Лица участвующие в деле о банкротстве и лица участвующие в процессе по делу о банкротстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лица участвующие в деле о банкротстве и лица участвующие в процессе по делу о банкротстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве).

Все возможные участники процесса

Федеральным законом о несостоятельности определен полный перечень лиц, которые могут в той или иной степени быть вовлечены в процедуру.

К таким лицам относятся:

  • Должники.
  • Назначаемый судом арбитражный управляющий. На это лицо возлагается масса обязанностей и функций (регулирующих, процессуальных, контролирующих и пр.). Через АУ проходят все вопросы, от требований кредитора по банкротству до контроля за всеми финансовыми и иными операциями. Для каждого этапа ведения дела о несостоятельности юридического лица назначается свой управляющий.
  • Кредиторы. Это лица, имеющие право требовать возврата задолженности у Должника, как юридические, так и физические. Их объединяет одно – образовавшаяся задолженность. Все долги, естественно, должны быть подтверждены соответствующими документами и включены в реестр. Обязательно подтвердить такую задолженности в суде.
  • Налоговые и иные уполномоченные органы, с которыми должник не смог рассчитаться по обязательным платежам.

При добавлении в ФЗ о банкротстве в 2015 г физических лиц, был неутешительный прогноз о том, что предстоит стремительный бум исков от рядовых граждан, и на Арбитражные суды ляжет большая нагрузка. Но судебная практика за прошедшие годы показала иную статистику. Работа судов по процессам о несостоятельности набирает обороты постепенно.

К концу 2015 г было подано более чем 2 тысячи заявлений. Для сравнения, дел о неплатежеспособности юридических лиц было рассмотрено 13 тыс.

В 2016 году уже в первые 6 месяцев показатели превысили прошлый год (почти 3 тысячи дел). Во втором полугодии количество заявлении от физических лиц превысило объем дел юрлиц в 1,5 раза.

В 2017 году существенное увеличение лиц, заявляющих о своей финансовой несостоятельности, произошло в 3-4 квартале. Прошли процедуру банкротства почти 19 тысяч россиян.

Федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом

«..В случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, например при банкротстве градообразующей организации (п. 2 ст. 170), федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника являются лицами, участвующими в деле о банкротстве должника (п. 1 ст. 34).

Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать иные процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве для реализации предоставленных прав (п. 2 ст. 34 Закона о несостоятельности)» (извлечение из письма Минэкономразвития РФ от 03.10.2011 N Д06-4863 («Вопрос: О дополнительных гарантиях защиты прав работников и расширении прав кредиторов по взысканию задолженности по оплате труда и выплате выходных пособий в рамках дела о банкротстве должника-работодателя; об учете интересов муниципальных образований в ходе дел о банкротстве организаций»).

Уведомление конкурсных кредиторов

Перед проведением заседания всех участников процесса необходимо оповестить. Рассылкой уведомлений лицам, участвующим в процессе банкротства, занимается управляющий, которого назначил суд.

Уведомления могут направляться в письменном виде почтовым отправлением за 2 недели до предполагаемого мероприятия. Оповещать кредиторов также можно по телефону или по электронной почте. В таком случае сообщение должно быть направлено за 5 дней до собрания.

Если число заимодателей превышает 500 человек, управляющий обязан опубликовать оповещение в официальных СМИ. Такой способ уведомления может заменить только личное сообщение, доставленное на почтовый адрес получателя.

В сообщении указывается следующая информация:

  • реквизиты получателя;
  • время и место мероприятия;
  • перечень вопросов, рассматриваемых на заседании;
  • регистрационный регламент.

Чтобы претензии учитывались в судебном процессе, заимодатели должны своевременно обратиться к управляющему, который включает кредиторские требования после соответствующего решения суда. В таком же порядке производится исключение требований из реестра конкурсных кредиторов.

Кроме финансовых претензий, конкурсных кредиторов в реестр могут заноситься требования других участников и задолженность банкрота перед трудовым коллективом.

Читайте также:  ПДД обгон на перекрестке при движении по главной дороге

В реестре отражается не только количество кредиторов и сумм их требований, но также следующие данные:

  • очерёдность погашения задолженностей;
  • период предъявления претензий;
  • сведения о займах;
  • основания для взыскания.

Все расчёты между участниками процесса должны производиться в российских рублях.

Претензии, указанные в реестре, могут состоять из суммы основного долга неплательщика, штрафов, пени, сумм для возмещения убытков и имущественного залога должника.

Процедура банкротства подразумевает вовлечение в процесс многих лиц. Для проведения признания неплатежеспособности требуются граждане, выступающие основными участниками:

  • непосредственно должник – физическое лицо имеет право присутствовать на всех этапах и процессах признания несостоятельности, а юридическое лицо вправе принимать участие в процедурах оздоровления и наблюдения;
  • нанятый арбитражный управляющий;
  • представитель владельца имущества должника – назначается при условии конкурсного производства или начала внешнего управления;
  • участник от собрания кредиторов – уполномоченные органы должны знать о его назначении.

Перечисленные лица имеют отношение к процессу и могут принимать участие в процессах, указанных, как этапы признания лица банкротом.

Непосредственные участники банкротства

Признание несостоятельности гражданина – это длительная процедура, к которой могут относиться разнообразные учредители, представители и защитники законных интересов должника и кредиторов. Существуют непосредственные участники, к числу которых относятся:

  • при проверке обоснованности заявления о рассмотрении дела – сам заявитель и другие граждане;
  • при рассмотрении существующих долгов и всего, что с ними связано – кредиторы и участники, подающие иски против выдвинутых условий;
  • все субъекты, подающие иски, жалобы, ходатайства и апелляции, связанные с проведением процесса и другая сторона (ответчик);
  • организация, в которой состоит назначенный арбитражный управляющий.

Классифицировать виды банкротства можно по критерию, кто является должником:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель;
  • физическое лицо, не являющееся ИП.

По критерию же «реальность-фиктивность» банкротство бывает 3 видов:

  • Реальное банкротство. Должник действительно имеет большой объем кредиторской задолженности. Но он не имеет возможности ее обслуживать;
  • Техническое (временное) банкротство. Организация не может исполнить свои финансовые обязательства в срок. Но теоретически ее задолженность может быть покрыта активами. Данный вид банкротства не всегда приводит к ликвидации фирмы;
  • Фиктивное банкротство. Это заведомо ложное публичное объявление о своей несостоятельности.

Что такое реестр требований кредиторов и зачем он нужен

Прежде чем получить право голосовать на собрании кредиторов, конкурсный кредитор должен подать в суд заявление о включении в реестр кредиторов должника. Суд в свою очередь должен признать это требование обоснованным.

Реестр требований кредиторов – это документ, который содержит сведения обо всех кредиторах должника. Его ведет арбитражный управляющий. Если количество кредиторов больше 500, то реестр должен вести реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг).

Реестр состоит из трех разделов, в каждом из которых перечислены кредиторы соответствующей очереди в том порядке, в котором они заявили свои требования. Попасть в реестр можно на основании специального определения суда. Обычного судебного акта о присуждении долга в пользу кредитора недостаточно. Исключение составляют требования о выплате заработной платы и выходных пособий. Их арбитражный управляющий включает в реестр самостоятельно.

Включать свое требование в реестр требований кредиторов нужно по двум причинам: включенный в реестр кредитор может участвовать в процедуре банкротства и вправе получить удовлетворение своих требований в порядке очередности.

Кредиторы, которые не вошли в реестр кредиторов должника, могут получить удовлетворение, если что-то останется после погашения реестровых долгов или в рамках субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

В рамках процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления включить в реестр можно денежное требование из обязательства, которое возникло до момента, когда суд вынес определение о введении наблюдения.

Важно: в реестр на указанных стадиях банкротства не включают неденежные требования.

При введении же конкурсного производства в реестр требований включаются денежные и неденежные требования. При этом неденежные требования включают в реестр на основании денежной оценки.

Заявить требование в реестр можно на любой стадии банкротства, но не позже двух месяцев с момента, когда в ЕФРСБ появятся сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По истечении этого срока реестр закрывается. Все оставшиеся требования становятся зареестровыми. Это значит, что кредитор получит удовлетворение за счет имущества должника, которое останется после удовлетворения всех реестровых требований.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Читайте также:  Как написать жалобу в роскомнадзор на ростелеком

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки неплатежеспособности юридического лица

Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:

  • неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
  • недостаточное количество имущества и активных средств.

Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:

  • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
  • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
  • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.

Статья 35. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве

1. В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

представитель работников должника;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия;

представитель учредителей (участников) должника;

представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;

уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;

иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. В арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:

саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;

орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;

кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи лица имеют право знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии.

4. Лица, участвующие в процессе по делу о банкротстве, вправе представлять в арбитражный суд предусмотренные настоящим Федеральным законом документы в электронной форме, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном в пределах своих полномочий Верховным Судом Российской Федерации.

Конкурсные кредиторы представляют тех участников банкротства, которые имеют по отношению к должнику обоснованные претензии. Однако, к ним не относятся заимодатели, имеющие претензии к физлицу, срок исполнения которых наступил позже начала процессуального действия.

Если у заёмщика имеются непогашенные финансовые обязательства перед несколькими кредиторами, они могут объединиться и включить свои претензии в реестр. В этом случае интересы заимодателей в суде защищает избранный представитель кредиторов.
Заимодатели обязаны уведомлять управляющего в случае изменения в реестре своих претензий к заёмщику. При несоблюдении этого условия должник не несёт ответственности за последующие убытки кредитора.

Конкурсные кредиторы регулярно совещаются на собраниях для решения ключевых вопросов во взаимоотношениях с должником. Организацией кредиторских собраний занимается управляющий.

Одним из ключевых моментов, решаемых путём голосования на собраниях, считается создание комитета кредиторов, представляющего их интересы. Количество участников, входящих в состав комитета должно варьироваться от 3 до 11 заимодателей.

Постановление о несостоятельности

Постановление выносится по факту рассмотрения дел о несостоятельности. В нём может быть:

  • решение отклонить требование о признании субъекта банкротом;
  • открытие конкурсного производства для экономического оздоровления;
  • решение о санации чтобы препятствовать полному разорению и ликвидации;
  • назначение внешнего контроля.

Арбитражным судом может быть приостановлено производство в отношении граждан, ИП, юридических лиц, если:

  • должник восстановил платежеспособность;
  • задолженность перед кредиторами погашена полностью;
  • между сторонами заключен мировой договор;
  • другие индивидуальные ситуации.
Читайте также:  Налоги в 2023 году за сдачу пенсионером в имущественный наем аренду квартиры

Постановление о банкротстве выносится на основании подтверждения фактов несостоятельности и при отсутствии назначенных мер финансового оздоровления.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).

В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.

Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.

Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:

  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
  • созывать собрания кредиторов;
  • предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

Внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).

Помимо этого, в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Следует заметить, что предварительное согласование с собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления) (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).

Порядок утверждения внешнего управляющего определяется общими положениями Закона о банкротстве 2002 г., касающимися порядка утверждения арбитражных управляющих.

Внешний управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями, установленными Законом о банкротстве 2002 г. для данного участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления (ст.99 Закона о банкротстве 2002 г.).

Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы:

а) полномочия, осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;

б) полномочия, связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов (ст.100 Закона о банкротстве 2002 г.).

Помимо этого, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст.450 ГК РФ).

Вместе с тем возможность одностороннего отказа предусмотрена законодателем при условии, что такой отказ допускается законом или договором.

Закон о банкротстве 2002 г. (п.2 ст.102) закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров должника:

  • договор должен быть не исполнен сторонами полностью или частично;
  • исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
  • договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.

Внешнему управляющему предоставляется три месяца с момента введения внешнего управления, с тем, чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *