно считать гарантией установления истины и защиты прав граждан, задействованных в данной ситуации. Следователи работают не по всем уголовным производствам, в их компетенцию не входят дела дознавателей и частного обвинения. Механизм их деятельности регламентирован в статье 151 УПК, где говорится о порядке подследственности.
по уголовным производствам должны быть разумными, они установлены в соответствии с законодательством. в общем порядке определяются максимум в 2 месяца с того момента, как возбуждено производство. Исходя из судебной практики, следственные мероприятия заканчиваются после 2 месяцев работы уполномоченного органа, не всегда. Окончанием работы следователя считается момент направления дела прокурору для согласования, где уже имеется обвинительное заключение. Если следователю не хватило 2 месяцев для установления истины по делу в полном объеме, ему требуется проведение дополнительных экспертиз, он может ходатайствовать, чтобы сроки следствия были продлены до 3 месяцев. При наличии особой сложности в ведении следственных мероприятий по производству, следователь имеет право ходатайствовать в прокуратуру о том, чтобы сроки следствия были продлены до 12 месяцев. после 12 месяцев работы могут быть продлены только в исключительных случаях, что реализуется крайне редко. Для того, чтобы продлить срок следственному органу необходимо направить прокурору постановление, где излагается данная просьба, но произвести эту процедуру следует за 5 дней до окончания срока следствия. Потерпевший, подозреваемый и их представители, уведомляются о продлении периода в письменном виде по почте, либо вручением оповещения лично в руки.
Исходя из практики ведения следствия, уголовные дела не всегда рассматриваются в соответствии с установленными для этого процесса сроками (более 12 месяцев, если это не является исключительным случаем и сроки не продлены прокуратурой). Данная ситуация нарушает права граждан, которые заинтересованы в результатах следствия, являются участниками дела. В этом случае, заявитель по делу имеет право направить жалобу в письменной форме в прокуратуру. Уполномоченный орган должен проверить: на какой стадии находится дело, по каким причинам нарушены сроки. Ведь оно могло быть передано в суд, а следователь не уведомил участников дела об окончании предварительного следствия. Для решения таких вопросов многие граждане предпочитают обращаться к квалифицированным специалистам. Адвокат, имеющий опыт защиты прав, а также обширные знания законодательства, навыки оформления документов, сможет оказать содействие и консультативную помощь по всем имеющимся проблемам.
Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.
Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция
В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.
Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.
Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.
Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.
Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК РФ процессуальная деятельность в стадии предварительного расследования осуществляется в двух формах: дознания
и
предварительного следствия.
Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного расследования необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Перечень составов преступлений, по которым проводится дознание, закреплён в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Кроме того, по уголовным делам об иных преступлениях небольшой или средней тяжести также может проводиться дознание, но только по письменному указанию прокурора. При этом, опять-таки по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым должно проводиться дознание, могут быть переданы и для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ). В связи с этим представляется, что законодателем отдаётся предпочтение предварительному следствию как наиболее значимой форме предварительного расследования.
В связи с изложенным, предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.
Между указанными формами предварительного расследования имеются как сходства, так и различия. Это связано с тем, что одна из них (дознание) является усечённой и облегчённой, но при этом как в одной, так и в другой – происходит расследование уголовных дел.
Сходство двух форм предварительного расследования заключаются в следующем:
1) в совпадении их основных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);
2) в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;
3) в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из органов расследования;
4) в единстве правовой основы их деятельности;
5) в соблюдении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.
Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.
Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).
По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).
Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):
- день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
- день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:
- время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);
- время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).
Предварительное следствие как форма предварительного расследования имеет ряд специфических черт. Особенности в первую очередь проявляются в субъектном составе лиц, уполномоченных его проводить.
В законодательстве указываются конкретные органы, осуществляющие предварительное следстви��. При расследовании дел о деяниях, перечисленных в:
- Пункте 1 ч. 2 151 статьи УПК – следователи СК РФ.
- П. 2 2 части ст. 151 – следователи органов ФСБ. Эти же лица уполномочены на проведение предварительного следствия в случаях, закрепленных в ч. 4 ст. 151.
- Пункте 3 части 2 151 статьи – следоватеи ОВД.
- П. 5 2 части ст. 151 – сотрудники органов, реализующих функции контроля за оборотом психотропных и наркотических веществ.
Законодательство допускает проведение предварительного следствия или расследования органами, выявившими деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 151 УПК. В случаях, определенных частью 6 этой же нормы, процессуальная деятельность выполняется служащими той госструктуры, к подследственности которой относятся деяния, по которым открыто уголовное производство.
Нюансы обжалования на стадии предварительного расследования
29 января состоялся очередной вебинар Федеральной палаты адвокатов, направленный на совершенствование профессионального мастерства адвокатов. С очередной лекцией по программе курса «Практические аспекты реализации Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве» выступил советник ФПА член Совета АП г. Москвы, к.ю.н. Евгений Рубинштейн.
На этот раз лекция была посвящена вопросам участия адвоката-защитника при обжаловании действий (бездействия) и решений на стадии предварительного расследования, сообщает пресс-служба ФПА. Спикер рассказал, когда из тактических соображений целесообразно обжалование действий (бездействия) и решений следователя руководителю следственного органа, а когда – прокурору, и какие приемы использовать.
Говоря о ведомственном обжаловании (руководителю следственно органа), Евгений Рубинштейн заметил, что такой способ нельзя вообще игнорировать, поскольку во многих ситуациях он позволяет защитнику протестировать процессуальное решение на предмет появления аргументов в обоснование этого решения. Что касается обжалования прокурору, то необходимо обращать внимание на полномочия этого субъекта уголовного судопроизводства по отношению к следователю.
Он уточнил, что обращение как к руководителю следствия, так и прокурору по своему предмету практически ничем не ограничено, поэтому ведомственное и прокурорское обжалование возможно рассматривать как предварительное для того, чтобы в дальнейшем решить вопрос о целесообразности и эффективности обращения с жалобой в суд в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ. При этом лектор напомнил, что судебное обжалование в порядке ст. 125 УПК в науке именуется судебным контролем. Он обратил внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». По мнению эксперта, неоднократные дополнения в это постановление свидетельствуют о том, что ВС до недавнего времени сам недостаточно осознавал предмет обжалования в порядке ст. 125 УПК.
Евгений Рубинштейн пояснил, что впервые над вопросом о возможности обжаловать действия (бездействие) и решения предварительного следствия задумался Конституционный Суд РФ. Он рекомендовал коллегам обратить внимание на Постановление КС РФ от 23 марта 1999 г. № 5-П, в котором заложена идея формирования института судебного контроля и содержатся положения, ставшие впоследствии нормой ст. 125 УПК РФ. Они перенесены в закон из Постановления Пленума ВС от 10 февраля 2009 г. № 1. Так, по мнению КС, именно стадия судебного разбирательства предназначена для того, чтобы разрешить все вопросы о законности, обоснованности, принятии тех или иных решений, и именно на этой стадии возможно поднимать любые вопросы, связанные с законностью процессуальных актов органов предварительного следствия.
Евгений Рубинштейн процитировал самую важную правовую позицию Конституционного Суда: «Если соответствующие действия и решения органов расследования не только затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождают последствия, выходящие за их рамки, существенно ограничивая при этом конституционные права и свободы личности, отложение проверки законности и обоснованности таких действий до стадии судебного разбирательства может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым. В этих случаях контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования со стороны суда, имеющий место лишь при рассмотрении им уголовного дела, т.е. на следующем этапе производства, не является эффективным средством восстановления нарушенных прав, и поэтому заинтересованным лицам должна быть обеспечена возможность незамедлительного обращения в ходе расследования с жалобой в суд». По его словам, отдельные части этой правовой позиции – это своего рода признаки, дающие понять, какие действия, решения можно обжаловать в порядке ст. 125 УПК.
Отдельное внимание спикер уделил обжалованию конкретных решений предварительного следствия. Говоря об обжаловании постановления о возбуждении уголовного дела, он упомянул Постановление КС от 14 января 2000 г. № 1-П, в котором Суд отметил, что обжаловать это постановление возможно при условии, что оно вынесено в отношении конкретного лица. Однако не только постановление о возбуждении уголовного дела, где прямо указывается на лицо, в отношении которого возбуждено дело, но и постановление о возбуждении уголовного дела, из изучения анализа которого можно прийти к выводу об идентификации такого лица, считается принятым в отношении конкретного лица и может быть обжаловано в порядке ст. 125 УПК РФ. Особенности обжалования постановления о возбуждении уголовного дела были рассмотрены на примере отдельных категорий дел.
Далее Евгений Рубинштейн ответил на ряд вопросов, поступивших от слушателей. Отвечая на один из них, он привел пример о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности за «откровенно безграмотную» тактику защиты. Однако Совет АП г. Москвы признал допущенные нарушения малозначительными. Важное разъяснение касалось необходимости обжалования судебных решений, в которых выявлено пренебрежительное отношение к решениям КС РФ. Напомнив, что решения Конституционного Суда действуют непосредственно, лектор в то же время упомянул о возможности применения норм права по аналогии, благода��я чему в отдельных случаях можно дать расширительное толкование закона.
Другой вопрос касался возможности обжаловать постановление руководителя следственного органа о передаче дела руководителю другого следственного органа. «Еще год назад я бы ответил на него отрицательно, но КС РФ в своем Определении от 29 сентября 2021 г. № 2069-О сказал, что такое решение может быть предметом обжалования. Почему суд принял такое решение, я сказать не могу, но для нашего сообщества это полезное решение», – сказал Евгений Рубинштейн. Впрочем, он предупредил, что тенденции из одного этого решения вывести нельзя.
Дознание как форма предварительного расследования
Расследование в форме дознания по уголовным делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде.
В п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ изложен исчерпывающий перечень составов преступлений, уголовные дела о которых отнесены к компетенции органов дознания. Это такие составы преступлений, как, например, кража без особо квалифицирующих признаков, мошенничество без квалифицирующих признаков, хулиганство без особо квалифицирующих признаков, вандализм и др., а всего более 100 составов преступлений.
Пунктом 2 части 3 статьи 150 УПК РФ прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю.
Указание прокурора о производстве дознания может содержаться в отдельном письменном распоряжении прокурора о проведении дознания по делу, которое уже возбуждено. Как правило, указание прокурор дает на стадии возбуждения уголовного дела, однако подобные указания не исключаются и при расследовании преступлений. Основания для таких указаний в законе отсутствуют, поэтому прокурор с учетом сложившейся ситуации и в интересах объективного, всестороннего и в короткие сроки расследования уголовного дела принимает подобное решение.
В частности, из материалов дела может следовать, что орган дознания при производстве неотложных следственных действий (по делу небольшой и средней тяжести, по которому обязательно следствие) выполнил необходимые и достаточные для окончания расследования действия и передача дела для производства следствия является формальностью. Такое полномочие прокурора позволяет освободить органы следствия от расследования дел, не обладающих процессуальной сложностью, для производства по которым достаточно компетенции органа дознания.
С другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК РФ по письменному указанию прокурора предварительное следствие может производиться и по делам, по которым по общему правилу проводится дознание.
Производство дознания дифференцировано на две разновидности:
- общий порядок дознания (гл. 32 УПК РФ);
- сокращенная форма (гл. 32.1 УПК РФ).
По делам частного обвинения производство дознания осуществляется только в случаях, когда дознавателем принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора, при наличии основания о неспособности пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу его зависимого, беспомощного состояния либо невозможности самостоятельно установить преступника в силу иных причин (ч. 4 ст. 20 УПК РФ). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319 УПК РФ).
Участники предварительного расследования (дознания)
Обобщенное определение участников данного процесса дано в ст. 5 УПК РФ: это стороны обвинения и защиты.
К стороне обвинения относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (гл. 6 УПК РФ). Нас будут интересовать два субъекта из этого перечня — прокурор и следователь.
К стороне защиты относятся: подозреваемый, обвиняемый, законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель (гл. 7 УПК РФ).
Кто такой следователь? Ответ на этот вопрос дает ст. 38 УПК РФ.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Предварительное расследование и его формы
Что же касается процесса расследования, то оно проводится в специальном предварительном порядке осуществляя свою деятельность в специальной форме предварительного следствия или в форме дознания (об этом говорится в 150 статье Уголовного Правового Кодекса).
Следствие предварительного характера выступает в качестве главной формы предварительного разбирательства правонарушительного деяния. Именно в данной форме осуществляется процесс исследования дела о тяжких и особо тяжких деяниях преступной направленности, а также очень сложные дела о преступлениях небольшой, и средней тяжести. Стоит отметить, что предварительное следствие вполне может заменить собой дознание, и в данной форме может быть закончено расследование любого преступления.
Предварительным следствием занимается гражданин, обладающий навыками следователя, так как для него это является единственной компетенцией.
Введением расследования в той или иной определенной форме занимается дознаватель. Для органов дознания исследование дела уголовного характера является не единственной и даже не самой главной компетенцией. Ведь ключевым предназначением органов дознания является осуществление конкретной оперативно-розыскной деятельности.
Дознание в свое время решили рассматривать, как вспомогательную, а также более простую форму предварительного расследования. Процесс дознания происходит по отношению к преступлениям небольшой, а также средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно, и перечень которых отмечается в 3 части 150 статьи Уголовного Правового Кодекса.
Правила о соединении и выделении уголовных дел
Специальные правила о соединении, а также выделении уголовных дел. В одном разбирательстве вполне могут быть соединены в каком-либо уголовном деле в отношении:
- определенного количества лиц, которые в свое время совершили одно или несколько преступлений в соучастии;
- одного гражданина, который в свою очередь совершил несколько преступных деяний;
- лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, которые разбираются по этим делам уголовного характера (об этом говорится в 153 статье Уголовного Правового Кодекса)
Соединение дел уголовной направленности допускается также в конкретных ситуациях, когда гражданин, подлежит привлечению в качестве обвиняемого, при том что основание не установлено до конца, но тем не менее его достаточно чтобы полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц. Соединение правонарушительных деяний производится на основании конкретного постановления руководителя органа следственного правопорядка. В конкретном процессе, когда происходит соединение дел уголовной направленности производства по ним определяется уголовное дело, которое в свое время имеет наиболее длительный срок предварительного расследования.
Также стоит учесть, что срок разбирательства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.
Что же касается уголовных дел и их выделения в отдельное производство, то такой процесс допускается по отношению:
- к каким-либо отдельным обвинениям по делу уголовной направленности о преступлениях, которые были совершены в соучастии, в конкретных ситуациях, когда обвиняемый скрылся, или место его нахождения не установлено по каким-либо другим причинам или в случаях, когда лицо являющееся обвиняемым достаточно сильно болеет
- к лицу, которое является обвиняемым несовершеннолетнего характера, в свое время привлеченное к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми
- к лицам, обвиняемым в совершении преступления, не связанного одеяниями, вменяемыми в вину по расследуемому делу правонарушительной направленности, когда об этом становится известно в процессе предварительного разбирательства
- обвиняемому или подозреваемому, с которым собственно сам прокурором заключил специальное досудебное соглашение о сотрудничестве. В ситуации, появления угрозы безопасности подозреваемого или же обвиняемого лица, материалы дела уголовного характера, которые осуществляют свою деятельность в идентификации его личности, изымаются из возбужденного правонарушительного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении лица, которое в свое время выступает в роли подозреваемого или вовсе обвиняемого, выделенного в отдельное разбирательство по данному делу
В большинстве случаев, выделение определенного дела уголовной направленности в какое-либо отдельное производство для того чтобы завершить предварительное расследования допускается, в той ситуации, если это в свою очередь никаким образом не повлияет на всесторонности, а также объективности предварительного расследования, и, что самое главное расследовании уголовного дела, в конкретных случаях, когда это вызвано достаточно большим объемом дела или множественностью его эпизодов. Выделение правонарушительного деяния обычно производится на основании постановления следователя или дознавателя.
Стоит помнить, что чаще всего, в деле уголовной направленности выделенном в специальное отдельное производство, обязательно должны содержаться подлинники или заверенные следователем, или дознавателем копии актов процессуального характера, имеющие определенное значение для данного уголовного дела. Материалы дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в роли конкретных доказательств именно поэтому делу уголовного порядка.
Срок следствия предварительного характера относительно правонарушительного деяния, которое выделено в отдельное производство, начинает свой отсчет с того момента, как было вынесено соответствующее постановление, относительно выделения уголовного дела по новому преступлению или в отношении нового лица. В каких-либо иных ситуациях данный срок исчисляется с момента возбуждения того дела уголовной направленности, из которого оно выделено в отдельное производство (это отмечается в 154 статье Уголовного Правового Кодекса).
Осуществление производства по неотложным действиям следственного характера (отмечается в 157 статье Уголовного Правового Кодекса). В той ситуации, если лицо выступающее в роли следователя по каким-либо причинам не может лично возбудить дело уголовной направленности о преступлении, по которому необходимо провести предварительное следствие, и приступить к его расследованию, то закон наделяет специальный орган дознания конкретным правом возбудить такое дело, и при этом провести по нему в течение 10 дней неотложные действия следственной направленности.
Правовой Кодекс Уголовного характера в свою очередь не дает перечня неотложных следственных действий. К ряду таких действий согласно 19 пункту 5 статьи Уголовного Правового Кодекса могут иметь прямое отношения определенные деяния, осуществляемые органом дознания после процесса возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия является обязатель��ым, в целях обнаружения, а также фиксации следов преступления, и, конечно доказательств, в свое время требующих незамедлительного закрепления, изъятия, и исследования.
Отмеченный срок периодом в 10 дней не подлежит продлению. После того, как осуществится процесс производства неотложных действий следственного характера и, что самое главное не позднее 10 дней с момента возбуждения дела по правонарушительному деянию орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа. После этого орган, который обычно занимается дознанием имеет право производить по нему определенные следственные ситуации, когда данное дело направляется руководителю следственного органа по делам уголовного характера, то по отношению к лицу, которое не было найдено, но при этом совершило преступление, орган дознания должен принимать конкретные розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
Стоит отметить, что есть специальные формы окончания расследования предварительной направленности (которые отмечаются в 158 статье Уголовного Правового Кодекса).
Производство расследование в предварительном порядке вполне может быть завершено в таких формах:
- составлением определенного обвинительного заключения (еще называющегося актом обвинительного характера) и направлением дела уголовной направленности через прокурора в орган судебной власти
- прекращением какого-либо дела уголовной направленности
- в конкретном процессе составлено постановление о направлении дела уголовного характера в судебный орган для использования к лицу определенных принудительных мер медицинского характера
После осуществления установки в процессе досудебного разбирательства дела относительно правонарушительного деяния, обстоятельства, которые в свою очередь по способствовали совершению преступления, а также дознаватель, руководитель следственного органа и, конечно, следователь, имеют полное право вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии четких мер по устранению отмеченных обстоятельств, или иных нарушений закона. Такое представление в свое время подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о мерах, которые были приняты не позднее срока одного месяца с того момента, как его вынесли.
Понятие, задачи органов предварительного следствия
Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Задачами органов предварительного следствия являются Поляков М.П., Федулов А.В. М.: Юрайт-Издат, 2005 :
- v быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
- v всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
- v обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
- v обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
- v обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
- v установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
- v выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Органы Предварительного Следствия В России 2021 Год
Тем не менее, создание следственного комитета встретило неоднозначные оценки. До сих пор не утихают споры, рассматривающие положительные и отрицательные стороны данной реформы. Приведу мнения нескольких государственных служащих.
Действующий генеральный прокурор РФ Ю. Чайка высказал мысль о необходимости возвращения прокуратуре следственных функций: «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции».
По мнению Генерального прокурора необходимо вернуть полномочия прокурора в проведении предварительного следствия, в частности: «возбуждать уголовные дела, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, давать согласие следователю на возбуждение ходатайств перед судом; давать следователю обязательные для исполнения письменные указания и решать вопрос об отводе следователя».
Даная точка зрения имеет место быть, однако она не принимает во внимание прогрессивные результаты работы следственного комитета. В 2006 году следователям прокуратуры на доработку возвращали более 5 тыс. уголовных дел, к 2015 году этот показатель снизился, составив 1,3 тыс, т.е уменьшился более чем в 3 раза. В соответствии с официальными сведениями о деятельности Следственного комитета Российской Федерации за январь-июнь 2018, расследовано преступлений – 79 655 из количества находившихся в производстве уголовных дел – 131 525, что составило около 61% общей раскрываемости.
Действующий глава СК РФ – Александр Бастрыкин положительно прокомментировал проведенную в в 2007-2011 г реформу выделения Следственного комитета из состава прокуратуры. Он убежден, что реформа позволила в разы увеличить качество следствия. Тем не менее председатель следственного комитета говорит о необходимости усиления прокурорского надзора и предлагает обратиться к опыту зарубежных стран, введя должность следственного судьи (на примере Франции)
В настоящее время вопрос о взаимодействии прокуратуры и следственного комитета, не теряет актуальности. Вернуть прокуратуре ее полномочия до реформы 2007 года; укрепить положение следственного комитета, повысив его значения как единого органа или же ввести новую должность следственного судьи?
Вариантов дальнейшего реформирования в этой области довольно много, однако какой из них является наиболее рациональным? На мой взгляд, снова сосредотачивать в руках прокуратуры функции преследования по делу и надзора, малоэффективно. Ведь это влечет усиление коррупции и снижение раскрываемости дел. Что касается самостоятельности СК РФ как единого следственного органа, можно сказать, что увеличение численности сотрудников и повышение статуса СК РФ негативно скажется на экономической ситуации в стране. Создание должности следственного судьи, по примеру некоторых зарубежных стран, с одной стороны «поможет решить системные проблемы уголовного процесса», с другой стороны, изменения должны претерпеть прежние процессуальные функции судьи. В судебном разбирательстве судья должен будет проводить досудебную проверку, собирая доказательства и выступая таким образом государственным обвинителем. Но это противоречит главному принципам правосудия-состязательности процесса и беспристрастности судьи.
Таким образом, в результате реформы 2007-2011 гг. следственные полномочия полностью перешли к Следственному комитету, который стал единым, самостоятельным органом. Прокуратура осуществляет функции надзора за предварительным следствием, не занимаясь расследованием уголовных дел. Такое разделение в большей степени положительно сказалось на процессе раскрываемости дел и преодолении коррумпированности в деятельности предварительного следствия.
По его мнению, у прокуратуры достаточно полномочий в сфере надзора за следствием, а 1% оправдательных приговоров говорит об эффективности следствия и работы прокуратуры.
Сенатор Людмила Нарусова спросила Краснова, как он оценивает «ничтожно малое количество, 1%, оправдательных приговоров и тот факт, что часто судебное решение почти слово в слово, до грамматических оборотов и запятых, повторяет обвинительное заключение». Она спросила, считает ли он необходимым больший контроль за следствием со стороны прокуратуры.
«Мне кажется, что в настоящее время инструментов Генеральной прокуратуры достаточно в части исполнения функций надзора, — сказал Краснов. — Прокурор на стадии следствия надзирает за расследованием уголовного дела, имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, если следователь представляет ходатайство».
«Поэтому, мне кажется, эффективно работают и Генеральная прокуратура, и Следственный комитет. Ошибки они всегда бывают, к сожалению. Мы стремимся их исправлять. А то, что вы говорите 1% [оправдательных приговоров], ну, это статистика», — ответил он.
«Я думаю, статистика соответствует реальной жизни, потому что следователь, расследуя уголовное дело, направляет его прокурору для утверждения обвинительного заключения и, мне кажется, что прокурор может очень эффективно исполнять свои функции, не первый раз увидев уголовное дело, когда ему его направляют для утверждения обвинительного заключения, а в ходе всего предварительного следствия осуществляет функции надзора», — добавил Краснов.
«Поэтому, может быть, 1% ��ак раз и говорит об этом, что следствие эффективно расследует уголовные дела, а прокурор, соответственно, осуществляет функцию надзора», — ответил он сенатору.
Краснов считает, что прокурорский надзор необходим при вынесении незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел. Кандидат на должность генпрокурора отметил, что основная проблема приходится именно на районные отделы СК и полиции.
Отвечая на вопрос уполномоченного при президенте России по правам человека Татьяны Москальковой, Краснов заявил, что стадия возбуждения уголовного дела необходима, вместе с тем очень много материалов с отказами. «И на мой взгляд, при наличии оснований следователь будет всегда возбуждать уголовное дело», — сказал Краснов, добавив, что разобраться в ситуации зачастую позволит только инструментарий, предоставленный УПК.
«Понятно, что в ходе проведения доследственной проверки можно провести какие-то следственные действия, назначить судебные экспертизы, но тем не менее, в случае оснований следователям [необходимо] принимать решения [о возбуждении уголовных дел], прокурорам необходимо надзирать за действиями следователей именно в районе, откуда эти проблемы могут возникать. Потому что большая часть нарушений возникает на низовой инстанции — это районные отделы, и в органах внутренних дел, там тоже выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел и, соответственно, в следственных подразделениях», — сказал Краснов.
Он добавил, что за этой проблемой надо внимательно следить и принимать меры, в том числе прокурорского реагирования при вынесении незаконного решения.
Кандидат на должность генпрокурора считает, что работа прокуроров должна быть прозрачна для защиты прав граждан. «Основной принцип прокуратуры — защита прав граждан и законов, которые действуют на территории РФ. Органы и учреждения прокуратуры должны быть прозрачны, чтобы человек видел, что его обращения рассмотрены неформально, а в случае выявления нарушений восстанавливается законность», — сказал он.
В конце октября 2020 Минфин предложил реформу силовых структур, которая с высокой долей вероятности будет принята и вступит в силу в 2021 году:
- объединить ФСИН, ГФС и ФССП на базе МВД в единый правоохранительный орган с одновременным сокращением численности
- сократить на 10% численность сотрудников органов внутренних дел (за счет вакансий и перевода сотрудников, работа которых не связана с выполнением правоохранительных функций, на гражданскую службу),
- установить максимальный размер денежного довольствия, учитываемого для начисления «военных» пенсий не выше 80% (сейчас 73,68%)
- исключить из закона индексацию военных пенсий не менее чем на 2% сверх инфляции,
- увеличить с 20 до 25 лет минимальную выслугу лет для выхода на пенсию
- продлить срок носки вещевого имущества
- создать единый расчетный центр, а также единую систему материально-технического (тылового) обеспечения для централизации финансово-хозяйственной деятельности
Данная реформа позволит Минфину сэкономить по 20 млрд рублей ежегодно. Пока официальных подтверждений этой информации из Правительства не поступало, но все центральные газеты сообщили, что реформа идёт в верхах.
Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.
Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.
Указанное должностное лицо, исследовав полученный обвинительный акт и материалы, выносит одно из следующих постановлений:
- О возвращении дела в случае несоблюдения требований ст. 225 УПК. В этом случае орган, проводивший процессуальные мероприятия, должен составить обвинительный акт надлежащим образом и вновь отправить прокурору. Последний при этом может продлить период дознания не более чем на 3 дня.
- Об утверждении акта и направлении материалов в суд для рассмотрения их по существу.
- О прекращении преследования по основаниям, установленным в ст. 24-28 УПК.
- О направлении материалов на предварительное следствие.
Надзорные функции прокурора
Это следующее должностное лицо после суда, которое уполномочено контролировать работу следствия. В частности, прокурор вправе:
- Проверить выполнение требований ФЗ при получении, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлении.
- Вынести мотивированное постановление, по которому материалы направляются в орган следствия для принятия решения по вопросу об уголовном преследовании по выявленным прокурором фактам нарушений законодательства.
- Потребовать от уполномоченных органов устранить допущенные недочеты и последствия несоблюдения предписаний нормативных актов.
- Рассмотреть информацию следователя, предоставленную его руководителем, о несогласии с указаниями прокурора и принять по ней решение.
- Вернуть материалы с письменными распоряжениями о выполнении дополнительных мероприятий, изменении квалификации деяния или объема обвинения с целью корректировки обвинительного акта или заключения и устранения обнаруженных нарушений.
Особенности проведения предварительного расследования
Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:
- соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
- начало следствия в исходной точке правонарушения;
- соблюдение границ ведения расследования;
- следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
- обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
- запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
- в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
- привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
- своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.
Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:
- раскрытие преступления;
- поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
- создание полноценной базы доказательств;
- доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
- обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.
Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.
Сроки ведения предварительного следствия
Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу. За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу. Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.
В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.
Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца. В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.
На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:
- период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
- период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
- период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.
Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.
Порядок продления срока расследования
Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.
В ходатайстве указываются:
- дата начала судебного расследования;
- даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
- причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
- предполагаемый срок окончания расследования;
- дополнительная информация, если в этом есть необходимость.
Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования. В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому). При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.