Основы государственной службы и кадровой политики
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основы государственной службы и кадровой политики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная служба это вид деятельности людей, осуществляемый на профессиональной основе с целью удовлетворения нужд страны. Точное определение этому термину дано в Законе № 58-ФЗ. Здесь сказано, что это профессиональный род деятельности людей, являющихся гражданами России, напрямую связанный с осуществлением полномочий от имени РФ.
Принципы государственной службы
Как любая иная система, государственная служба работает по своим принципам. К ним относятся:
- федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
- законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
- равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
- первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
- взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
- единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
- открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
- компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
- невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.
Функции государственной службы
Люди, работающие в системе государственной службы, должны осуществлять определённые функции. В частности:
- правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
- правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
- регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
- организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
- правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.
Государственные служащие всех ветвей и уровней власти должны исполнять эти функции в полном объёме, но с учётом специфики своей деятельности в рамках вида службы.
Запреты для служащих на гражданской государственной службе
Когда человека принимают на такую работу, у него появляются ограничения по некоторым действиям. В Законе № 79-ФЗ прописано, что:
- запрещено замещение должностей при некоторых обстоятельствах;
- запрещено заниматься предпринимательской деятельностью или иной, которая предусматривает получение коммерческой составляющей. Данный запрет не распространяется на участие в управлении ЖСК, ГСК, потребительских кооперативов, профсоюзов и прочих некоммерческих организаций;
- нельзя приобретать ценные бумаги, по которым их владелец может получить дополнительный доход;
- нельзя открывать счета в иностранных учреждениях. Если на момент поступления на службу кандидат хранит какие-то ценности в иностранных банках, придётся перевести в российские;
- нельзя получать подарки, презенты и подношения от юридических лиц, если это напрямую связано с несением службы;
- категорически запрещено разглашать сведения, которые относятся к тайне, являются конфиденциальными.
За нарушение этих ограничений, служащего привлекут к ответственности. Его снимут с должности, могут лишить классного чина или спецзвания. При отягчающих обстоятельствах, могут привлечь к уголовной ответственности.
Система государственной службы РФ
Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.
Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.
Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.
Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы . Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы – вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.
Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.
Сравнительный анализ и таблица
Общие характеристики и отличия рассматриваемых понятий приведены в таблице:
Муниципальная служба | Государственная служба |
Общие характеристики | |
Преимущественно одинаковые квалификационные требования к сотрудникам | |
Похожие механизмы классификации должностных единиц | |
Похожие особенности начисления заработной платы и получения социальных гарантий | |
Основные отличия | |
Представляет собой разновидность деятельности людей в муниципальных структурах, которые отличаются юридической независимостью от государственных органов. | Представляет собой форму деятельности людей в государственных органах власти. Они принадлежат к федеральному или региональному уровню. В любом случае, муниципальные структуры им не подотчетны. |
Классные чины часто предоставляются без квалификационного экзамена. При таком виде деятельности это считается нормой. | Классные чины присваиваются исключительно после сдачи квалификационного экзамена. |
Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя (им может быть руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, представитель указанных руководителя или лица, осуществляющий полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ (ст. 1 Закона N 79-ФЗ)) и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы (ст. 23 Закона N 79-ФЗ). Он заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта установлена Указом Президента РФ N 159 .
Указ Президента РФ от 16.02.2005 N 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
При поступлении на гражданскую службу или заключении служебного контракта представитель нанимателя вправе потребовать с претендента следующие документы:
- заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу;
- собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы ;
- паспорт;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
- свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства;
- документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании;
- сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера .
Форма анкеты утв. Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р.
Указ Президента РФ от 15.05.1997 N 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе».
При заключении служебного контракта особое внимание уделяется существенным условиям, указанным в ст. 24 Закона N 79-ФЗ:
- наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
- дата начала исполнения должностных обязанностей;
- права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент (в Законе N 79-ФЗ не содержится определения должностного регламента, установлено только, что в соответствии с ним осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего (п. 1 ст. 47), причем утверждается должностной регламент представителем нанимателя);
- виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
- права и обязанности представителя нанимателя;
- условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
- условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности);
- виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Примечание. Служебный контракт заключается на основе приказа (распоряжения) государственного органа о назначении на должность гражданской службы (ст. 26 Закона N 79-ФЗ) в отличие от трудовых отношений, при которых приказ о приеме на работу издается на основании заключенного трудового договора (ч. 1 ст. 68 ТК РФ).
Испытательный срок для госслужащих
При издании приказа (распоряжения) о назначении на должность необходимо указать условие об испытании. Такое условие также должно быть зафиксировано и в служебном контракте (ст. 27 Закона N 79-ФЗ). Если в приказе отсутствует условие об установлении испытательного срока, это означает, что он не установлен и гражданский служащий принят на государственную службу без испытания.
Одной из особенностей испытательного срока для государственных служащих является его продолжительность. Срок испытания может быть от трех месяцев до года. Для гражданских служащих, назначенных на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, испытание может устанавливаться на срок от трех до шести месяцев.
Испытание не устанавливается:
- для беременных женщин — гражданских служащих;
- для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
- для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;
- для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;
- в иных случаях, предусмотренных другими федеральными законами.
Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания.
Российское административное право
В соответствии с действующим законодательством о государственной службе, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма (в зависимости от федеративного устройства Российской Федерации), выделяются следующие виды государственной службы: федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается определение военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.
Значение государственной и муниципальной службы
Общие вопросы организации и функционирования государственной и муниципальной служб, статуса государственного и муниципального служащего, в том числе состав прав, ограничений и запретов, определяются общей природой институтов государственной и муниципальной службы. Государственная и муниципальная службы учреждаются и функционируют для реализации задач публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Персонал государственной и муниципальной службы наделяется должностными полномочиями, которые осуществляются в конкретной сфере публичного управления в рамках компетенции должностного лица или органа публичного управления, деятельность которых персонал обеспечивает.
Институты государственной и муниципальной службы имеют общую социальную природу, а деятельность персонала государственной и муниципальной службы характеризуется высокой социальной ответственностью, требует добросовестного отношения, соблюдения законодательства и понимания функций и задач публичного управления как инструментов обеспечения прав и свобод личности.
Для предотвращения злоупотреблений и ориентации служащих на эффективное исполнение своих обязанностей вопросы осуществления государственной и муниципальной службы подлежат регламентации на уровне федерального и регионального законодательства, а также в актах местного нормотворчества.
Поскольку система местного самоуправления не входит в систему государственного управления и функционирует как относительно самостоятельный институт публичного управления, наличествуют определенные различия между государственными и муниципальными служащими, которые получают закрепление в федеральном и региональном законодательстве и актах местного нормотворчества.
Государственный и муниципальный служащий: отличия
Основные отличия государственных и муниципальных служащих обусловлены тем обстоятельством, что местное самоуправление является элементом публичного управления страной, но не входит в систему государственного управления, поэтому:
Это обуславливает разницу в правовом регулировании института государственной и муниципальной службы и правового статуса государственных и муниципальных служащих. Основы организации и функционирования государственной и муниципальной службы определяются федеральным и региональным законодательством, однако специфика прохождения муниципальной службы в конкретном муниципальном образовании, в конкретном органе муниципального управления определяется уставом муниципального образования и иными актами местного нормотворчества.
Продвижение в системе муниципальной службы посредством присвоения классного чина происходит в одинарном порядке без проведения квалификационных экзаменов, в то время как присвоение классного чина в рамках системы государственной службы предполагает успешную сдачу квалификационного экзамена.
Система государственной и муниципальной службы, государственные и муниципальные служащие не имеют существенных отличий, поскольку решают общие задачи организации и реализации публичного управления.
Стереотип первый: чиновник спит — госслужба идёт
Разница между наймом в частном бизнесе и на госслужбе постепенно стирается. Но, тем не менее, это по-прежнему совершенно разные сферы. Самое сложное на госслужбе — увидеть результаты своего труда (в зависимости от того, где ты работаешь). Государственная машина в силу масштабов двигается медленно, программы нередко принимаются на 5-10 лет, то есть с момента запуска до реализации могут пройти годы. Хотя и не исключено, что потребуется выполнить «пятилетку в три дня».
Нельзя сказать, что жизнь у чиновников тихая заводь и можно просиживать штаны в кабинете.
Встряски происходят на любом уровне, от начальника до исполнителя. Может случиться так, что даже специалиста первой категории попросят выступить с докладом о законопроекте перед региональным Законодательным собранием. Такое бывает, и надо к этому быть готовым.
Перемены в госструктурах обусловлены тем, что чиновники становятся моложе, в руководство приходят новые люди, которые внедряют современные методы управления — и этот процесс довольно активный.
Первая всероссийская премия в области AgroTech-решений. Участвуй сам или номинируй достойных!
Отличительные признаки служебного контракта
Есть еще ряд дополнительных условий, которые отличают контракт от договора.
Условие |
Детализация условия |
Требование к предельному возрасту |
Установлен предельный срок нахождения на гражданской службе (ст. 25.1 закона № 79-ФЗ). Этот возраст составляет 65 лет |
Дополнительное основание расторжения |
Выход или лишение гражданского служащего гражданства РФ (ст. 84 закона № 79-ФЗ) |
Наличие дополнительных ограничений |
Родственники не могут служить в условиях подчиненности или подконтрольности (ст. 16 закона № 79-ФЗ) |
- Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Е.К. Волчинская, Н.А. Игнатюк, Н.М. Казанцев и др.; под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2006. 352 с.
- Бобров А.М. Социальные гарантии как фактор внешней мотивации курсантов образовательных учреждений ФСИН России / А.М. Бобров, Д.А. Мазунина // Административное право и процесс. 2013. N 4. С. 39 — 41.
- Бобров А.М. Федеральный закон «О государственной службе в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»: 15 лет ожидания / А.М. Бобров // Уголовно-исполнительная система современной России: проблемы, тенденции, перспективы: Сб. научно-практических материалов. Иваново: ПресСто, 2012. 272 с.
- Бобров А.М., Садыкова Р.А. Особенности правового регулирования прохождения государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / А.М. Бобров, Р.А. Садыкова // Проблемы современного педагогического образования: Сб. статей. Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 51. Ч. 5. 632 с. С. 2 — 98.
- Государственная гражданская служба: Учебный курс / А.А. Гришковец, Ю.В. Ростовцева, С.В. Фомина; отв. ред. проф. Н.Ю. Хаманева. М.: Дело и Сервис, 2014. 624 с.
- Гришковец А.А. К вопросу о правоохранительной службе // Российская юстиция. 2017. N 7. С. 59 — 63.
- Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. 2011. N 6. С. 7 — 10.
- Зенков М.Ю. Государственная и муниципальная служба / М.Ю. Зенков. Новосибирск: Издательство СибАГС, 2015. 352 с.
- Зубов И.Н. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: правовое регулирование: Учебник / И.Н. Зубов, П.П. Сергун. М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. 184 с.
- Каляшин А.В. Государственная служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ: теория и практика развития: Монография. 2-е изд. / А.В. Каляшин. М.: ИЦ РИОР; НИЦ ИНФРА-М, 2017. 99 с.
- Каляшин А.В. Современное состояние и перспективы развития законодательства о службе в некоторых видах федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью / А.В. Каляшин // Административное право и процесс. 2017. N 8. С. 36 — 41.
- Музафарова Л.Ш. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы / Л.Ш. Музафарова // Молодой ученый. 2016. N 1 (105). С. 823 — 825.
- Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации (теорет.-правовое исслед.): Дис. … д-ра юрид. наук / П.П. Сергун. М., 1998. 322 с.
- Телегин А.С. Особенности государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы / А.С. Телегин // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 15 — 16 мая 2014 г.): Сборник научных трудов. Пермь: Пермский институт ФСИН, 2014. 266 с.
- Чаннов С.Е. Государственная правоохранительная служба: быть или не быть? / С.Е. Чаннов // Журнал российского права. 2016. N 11. С. 64 — 71.
- Шайхатдинов В.Ш. К вопросу о государственной службе иных видов / В.Ш. Шайхатдинов // Бизнес, Менеджмент и Право. 2016. N 3 — 4. С. 55 — 57.
Если выразить определение кратко и емко, служащие – это категория работников, в основе работы которых лежит труд без применения физической силы. Людей таких профессий еще называют работниками умственного труда.
Служащий персонал, конечно же, тоже устает, но от усилий нефизического характера.
Служащим не обязательно быть крепкими и мускулистыми, поднимать тяжести и работать на таких специальностях, как правило, могут как мужчины, так и женщины.
Отдельная социальная категория служащих – это люди, которые задействованы в рядах вооруженных сил. Их деятельность связана с физическим трудом и дисциплиной, но все-таки их более правильно называть военнослужащими, что уже относится к другой специфике и не попадает под общее определение.
Какие категории относятся к служащим?
На рынке труда существуют разные категории персонала: руководители, специалисты, служащие и рабочие. У каждого свои функции и сфера ответственности. С точки зрения официального определения, к служащим категориям относятся работники, чей труд нефизический, а сфера деятельности связана с промышленностью, торговлей и сферой услуг. Но не все так однозначно. Нередко можно быть представителем сразу 2х категорий.
Кто относится к другим служащим?
Каждое предприятие обязано вести учет своих работников, составляя соответствующую ведомость. И, конечно, в структуре организации каждый работник относится к той или иной категории. Кто-то является руководителем, кому-то присваивается статус специалиста, а кто-то является служащим с приставкой «другие». Кто такие другие служащие, кто к ним относится?
Четкого правила нет, поэтому это могут быть любые работники, чей труд связан с оформлением документации, работой с информацией, контролем и учетом. Таких профессий очень много и перечислить их все вряд ли возможно.
В качестве ярких примеров: делопроизводитель, который работает с документами и осуществляет делопроизводство организации является служащим и мерчендайзер магазина, скорее всего, тоже, а вот администратор того же магазина может быть уже «другим служащим».
А еще к категории служащих можно отнести, например, кладовщика, работающего на складе, но, при этом, старшего смены, который осуществляет контроль в том числе и за работой кладовщика уже могут обозначать как рабочего или того самого другого служащего. Точный ответ на вопрос всегда можно посмотреть в общероссийском классификаторе профессий, но часто это решение остается за работодателем.
Кто такие руководители: специалисты, служащие или рабочие?
Руководителей принято отделять от любой другой категории работников, поскольку у них более высокий статус и более высокая зона ответственности. Поэтому в официальной структуре организации он всегда будет находиться на высшей ступени и никогда не попадает в категорию специалистов, служащих или рабочих.
Но на самом деле руководители тоже могут быть служащими, поскольку и они тоже работают с информацией, контролируют деятельность предприятия, подписывают и оформляют документацию, осуществляют учет финансовых показателей. Так что, пусть в официальных документах организации начальник – это всегда руководитель, но по факту даже тут бывают исключения.