Субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.

Основания для предоставления субвенции

Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.

Основанием для выделения субвенции являются:

— соответствующие законы и подзаконные акты;

— решения органов местного самоуправления;

— целевые программы, в том числе федерального уровня. Целевая программа — это перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Целевые программы по уровню реализации подразделяются на федеральные целевые программы, которые преследуют цели общефедерального уровня и на региональные целевые программы, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ. В зависимости от поставленной задачи, целевые программы могут быть:

  • научно-техническими;

  • экологическими;

  • социальными;

  • внешнеэкономическими;

  • производственно-техническими.

Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают дополнительные незапланированные расходы или повышенные затраты.

Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции

Выданные субвенции должны удовлетворять следующим критериям:

Критерии выдачи субвенции Условия использования субвенции
Возвратность средств Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению
Форма выдачи Субвенция выдается только денежными средствами
Кому выдается Субвенция выдается строго бюджету более низкого уровня, юридическим лицам
Налогообложение Субвенция налогами не облагается
Целевое использование Целевое использование субвенции обязательно
Контроль за целевым использованием Контроль за целевым использованием субвенции обязателен
Объем инвестиций Объем субвенции достаточен чтобы полностью покрыть необходимый объем денежных средств

Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.

Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.

Получателями субсидий являются:

  • субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
  • юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.

Прозрачность «Цифровой экономики»

Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».

Читайте также:  Газобаллонное оборудование первого поколения в 2023 году

Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.

  • Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
  • Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
  • Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?

Субвенции местным органам власти

Мы, как граждане, проживающие в определенных субъектах РФ, чаще всего обращаем внимание на те новости о субвенциях, которые касаются конкретно нашего региона.

Это вполне оправданный интерес, ведь каждому из нас более всего важно знать, как развивается или будет развиваться именно тот регион, в котором он проживает.

Чаще всего субвенции предоставляются на участие регионов в каких-либо целевых государственных программах на федеральном или региональном уровне.

Сферы, которых касаются гос.программы, самые разнообразные:

  1. экономические;
  2. социальные;
  3. экологические;
  4. научные;
  5. производственные.

Следует еще раз подчеркнуть целевое расходование субвенции. Допустим, субвенция направлена на улучшение финансирования труда учителей. Это значит, что данная субвенция должна быть потрачена на реализацию именно этой цели. Иного расходования субвенции не допускается.

Объем финансирования зависит от потребностей конкретного региона в финансовой помощи государства. А потребности, в свою очередь, зависят от развитости и доходности конкретного региона.

Ведь не секрет, что некоторые субъекты РФ являются дотационными (в силу различных причин не могут обеспечить своим гражданам нормального уровня жизни), а потому более всех остальных нуждаются и в дотациях, и в субсидиях, и в субвенциях.

Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.

Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.

Получателями субсидий являются:

Крупнейшие субсидии были выданы Минтрансом для госкомпании «Российские автомобильные дороги» (74,8 млрд руб.), а также Минэкономразвития в адрес минэкономики Калининградской области (56 млрд руб.) и минфина Крыма (43 млрд руб.).

Субвенции: основания для предоставления

На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.

Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.

Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.

Читайте также:  Отвод судьи в гражданском процессе

Что общего между этими понятиями

Общие черты (таблица):

Критерии Субсидии/Субвенции
Возвратность Безвозвратны и безвозмездны
Налогообложение Не облагаются налогами
Целевое назначение Выдаются на конкретную цель
Документальное оформление Выдаются на основе предоставленных документов
Кто выдает Государство

Наполняемость бюджетов

Не секрет, что налоги, которые выплачиваются гражданами страны, направляются в государственную казну. Часть из них при этом считается нерегулированной, и она, как гласит кодекс, впоследствии перечисляется в федеральный, региональный или местный бюджет.

Вторая часть налогов, наоборот, регулируемая. Представители государства могут решить, какой процент от поступающей суммы распределить по каждому из трех уровней бюджетной системы.

Все налоги, которые выплачивают граждане, направляются в госказну

Важно! При этом стоит отметить, что каждый из перечисленных уровней имеет и другие источники наполнения. Так, например, федеральный бюджет может пополняться за счет продаж сырьевых ресурсов. А вот региональному и местному бюджетам в этом плане повезло меньше, и большая часть их доходов – налоги населения.

Таким образом, на объем государственного бюджета сильно влияет количество поступающих от региона налогов. Легко догадаться, что в крупных регионах речь идет о достаточно больших суммах, а в маленьких – совсем наоборот. Основная часть крупных регионов расположена в центральной части России, где хорошо развиты такие сферы, как промышленность и сельское хозяйство.

Однако существует и другая часть регионов, где сумма собираемых налогов небольшая, из-за чего население буквально нуждается в дополнительном доходе для удовлетворения потребностей жителей.

Из федеральных и региональных бюджетов нередко выделяются деньги в местные бюджеты

Таким образом, федеральный или региональный бюджеты могут на безвозмездной основе выделить денежные средства местному бюджету для улучшения положения граждан. Что касается иерархии предоставления средств, то сначала они из федерального бюджета направляются региональному, а тот, в свою очередь, перечисляет финансы местному бюджету.

Основанием для выделения субвенции являются:

  • соответствующие законы и подзаконные акты;
  • решения органов местного самоуправления;
  • разнообразные целевые программы.

Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают незапланированные или избыточные расходы.

При выявлении таких затрат для хозяйственных субъектов (юрлиц) решения о выделении денег принимаются органами местной власти.

Целевая программа — это целый перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. В зависимости от поставленной задачи, программы могут быть:

  • научно-техническими;
  • экологическими;
  • социальными;
  • внешнеэкономическими;
  • производственно-техническими.

На сегодняшний день наиболее популярными являются последние две.

Получатели субвенций — это юрлица или нижестоящие бюджеты субъектов РФ.

Чем отличаются от дотаций

Главная цель дотации — это помощь для социально-полезных, но убыточных организаций. Денежные средства, как правило, выделяются государственным или местным бюджетом. Именно этот момент является основным, который отличает дотацию от прочих способов поддержки.

Особенности дотирования:

  • денежные средства не имеют характерной целевой направленности и могут быть потрачены компанией на что угодно;
  • в России распространены дотации на покрытие стоимости проезда некоторым категориям граждан;
  • в большинстве случаев дотации от государства направлены на выравнивание уровня социального развития регионов.

Понятие о субвенциях, виды, источники и порядок представления

Финансовая помощь республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области и т.д. представляется в вида субвенций из фе­дерального бюджета и внебюджетных фондов в целях сближения социально-экономического развития регионов РФ.

Под субвенцией понимается фиксирован­ный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целево­го финансирования- (возмещения) расходов бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образо­ваний. Субвенции бывают:

Читайте также:  Соотношение наказания и уголовной ответственности

1 текущие, направляемые на финансирова­ние текущих расходов;

2. инвестиционные субвенции, направляе­мые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством.

Субвенции направляются на финансирова­ние конкретных мероприятий, реализуемых на территориях субъектов РФ. Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого участия федерального бюджета и внебюджетных фондов в соответствующих расходах бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и не распро­страняется на мероприятия, полностью фи­нансируемые за счет средств федерального бюджета. Использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финан­сируемые с их помощью объекты и проекты.

Орган, предоставивший субвенции в праве контролировать их использование. Получа­тель субвенций обязан отчитаться об их ис­пользовании в установленные сроки и поряд­ке. Субвенция, не использовавшая, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Возврат субвенции осуществля­ется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций, в трехмесячный срок после принятия соответствующего решения.

Субвенции из федерального бюджета субъ­ектам РФ предоставляются за счет средств фонда субвенций федерального бюджета. Объем и распределение фонда рассматрива­ются и утверждаются Государственной думой ВФ. Не использованные в отчетном году или возвращенные субвенции перечисляются в фонд субвенций федерального бюджета сле­дующего за отчетном финансовым годом.

Право на получение текущих субвенций из федерального бюджета имеют субъекты РФ, в общих доходах консолидированных бюдже­тов, которых доля бюджетных доходов, необ­ходимых для финансирования общегосудар­ственных социальных расходов, превышает среднюю по РФ.

Назначение, объем, получатель, порядок и условия предоставления субвенций устанав­ливаются в соответствии с Законом РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15.07.92 г.№3301-1.

Субвенции: основания для предоставления

На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.

Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.

Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.

Субвенции и субсидии: отличия и сходства

Понятие субсидии хоть и схоже с предыдущим, все же имеет некоторые различия. Прежде всего стоит отметить, что субсидией именуют безвозвратную помощь, которая может предоставляться как юридическим, так и физлицам. Выражаться она может как в денежном эквиваленте, так и в натуральном виде.

Все субсидии можно разделить на 2 группы:

  • прямые;
  • косвенные.

Первые выдаются за счет государственного бюджета и являются капиталовложениями в наиболее значимые отрасли экономики, развитие НИОКР.

Вторые являются средствами денежно-кредитной и налоговой политики. К ним относятся:

  • страхование депозитных вкладов;
  • выплаты компенсаций за реализацию некоторых товаров по заниженным ценам;
  • льготное и экспортное кредитование;
  • ускоренная амортизация;
  • льготное налогообложение;
  • другое.

Чтобы лучше и нагляднее продемонстрировать разницу между понятиями, давайте составим небольшую таблицу.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *