Понятие профессиональной деятельности юриста
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие профессиональной деятельности юриста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В предыдущей главе было определено понятие профессии. Применительно к профессии юриста данное понятие может характеризовать особую социально-профессиональную группу общества, объединенную существенными профессиональными интересами (Н. Я. Соколов).
Он занимает особое место в практике. Юридический опыт может выражать как совокупный результат всей деятельности, так и определенные ее моменты. Его формирование происходит в процессе отбора в конкретных операциях, результатах, принятых решениях наиболее полезного, передового, целесообразного, общего, обладающего ключевым значением для нормативного регулирования отношений и последующего совершенствования практики элемента. В качестве компонентов юридического опыта выступают правовые положения. Они представляют собой достаточно устойчивые, выработанные в течение многих лет предписания, обладающие общей направленностью. В них аккумулируются стабильные и социально ценные фрагменты определенной практики. Положения могут быть правоприменительными и правотворческими, разъяснительными и распорядительными, нотариальными и судебными, охранительными и регулятивными, рекомендательными и обязательными.
Правовая регламентация деятельности юриста
Психология юриста включает некоторые особенности профессиональной деятельности. В первую очередь психологи при составлении профессиограммы должны обратить внимание на правовую регламентацию профессии и деятельности юриста.
Правоприменительная деятельность всех групп работников государственно-правовых органов регламентируется довольно четко. Нарушением закона считается отступление от основных служебных обязанностей, выход за рамки должностных полномочий. Все это отражает низкий уровень знаний и отсутствие профессиональной компетентности. Потребность в соблюдении нравственных и правовых норм можно считать доминирующей среди прочих социально значимых потребностей, формирующих правосознание специалиста. Она формирует высокий уровень социализации личности, нормативность поведения, высочайшую ответственность перед обществом. Это интегративное свойство важно рассматривать, как один из основных факторов профессиональной пригодности юристов в законодательных актах.
Характеристика профессиональной деятельности включает развитое правосознание, стремление специалиста соблюдать нравственные, правовые норм поведения в неожиданных ситуациях (профессиональный риск):
- Коррупционный риск на службе возникает в процессе конфликта интересов, который представляет собой ситуацию личной (прямой или косвенной) заинтересованности юриста. Она влияет или может повлиять на требуемое исполнение юристом служебных обязанностей. Здесь часто проявляются противоречия между личным интересом и нравами (законным интересом) граждан, предприятий, общества или государства, способный причинить вред правам и законным интересам последних. Личная заинтересованность определяется возможностью получения специалистом в силу исполнения должностных обязанностей дохода в виде денежных средств, ценностей, прочего имущества или услуг (прав) имущественного характера для себя или третьих лиц. Эта ситуация предполагает безусловную обязанность принять меры, способные исключить вероятность проявления конфликта интересов. Юрист должен уведомить правоохранительные органы о случившихся случаях склонения его к совершению нарушений коррупционного характера.
- Получение (приобретение) юристами благ, назначений для себя и третьих лиц, характеризующееся отступлением от норм. Данные блага предоставляются «просто так», «из уважения», а на самом деле используются для формирования неформальных отношений со специалистом, который занимает должностное положение. Вынужденная расплата, требуемая от юриста за предоставленные ему услуги, может проявляться в виде советов, раскрывающих служебную тайну, отказа от объективных, непредвзятых подходов в разрешении определенных дел, принятии соответствующих решений в обход законодательства.
- Провокация взятки, которая часто может осуществляться в завуалированной форме. Ее передача может сопровождаться своеобразной «словесной разведкой» взяткодателя, который выражает не соответствующую работе юриста благодарность, многозначительно обещает отблагодарить и т.д. Если должностное лицо решительно не пресекает такую ситуацию, то это часто толкуется в качестве подтверждения оценки им своих служебных действий, как действительно заслуживающих особой «благодарности». В некоторых случаях взяткодатель ведет себя более решительно, сразу выкладывая предметы взятки со ссылкой на существующие обычаи. Он уверяет, что ничего не просит взамен, а действует по принятым местным традициям. Единственным выходом из такого положения со стороны юриста является решительное поведение, способное в зародыше пресечь мысль о возможности предложения взятки. Необходимо незамедлительно вызвать свидетелей, доложить руководству правоохранительных органов о провокации или о факте попытки передать взятку. Надежный барьер в этом случае представлен приемом таких посетителей в присутствии других юристов или сотрудников.
- Посещение различных мест отдыха, развлечений, включая заведения сомнительного характера. Здесь проще всего оказаться жертвой провокации с вовлечением в конфликты, которые могут быть организованы для дискредитации руководителя, лица, имеющего ответственное служебное положение.
- «Случайное» знакомство в общественных местах (гостиница, ресторан). Данная случайность заблаговременно может быть организована лицом, которое заинтересовано в неформальных отношениях с юристом с целью его дискредитации.
- Допрос свидетеля (потерпевшего), получение объяснений от третьих лиц в квартире, в гостиничном номере, за исключением ситуаций, когда человек серьезно болен. Юрист должен понимать, что в таких случаях возможны провокации со стороны допрашиваемых и их ближайшего окружения. Эти действия также могут быть направлены на дискредитацию следователя (дознавателя) попытками перевода отношений на неформальный уровень. В последующем на юриста оказывается давление.
- Обещания юриста (например, адвоката) в отношении возможного благополучного разрешения возникшего спорного вопроса, уголовного дела и др. Часто заинтересованные лица придают выгодную интерпретацию подобным обещаниям. В этом случае они используют всевозможные клеветнические жалобы, подтверждая «злоупотреблений» по службе специалиста, вымогательства взятки, распространение различных инсинуаций.
Разберемся, кто такой юрисконсульт. Это специалист с юридическим образованием, находящийся в штате государственной организации или частной фирмы. Он занимается обеспечением законности в деятельности организации: следит, чтобы сама организация работала в правовом поле и чтобы по отношению к ней не нарушали закон.
Основные функции юрисконсульта:
- консультирование руководства и сотрудников компании (кадровиков, бухгалтеров) по различным правовым вопросам, возникающим в процессе деятельности;
- анализ проектов документов (договоров, приказов, распоряжений) на их соответствие действующему законодательству.
Юрисконсульты занимаются еще одним важным делом – участвуют в судебных заседаниях как представители компании. Чем более высокая квалификация у правоведа, тем больше дел будет выиграно в судах, следовательно, компания сможет увеличить свою прибыль или минимизировать убытки. Поэтому уровень подготовки претендента обязательно учитывается при приеме на работу.
В крупных компаниях нередко содержатся целые юридические подразделения, в которых работают правоведы разного уровня:
- юрисконсульт без категории, I и II категории;
- ведущий, старший и главный правовед;
- начальник юридического отдела;
- руководитель юридического департамента.
В целом юрисконсульт – это правовед, специализирующийся на соблюдении законности в деятельности различных субъектов правовых отношений в государстве.
Лучшие вузы для обучения
Выбор по умолчанию – специализированные юридические вузы, но соответствующие факультеты есть практически во всех университетах страны. Несколько примеров высших учебных заведений, в которых можно получить образование для дальнейшей работы юрисконсультом:
- Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России). Это один из ведущих вузов, где готовят специалистов по праву разных специализаций. Срок обучения на бакалавриате – 4 года (дневная форма) и 4,5 года (очно-заочно). При университете работает юридический колледж, у вуза 15 филиалов по всей стране.
- Российский государственный университет правосудия Верховного Суда Российской Федерации предлагает учиться на бакалавриате, магистратуре и аспирантуре по направлению «Юриспруденция». Вуз имеет 11 филиалов, а также колледж, в который можно поступить после 9 или 11 класса школы.
- Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина. Здесь можно получить образование на очной и очно-заочной форме обучения, есть также ускоренная программа для выпускников колледжей. Университет активно развивает международное сотрудничество и имеет договора с вузами более чем 20 стран. Успешные студенты с хорошим знанием языков имеют возможность поучаствовать в программе «Семестр за границей».
- Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Конкурсы на юрфаке этого вуза составляют 30–40 человек на место, но зато у выпускников не возникает проблем с трудоустройством. На факультете работает 6 кафедр по разным направлениям права.
- Челябинский государственный университет имеет в своем составе Институт права, в котором готовят бакалавров и специалистов разных профилей: общее, гражданское, уголовное, государственное, коммерческое право.
Многие юридические вузы имеют в своем составе колледжи, в которых можно получить среднее профессиональное образование и начинать трудовую деятельность, при этом обучаясь на заочной форме в университете.
Специфика и значение профессиональной этики юриста
Юридическая этика обуславливается спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его социального и нравственного положения. Для юриста, профессиональная деятельность которого осуществляется в среде межличностного общения, кроме профессиональных знаний необходимо владение высоким уровнем культуры общения, умений ведения диалога, основанного на нравственных принципах и началах [1, с. 232]. Иными словами, юридическая этика является неотъемлемой частью профессиональной юридической деятельности. Важно подчеркнуть, что к профессиональной деятельности юриста прилагаются все без исключения моральные требования, присущие данному обществу. В структуре юридической этики можно выделить следующие элементы: нравственная деятельность юриста и ее характерные особенности; нравственные отношения в сфере правоприменения и права; особенности профессионально-нравственного сознания юриста [4, с.146]. Общественная полезность и характер деятельности юриста, значение данной сферы (цели, средства и итоговый результат), несомненно, предполагают специфичные профессиональные нравственные требования. Целями и задачами деятельности юриста являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений, а также их раскрытие; охрана общественного порядка; оказание гражданам правовой помощи, государственным и частным предприятиям, должностным лицам, общественным объединениям и организациям в обеспечении соблюдения их законных интересов и прав [3, с.87]. Критерием нравственности средств, которые используются в профессиональной деятельности юристов, может быть только справедливость и законность. Соответственно цели и задачи деятельности юриста носят исключительно нормативный характер, предусматривающий определенную социальную программу, которая в обязательном порядке должна быть выполнена в процессе реализации профессиональной деятельности. Основным предназначением юридической этики является обеспечение высоких нравственных делового общения юриста с его клиентом, а также с представителями иных юридических профессий. Юридическая этика обеспечивает внутренний контроль нравственного облика юриста, то есть позволяет ему оценить свою деятельность с точки зрения моральных установок «справедливо-несправедливо». С помощью этических принципов, которые являются общими для всех юридических профессий, обеспечивается следование единым нравственным ценностям. Особенность профессиональной морали юристов является результатом преломления общих норм и принципов морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах:
- Ни в какой иной сфере жизни нормы морали, поведения не являются в столь максимальной степени определенными и обязательными. Профессиональная деятельность юриста предполагает детальную регламентацию всех сторон его жизни.
- Моральные нормы юриста оформлены юридически, подкреплены стабильными законоположениями, которые установлены государством.
- Принципы и нормы профессиональной этики юристов имеют повелительный характер и требуют обязательности их исполнения.
- При всей строгости действия профессиональных юристов должны не унижать человеческое достоинство, быть понятными и справедливыми окружающим людям. Представители юридических профессий должны быть непримиримыми по отношению к нарушителям законности
- Нередко при общении профессиональных юристов с гражданами происходит проникновение в подробности личной и духовной жизни, что требует индивидуального подхода к людям, наличие определенного такта и нравственной культуры.
- Юристам при применении норм права ко всему необходимо подходить с точки зрения действующего закона. Это значит, что юрист должен в наивысшей мере обладать объективностью, рассматривать те или иные события с точки зрения действующего закона, справедливости и нравственности, отрешившись от своих антипатий и симпатий, родства и близости.
Профессия юриста появилась гораздо позже, чем возникло государство. Прошло много столетий, прежде чем стали востребованы обществом специалисты в области права. Сначала они были задействованы исключительно в правоохранительной сфере жизни, т. е. сфере применения государственного принуждения. Постепенно суды стали брать на себя не только применение наказаний, но и рассмотрение различных споров между гражданами. Вступление в промышленную эру и создание корпораций породили бум экономических споров между организациями. Теперь практически немыслимо выиграть какое-либо даже несложное судебное дело без привлечения юриста. Дальновидные руководители организаций, чтобы не доводить отношения с деловыми партнерами до суда, берут юристов в штат и совету ются с ними. Затем юристы пришли в политику: знания в области права стати необходимы при создании законов, при решении управленческих вопросов и др. Что касается социальной сферы, то благотворное участие юристов было оценено в самую последнюю очередь: когда у государства появилась возможность в той или иной мере поддерживать неблагополучные слои общества.
Юридическая психология– наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.
Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы. Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией: психология и юридическая психология весь путь развития прошли «рука об руку».
Сам термин «психология» начал появляться в философской литературе уже в ХVII–ХVIII вв. и означал науку о душе, умение понимать душу человека, его устремления и поступки. В ХIХ в. психология покидает лоно философии и выделяется в самостоятельную отрасль знания, приобретая несколько иной – естественно-научный – оттенок. Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Именно введение строгого, контролируемого эксперимента обозначило становление психологии как науки.
Конец ХVIII – начало ХIХ вв. отмечены ростом интереса ученых и общественников к проблеме человека. Принципы гуманизма (от лат. humаnitа– человечность), ведущего в то время философского течения, подтолкнули революционеров к созданию первой в Европе «Декларации прав человека и гражданина». Победа Великой французской революции (1789–1794) и принятие в 1789 г. нового законодательства положили начало активному внедрению юридической психологии в судебную практику.
В это время зародилась антропологическая школа права, уделявшая особое внимание «человеческому фактору». Появились труды К. Экартсгаузена («О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений», 1792), И. Шауманна («Мысли о криминальной психологии», 1792), И. Гофбауэра («Психология в ее основных применениях к судебной жизни», 1808), И. Фредрейха («Систематическое руководство по судебной психологии», 1835).
Более полувека спустя подобный процесс начался и в России. Судебная реформа 1864 г. подготовила благотворную почву для использования психологического знания юристами-практиками. Введение принципов состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.
Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям». В дореволюционной России юридическая, или как тогда говорили, судебная, психология развивалась достаточно мощно. Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.
Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных. Знание как теории, так и практической стороны дела придавало его работам особую ценность.
В 1912 г. в Германии проходит юридический конгресс, на котором юридическая психология обретает официальный статус в качестве необходимой составляющей первоначального образования юристов. Интересно и то, что, пока Запад решал вопрос о востребованности новой науки юристами, в Московском университете уже в 1906–1912 гг. читался курс «Уголовная психология».
Послереволюционный период оказался достаточно благоприятным для дальнейшего развития отечественной психологии. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия. Отечественная наука во многом опережала зарубежную.
Значимое место отводилось и юридической психологии – необходимо было быстро наводить порядок в новом государстве: бороться с бандами, повсеместно орудовавшими в послевоенные годы, обеспечивать безопасность на улицах городов, воспитывать и перевоспитывать малолетних беспризорников. В 1925 г. в Москве был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в мире специализированным криминологическим институтом. Отдельные кабинеты и лаборатории по изучению преступности открывались и в ряде периферийных городов – Ленинграде, Саратове, Казани, Харькове, Баку.
На Западе же в это время выходят работы Ч. Ломброзо, Г. Гросса, П. Кауфмана, Ф. Вульфена. Активно развиваются психоаналитическая теория и учение бихевиористов.
Сокрушительный удар по социальным и гуманитарным дисциплинам нанесли репрессии 1930-х гг. Не избежала этой участи и психология – были закрыты важнейшие лаборатории и исследовательские центры, подверглись репрессии многие видные ученые. Психология, в том числе и юридическая, была фактически подчинена педагогике. Полностью прекратились все психологические исследования, находящиеся на стыке с юриспруденцией. Такое положение дел установилось на долгий срок, и только оттепель 1960-х гг. изменила его к лучшему.
С развитием космонавтики, техники, деятельности полярных экспедиций психология постепенно начала обретать статус самостоятельной и значимой дисциплины. Дала знать о себе и социология – в виде массовых статистических опросов и публицистических размышлений. Важным моментом стал 1964 г. – дата принятия специального постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране». В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а уже в 1965 г. в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Стали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. Дальнейшее осмысление теоретических и методологических проблем пришлось на конец 1960 – начало 1970-х гг.: появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова.
На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: активное сотрудничество психологов и юристов принесло немалые плоды. Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.
После «второй русской революции» наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.
Юридическая психология следует общей психологической методологии и опирается на следующие постулаты:
• психика имеет материальную основу, но эмпирически неуловима, т. е. для ее существования необходима нервная система, но все богатство психических явлений нельзя свести к совокупности электрохимических процессов, протекающих в нервной системе;
• психика демонстрирует единство внутренних и внешних проявлений: любое психическое явление, «сокрытое» от глаз окружающих (мысль, переживание, ощущение, решение), выражается в конкретных видимых проявлениях – мимике, поступках и действиях;
• психика обладает системными качествами – она многоуровнева, многоструктурна, эффективно действует как целостное образование, и эффект согласованного действия ее структурных элементов превосходит эффект суммы отдельных элементов;
• психика каждого человека индивидуальна и складывается в результате индивидуального, неповторимого жизненного опыта данного индивида. Человек рождается с определенными задатками, но они могут развиваться только под влиянием среды, только в результате общения с другими людьми (принцип онтогенеза);
• психика развивается в определенных исторических условиях и формируется под воздействием конкретной культуры, усваивая основные требования общества в данный исторический момент (принцип конкретно-исторической обусловленности).
Особое место в психологии занимает вопрос этики научного познания. Это связано со спецификой исследуемого объекта.
Психика каждого человека самобытна, неповторима и бесценна. Всякое вмешательство в душевную жизнь человека, способное привести к нежелательному для него изменению, противоречит гуманистическим принципам. Исследователь, экспериментатор всегда должен быть уверен в том, что процедура исследования не нарушит функционирования психики и уж тем более не вызовет негативных необратимых последствий. Если физик может расщепить атом, чтобы понять, как он устроен, то психолог не имеет права разрушать свой объект исследования и даже не вправе воздействовать на него неким образом, если существует хотя бы малая вероятность того, что результат этого воздействия окажется пагубным.
В рамках юридической практики психолог должен руководствоваться также нормами ведения следственных действий. Закон исключает возможность не только физического и психического насилия во время их осуществления, но и любых действий, унижающих честь и достоинство личности, введения противоборствующей стороны в заблуждение, использования малограмотности, религиозных убеждений, национальных традиций участников процесса. Кроме того, закон должен гарантировать конфиденциальность информации, касающейся личной, интимной жизни человека.
Психологическое исследование в рамках судебного разбирательства может проводиться только с добровольного согласия человека и в точном соответствии с правилами, изложенными выше.
Методы научного исследования – это способы и средства, применяемые для построения научных теорий, с помощью которых мы получаем достоверные сведения. Психология использует следующие методы.
1. Наблюдение – наблюдение и регистрация исследователем поведения человека и групп людей, которые и дают возможность раскрыть характер его переживаний и особенностей коммуникации. Этот метод опирается на принцип единства внешних и внутренних проявлений психической жизни – любые эмоция, мысль, воспоминание, решение проявляются в конкретном действии, вне зависимости от того, осознает ли и замечает это действие сам человек. Существует несколько разновидностей наблюдения:
– включенное наблюдение – испытуемый знает о том, что за ним наблюдают, экспериментатор и испытуемый в ходе наблюдения взаимодействуют;
– стороннее наблюдение – испытуемый не видит наблюдателя, не знает, кто из участников наблюдения является наблюдателем, испытуемый и экспериментатор не общаются в ходе эксперимента, следовательно, испытуемый не получает «обратной связи» от экспериментатора;
– наблюдение в группе – экспериментатор отслеживает поведение и взаимодействие группы людей, как правило, в этом случае он не участвует в групповой коммуникации;
– самонаблюдение – экспериментатор и испытуемый являются одним человеком, который и участвует в экспериментальной ситуации, и отмечает особенности своего поведения и переживания.
В юридической психологии метод наблюдения применяется достаточно широко: при профотборе членов оперативных групп, для оптимизации деятельности следственных групп, для раскрытия особенностей общения между заключенными в исправительных учреждениях, для раскрытия особенностей личностных черт и выявления ложных показаний при допросах. В настоящее время метод наблюдения дополнен использованием технических средств – видео– и аудиозаписи.
2. Пробы и измерения – регистрация данных, отражающих простые психофизиологические процессы. Основные задачи такого исследования – определение возможностей и особенностей зрения, слуха, памяти испытуемых, выявление темперамента, или динамических свойств нервной системы, выносливости и утомляемости, особенностей реагирования психики на изменения соматического состояния организма (повышенного или пониженного температурного режима, разреженности воздуха или усталости).
Этот метод важен при проверке свидетельских показаний, поскольку показывает, мог ли действительно данный человек при данных условиях увидеть и услышать то, о чем свидетельствует, или же его показания являются результатом домыслов и фантазий. Метод проб и измерений необходим для выяснения возможных причин дорожно-транспортных происшествий, аварий на производстве и катастроф, связанных с работой человека-оператора. Пробы и измерения чаще всего осуществляются в лабораторных условиях, где моделируются соответствующие условия, но могут проводиться и в реальном режиме.
3. Биографический метод – это исследование истории жизни человека с целью раскрытия особенностей личностных черт и обстоятельств, которые привели к формированию данного типа личности. Этот метод опирается на принцип онтогенеза, согласно которому индивидуальный жизненный опыт, условия взросления и воспитания являются решающими для формирования личностных особенностей. Многочисленные психологические исследования позволили сделать ряд выводов о том, что культура, религия, социальная страта (от лат. strаtum – слой), район проживания формируют определенные черты, свойственные большинству людей, принадлежащих к данной группе. На формирование личности оказывают существенное влияние состав семьи и особенности отношений в семье, школьное воспитание, взаимоотношения в детской и подростковой среде, психологический климат трудового коллектива. Биографический метод также позволяет показать, является ли поведение, сыгравшее роль в обстоятельствах правового конфликта, типичным для данного человека, или же такое поведение ситуативно, т. е. проявилось внезапно как реакция на сложные или непредвиденные обстоятельства. В судебно-психологической экспертизе биографический метод является одним из основных методов исследования личности человека.
4. Метод анализа продуктов деятельности – изучение психологом материальных следов, оставленных человеком, которые несут информацию об особенностях его душевной жизни и поведения. Обычно исследуются дневниковые записи, переписка, литературные произведения, рисунки, коллекции предметов, профессиональный инструмент и инвентарь, хобби, интерьер жилища. Предметы, окружающие человека, несут отпечаток его привычек, предпочтений, склонностей, образа жизни и косвенно указывают на черты его характера. Особенно информативны дневниковые записи, рисунки и литературные произведения (если таковые имеются) – в них раскрываются самые интимные переживания, мысли, все богатство эмоциональной сферы.
Данный метод восходит к психоаналитической традиции, где любое произведение рассматривается как раскрытие «бессознательного» человека, т. е. той области психики, которая вмещает желания и устремления, порой скрытые не только от глаз окружающих, но подавляемые и запрещаемые человеком самому себе.
Нравственные основы деятельности юрисконсульта
Осуществляет информирование работников организации о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц организации с нормативными правовыми актами, относящимся к их деятельности. Консультирует работников организации по организационно-правовым и другим юридическим вопросам. Подготавливает заключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.
Рекомендуем прочесть: Проект Закона О Выходе На Пенсию Ветеранов Боевых Действий
4) язык документа должен быть ясным и доступным, формулировки, выражения и термины — точными и лаконичными. Необходимо использовать термины и выражения, знакомые и доступные широкому кругу лиц, но в то же время избегать бытовой, повседневной речи; не следует злоупотреблять специальной юридической терминологией;
Профессиограмма и психограмма юридической деятельности
Обобщенные профессиографические стороны:
1) Поисковая подструктура – сбор исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач.
2) Реконструктивная подструктура – текущее и завершающее обобщение собранной в процессе профессиональной деятельности информации: выдвижение на базе ее анализа, синтеза и специальных знаний, рабочих гипотез (версий).
3) Коммуникативная подструктура – состоит в получении необходимой информации посредством общения (консультации, опросы, допросы, судебные прения, что наделяет юриста особыми правами и обязанностями).
4) Социальная подструктура – обобщает общественную составляющую в деятельности прокурора, следователя, судьи и т.д. как организаторов борьбы с преступностью (профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника).
5) Организационно-управленческая подструктура – мобилизация специалистов (себя) на реализацию программы (плана) исходя из определенных правил и процедур и включает целенаправленное на них (себя) воздействие.
6) Удостоверительная подструктура – помогает заключить полученную информацию в специальную, законом предусмотренную форму (протокол, постановление, приговор и т.д.), которые отражают весь ход и результаты установления истины по делу и служат доказательством всему процессу познания.
11 стр., 5131 слов
Одна из особенностей труда юриста состоит в том, что ему приходится иметь дело с разнообразными жизненными ситуациями, судьбами различных людей, требующими индивидуального, творческого подхода, внимательного изучения возникших правоотношений. Поэтому юристу необходимы не только сугубо профессиональные правовые, общественно-политические, но и специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект. А сколь безграничны в познавательном отношении сфера межличностного общения с различными участниками уголовного, гражданского процесса, сам процесс познания людей, какое бесконечное сочетание всевозможных характеров, взглядов, поступков!
Разберемся, кто такой юрисконсульт. Это специалист с юридическим образованием, находящийся в штате государственной организации или частной фирмы. Он занимается обеспечением законности в деятельности организации: следит, чтобы сама организация работала в правовом поле и чтобы по отношению к ней не нарушали закон.
Основные функции юрисконсульта:
- консультирование руководства и сотрудников компании (кадровиков, бухгалтеров) по различным правовым вопросам, возникающим в процессе деятельности;
- анализ проектов документов (договоров, приказов, распоряжений) на их соответствие действующему законодательству.
Юрисконсульты занимаются еще одним важным делом – участвуют в судебных заседаниях как представители компании. Чем более высокая квалификация у правоведа, тем больше дел будет выиграно в судах, следовательно, компания сможет увеличить свою прибыль или минимизировать убытки. Поэтому уровень подготовки претендента обязательно учитывается при приеме на работу.
На каких специальностях лучше учиться
Для того чтобы претендовать на должность юрисконсульта, нужно иметь соответствующее образование. Для работы на невысоком уровне можно окончить колледж по специальности «право и организация социального обеспечения», но сделать успешную карьеру можно только при наличии профильного высшего образования.
Для учебы в вузе можно выбрать один из нескольких профилей специальностей «юриспруденция» и «правоохранительная деятельность»:
- гражданское право;
- коммерческое право;
- правовое обеспечение деятельности государственных и муниципальных органов;
- гражданский процесс и др.
Для поступления на специальности, связанные с правом, от абитуриента потребуют предоставить результаты ЕГЭ по обществознанию, русскому языку и истории.
Разберемся, кто такой юрисконсульт. Это специалист с юридическим образованием, находящийся в штате государственной организации или частной фирмы. Он занимается обеспечением законности в деятельности организации: следит, чтобы сама организация работала в правовом поле и чтобы по отношению к ней не нарушали закон.
Основные функции юрисконсульта:
- консультирование руководства и сотрудников компании (кадровиков, бухгалтеров) по различным правовым вопросам, возникающим в процессе деятельности;
- анализ проектов документов (договоров, приказов, распоряжений) на их соответствие действующему законодательству.
Юрисконсульты занимаются еще одним важным делом – участвуют в судебных заседаниях как представители компании. Чем более высокая квалификация у правоведа, тем больше дел будет выиграно в судах, следовательно, компания сможет увеличить свою прибыль или минимизировать убытки. Поэтому уровень подготовки претендента обязательно учитывается при приеме на работу.
Где лучше учиться на юриста
В юриспруденции престиж ВУЗа высоко ценится. Если соискатель получил образование в МГУ, РУДН, МГЮА, СПбГУ, Московском Государственном Институте Международных Отношений, проблем с устройством возникнуть не должно. Еще работодатели обращают внимание на форму обучения претендента на место. Заочное или очно-заочное обучение снижает качество полученного юридического образования, поэтому предпочтение отдают «очникам».
В зависимости от специализации после окончания ВУЗа может потребоваться получение дополнительного образования. В частности, адвокат сдает экзамен на квалификацию в Адвокатской палате, после чего проходит стажировку. Для работы нотариусом надо получить лицензию, предварительно отработав в нотариальной конторе и сдав экзамен. Профильная подготовка предусмотрена для прокурора. А судьей можно стать только при наличии юридического стажа от 5 лет после успешного прохождения квалификационного испытания.