Особенности проведения встречной налоговой проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности проведения встречной налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.

А с чего вдруг встречная проверка?

Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. В случае проведения выездной или камеральной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ.

Кроме этого, данная норма указана в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. В случаях, когда встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В этой ситуации встречная проверка проводится в период рассмотрения полученных материалов и рассматривается в данном случае, на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ, как дополнительная мера налогового контроля.

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. В случае проведения выездной или камеральной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ.

Кроме этого, данная норма указана в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. В случаях, когда встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В этой ситуации встречная проверка проводится в период рассмотрения полученных материалов и рассматривается в данном случае, на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ, как дополнительная мера налогового контроля.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы при проведении встречной проверки

При проведении встречных проверок налоговым инспекторам предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.

Об этом говорится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним инструкциям ФНС такими документами могут быть договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные и иные документы, которые могут содержать необходимую информацию об операциях между проверяемой организацией и с ее контрагентами.

Налоговики могут также потребовать у контрагента сведения о проверяемой организации.

Отметим, что если документы или информация не относятся к предмету проверки, то налоговые инспекторы не имеют права требовать их предоставления.

Если требование направлено в рамках налоговой проверки, то ответить необходимо в течение 5 дней с даты получения.

Если вне рамок налоговой проверки — 10 дней.

Если из запроса понятно, что в эти сроки не уложиться, то в течение 1 дня со дня получения необходимо передать в ФНС ответ с просьбой продлить сроки и указать причины, по которым организация не успевает предоставить документы в срок или можно указать срок, в течение которого информация будет предоставлена.

По этой причине важно сразу после получения требования оценить масштабы работы по сбору данных для исполнения требования налогового органа.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

Читайте также:  Перерасчет квартплаты за время отсутствия

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Как проходит встречная проверка

Нужно отметить, что запрос делает проверяющая инспекция. Однако она отправляет письмо контрагенту только в том случае, если он также зарегистрирован у нее же. В противном случае запрос сначала поступает в то отделение региональной инспекции, к которой контрагент непосредственно относится. Если ИФНС обладает необходимыми сведениями, он их предоставляет. И тогда контрагента вся эта ситуация в принципе не касается.

В противном случае ИФНС отправляет запрос зарегистрированной у нее организации. Ответ необходимо предоставить в течение 5 рабочих дней, а иначе контрагента оштрафуют.

Стоит учитывать, что региональному отделению ФНС РФ тоже отводится 5 рабочих дней на формирование запроса контрагенту. Причем они должны составить собственный документ. Но к нему прилагается копия письма изначального запроса.

5 рабочих дней является общим сроком. Однако иногда контрагенту недостаточно этого времени. В таком случае он вправе обратиться в инспекцию с просьбой о продлении. Инспекторы рассмотрят ее и могут увеличить предоставленное время при наличии соответствующей аргументации.

Что делать, если у контрагента по разным причинам нет необходимой информации? В таком случае он должен сообщить, что бумаги отсутствуют, и обосновать причину. Например, если документ был уничтожен, то контрагенту нужно предоставить акт.

Встречная налоговая проверка: причины и основания для проведения

С недавнего времени были внесены ряд изменений в существующее законодательство, регламентирующих процесс проведения налоговых проверок. Точнее поправки больше относятся к ограничению возможности проводить данные проверки вне плана или должны иметь веские причины. Также существует ряд ограничений на запрашиваемую информацию со стороны налоговой инспекции, поэтому основаниями для формирования запросы со стороны органов исполнительной власти могут стать только:

  • Обращение на предоставление какой-либо информации может быть сформировано в рамках проведения налоговой проверки налогоплательщика (контрагента) исполнительными органами власти на основании не противоречащему существующему законодательству. При этом по факту произведенного запроса проходящая проверка может быть приостановлена на время получения всей необходимой информации.
  • В рамках проведении налогового контроля по завершению проверки со стороны исполнительных органов власти. Чаще всего встречная налоговая проверка используется, как дополнительная мера осуществления контроля над деятельностью организации в целом, либо над конкретной сделкой и ее участникам.

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Какие последствия для организации может принести встречная налоговая проверка.

Чаще всего запрос на предоставление документов можно получить при проверке вашего контрагента. При этом налогоплательщику необходимо быть аккуратным в предоставлении всех запрошенных данных, так как это может навлечь проверку на него самого. Поэтому чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • При неточном, размытом запросе надо направить ответное письмо с обязательным уточнением того, что конкретно надо налоговым органам. Лучше не стремиться отправить документы просто на всякий случай, потому что в них могут содержаться сведения, которые привлекут внимание к самому налогоплательщику.
  • Все документы, направляемые в рамках запроса, должны быть подробно описаны в соответствующем акте, а данный акт должен быть утвержден и подписан ответственными лицами.
  • Любое действие в рамках исполнения поручений налоговых органов должны контролироваться юристами.

Встречная проверка документов

Это возможность проведения так называемой встречной проверки, и она основывается на закрепленном в статье 93.1 праве налогового инспектора, проводящего проверку, затребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы или информацию. Затребовать необходимые документы контролеры могут в любой момент при проведении камеральной или выездной проверок, а также по факту их окончания, например, на стадии вынесения решения по факту рассмотрения результатов проверки руководителем инспекции.

Читайте также:  Расприватизация квартиры через суд в 2023 году

При этом инспекция, которая проводит выездную или камеральную проверку конкретного налогоплательщика, по которому возникли сомнения в правильности отражения данных, должна направить поручение в ИФНС по месту регистрации его контрагентов, у которых планируется запросить встречные документы. В этом поручении указывают, в связи с чем возникла необходимость в предоставлении документов. Если контролерам нужна информация по конкретной сделке, то в этом запросе указывают данные, позволяющие ее идентифицировать. Таким образом на этой стадии процедуры происходит лишь взаимодействие двух налоговых инспекций.

Далее в течение 5 дней с момента получения такого поручения ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП, которые должен предоставить те или иные документы, направляет своему территориально подведомственному налогоплательщику требование о предоставлении этих бумаг. К требованию прилагается выше упомянутое поручение инспекции, от которой изначально исходила инициатива о проведении встречной проверки.

Срок предоставления документов по встречной проверке налогоплательщиком, получившим такой запрос, составляет также 5 дней. В этот срок инспекции необходимо сообщить об отсутствии необходимой информации, в случае, если требуемыми документами данный налогоплательщик не располагает.

Что же делать при встречной проверке налоговой, если документы по интересующей контролеров сделке у компании или предпринимателя все же имеются? В подобной ситуации их необходимо предоставить в инспекцию по своему адресу регистрации лично, направить по почте заказным письмом, передать по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика — при наличии соответствующей электронной подписи.

Ответ на требование налоговиков традиционно оформляется пояснительной запиской. Не исключение в данном случае и истребование документов в рамках встречной проверки. Образец пояснительной записки в данном случае должен быть оформлен в свободной форме. В документе можно представить в текстовом виде сведения по запросу контролеров, привести опись передаваемых документов, представить другую важную информацию в рамках полученного требования.

Проведение встречных проверок должно осуществляться только при учете многочисленных требований. Поэтому сами налоговые инспекторы должны следовать некоторым условиям. Процедура делится на последовательные этапы:

  • первоначально выявляются разные ошибки или сомнительные сведения относительно разных сделок, совершаемых проверяемой фирмой с другими компаниями;
  • инспектор направляет запрос контрагенту, на основании которого руководитель организации должен подготовить определенный пакет документов, имеющий отношение к сотрудничеству между компаниями;
  • документация должна подготавливаться предприятием в течение пяти дней, после чего ответственный представитель фирмы должен привезти лично в отделение ФНС эти бумаги, а также они могут быть отправлены по почте с помощью ценного письма с описью вложения;
  • далее инспектором проверяется документация, полученная от контрагента;
  • сравниваются данные, имеющиеся в документах разных предприятий;
  • по результатам проверки формируется заключение работниками ФНС, причем оно должно передаваться обеим компаниям.

Что из себя представляет выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.

Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Каковы цели выездной налоговой проверки:

  1. Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
  2. Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
  3. Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
  4. При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.

Какую информацию могут запросить

Список документов, которые могут понадобиться для проверки, законодательством не определен. Обычно это документы, подтверждающие финансовые и иные операции с контрагентом: акты, счета-фактуры, накладные, договоры – список может быть очень большим. Если окажется, что документов, которые нужны налоговой, у вас нет, необходимо в течение пяти рабочих дней направить ответное письмо с сообщением об отсутствии данных материалов, иначе вас могут оштрафовать за нарушение срока представления документов. Однако и бежать со всеми материалами в инспекцию, «высунув язык», не стоит: безоговорочно выполняя требования налоговой и тут же отсылая все документы, есть риск самим попасть к ним на глаза и спровоцировать проверку в вашей компании, если найдутся расхождения с документами вашего партнера. Что же делать?

Последствия встречной проверки для контрагента

Почему истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике может доставить неприятности контрагенту, несмотря на то что фактической проверке подвергается не он?

Как мы уже заметили, в ходе встречной проверки могут быть установлены нарушения в порядке отражения отдельных операций в учете и отчетности, неисполнение налоговых обязательств контрагентом или получены доказательства, свидетельствующие об искусственном создании налогоплательщиком совместно с его контрагентом условий для получения необоснованной налоговой выгоды. Эти обстоятельства могут повлечь назначение выездной налоговой проверки уже в отношении контрагента и привести к доначислению налогов.

Несомненно, подозрения налоговиков зачастую не оправдываются, но контрагенту тем не менее приходится подтверждать факт взаимоотношений с проверяемым налогоплательщиком огромным количеством документов, найти которые в бухгалтерских подшивках, отксерокопировать и представить в инспекцию порой достаточно трудно. Если организация не успеет в установленный срок представить затребованные документы или вовсе откажется представить их, данный факт будет признан налоговым правонарушением и повлечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Указанной нормой установлен штраф в размере 5 тыс. руб. (п. 1), а в случае повторного нарушения в течение года — 20 тыс. руб. (п. 2).

Читайте также:  Налоги на ИП в 2023 году упрощенка с работниками

ФАС МО в Постановлениях от 06.08.2012 N А40-110416/11-99-473, от 27.07.2012 N А40-110393/11-99-472 указал, что повторным признается правонарушение, совершенное одним лицом в течение одного календарного года после привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ (после наложения взыскания за первое правонарушение). Вынесение же инспекцией в один день нескольких решений по ст. 129.1 повторности не образует.

Стоит не упустить из виду важный момент. Привлечение контрагента к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов в установленные сроки или на основании п. 2 данной статьи за отказ, уклонение от представления имеющихся документов со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа или представление документов с заведомо недостоверными сведениями неправомерно, поскольку ответственность в рамках встречной проверки прямо оговорена в специальной норме, посвященной истребованию документов (информации) о налогоплательщике, — п. 6 ст. 93.1 НК РФ . Аналогичным образом рассуждают, в частности, ФАС ЗСО в Постановлении от 02.03.2009 N Ф04-623/2009(1322-А75-49), ФАС ЦО в Постановлении от 22.12.2008 N А36-2108/2008, ФАС МО в Постановлении от 26.03.2009 N КА-А40/2089-09. Заметим, что ст. 126 НК РФ касается ответственности самого налогоплательщика за непредставление документов. Стремление же налоговиков применить санкцию по ней понятно: штраф за нарушение в 2 раза больше, чем по п. 1 ст. 129.1 НК РФ. И, между прочим, в арбитражной практике есть исключения — судьи, поддержавшие налоговиков, несмотря на прямое указание в п. 6 ст. 93.1 НК РФ на норму ст. 129.1, признали правомерным привлечение к ответственности согласно п. 2 ст. 126 НК РФ, поскольку организация выразила прямой отказ от представления истребуемых документов (Постановления ФАС МО от 22.07.2011 N КА-А40/7621-11, от 16.11.2009 N КА-А40/11998-09).

Лично или через представителя

В этом случае документы представляются на бумажном носителе в виде заверенных должностным лицом организации копий. Какие сложности могут возникать у компаний при таком способе отправки?

Во-первых, ответим на вопрос, что подразумевается под заверенной копией документа. Налоговое законодательство не расшифровывает такое понятие. Поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к положениям госстандартов по делопроизводству. Так, из п. п. 2.1.29, 2.1.30, 2.2.1.39 ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» следует, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Юридическую силу копии документа придают необходимые реквизиты, в результате чего она и будет считаться заверенной в установленном порядке. Об этих необходимых реквизитах идет речь в п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 , устанавливающего требования к оформлению документов: при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» должны проставляться: заверительная надпись «Верно», должность лица, заверившего копию, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия), дата заверки. При этом подлинность подписи должностного лица должна быть заверена оттиском печати (п. 3.25). Нотариально удостоверять копии документов не требуется (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28.
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

Во-вторых, нужно ли заверять копию каждой страницы документа, копию каждого документа или можно заверить подшивку документов в целом? Когда затребовано небольшое количество документов, проблем обычно не возникает, но иногда компаниям приходится представлять по требованиям контролирующих органов несколько подшивок или папок с документами, которые могут исчисляться сотнями, а то и тысячами штук.

К сожалению, финансовое ведомство в Письмах от 24.10.2011 N 03-02-07/1-374, от 11.05.2012 N 03-02-07/1-122 в отношении этой проблемы высказалось довольно категорично: каждая представляемая в налоговый орган копия документа должна быть заверена уполномоченным лицом и иметь иные необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. При этом свою позицию чиновники подкрепили арбитражной практикой, в частности Постановлением ФАС МО от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09, в котором судьи установили, что общество представило в инспекцию копии документов, заверенные ненадлежащим образом, а именно подшивку документов, содержащую на оборотной стороне одного из документов следующую запись: «Всего пронумеровано и прошнуровано, скреплено печатью 270 (двести семьдесят) листов. Копия. Верно. Представитель общества — экономист Лазуткина Е.Г. 05.08.2008». Кстати, из анализа норм ст. ст. 40, 41 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п. 2 ст. 93 НК РФ суд в указанном Постановлении пришел еще и к выводу, что документы должны заверяться именно исполнительным органом налогоплательщика, то есть генеральным директором. При этом высшие арбитры, не найдя оснований для изменения или отмены в порядке надзора данного судебного акта, в передаче дела в Президиум ВАС отказали (Определение ВАС РФ от 17.02.2010 N ВАС-946/10).

Ключевой вывод. Надлежащим образом должен быть заверен каждый документ, а не подшивка документов в целом. Если же в перечень истребуемых документов входят многостраничные документы, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать способ заверки таких документов.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *