Особенности службы в органах прокуратуры
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности службы в органах прокуратуры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Юридический статус работников прокуратуры считается комплексом прав, обязательств, противопоказаний, прописанных законодательной базой и обеспечивающихся правительством. Статьей 54 Закона о прокуратуре предписано, что определение «прокурор» состоит из таких понятий как Генпрокурор РФ, старшие прокуроры, все нижестоящие сотрудники, прокуроры управлений и подразделений, работающие в рамках своих полномочий.
Правовой статус прокуроров
В структуре органов прокуратуры проходят службу общегосударственные гражданские работники, чьи полномочия состоят в Реестре должностей общегосударственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574. На данных служащих требования Закона о правоохранительных органах не распространяются, и их юридический статус предопределяется соответственно законодательной базой РФ о правительственной гражданской службе и иными юридическими документами.
В целостном виде определения статусов работников прокуратуры записаны в Законе о прокурорских органах и в подписанных на его основании юридических документах, мониторящих разнообразные стороны деятельности органов и учреждений прокуратуры. Более конкретно определение статусов прокурорских сотрудников и гражданских работников прописаны в организационно-распорядительных актах учреждений прокуратуры, обозначающих их систему и типичный режим. Помимо этого, личное дело прокурорского служащего включает данные об указанном сотруднике, о проведении им службы в правоохранительных органах, увеличении статуса их звания. Не разрешается собрание и занесение в личное дело информации о государственно-правовой и духовной принадлежности сотрудника прокуратуры.
Права и обязанности прокурорских служащих
Прокурорский сотрудник имеет права на:
- изучение бумаг, предписывающие го права и обязательства по занимаемой должности;
- рабочее место, которое отвечает общегосударственным юридическим условиям безопасности труда, приобретение ценных и правдивых данных о показаниях условий труда;
- вовремя полученную оплату труда;
- изучение информации, имеющейся в его личных данных, добавление своих обоснований;
- организацию безопасности личных сведений, имеющихся у работодателя;
- охрану своих трудовых прав всеми законными методами.
Прокурорский служащий обязан:
- честно выполнять свои должностные функции, не делать ошибок, пятнающих честь прокурорского сотрудника;
- выполнять задания и распоряжения служащих, вышестоящих по статусу;
- не нарушать Правила рабочего распорядка, трудовой порядок, прописанный режим рабочего времени, последовательность процесса со служебными данными;
- проходить проверку на соответствие занимаемой категории;
- соблюдать обязательства по защите труда;
- относится с заботой к собственности органа прокуратуры, экономно тратить финансовые богатства, не нарушать прописанную последовательность хранения информации и материальных ценностей.
Сотрудник прокуратуры выполняет другие функции, прописанные Законом о прокуратуре, Трудовым Кодексом, законодательством о прохождении общегосударственной службы и иными юридическими документами.
Какие есть звания в прокуратуре РФ
Прокуратура имеет вертикаль власти, а ее сотрудники получают классные чины, что закреплено в 41 статье ФЗ№ 2202-1. Каждый чин является персональным званием прокурорского работника и аналогичен служебному разряду. Правила получения очередного классного чина закреплены «Положением о классных чинах работников прокуратуры», который был утвержден специальным президентским указом №659 в 1997 году.
Классные чины в прокуратуре присваиваются согласно должности, которую занимает сотрудник и стажу его работы. Начальный классный чин соответствует званию младшего юриста. Самым высоким чином прокурорского работника является звание действительного государственного советника юстиции. Также предусмотрены звания юристов различного класса и советников юстиции, подразделяющихся на младших, обычных и старших. Высшим званием является чин государственного советника юстиции 1 класса, позволяющий занимать руководящие должности в прокурорском ведомстве.
Сотрудники прокуратуры обязаны носить форму и специальные знаки различия согласно своему классному чину. Это закреплено Постановлением Правительства РФ за номером 352 от 25.03.1996 года.
Мобилизация-2022: кого мобилизация коснется в первую очередь?
Согласно федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», существует три разряда наиболее востребованных резервистов. Кого призовут в первую, вторую и третью очередь, зависит от возраста и звания.
1 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 35 лет.
- Младшие офицеры — до 50 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 55 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 60 лет.
- Высшие офицеры — до 65 лет.
2 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет.
- Младшие офицеры — до 55 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 60 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 65 лет.
- Высшие офицеры — до 70 лет.
3 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет.
- Младшие офицеры — до 60 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 65 лет.
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Разряды можно посмотреть у себя в военном билете (страница 11, см фото 2).
Когда можно НЕ идти в военкомат, если получил повестку
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин вправе не являться по повестке при наличии уважительных причин, которые должны быть документально подтверждены.
К ним относятся:
- Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- Иные причины, признанные уважительными.
Правовая регламентация службы в органах и организациях прокуратуры
От уровня организации работы с кадрами, правильного подбора, расстановки и воспитания прокурорских работников зависит успешное выполнение стоящих перед органами прокуратуры задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Таким образом, работа с кадрами в органах прокуратуры является одним из направлений внутрисистемной организации работы органов прокуратуры и обеспечивает выполнение целей и задач, стоящих перед прокуратурой.
Нормативно-правовая база, регламентирующая кадровую работу в органах прокуратуры, включает в себя законодательные акты, подзаконные нормативные акты, организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, локальные нормативные акты прокуратур субъектов Российской Федерации.
Структура прокуратуры РФ
Как уже говорилось, российская прокуратура — это централизованная система со ступенчатым подчинением — нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а главенствует в этой структуре Генеральный прокурор. Чтобы разобраться в званиях и погонах прокуратуры РФ, рассмотрим ее составляющие элементы:
- генеральная прокуратура :
- академия при Генеральной прокуратуре;
- прокуратуры каждого из субъектов РФ;
- прокуратуры территориального уровня — городов, районов и т.д.;
- военная прокуратура :
- специализированные отделения прокуратуры — режимных объектов, природоохранные, транспортные, системы уголовных наказаний и пр.;
- научные и учебные учреждения прокурорской системы;
- печатные редакции, обслуживающие прокуратуру.
Деятельность прокуратуры Российской Федерации
Подробные полномочия прокуратуры описаны в законе РФ о прокуратуре. Там точно изложены все права, обязанности и функции органов правосудия. Среди них можно выделить основные:
- Рассмотрение жалоб о нарушениях прав и свобод граждан.
- Пояснение пострадавшим защиты их прав и свобод.
- Принятие мер по привлечению к ответственности за нарушение закона.
- Возможность привлечения к уголовной ответственности за преступления согласно закону.
- Возбуждение де об административном нарушении.
Прокурор имеет право:
- требовать необходимые документы у должностных лиц;
- свободно входить в территории органов, предъявив при этом удостоверение;
- вносить представления об устранении нарушений закона;
- освобождать лиц, которых несправедливо привлекли к ответственности.
Каждый работник юстиции четко знает свои права и обязанности. В случае невыполнения своих полномочий либо несоответствия занимаемой должности, сотрудник прокуратуры может быть уволен или понижен в звании. Поскольку никто не хочет лишиться своего чина, сотрудники прокуратуры стараются честно и добросовестно выполнять свои обязанности.
Погоны в прокуратуре России: общее описание
Постановление Правительства РФ №352 (с изменениями 2011 года) указывает следующие необходимые характеристики для прокурорских знаков различия — плечевых погон :
- Форма : полумягкая деталь в виде вытянутого шестиугольника, один конец которого правильно прямоугольный, а другой своей формой напоминает трапецию (для младших и средних категорий) или срезанный угол (для старшего начальствующего состава).
- Размеры : длина -10-12 см. Ширина зависит от классного чина владельца -4,5 см для высшего состава и 4 см для среднего и младшего.
- Особенности : края всех видов погон принято окантовывать темно-зеленым сукном. Ширина такой вставки -2,5 мм.
Погоны необходимо носить на рубашке, пиджаке, плаще или пальто .
Привилегии для государственных служащих:
- Бесплатное лечение в бюджетных медучреждениях. Перечень медицинских услуг при этом не ограничен.
- Если работнику для исполнения служебных обязанностей необходим автомобиль, он получает компенсацию затрат на топливо.
- Проводится постоянное повышение уровня квалификации, а на период обучения сохраняется заработная плата. Если будет принято решение, что для повышения звания сотруднику требуется обучение, то его обязательно предоставят.
- Можно получить субсидию на покупку жилья. Государственные структуры компенсируют некоторое количество средств своим сотрудникам.
- Получение без очереди места в детском садике для детей чиновников. В некоторых случаях этим правом могут воспользоваться и близкие родственники госслужащего.
- Увеличение ежегодного отпуска в зависимости от стажа работы.
- Предоставление дополнительных премий.
- Карьерный рост.
Льготы полагаются и тем, кто выходит на пенсию:
- доплата к пенсионным отчислениям в размере 55-80%;
- предоставление средств на погребение;
- если бывший чиновник не хочет использовать путевки в санатории или профилактории, то он может поменять их на деньги;
- даже после выхода на пенсию, госслужащий сохраняет право на получение бесплатных медицинских услуг и предоставляемых ему ранее гарантий.
Сегодня чиновники могут выходить на пенсию в 65 и 67 лет для женщин и мужчин соответственно. Это превышает стандартный возраст на несколько лет. Трудовой стаж работника должен составлять не менее 20 лет.
Профессиональные обязанности
Поскольку перечень профессий госслужащих очень широк, описать в полной мере их обязанности не представляется возможным. Но можно выделить основные функции, применимые к чиновникам различных ведомств:
- контроль текущих дел в соответствующей отрасли или сфере деятельности и планирование ее дальнейшего развития;
- обеспечение законных прав граждан;
- работа с документами (изменения в законодательстве, входящая и исходящая корреспонденция, проекты решений);
- внесение предложений относительно улучшения работы объектов во вверенной сфере, пути и методы реализации этих проектов;
- контроль над исполнением законодательных и нормативных актов, а также ранее принятых решений;
- участие в совещаниях, заседаниях и других мероприятиях, рабочих и представительских;
- поиск путей решения возникающих проблем;
- хранение государственной тайны и другой конфиденциальной информации;
- координация деятельности подчиненных;
- рассмотрение жалоб и предложений граждан и общественных организаций, прием посетителей;
- повышение квалификации.
Особенностью деятельности государственных чиновников является то, что они обязаны действовать строго в рамках законодательства при управлении государственными ресурсами и общественными процессами.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Профессия «государственный служащий» требует высшего образования по направлению работы чиновника. Однако для того чтобы стать профессиональным госслужащим, можно пройти и обучение чисто управленческим специальностям: «государственное и муниципальное управление», «региональное управление», «муниципальное управление», «государственное регулирование экономики» и др.
В идеале, чтобы стать высококлассным профессионалом и претендовать на высокие должности, сотруднику желательно закончить профильный вуз, а затем еще и получить образование государственного менеджера. Например, получив диплом экономиста, а затем управленца, можно претендовать на работу в профильном министерстве.
Программы подготовки муниципальных и государственных служащих сейчас есть во многих высших учебных заведениях страны. Остановимся на некоторых их них:
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, имеющий целый ряд филиалов по стране (Липецк, Тула, Омск и др.);
- Государственный университет управления (г. Москва);
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации имеет Институт государственной службы и управления в Москве и ряд филиалов в регионах страны (Челябинск, Волгоград, Нижний Новгород, Тамбов и др.);
- Новосибирский государственный университет экономики и управления;
- Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики.
Направления подготовки управленцев также вводятся в программы региональных вузов с учетом их специфики и потребности в кадрах.
Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях: а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; б) прекращения гражданства Российской Федерации; в) нарушения Присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; г) несоблюдения ограничений, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ; д) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры составляет 60 лет. Решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры допускается продление срока нахождения на службе работников, достигших предельного возраста и занимающих должности, указанные в ст. 14–16 Закона о прокуратуре. Однократное продление срока нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры допускается не более чем на год. Продление срока нахождения на службе работника, достигшего возраста 65 лет, не допускается.
Право на выход в отставку имеют прокуроры и следователи. Основаниями отставки являются: а) выход на пенсию; б) несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя. Отставка Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей, а также Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации.
Отставка прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров признается принятой после принятия решения об этом Генеральным прокурором РФ. Отставка других прокуроров и следователей признается принятой после принятия решения об этом руководителем, имеющим право назначать их на эти должности.
Погибшие (умершие) работники, а также работники, признанные в установленном порядке безвестно отсутствующими, исключаются из списков работников органов и учреждений прокуратуры в порядке, установленном законодательством РФ.
Работники, признанные в установленном порядке незаконно уволенными, незаконно переведенными на другие должности или лишенными классного чина, подлежат восстановлению в прежней должности и классном чине либо с их согласия назначаются на равнозначную должность.
К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.
Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.
Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций). Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой. В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы.
Принципы государственной службы
Как любая иная система, государственная служба работает по своим принципам. К ним относятся:
- федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
- законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
- равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
- первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
- взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
- единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
- открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
- компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
- невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.
Как попасть на государственную службу
Конституцией РФ гарантирован одинаковый доступ всех граждан к ГС РФ. Когда происходит отбор кандидатов на замещение должности, в первую очередь отмечают профессионализм, репутацию и готовность к исполнению обязанностей.
Существует несколько способов попасть на такую службу. Это:
- назначение;
- зачисление;
- конкурс.
Каждый этап тщательно регулируется на законодательном уровне. Деятельность регулируется посредством заключения контракта. Этот документ аналогичен трудовому договору, в нём прописываются основные принципы деятельности. В нём защищаются права служащего и прописываются его обязанности. Лишить должности или классного чина можно по решению суда, приведя достаточные основания для этого.
К любой должности применяются определённые требования. Как правило, это наличие направленного образования и опыта работы. Например, для поступления на должность, связанную с финансами, у претендента должно быть высшее образование в этой сфере и опыт работы в бухгалтерии или финансовом отделе.
Но опыт работы необходим не всегда, а образование должно быть. Конкретные требования изложены в официальных источниках ведомств, а также в реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.
Чтобы поступить на ГС РФ, необходимо пройти несколько этапов:
- подготовить документы. Комплект довольно внушительный, полный список предоставляется потенциальным работодателем для замещения конкретной должности. Как правило, требуют медсправку о возможности нести службу и справку из МВД об отсутствии судимостей, справку о налогах;
- подготовиться к назначению, зачислению или открытому конкурсу. Для этого необходимо знать основные положения Конституции РФ, Закона № 58-ФЗ, «узкого» закона (например, при поступлении на военную службу нужно знать нормы Закона № 53-ФЗ), основных законов субъекта, республики, края;
- проведение конкурса, собеседования;
- заключение контракта.
Запреты для служащих на гражданской государственной службе
Когда человека принимают на такую работу, у него появляются ограничения по некоторым действиям. В Законе № 79-ФЗ прописано, что:
- запрещено замещение должностей при некоторых обстоятельствах;
- запрещено заниматься предпринимательской деятельностью или иной, которая предусматривает получение коммерческой составляющей. Данный запрет не распространяется на участие в управлении ЖСК, ГСК, потребительских кооперативов, профсоюзов и прочих некоммерческих организаций;
- нельзя приобретать ценные бумаги, по которым их владелец может получить дополнительный доход;
- нельзя открывать счета в иностранных учреждениях. Если на момент поступления на службу кандидат хранит какие-то ценности в иностранных банках, придётся перевести в российские;
- нельзя получать подарки, презенты и подношения от юридических лиц, если это напрямую связано с несением службы;
- категорически запрещено разглашать сведения, которые относятся к тайне, являются конфиденциальными.
За нарушение этих ограничений, служащего привлекут к ответственности. Его снимут с должности, могут лишить классного чина или спецзвания. При отягчающих обстоятельствах, могут привлечь к уголовной ответственности.