Как оформить землю под многоквартирным домом в собственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить землю под многоквартирным домом в собственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Жители МКД становятся полноправными собственниками участка, а значит, они получают дополнительные возможности распорядиться своей общей землей. Права собственности на землю, по словам юристов, опрошенных редакцией «РБК-Недвижимости», не ограничиваются. Собственники вправе принять решение даже о строительстве на участке в установленном законом порядке либо передаче части участка в аренду, поясняют они.

Зачем нужна собственность на землю у дома

«Собственники квартир могут распределить между собой землю под наземную стоянку во дворе, построить или снести какие-либо элементы благоустройства, установить шлагбаум на въезде во двор или ограждение всей территории, сдать часть земли в аренду», — приводит примеры управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая. Кроме того, они могут обезопасить себя от точечной застройки, ведь нередко, если земля остается в муниципальной собственности, власти отдают ее под строительство, что прямо противоречит интересам и комфорту жильцов близлежащих домов, считает она.

Так, что нам все это даст?

После оформления земли в собственность вы с соседями сможете:

  • самостоятельно принимать решения о строительстве на участке детских площадок, а также благоустраивать его по своему усмотрению, организовывать парковки и т. д.;
  • сдавать часть земли в аренду (и получать прибыль);
  • гарантировать себе защиту от неожиданного вмешательства в жизнь дома местных властей: без согласия собственников власти не смогут передать придомовой участок под строительство, организовать на нем прокладку новых дорог или коммуникаций;
  • регулировать вмешательство на территорию: без согласия собственников будет невозможно организовать коммерческие предприятия (например, открыть автомойку, построить гаражи и т. п.).

Какие плюсы и минусы дает контроль над придомовой территорией

Становиться собственниками участка — дело добровольное. На общем собрании жильцы коллективно решают, нужны ли им дополнительные заботы или лучше оставить их на совести местных властей. Ведь, как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы.

Преимущества в том, что собственники контролируют, какие объекты могут быть на территории, а какие нет: кафе и винные магазины теперь без ведома жильцов в доме не откроют. Также они сами могут решать, как благоустроить территорию, какие детские и спортивные площадки поставить, установить ли шлагбаум, сколько выделить мест под парковку. Жильцы даже могут сдавать в аренду объекты и землю во дворе. То есть это своего рода инвестиция в собственное жилье — при продаже квартиры она будет оцениваться выше. А если дом признают аварийным, то при назначении компенсации жильцам выплатят не только за квартиры, но и за придомовой участок.

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

Читайте также:  Подача заявления об установлении отцовства

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Участок под МКД и придомовая территория: определение и назначение.

Каждое строение занимает определенный участок земли. К каждому многоэтажному жилому дому прилегает площадь, без которой эксплуатация здания невозможно. Земля под домом и придомовая территория являются важной составляющей устройства комфортного и безопасного проживания. На земле под домом и прилегающем участке организуют:

  • прокладку коммуникаций;
  • пешеходные зоны;
  • подъезд служб спасения;
  • места временной стоянки личного транспорта;
  • озеленение;
  • специально оборудованные объекты санитарного назначения;
  • площадки для отдыха и прогулок, в том числе для людей с ограниченными возможностями.

Без всего этого невозможно нормальное функционирование территории и дома. Понимая значимость придомовых земельных участков, в Российском законодательстве разработаны нормативные документы, регулирующие эти вопросы.

Логическое обоснование

Предположим, что право собственности владельцев квартир ограничено лишь их помещением и действительно не распространяется на общее имущество. В этом случае человек, выходя из своей квартиры на лестничную площадку, входит на территорию чужого имущества. Необходимо отметить, что для владельца этого самого общего имущества не могут создаваться какие-либо препятствия для использования своего имущества и его охраны от посягательства посторонних.

То есть, нет абсолютно никаких помех для того, чтобы владелец общего имущества сделал бы, например, проход по своей территории платным, установил бы тариф (например, 10 рублей за каждую ступень) и взимал бы плату с каждого, кто проходил бы по его имуществу. И если собственник квартиры хочет попасть в свое помещение через общее имущество (например, по той же лестнице, которая принадлежит некому другому собственнику), он был бы обязан заплатить по установленному тарифу владельцу этого общего имущества.

А почему бы собственнику общего имущества в принадлежащих ему помещениях не открыть, например, склад? Складировать, допустим, доски или кирпичи на лестницах, лестничных площадках, в подвалах и на чердаках. Ведь это его имущество – имеет право использовать его по своему усмотрению. А то, что жильцам квартир не пройти в свои квартиры, так это их проблемы – пусть в свое помещение лезут через окно или любым другим способом, не связанным с передвижением по чужому имуществу.

Можно, конечно, выдумать, якобы общее имущество принадлежит государству или муниципалитету, которым опять же по некоторым выдуманным нормам «нельзя так поступать с людьми».

Но ведь общеизвестно, что и муниципалитет, и государство имеют право свое имущество продавать, передавать в аренду и т.д. Допустим, общее имущество будет продано или передано в аренду некому лицу, которое как раз и установит тариф на платный проход или оборудует в подъезде склад – и уж этому-то лицу абсолютно точно нельзя будет запретить такие действия! Сложно себе представить, что какой-либо гражданин, арендующий муниципальное помещение, не имеет права запретить проход через это помещение для неопределенного круга лиц. А ведь таким помещением может быть и квартира! Разве наниматели квартир по социальному или коммерческому найму обязаны впускать в свои квартиры всех, кто захочет туда войти? А если верить сторонникам рассматриваемой лжетеории, лестницы, чердаки, подвалы – такое же муниципальное имущество, как и занимаемые нанимателями квартиры.

А ведь кроме помещений к общему имуществу относятся, например, общедомовые системы тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения. Это тоже чье-то имущество, не имеющее отношения к собственникам помещений? Но тогда зачем владельцу этого имущества какие-то трубы, по которым подается вода к не имеющим отношения к собственнику труб потребителям? Ведь ничто не запрещает этому собственнику продать, например, эти трубы на металлолом – ведь это его имущество! И что с того, что после демонтажа и продажи труб у кого-то в доме пропадет вода? Пусть строят свои системы водоснабжения, ведут свои личные трубы, откуда им заблагорассудится, ну или живут без воды, без света, без канализации. Какое дело до проблем этих жильцов может быть владельцу общедомовых труб, проводов, другого оборудования?

Как видно из приведенных рассуждений, предположение о наличии у общего имущества МКД некого отдельного владельца приводит к обоснованию некой абсурдной ситуации.

Это важно знать: Раздел земельного участка через суд: судебная практика

Именно для недопущения такого абсурда жилищным законодательством установлено, что общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности (статья 36 ЖК РФ), при этом доля в праве общей собственности на ОИ в МКД собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение, а выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на ОИ в МКД запрещен (статья 37 ЖК РФ).

Таким образом, собственники помещений совместно владеют общим имуществом, не имеют права его поделить между собой (например, недопустимо устанавливать, что одному соседу принадлежат четные ступени лестницы, другому – нечетные, третьему – подвал, четвертому – чердак и т.п.). Общее имущество предназначено для использования всеми собственниками помещений МКД, принадлежит этим собственникам помещений и содержится за их счет.

В какой момент возникает право собственности на землю под МКД?

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, реализованы в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предписания Конституции РФ. А именно, с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в МКД, законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в МКД земельного участка под этим домом как элемента общего имущества такого МКД. Следовательно, право собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок вытекает напрямую из права собственности на жилое или нежилое помещение в таком доме.

Управление Росреестра сначала приостановило действия по государственной регистрации права на земельный участок, а потом отказало в государственной регистрации права общей долевой собственности на участок под многоквартирным домом.

Причины отказа:

  • в ЕГРН содержатся сведения о расположении на земельном участке нескольких объектов недвижимого имущества, в то время как жилищным законодательством предусмотрено образование земельного участка для каждого многоквартирного дома, чему участок не соответствует, и в связи с чем в отношении него право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме не возникло.
  • в отношении земельного участка зарегистрировано право собственности застройщика, в регистрации прекращения права собственности которого в отношении земельного участка отказано.

Модель защиты права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом граждан — собственников

МОДЕЛЬ

защиты права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом граждан — собственников

Если земельный участок еще не оформлен в собственность:

I. Право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом собственников квартир.

1.1. Статья 289 ГК РФ предусматривает право собственности на долю в общем имуществе дома собственника квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру.

II. Земельный участок — как объект права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом собственников квартир.

2.1. Формирование земельного участка.

2.1.1. Статья 36 Жилищного кодекса РФ определяет состав общего имущества многоквартирного дома, в который включен и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

Читайте также:  Как проверить судимость при приеме на работу?

2.1.2. Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений регулируется статьей 273 ГК РФ.

2.1.3. Если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, наделено правом обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

2.2. Межевание земельного участка.

2.2.1. Градостроительный кодекс РФ (ст. 58 — 59) обязывает архитектурно-планировочные и земельные органы провести размежевание земельных участков, чтобы каждый дом независимо от формы собственности на него знал, какой участок закреплен за ним. Это относится как к старой, так и к новой застройке.

2.2.2. Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации предусматривает, что на территориях, подлежащих застройке, размеры земельных участков определяются в соответствии с действующими градостроительными нормативами, нормами предоставления земельных участков и градостроительными регламентами, установленными правилами землепользования и застройки.

2.2.3. При разработке проекта межевания территорий в границы земельных участков включаются территории: под зданиями и сооружениями; проездов, пешеходных дорог и проходов к зданиям и сооружениям; открытых площадок для временного хранения автомобилей; придомовых зеленых насаждений, площадок для отдыха и игр детей; хозяйственных площадок; физкультурных площадок; резервных территорий.

2.2.4. Границами территории участка являются границы землепользования. Участок жилой, смешанной жилой застройки состоит из площади подошвы застройки и придомовой территории. Придомовая территория включает следующие обязательные элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые автостоянки, территории зеленых насаждений с площадками для игр и отдыха.

2.3. Кадастровый учет земельного участка.

2.3.1. Право общей долевой собственности на земельные участки, в отношении которых кадастровый учет был произведен до введения в действие ЖК РФ, возникло с 1 марта 2005 г., тогда как право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельные участки, которые не были сформированы до введения в действие ЖК РФ, возникнут с момента их формирования и проведения кадастрового учета.

2.3.2. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет земельных участков — это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. речь идет о возникновении права собственности только на земельный участок, границы которого установлены, межевание проведено, ибо до момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок ни как объект недвижимости, ни как объект прав еще не существует, поскольку недвижимостью признается лишь индивидуально-определенная вещь, т.е. вещь, индивидуализированная до степени невозможности смешения со сходной вещью.

2.4. Расходы по подготовке необходимых документов.

Расходы по проведению соответствующих землеустроительных работ и оформлению весьма обширной документации возложены на будущих сособственников земельного участка, т.е. собственников помещений в многоквартирном доме, так как в законодательстве этот вопрос не урегулирован.

2.5. Регистрация права собственности на земельный участок.

2. 5.1. Всякое действие, направленное на развитие имущественного комплекса многоквартирного дома, неминуемо повлечет за собой необходимость проведения государственной регистрации прав на земельный участок.

2.5.2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — это акт признания этого права государством в лице регистрирующего органа (службы), обеспечивающий возможность реализации этого права его обладателем и оформляемый в виде записи о зарегистрированном праве в государственный реестр прав на недвижимое имущество.

2.5.3. Регистрационный процесс начинается с приема документов, необходимых для государственной регистрации прав. К числу основных документов следует отнести:

а) заявление о государственной регистрации;

б) документы, удостоверяющие личность физического лица и юридических лиц:

— документы, удостоверяющие личность;

— доверенности;

— учредительные документы;

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

— свидетельство о постановке на учет (с указанием ИНН) в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации;

в) документы, содержащие описание объекта недвижимости;

г) правоустанавливающие документы:

— акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

— договоры и другие сделки в отношении недвижимости имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

— акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

— свидетельства о праве на наследство;

— вступившие в законную силу судебные решения;

— акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

— иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи прав на момент ее совершения.

д) документ, подтверждающий оплату государственной регистрации.

2.5.4. Правоподтверждающие документы:

свидетельство о государственной регистрации права

или выписка из ЕГРП, выданное Федеральной регистрационной службой.

Эти документы свидетельствуют о признании государством прав на недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Свидетельство о государственной регистрации права и выписка и ЕГРП содержат наименование и краткое описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах недвижимости, сведения о зарегистрированных правах и данные о правообладателе, а также информацию о существующих на дату оформления документа ограничениях (обременениях) прав.

2.5.5. Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации сделок с недвижимостью, являются план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации). План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадастровых работ, а планы другого недвижимого имущества — соответствующим органом учета недвижимости.

2.5.6. Законодатель наделил Федеральную регистрационную службу необходимыми полномочиями по проверке законности сделки. Осуществляя эти полномочия, Федеральная регистрационная служба вправе в случаях, прямо установленных законом, при приемке документов требовать дополнительные документы.

2.5.7. В связи с тем, что государственная регистрация носит публичный характер, перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должен быть доступен для ознакомления заинтересованных лиц.

III. Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав

3.1. Защита права общедолевой собственности на земельный участок

3.1.1.Защиту нарушенного или оспоренного права общедолевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом собственников квартир осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

3.1. 2. В случае нарушения права общедолевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом собственников квартир (самовольное занятие части земельного участка, на который у собственников имеются документы, подтверждающие регистрацию права собственности на земельный участок) собственники имеют право обратиться в органы прокуратуры, которые осуществляют общий надзор за соблюдением законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами либо непосредственно в суд.

3.1.3. Кроме того, имеется ведомственный надзор в различных областях деятельности, который осуществляют федеральные структуры. Например, специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

3.1.4. За самовольное занятие земельного участка установлена административная ответственность. Земельным кодексом РФ предусмотрено право восстановления положения, существующего до нарушения права на земельный участок, пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающее угрозу его нарушения.

Читайте также:  Программа Молодая семья в Дагестане и Махачкале в 2022 году

3.1.5. В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Зачем нужна собственность на землю у дома

Владельцы помещений в МКД от коммерческого использования участка под зданием могут получать неплохой доход.

По нормам Жилищного кодекса собственники совместного имущества МКД имеют возможность:

  • разрешить установку павильонов или киосков, и получать за это арендную плату;
  • оборудовать на территории платную парковку, если это допускают градостроительные нормы;
  • требовать арендную плату с владельцев супермаркетов, парикмахерских и прочих нежилых помещений, которые расположены на первых этажах или имеют пристройки, а также используют подъездные пути;
  • оградить территорию;
  • установить или убрать объекты благоустройства.

За счет полученных средств жильцы могут проводить ремонт дома и коммуникаций, благоустраивать двор, пополнять счет в фонде капитального ремонта. Вопрос о коммерческом использовании территории и области применения полученных сумм решается на собрании собственников.

Государственная регистрация придомового участка в общую собственность требует определенных усилий, но в итоге жители дома будут распоряжаться им по совместному усмотрению и смогут получать прибыль от его коммерческого использования. Кроме того, они оградят себя от появления на придомовой территории незаконных торговых объектов, гаражей, автостоянок и других построек.

На каком основании земля принадлежит владельцам помещений

По словам представителя Росреестра, если земельный участок был сформирован и занесен в кадастр раньше, чем начал действовать Жилищный кодекс РФ (то есть до 1 марта 2005 года), то собственники квартир в МКД считаются ее владельцами с момента вступления кодекса в силу.

Право совместной собственности на участки, которые были сформированы и поставлены на кадастровый учет, возникают на основании закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Эксперт добавил, что суды, ведомства и министерства России много раз подтверждали его положения.

Как говорят юристы, согласно закону о государственной регистрации недвижимого имущества, права на недвижимость доказывает государственная регистрация такого права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). По словам экспертов, чтобы право собственности на земельный участок было официальным, необходимо оформить его и внести соответствующие сведения в государственный реестр.

Однако юристы предупреждают, что оформить участок под МКД в столице непросто – как правило, это приходится делать в судебном порядке. Эксперты отмечают, что на кадастровой карте Москвы под многими МКД не сформированы участки, не определены их границы – это становится основной проблемой.

Согласно Закону № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, за формирование земельного участка под МКД отвечают органы государственной власти или местного самоуправления. В столице этим занимается департамент городского имущества – если земельный участок размежеван, орган в рамках своих полномочий утверждает его границы на кадастровой карте территории.

Если же земельный участок не размежеван, то определить его границы может кадастровый инженер: для этого специалист составит межевой план земельного участка. Также кадастровый инженер должен ввести сведения об участке в электронную систему ведения реестра прав на недвижимое имущество.

Чтобы оформить документы на участок, необходимо обратиться в Росреестр. Необходимо подать предусмотренные Законом о государственной регистрации недвижимости документы: в частности, заявление, решение общего собрания владельцев помещений о формировании земельного участка и определении долей, план земельного участка и прочие.

Дмитрий Шевченко поясняет, что участок нельзя оформить в общую долевую собственность без проведения описанных выше процедур – следовательно, у владельцев квартир в МКД не будет полномочий собственника в отношении земли. В таком случае жильцы не будут иметь право распоряжаться земельным участком.

Еще раз о доле в праве общей собственности

Знать о своей доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме должен каждый собственник. В первую очередь это необходимо для реализации права на голосование на общем собрании собственников (ст. 48 ЖК РФ). Размер долей наверняка запросит орган местного самоуправления для принятия решения о передаче земельного участка в общую долевую собственность. И, естественно, устанавливать долю каждого собственника будет налоговый орган, чтобы направить физическим лицам уведомление для уплаты земельного налога. Юридические лица, владеющие помещениями в многоквартирном доме, должны самостоятельно исчислять налог, поэтому порядок расчета доли интересен для них особенно. Итак, если доля неизвестна и подходит время уплаты налога, нужно обратиться к п. 1 ст. 37 ЖК РФ, согласно которому доля в праве общей собственности определяется как отношение площади помещения, принадлежащего организации, к общей площади всех помещений в многоквартирном доме.

Зачем нужна собственность на прилегающую к дому землю

Жильцы дома становятся полноправными владельцами земельного участка, следовательно, они могут им распоряжаться. Юристы отмечают, что права собственности на землю не ограничиваются. Они имеют право по общему решению и в соответствии с законом построить на участке дополнительное сооружение или передать его часть в аренду.

По словам Марии Литинецкой, владельцы квартир могут поделить между собой землю и организовать во дворе стоянку для автомобилей, снести или построить элементы благоустройства, оградить территорию дома, установить шлагбаум на въезде во двор или сдать часть участка в аренду. Кроме того, это позволит исключить точечную застройку в окрестностях дома, поскольку муниципалитет может отдать часть земли, находящейся в его собственности, под строительство, а это не в интересах жильцов.

Однако, кроме прав, у собственников помещений в МКД возникают и обязанности: в частности, им придется самостоятельно решать все вопросы, связанные с обслуживанием имущества (парковочные места, досуговые зоны, тротуары и дороги), добавляет эксперт.

Земля и реновация хрущевок

Владельцам квартир в доме, который планируется снести в рамках программы реновации, кроме равноценного жилья, должны предоставить компенсацию за долю в общей собственности на земельный участок и возведенные на нем объекты. Мария Литинецкая говорит, что при формировании рыночной стоимости объекта недвижимости учитывается не только сама квартира, но и весь МКД, земля под ним и общедомовое имущество. Таким образом, справедливая денежная компенсация, предусмотренная проектом закона о реновации, уже включает в себя стоимость земли под домом, отмечает эксперт.

Если же земля не оформлена, у владельцев помещений в МКД не возникает на нее прав. В таком случае жильцы рискуют получить меньшее возмещение, поскольку власти могут не учесть стоимость земли под сносимыми хрущевками.

Как утверждает Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро «Замоскворечье», если жители МКД оформят земельный участок в собственность, у них появляются основания требовать компенсацию за изъятие земли для государственных нужд. Эксперт отмечает, что закон о реновации предполагает изъятие только по этой процедуре.

Мария Литинецкая добавляет, что в связи с этим до включения дома в программу реновации собственникам квартир в пятиэтажках необходимо размежевать участок под МКД, поставить его на кадастровый учет и оформить право собственности на землю. Эксперт рекомендует сделать это же жильцам домов, которые находятся по соседству с хрущевками, поскольку если земля не оформлена и является муниципальной собственностью, в дальнейшем власти могут «отрезать» часть участка под строительство.

Напомним, ранее Галина Хованская, председатель комитета Госдумы по ЖКХ, призывала собственников сносимого жилья ставить участки под пятиэтажками на кадастровый учет. Депутат напоминала о решении Верховного Суда в случае, когда владелец желает получить денежную компенсацию, а не натуральное возмещение. Тогда в сумму должна быть включена не только рыночная стоимость квартиры, но и доля в праве на общее имущество и землю.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *