Учетная политика организации: как составить на 2023 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика организации: как составить на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
1. Учетная политика организации для бухгалтерского учета на 2023 год.
- Основные требования к учетной политике: что обязательно должно отражаться в учетной политике и почему: документооборот, методики, порядок учета и отражения документов.
- ФСБУ 5/2019 «Запасы»: отражение в учетной политике упрощенных процедур для субъектов малого предпринимательства; выбор учетных методик при формировании материально – производственных запасов; выбор методики формирования готовой продукции и незавершенного производства.
- ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения«: отражение упрощенных процедур формирования капитальных вложений для субъектов малого предпринимательства.
-
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: выбор учетных методик при отражении в учете основных средств, отражение упрощенных процедур для субъектов МСП.
– Переклассификация основных средств в активы для продажи, что учесть в учетной политике.
– Оценочные резервы, оценочные обязательства, условные обязательства; что нужно учитывать при их создании в учетной политике; Методики формирования оценочных обязательств.
– Рекомендации БМЦ по вопросам бухгалтерского учета учитываем при разработке и составлении учетной политики организации. - ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»: выбор варианта расчета чистой прибыли (изменения в ПБУ 18/02 с 2020 года).
- ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»: выбор учетных методик для арендатора, арендодателя.
- ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»: отражение в учетной политике элементов документооборота.
- ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» выбор учетных методик, переходные положения, основания для применения с 2023 года.
2. Учетная политика для целей налогообложения.
-
При исчислении налога на добавленную стоимость:
– Выбор методики раздельного учета при осуществлении операций, облагаемых и необлагаемых НДС. Особенности ведения раздельного учета при осуществлении операций, местом реализации которых, не является территория РФ.
– Учетная политика при реализации товаров на экспорт, каковы особенности при реализации сырьевых или несырьевых товаров.
– Методика раздельного учета НДС при получении субсидий.
– Другие особенности, требующие отражения в учетной политике. -
При исчислении налога на прибыль:
– Выбор прямых и косвенных расходов, почему важно подходить к вопросу выбора обоснованно, позиция Конституционного суда 2019 года.
– Определение порядка расчета незавершенного производства.
– Оптимизация налога на прибыль: выбор резервов, амортизационной премии, повышающих коэффициентов.
– Методика расчета доли налога на прибыль по обособленному подразделению.
Санкции за отсутствие учетной политики
Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.
Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).
Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.
Новые ПБУ в 2021–2023 годах
Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
№ п/п | Название проекта ПБУ | Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения |
Разработка новых федеральных стандартов | ||
1.1 | Запасы | 2021 |
1.2 | Нематериальные активы | 2021 |
1.3 | ОС | 2021 |
1.4 | Незавершенные капвложения | 2021 |
1.5 | Документы и документооборот | 2021 |
1.6 | Некоммерческая деятельность | 2021 |
1.7 | Бухгалтерская отчетность | 2021 |
1.8 | Доходы | 2022 |
1.9 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | 2022 |
1.10 | Финансовые инструменты | 2022 |
1.11 | Долговые затраты | 2022 |
1.12 | Расходы | 2023 |
Внесение изменений в текущие ПБУ | ||
2.1 | ПБУ 16/02 | 2020 |
2.2 | ПБУ 1/2009 | 2021 |
На стандарты ПБУ 1/2008 существенно повлиял приказ Минфина от 28.04.17 № 69н. Изменения коснулись следующих положений:
- Каждая организация имеет право выбирать вариант ведения бухучета (п. 5.1). Исключение составляют дочерние учреждения, принимающие стандарты учета материнской компании.
- УП должна быть рационализирована с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности и масштабов организации (п. 6).
- Бухучет должен вестись по нормам ФСБУ (п. 5, 5.1, 6).
- Разрабатывая способ контроля, учреждение должно руководствоваться требованиями законодательства о бухучете, общероссийских и отраслевых стандартов (п. 7.1).
- Предприятие имеет право отклониться от принятых норм, если сформированная на основании ПБУ 1/2008 УП влечет искажение отчетных данных.
Когда можно отойти от правил
Последние изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» допускают, что в исключительных случаях организация вправе не соблюдать положения п. 7 и 7.1 данного ПБУ. Речь идёт о ситуации, когда формирование учетной политики, согласно им, влечёт искаженное отражение в отчётности:
- экономического положения компании;
- финансовых итогов ее деятельности;
- движения ее денег.
Чтобы отойти от этих правил, должен быть налицо ряд признаков:
- Установлены причины, которые мешают отражению в учёте и отчётности объективной информации.
- Есть другой вариант ведения учета, который снимет проблему.
- Такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчётности.
- Компания надлежащим образом раскрыла информацию о том, что отступила от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.
Последний признак подразумевает раскрытие (новый п. 20.2 ПБУ 1/2008):
- названия ФСБУ, который определяет отторгнутый компаний способ ведения учета (его краткая характеристика);
- почему применение пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 влечёт искажение отчетности (назвать причины);
- сути другого способа ведения учета, который применен, и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления об экономическом положении компании, ее финансовых успехах и движении денег;
- значения всех показателей отчетности, которые были изменены по причине отступления от пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, как если бы этого не было, и размер корректировки каждого показателя.
III. Изменение учетной политики
10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.
12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.
Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
Многим ПБУ на смену приходят федеральные стандарты бухучета или ФСБУ.
На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.
ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
Требования к оформлению учетной политики предприятия
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее — организации).
(в ред. приказов Минфина России от 25.10.2010 № 132н, от 28.04.2017 № 69н)
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
3. Настоящее Положение распространяется:
- в части формирования учетной политики — на все организации;
- в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Алгоритм формирования учетной политики уточнен
ПБУ № 1/2008–24/2011 признаны федеральными стандартами бухучета (далее — ФСБУ). Такие изменения в 402-ФЗ внесены Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ, они действуют с 19.07.2017.
В п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ определено, что при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухучета организация делает выбор из числа способов, допускаемых ФСБУ. В обновленном ПБУ также термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «ФСБУ», а в п. 24 ПБУ 1/2008 термин «бухгалтерская отчетность» заменен на термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность».
В п. 7 ПБУ 1/2008 более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный ФСБУ. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них с учетом общих требований (п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008).
Если в ФСБУ ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. Разработать свой способ, последовательно применяя сначала МСФО, затем федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и только потом — рекомендации в области бухучета. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.
Контур.Норматив — справочно-правовая база для бухгалтера
Положение об учетной политике организации на 2018 год:
- Общие положения: рабочий план счетов и аналитический учет, формы первичных документов, ПБУ 18/02 и др.
- Учетная политика для целей бухучета и налогообложения
- Типовые учетные политики организаций на ОСНО, на упрощенке, арендодателя, лизинговой, строительной компаний и т.д.
Пояснительную записку составлять не нужно
В старой редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения ученой политики на год, следующий за отчетным.
Понятие «пояснительная записка» в обновленном ПБУ 1/2008 не используется.
Сведения об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета по-прежнему необходимо раскрывать, но не в пояснительной записке, а в бухотчетности. В каком именно документе и в каком виде будет раскрываться эта информация, компании решают сами. Например, это может быть текстовая часть Пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, где на положения соответствующих пунктов должны быть даны ссылки в перечисленных формах бухотчетности.
Воспользуйтесь мастером учетной политики для различных отраслей деятельности и систем налогообложения. Просто выберите параметры вашей организации
Узнать больше
Как разработать новый способ учета
Правила ведения учета и составления отчетности устанавливают не только ФСБУ, но и иные приказы Минфина России, зарегистрированные в Минюсте России (п. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона). Однако никакие правила не могут охватывать всего многообразия хозяйственных ситуаций. Поэтому компании нередко оказываются перед необходимостью разрабатывать новые способы учета самостоятельно. Как действовать в подобных случаях – в прежней редакции ПБУ 1/2008 разъяснял пункт 7. Теперь же следует руководствоваться новыми пунктами ПБУ 1/2008 – 7.1, 7.2, 7.3 и 7.4.
Из пункта 7.1 ПБУ 1/2008 формально следует, что официальным источником способов учета являются лишь федеральные стандарты. Тем не менее, источники правил (способов учета), указанные в части 1 статьи 30 Закона, сохраняют прежнее значение. В частности, продолжают применяться методические рекомендации Минфина России по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов или основных средств.
Если же вы полагаете, что «минфиновские» источники вашу хозяйственную ситуацию не предусматривают, то в поисках способа учета надлежит последовательно использовать следующие документы:
а) международные стандарты финансовой отчетности;
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
Как видно, обращение к МСФО является приоритетным. Ранее такой оговорки не имелось. А теперь вести учет по аналогии вы вправе лишь в том случае, когда учетного решения на основе МСФО не имеется. Но чтобы выполнить это предписание, международными стандартами необходимо достаточно свободно владеть. Ничего неожиданного в этом нет. На необходимость знаний МСФО для главного бухгалтера указал профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н). Таким образом, на вопрос: «Стоит ли изучать МСФО?» — нужно ответить положительно.
Напомним, что рекомендации в области бухучета уполномочены разрабатывать лишь некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 24 Закона). К их числу относятся Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр», Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР). Рекомендации признаются документами в области регулирования бухгалтерского учета (п. 3 ч. 1 ст. 21 Закона). А мнения специалистов по учету, опубликованные в профессиональных изданиях, регулирующего значения не имеют.
Рекомендации могут приниматься в отношении порядка применения федеральных стандартов, форм документов бухгалтерского учета, организационных форм ведения учета, организации бухгалтерских служб, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля (ч. 9 ст. 21 Закона).
Актуально
Оценка по исторической стоимости подразумевает, что: активы отражаются в сумме уплаченных денежных средств или их эквивалентов либо по справедливой стоимости вознаграждения, переданного за их приобретение; обязательства отражаются в сумме поступлений, полученных в обмен на обязательство или в сумме денежных средств или их эквивалентов, которые, как ожидается, будут выплачены для погашения обязательства при обычном ходе деятельности (п. 4.55«а» Концептуальных основ финансовой отчетности).
Отступать от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, допустимо лишь в исключительных случаях — когда следование этим правилам приводит к недостоверному представлению финансового положения компании, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств. Условия, при которых это возможно, устанавливает пункт 7.3 ПБУ 1/2008. Причем случаи отступлений подлежат раскрытию в соответствии с требованиями пункта 20.2 ПБУ 1/2008. Отметим, что сходные предписания содержит и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (абз. 3 п. 6, п. 37). Но теперь они применению не подлежат. Приоритет при разрешении соответствующих ситуаций будет иметь ПБУ 1/2008 – как документ того же иерархического уровня, что и ПБУ 4/99, но «переутвержденный» (пересмотренный) позднее, а кроме того, специально посвященный вопросам формирования учетной политики.
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее — организации).
(в ред. Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н)
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
3. Настоящее Положение распространяется:
- в части формирования учетной политики — на все организации;
- в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.