Как делать схему предложения с причастным оборотом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как делать схему предложения с причастным оборотом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть. Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член: Настя шла домой.

[-=…].

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее: Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

Желаю тебе добра.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Теоретические основы изучения причастного оборота

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

Читайте также:  Выплаты ветеранам труда к пенсии 2023 Москва

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Причастный оборот: определение

Причастие и примыкающие к нему зависимые слова называют простым словосочетанием — причастный оборот. Пример: девочка, прыгающая на скакалке . Здесь прыгающая на скакалке — причастный оборот. Состоит он из нескольких частей: собственно причастия, зависимых слов, определяемого слова. Причастный оборот в предложении — это обособленное определение. Следует отличать деепричастный и причастный оборот. Примеры:

Я, наконец, прочитал книгу, давно пылившуюся на полке.

Причастный оборот «давно пылившуюся на полке» играет роль обособленного определения (отвечает на вопрос: какую?).

Щенок, испугавшись нас, убежал.

В данном предложении имеет место деепричастный оборот: «испугавшись нас». Он примыкает к глаголу-сказуемому «убежал», кроме того, отвечает на вопрос: что сделав? и является обстоятельством.

Что такое причастный оборот

Причастие с одним или более зависимыми словами называется причастным оборотом.

В предложении он выполняет функцию согласованного распространенного : «Туристы увидели зеленеющий вдали лес. Все знали, что Кутузов одарен храбростью, доходящей до героизма» (Е. Тарле).

Рассматривается конструкция как единое целое и не разбивается на отдельные члены предложения.

Как подчеркивать такое синтаксическое образование — непрерывной волнистой линией.

Обратите внимание! Причастный оборот могут образовывать лишь причастия в полной форме: «Он поднял ладонь, плотно сжатую в кулак».
Функция форм кратких – именная часть составного сказуемого: «Ее тонкие губы оказались сжаты настолько плотно, что стали похожи на ниточку».

Таким образом, мы постарались дать исчерпывающие ответы на вопросы: что такое причастный оборот и каковы основные правила его употребления и правописания? Надеемся, что статья поможет в преодолении трудностей, возникающих в процессе изучения данной темы.

Вконтакте

Ещё М.В. Ломоносов отмечал книжный характер причастных оборотов . Они редко встречаются в устной речи. Более того, их не рекомендуется использовать в устном общении. И в письменной речи не следует перегружать текст этой особой формой глагола. Тем более нежелательно скопление причастий, в суффиксах которых встречаются шипящие: плещущий, тащащий и др. Такие формы делают речь неблагозвучной. М. Горький писал одному из молодых авторов: «Язык наш… достаточно богат. Но у него есть свои недостатки, и один из них — шипящие звукосочетания: вши, вша, вшу, ща, щей . На первой странице рассказа вши ползают в большом количестве: прибывшую, проработавший, говоривших… Вполне можно обойтись без насекомых». Действительно, при необходимости причастный оборот может быть заменён на синонимичное придаточное предложение.

Ср.: человек, встретившийся мне в пути — человек, которого я встретил в пути.

Именно книжный характер причастий обусловливает достаточно большое число ошибок и недочётов, связанных с их употреблением в речи.

При использовании причастий и причастных оборотов необходимо учитывать несколько факторов.

1. Причастие — это именная форма глагола, она не имеет наклонения, поэтому при причастии не может употребляться частица бы .

    Грамматически некорректным будет предложение:

    Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию.

    В этом случае следует употреблять придаточное предложение:

    Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, поскольку это вызвало бы непредсказуемую реакцию.

2. По той же причине недопустимо включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов.

Читайте также:  Налог на вступление в наследство квартиры по завещанию родственнику

Ср.: Так как кот, удивлённый случившимся, он перестал красть.

В этих случаях происходит наложение структуры простого предложения на структуру сложноподчинённого. Корректным будет следующий вариант высказывания:

Кот, удивлённый случившимся, перестал красть.

3. Очень частотны в речи ошибки, связанные с нарушением порядка расположения причастного оборота и определяемого слова. Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом (ср.: приехавшие в лагерь студенты ) или после него (студенты, приехавшие в лагерь ).

    Чаще всего в речи допускается два типа ошибок и недочётов:

    причастный оборот, расположенный после определяемого слова, отделяется от главного слова другими словами.

    Ср.: Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь — грамматически некорректное предложение; правильный вариант: Студенты, приехавшие в лагерь , спешат к реке ;

    определяемое слово включается в середину причастного оборота.

    Например: У него было раскрасневшееся лицо от мороза — грамматически некорректное предложение, поскольку здесь нарушены законы словосочетания: раскрасневшееся от мороза, а не лицо от мороза . Грамматически корректным будет вариант: У него было раскрасневшееся от мороза лицо.

4. При использовании причастных оборотов важно учитывать присущие им категории вида и времени.

    Например, причастия настоящего времени употребляются тогда, когда необходимо подчеркнуть, что причастие обозначает:

    признак, действие которого совпадает с моментом речи или с действием глагола-сказуемого:

    Я узнал мальчика, несущегося мне навстречу на велосипеде;

    постоянный признак:

    Я знаю почтальона, носящего нам письма.

    Иногда при указании на постоянный признак можно употреблять и причастие прошедшего времени.

    Ср.: Я уселся на скамью, стоящую в конце бульвара; Я уселся на скамью, стоявшую в конце бульвара.

    Если необходимо подчеркнуть совпадение по времени действий, выраженных причастием и глаголом-сказуемым, то обычно употребляют причастие прошедшего времени несовершенного вида и глагол-сказуемое несовершенного вида в форме прошедшего времени (хотя в этом случае возможна и форма настоящего времени причастия, поскольку выраженный им признак будет постоянным).

    Ср.: Приходивший поздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне; Приходящий поздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне.

    Причастие прошедшего времени совершенного вида обычно указывает на действие, которое предшествует моменту речи или тому действию, которое выражено глаголом-сказуемым:

    Я увидел почтальона, принёсшего мне письмо.

    Например: Завод построили за три года вместо предполагаемых двух . В данном случае, поскольку речь идёт о прошлом, следовало бы использовать не причастие настоящего времени (предполагаемых ), а причастие прошедшего времени (предполагавшихся ). В предложении: Приказы, издаваемые дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов — использовано причастие настоящего времени. Это допустимо, если необходимо подчеркнуть постоянность признака, выраженного причастием. Но поскольку в действительности действия, выраженные причастием и глаголом, следовали одно за другим (сначала издавались приказы, а затем начальники цехов их не выполняли), то следовало бы употребить причастие прошедшего времени (Приказы, издававшиеся дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов ).

Обратите внимание: причастия вообще не имеют формы будущего времени!

5. Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (поющая девочка, рисовавший мальчик ). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (читаемая книга, прочитанная книга ).

    Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с суффиксом -ся . Однако значение этих форм далеко не всегда синонимично, поскольку причастия, образованные от возвратных глаголов, прежде всего указывают на то, что субъект выполняет действие сам, а не испытывает действие со стороны (сын, учащийся в первом классе ). Поэтому неудачными будут конструкции типа: коровы, отправляющиеся на убой; девочка, воспитывающаяся у бабушки; работы, выполняющиеся студентами . В данном случае уместнее использовать формы страдательных причастий: коровы, отправляемые на убой; девочка, воспитываемая бабушкой; работы, выполняемые студентами .

    Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

    Распространённые нарушения построения предложения с причастным оборотом, примеры:

  1. Согласование причастия с определяемым словом.
    Например:
    • Перга — продукт пчеловодства, распространённая в народной медицине.
      Причастие относится к слову «продукт», поэтому должно согласовываться с ним и cтоять в форме мужского рода.
      Правильно: Перга — продукт пчеловодства, распространённый в народной медицине.
    • Дети лакомились малиновым вареньем, сваренное бабушкой.
      Причастие «сваренный» должно стоять в форме творительного падежа, так как относится к слову «вареньем».
      Правильно: Дети лакомились малиновым вареньем, сваренным бабушкой.
  2. Причастный оборот разделён определяемым словом.
    Например:
    • Медведица горевала по убитому медвежонку браконьерами.
      Определяемое слово «медвежонок» должно стоять или после, или перед причастным оборотом.
      Правильно: Медведица горевала по убитому браконьерами медвежонку. Или: Медведица горевала по медвежонку, убитому браконьерами.
  3. Сочетание в одном предложении причастного оборота и придаточного предложения с союзным словом «который».
    Например:
    • Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе.
      Следует использовать два причастия или два глагола.
      Правильно: Книга, взятая в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе. Или: Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитали, лежала на столе.
  4. Время причастия не совпадает со временем глагола.
    Например:
    • Котёнок, лежавший на коврике, мурлычет.
      Глагол и причастие должны стоять в формах одного времени.
      Правильно: Котёнок, лежавший на коврике, мурлыкал. Или: Котёнок, лежащий на коврике, мурлычет.
  5. Определяемое слово стоит далеко от причастного оборота.
    Например:
    • Тропинка убегала вглубь сада, усыпанная опавшими лепестками.
      Определяемое слово и причастный оборот должны стоять рядом.
      Правильно: Тропинка, усыпанная опавшими лепестками, убегала в глубь сада. Или: В глубь сада убегала тропинка, усыпанная опавшими лепестками.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
    Читайте также:  Порядок обращения граждан в прокуратуру РФ

    Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением

    Если в сложноподчиненном предложении более двух придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако без необходимости используется и обычная горизонтальная схема.

    Вот пример предложения с однородным подчинением.

    Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок: […], (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.

    Как сделать полный разбор предложения

    Чтобы полностью разобрать предложения по членам, необходимо знать, какие бывает члены предложение, на какие вопросы они отвечают и как выделяются графически. В русском языке существует пять членов предложения, но только два из них — главные, а три второстепенные. Разберем главные члены — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает определенный предмет. Отвечает на вопрос «что?», «кто?». Подлежащее подчеркивается одной чертой снизу. Сказуемое обозначает действие предмета в предложении. Отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Сказуемое подчеркивается двумя чертами снизу. Теперь перейдем к второстепенным членам предложения:

    • Определение. Отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Определение указывает на признаки предмета, то есть определяет его характеристики, некоторые свойства, присущие только данному предметы. Графически определение выделяется волнистой линией снизу.
    • Обстоятельство. Отвечает на вопросы «когда?», «как?», «где?», «почему?», «зачем?». Обстоятельство носит такое название, потому что в предложении оно указывает на различные цели, причины, места, время и другое, то есть показывает самые различные обстоятельства, которые указывают на происходящее в предложении. Обстоятельство подчеркивается снизу точкой — тире.
    • Дополнение. Отвечает на вопросы «кого?», «что?». Дополнение в предложении имеет свою роль: оно поясняет происходящее, дополняет его, делает ситуацию понятней. Именно поэтому дополнение имеет такое название. Дополнение подчеркивается пунктирной линией снизу.

    После того как все члены определены и верно выделены, можно составить схему. Разберем на примере.

    Знаки препинания при причастном обороте

    В предложениях, осложненных ПО, должны быть запятые. Условия их расстановки оговаривались выше.

    Оборот с причастием не выделяется знаками препинания, если стоит перед существительным, от которого задается к нему вопрос.

    1. Зеленеющие изумрудной листвой леса необычайно хороши в солнечный день.
    2. Сердце молодого человека замирало от переполняющего душу восторга.
    3. Любоваться плавающими в пруду величавыми лебедями мы приходили каждый день.

    Здесь у ПО нет дополнительного смыслового обстоятельственного оттенка.

    Предложения с двумя причастными оборотами, примеры

    Бывают случаи, когда причастных оборота в предложении два, и оба они относятся к разным словам. Тут правило выделения используется как если бы оборот был один, т.е. оба выделяются запятыми.

    1. Студенты, не сдавшие хотя бы один экзамен, не допускаются к производственной практике, начинающейся завтра.
    2. Быстро закончившаяся перемена и так неожиданно начавшийся урок стали настоящим потрясением для Кольки.
    3. Мероприятие, прошедшее вчера на высоком уровне, его обсуждение, вызвавшее шквал эмоций, подняли мой авторитет сред коллег.

    Примеры причастного оборота перед определяемым словом

    Причастный оборот, стоящий в предложении пред определяемым словом не всегда выделяется запятыми.

    1. Образ белеющих в лесу стройных березок постоянно манил Петрова на родину.
    2. Изрытая дикими животными лесная земля имела неприглядный вид.
    3. Под окнами нашего дома пролегала отремонтированная в прошлом году дорога.
    4. Уставшие от постоянного нервного напряжения, солдаты спокойно отдыхали в землянке (дополнительный обстоятельственный оттенок).
    5. Измученная длительной болезнью, она казалась похудевшей, подурневшей, старой.


    Похожие записи:


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *