Резиденты и нерезиденты это финансовое право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резиденты и нерезиденты это финансовое право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Читайте также:  Выплаты на 4 ребенка в 2023 в Краснодарском крае

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.

Например:

  • ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
  • практической отмены банковской тайны в российских банках;
  • контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
  • постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
  • участия граждан РФ в иностранных организациях;
  • налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
  • иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.

При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.

Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.

В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.

Вопрос 67: Понятие валютного контроля. Правой статус органов и агентов валютного контроля

Правовые основы регулирования валютного контроля в РФ определены ФЗ ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными функциями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Читайте также:  Пособие на ребенка малоимущим семьям в Московской области в 2022 году

Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов: органами валютного контроля и, агентами валютного контроля.

К числу органов валютного-контроля законодатель относит:

Центральный банк РФ, уполномоченный определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты, издавать нормативные акты, проводить все виды валютных операций, устанавливать правила проведения операций с иностранной валютой, выдавать и устанавливать порядок выдачи лицензий на осуществление валютных операций кредитным организациям и т. п.;

Правительство РФ в лице таких органов, Министерство финансов РФ;

Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), которая контролирует соблюдение законодательства РФ и других нормативных актов, регулирующих проведение валютных операций и выполнение обязательств в иностранной валюте, осуществляет контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям, обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;

Государственный таможенный комитет, который осуществляет контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств;

Правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством РФ могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам относят: уполномоченные банки, иные небанковские организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Общая характеристика резидентов и нерезидентов

Особенности валютного законодательства, и в первую очередь его межотраслевой характер, обусловливают наличие специальных субъектов, не используемых в других отраслях законодательства. Поскольку общеправовые категории субъектов (физические и юридические лица) не могут в полной мере отразить всю совокупность прав и обязанностей, реализуемых в валютных правоотношениях, то валютное право ввело новые категории субъектов, — резиденты и нерезиденты.

Установленный в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании перечень резидентов является закрытым, в то время как перечень нерезидентов оставлен открытым. Поэтому лицо, не входящее в перечень видов резидентов и не относящееся ни к одной из категорий нерезидентов, в силу п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании признается нерезидентом.

Источник прибыли может быть всегда российским? Последние новости от Минфина для нерезидентов РФ.

Сравнительно недавно (июль 2022 года), Министерство Финансов РФ представило поправки к Налоговому кодексу РФ на ближайшие три года. Самый важный пункт новых правил, который, несомненно, заинтересует многих россиян-иммигрантов – признать выплаты от российского работодателя или заказчика российскими доходами, независимо от Трудового соглашения и места работы.

Если говорить простыми словами, то все удаленные работники в статусе резидента или нерезидента РФ будут платить налог у источника в России при заключении соглашения с российскими заказчиками/работодателями. Местом происхождения прибыли будет признаваться не место работы по договору сторон, а местонахождение работодателя.

Проект пока не внесен в Государственную Думу, но уже заставил забеспокоиться многих российских удаленщиков. Даже если данные поправки будут приняты и вступят в законную силу, остается другой вариант жить и работать за рубежом без налогов в России – найти там же работодателя. Платить с таких доходов НДФЛ в РФ не придется, что и радует.

Как рассчитать время пребывания в РФ

Обычно статус работника определяется работодателем, которого называют налоговым агентом.

По работникам-иностранцам и сотрудникам, которые часто бывают в загранкомандировках, статус определяется на каждую дату получения дохода. Если это зарплата, то датой дохода является последний день месяца, за который она начислена. После этого от полученной даты нужно каждый раз отсчитывать 12 месяцев назад и смотреть, сколько дней в этом периоде работник был на территории России.

  • Если он пробыл 183 дня и более, тогда он резидент РФ. Работнику предоставляются налоговые вычеты, доходы облагаются по ставке 13%.
  • Если он пробыл 182 дня и менее – он нерезидент РФ. Вычеты ему не предоставляются, доходы облагаются по ставке 30%.

Налоговое резидентство юридических лиц

В РФ юридические лица могут быть привлечены к налогообложению:

  • корпорации, компании, предприятия и подобные, которые были созданы и зарегистрированы на территории РФ, в соответствии к требованиям национального законодательства;
  • филиалы российских предприятий, находящиеся за границей, но зарегистрированные в РФ и выполняющие необходимые налоговые обязательства (выплата процентов в казну РФ и предоставление декларации для фиксации этого факта в Федеральную Налоговую Службу).

В практике других стран встречаются случаи, когда статус юридических лиц определяется по следующим критериям:

  1. Место, где располагается основной офис предприятия.
  2. Страна, где проходят советы директоров, то есть осуществляется фактическое управление компанией.
  3. Место, где располагаются финансовые отделы компании;
  4. Государство, где проходит глобальная деятельность компании (получение большей доли прибыли).

Кто по законодательству является резидентом, а кто нерезидентом. Кого относит к понятию «нерезидент» законодательство

Резидент обладает политико-правовой связью с государством. Согласно ст. 1 закона № 173 резиденты — это:

  • физлица, которые являются гражданами РФ;
  • граждане других государств и не имеющие гражданства лица, на постоянной основе живущие на территории РФ;
  • юридические лица, учрежденные в РФ согласно законам России, и их представительства, находящиеся за пределами страны. Исключение из этого правила составляют международные компании (см. закон «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 293-ФЗ);
  • консульства, представительства и посольства РФ, представительства органов федеральной власти, находящиеся в других странах;
  • РФ, ее административные единицы, государственные образования в составе РФ.
Читайте также:  Материнский капитал в 2023 году увеличится на 12,4%

Налоговый резидент. Значение

Вопрос, касающийся налогообложения граждан, имеет свои нюансы, так как абсолютно не зависит от гражданства физического лица. Главный критерий здесь – налоговый статус гражданина и вид полученного им дохода. Это значит, что налоговым резидентом считается любое лицо, пробывшее на территории России не менее 183 дней за прошедший год.

То есть человек может не являться резидентом нашей страны, но тем не менее налоговым резидентом он будет числиться. Независимо от источников полученных доходов, такие лица подлежат обложению НДФЛ. Как пример, можно привести выполнение им трудовых обязанностей в РФ, продажа жилья и т. д. То есть, в какой бы другой стране ты ни числился резидентом, а где получаешь доход, в ту казну и налог уплачивай.

Чтобы товарища нерезидента, ещё раз не обложили налогом в его собственной стране, ему необходимо взять в Федеральной налоговой службе подтверждение об уже совершённой уплате. Выдача подтверждения происходит через месяц со дня подачи заявления и соответствующих документов.

Нормативно-правовая база

Детальное определение дается в ФЗ №173 от 10 марта 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с данной нормой, резиденты – это:

  • физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением лиц, живущих на постоянной основе в другой стране;
  • иностранцы и лица, не имеющие конкретного гражданства, постоянно находящиеся на территории страны на основании вида на жительство;
  • организации, которые прошли официальную процедуру государственной регистрации в соответствии с законами РФ;
  • филиалы, подразделения, официальные представительства юридических лиц, созданные на территории российского государства, находящиеся в подчинении его законов;
  • представительства (дипломатические), консульские организации, расположенные территориально за пределами страны;
  • субъекты РФ, муниципальные структуры, состоящие в отношениях, регламентируемых ФЗ №173 и иными аналогичными нормативно-правовыми актами.

В п. 7 ст. 1 ФЗ №173 указано, что нерезиденты РФ – это:

  • граждане, которые не относятся к первой категории;
  • компании и их филиалы, создание которых на территории РФ происходило согласно законам других стран;
  • фирмы, не являющиеся ЮЛ, созданные по законам других стран, расположенные за их пределами;
  • дипломатические структуры и консульства иностранных держав, получившие аккредитацию в РФ (а также их официальные представительства);
  • компании межгосударственного и межправительственного уровня;
  • обособленные подразделения, относящиеся к нерезидентам.

В целях определения НДФЛ физические лица подразделяются на резидентов и нерезидентов (гл. 23 НК РФ). В качестве резидента выступает человек, который пребывал на территории РФ от 183 календарных дней на протяжении 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Отличие налогового резидента от нерезидента — понятие и определение статуса

Для чего существует необходимость в юридическом определении этих терминов? Прежде всего отметим, что эти понятия применяются в нескольких различных сферах:

  • Одна из них — это налоговая сфера. Здесь речь идёт, вообще говоря, о том, где происходит в наибольшей степени получение доходов: в РФ или за её пределами. Во втором случае ставки налога будут существенно выше.
  • Есть также понятие валютных резидентов и нерезидентов. Здесь речь идёт о валютном контроле над операциями в валюте. Для резидентов необходимо не только подчиняться определённым правилам в этой сфере, но и сдавать соответствующую отчётность на регулярной основе.
  • Эти термины также применяются и в ряде других случаях. Одним из таких примеров могут быть вопросы наследства и некоторые другие юридические сферы.

Налогообложение резидентов и нерезидентов по НДФЛ

Согласно закону, для всех физлиц на территории государства предусматривается единая ставка НДФЛ. Для резидентов она составляет тринадцать процентов заработка, для нерезидентов – тридцать процентов. Это весьма существенная разница и в процентах, и в полученных цифрах. Притом, что для налоговых резидентов страны, трудоустроенных в компаниях России официально, предусматриваются стандартные виды льгот. К примеру, родители, имеющие одного или двух наследников, за каждого получают 1 тысячу 400 рублей, за третьего ребёнка и последующих – 3 тысячи рублей. На эти суммы уменьшается объём исчисленного НДФЛ. Нерезиденты же, несмотря на процент налога, в 2,3 раза бОльший, лишены и этих послаблений. Рассмотрим на примерах.

Особенности требования банка

Нерезидентам разрешено открывать валютные счета в российских банках, об этом указывается в ФЗ-173.

При этом не во всех банках разрешены такие операции, только для тех, кому Центральных Банк дал специальное уполномочие. С каждым разом, перечень этих банков изменяется.

В ст. 846 ГК РФ указаны правила, которые используют при открытии банковских счетов для нерезидентов.

Обязательные документы для проведения валютных операций, а так же открытия счета идентичны как для резидентов.

Чтобы воспользоваться услугами, необходимо предоставить такой пакет документов:

  1. Анкета.
  2. Паспорт гражданина.
  3. Миграционная карта с действующей датой.
  4. Разрешение на пребывание в стране.
  5. Разрешение от ЦБ об открытие банковского счета.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *