Нк кто не является плательщиком налога на НДС 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нк кто не является плательщиком налога на НДС 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

Комментарий к ст. 143 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает круг налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Исходя из положений пункта 1 статьи 17 НК РФ, определяющего обязательные условия установления налога, законодательное закрепление НДС включает прежде всего установление его налогоплательщиков, а также элементов налогообложения.

Пунктом 3 статьи 11 НК РФ установлено, что понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.

Статьей 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Рассмотрим каждую категорию налогоплательщиков более подробно.

Внимание!

На основании пункта 2 статьи 11 НК РФ понятие «организация» охватывает как российские организации, так и иностранные. Российскими организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, российские организации являются плательщиками НДС.

Учитывая пункт 1 статьи 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ, понятие юридического лица определяется ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следует отметить, что статья 143 НК не содержит ограничения, согласно которому налогоплательщиком НДС является только коммерческая организация. Следовательно, любые организации — как коммерческие, так и некоммерческие, признаются налогоплательщиками.

Внимание!

Понятие иностранных организаций также содержится в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Так, иностранными организациями признаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Таким образом, иностранная организация, реализующая на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) через свое представительство, состоящая на учете в налоговом органе по месту осуществления деятельности, является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость по месту постановки на учет своего представительства. Данный вывод подтверждается письмом Минфина России от 02.08.2013 N 03-07-09/31122.

Кроме того, финансовое ведомство обращает внимание на то, что на основании пункта 3 статьи 169 НК РФ представительство иностранной организации, состоящее на учете в налоговых органах Российской Федерации и совершающее операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, обязано составлять счета-фактуры.

Необходимо обратить внимание, что аналогичная позиция также сложилась и в судебной практике арбитражных судов.

Пример из судебной практики.

Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013 N А67-5257/2012 суд дал следующее толкование абзацу 2 пункта 1 статьи 143 НК РФ: иностранная организация, реализующая на территории Российской Федерации облагаемые НДС товары (работы, услуги) через свои филиалы и представительства и состоящая на учете в налоговом органе в каждом из мест осуществления деятельности своих филиалов и представительств, является плательщиком НДС по месту постановки на учет каждого из своих филиалов и представительств.

Вместе с тем регулирование взаимоотношений иностранной организации с подразделениями одного и того же федерального органа исполнительной власти (Федеральной налоговой службы Российской Федерации) по выбору обособленного подразделения иностранной компании, отвечающего за представление налоговой отчетности и уплату налогов, не должно ущемлять законные права и интересы иностранной организации в части требований по возмещению НДС на условиях статьи 176 НК РФ.

Читайте также:  Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей УК РФ. Мониторинг правоприменения

Так, при реализации или приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) представительством иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость, счета-фактуры составляются с указанием в строках 2, 2а, 2б, 6, 6а и 6б счетов-фактур наименования представительства иностранной организации и адреса места ее нахождения в Российской Федерации в соответствии с документами, на основании которых представительство создано на территории Российской Федерации и состоит на учете в налоговых органах.

Внимание!

К другой категории налогоплательщиков НДС относятся индивидуальные предприниматели.

Что такое вычет по НДС

Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.

Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 400 рублей (по ставке 20%), итого цена закупки равна 8 400 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 2 000 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 2 000 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 400 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».

По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 2 000 – 1 400 = 600 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.

Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.

НДС перечисляется в федеральный бюджет и составляет 50% от всех поступлений по сборам. Деньги расходуются на государственные и национальные цели:

  • социальная политика, образование, оказание медицинских услуг;

  • оборона и защита, деятельность органов охраны правопорядка, безопасность;

  • решение общегосударственных и экономических вопросов;

  • защита экологической обстановки;

  • развитие сферы ЖКХ, СМИ, культуры;

  • выплаты национального долга;

  • трансферты в другие бюджеты – дотации, субсидии, субвенции в региональный и местный бюджет.

Ускоренный порядок возмещения НДС

Законопроект дополнил ст. 176.1 НК РФ, регламентирующую заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС, при котором компании вправе возместить налог до окончания камеральной налоговой проверки. Напомним, сейчас такое право предоставлено ограниченному кругу налогоплательщиков. В частности, тем компаниям, у которых совокупная сумма налоговых платежей за три года составляет не менее 2 млрд рублей или которые предоставили вместе с налоговой декларацией действующую банковскую гарантию.

Поправки значительно смягчают условия применения заявительного порядка возмещения НДС. С учетом изменений воспользоваться заявительным порядком смогут плательщики, в отношении которых одновременно соблюдаются следующие требования:

  • налогоплательщик не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  • в отношении налогоплательщика не возбуждено производство по делу о банкротстве.

Контролируемые сделки

Поправки увеличили порог признания контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами. Сейчас сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 млн рублей. С учетом изменений порог признания сделки контролируемой повышается с 60 до 120 млн рублей (абз. 1 п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Более того, контролируемыми теперь не будут признаваться сделки между взаимозависимыми лицами, по которым одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций и доходы по которым признаются с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года (независимо от даты заключения договора).

Данное правило устанавливается новой редакцией пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386
Читайте также:  Можно устроиться на работу с временной регистрацией. Прием на работу без прописки

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Непосвященному человеку может показаться, что посчитать налог на добавленную стоимость — легкая задача, но профессионалы знают, что это далеко не так.

Более половины своего времени бухгалтеры тратят на расчет НДС.

Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога. Рассмотрим базовый вариант расчета:

НДС, исчисленный при реализации (Исходящий НДС) = Налоговая база х ставка НДС

НДС к оплате считают так:

НДС к уплате = Исходящий НДС − Входящий НДС Восстановленный НДС

Входящий НДС — сумма налога, на которую вам выставили счета-фактуры поставщики, ее можно вычесть из налога.

Восстановленный НДС — часть входящего налога, которую в определенных ситуациях компании должны вернуть в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ).

При расчете налога важно не только правильно выбрать ставку, но и корректно определить его сумму и верно отразить данные по налогу в учете.

Хочу обратить внимание читателей на то, что налогоплательщик/налоговый агент обязан исчислить НДС, предъявляемый покупателю товаров (работ, услуг), но при этом применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика. Этим правом нужно воспользоваться не позднее квартала, в котором истекает трехлетний срок, исчисляемый с момента принятия данных товаров/услуг/работ к учету.

Чтобы воспользоваться правом на вычет по НДС, необходимо выполнить все условия, прописанные в п. 1 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ:

  • товары (работы, услуги, имущественные права) приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
  • товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • имеется правильно оформленный счет-фактура от продавца или универсальный передаточный документ (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Кто является плательщиком НДС

В качестве налогоплательщиков НДС выступают как индивидуальные предприниматели, так и организации, на основании НК РФ, ст. 143.

В качестве налогоплательщика организации будут выступать российские, а так же иностранные, международные юридические лица, в том числе имеющие филиалы и представительства этих организаций которые были созданы на территории РФ (согласно НК РФ, ст. 11).

Данные организации могут осуществлять деятельность посредством своих обособленных подразделений, которые были созданы отдельно от основной структуры и на другой территории, имеющие свои рабочие места для персонала. В этом случае, в качестве налогоплательщика НДС будет выступать головная организация, а ее обособленные подразделения выступают в качестве ее представителя и производят выставление и получение счетов-фактур от имени налогоплательщика.

В качестве плательщиков налога на добавленную стоимость будут выступать и государственные органы (муниципальные), выступающие в качестве юридических лиц, по проведенным хозяйственным операциям, по которым они действуют, как самостоятельный субъект. В тоже время они не являются плательщиками НДС при осуществлении функции публично-правового образования или же выступают от его имени (в соответствии с ГК РФ, ст. 125).

Читайте также:  Мать-одиночка льготы и пособия в 2023 за первого

Публично-правовые образования не входят в состав плательщиков НДС, описанных в НК РФ, ст. 143. Так же на основании постановления пленума ВАС РФ № 33 п.1, от 30.05.2014, писем ФНС № ШС-22-3/562 от 13.07.2009 и Минфина РФ №03-07-11/616 от 07.12.2007.

Налогоплательщики, которые стоят на налоговом учете в налоговых органах РФ обязаны исчислять и производить уплату налога, а так же предоставлять отчетность самостоятельно.

На ряду с этим, в определенных случаях, вышеуказанные функции возложены на налогового агента, в случае, если им производятся следующие действия:

  • Приобретаются товары (услуги, работы) у иностранного лица, которое не состоит на налоговом учете в РФ (согласно НК РФ, ст. 161, п.п. 1,2).
  • Арендуется гос. имущество (муниципальное) – на основании НК РФ, ст. 161, п.3.
  • При реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества (и прочего), если выступает в качестве уполномоченного лица (согласно НК РФ, ст. 161, п.4).
  • При приобретении казенного имущества (в соответствии НК РФ, ст. 161, п.3, 2-го абзаца).
  • Ранее было: в случае приобретения имущества должников, а также имущественных прав организации должника (банкрота). Данное условие действовало до 1 января 2015 года, на данные момент такая обязанность исключена!
  • В случае реализации товаров (услуг, работ и имущественных прав)иностранных лиц, которые не стоят в РФ на налоговом учете, на основании посреднического договора (в соответствии с НК РФ, ст. 161 п.5).
  • В случае, если с момента перехода права собственности на судно, передаваемое заказчику от налогоплательщика, не была в течение 45 дней произведена регистрация в Российском международном реестре судов (согласно НК РФ, ст 161, п.6).

Плательщиками НДС признаются (ст. 112 НК):

– организации;

– индивидуальные предприниматели (ИП);

– доверительные управляющие;

– физлица, ввозящие товары на территорию Беларуси.

Не обязаны платить НДС по операциям внутри РБ следующие субъекты хозяйствования:

– ИП, применяющие общий порядок налогообложения, у которых сумма выручки от реализации объектов и доходов в виде операций по сдаче в аренду (лизинг) имущества нарастающим итогом с начала года не превысила 500 000 бел. руб. без учета налогов и сборов, уплачиваемых из выручки (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК);

– организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) без уплаты НДС (ст. 326 НК);

– ИП, осуществляющие определенные виды деятельности, по которым уплачивается единый налог (подп. 1.2 п. 1 ст. 326 НК)

Однако вышеперечисленные категории (организации и ИП) обязаны уплачивать НДС в случае его выставления им как покупателям в первичных учетных документах, применяемых при реализации объектов, и ЭСЧФ (подп. 7.1 п. 7 ст. 129 НК).

Организации и ИП, которые не являются плательщиками НДС по операциям, осуществляемым на территории РБ, обязаны уплачивать НДС:

– при ввозе товаров на территорию РБ (подп. 1.2 п. 1 ст. 115 НК);

– при приобретении объектов на территории Беларуси у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Беларуси (п. 1 ст. 114 НК);

– при осуществлении предпринимательской деятельности на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Беларуси, по реализации объектов, принадлежащих этим иностранным организациям (п. 3 ст. 114 НК);

– при участии в расчетах с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Беларуси, на основании договоров (в т.ч. устанавливающих оказание услуг по заключению договора на приобретение (реализацию) работ (услуг), имущественных прав), в результате которых объекты реализуются на территории РБ (п. 4 ст. 114 НК).

Уплата налога в бюджет

Для того чтобы определить сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет, необходимо:

1) исчислить общую сумму налога по всем операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий отчетный период;

2) определить общую сумму налоговых вычетов, которые следует применить по итогам данного отчетного периода;

3) найти разность между общей суммой налога (пункт 1) и суммой налоговых вычетов (пункт 2):

НДС к уплате = НДС общ. – НВ,

где НДС к уплате – сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет;

НДС общ. – сумма налога, исчисленная по всем хозяйственным операциям;

НВ – налоговые вычеты по итогам отчетного периода.

В общем порядке НДС вычитается нарастающим итогом в пределах сумм налога, исчисленных по реализации объектов. В определенных случаях, предусмотренных НК, и в случаях, установленных Президентом РБ, суммы НДС вычитают в полном объеме, независимо от сумм налога, исчисленных по реализации объектов (п. 1 ст. 133 НК).

Что такое «налог на Google»

С 01 января 2017 года налог, неофициально называемый «налогом на Google», распространяется на иностранные компании, оказывающие определенные услуги в России. Это неофициальное название налога на добавленную стоимость (НДС), взимаемого с тех иностранных компаний (только юридических лиц), которые предоставляют электронные (онлайн) услуги без постоянного представительства в России (далее «иностранные провайдеры» / «иностранные компании» / «компания»). Местом предоставления электронных услуг при этом признается территория Российской Федерации.

Сначала «налог на Google» применялся только к услугам, оказываемым иностранными провайдерами российским физическими лицами (B2C), однако с 01 января 2019 года он распространил свое действие и на ситуации, когда покупателями являются российские юридические лица и индивидуальные предприниматели (B2B). Таким образом, теперь он взимается независимо от того, кто является конечным покупателем.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *