Трудовая миграция в России и Европе как социокультурная проблема
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовая миграция в России и Европе как социокультурная проблема». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экологические мигранты — лица, вынужденные покинуть места своего постоянного проживания и перемещающиеся в пределах своей страны или пересекающие ее границы вследствие резкого ухудшения состояния окружающей среды или экологических катастроф. Изменения в экологии и окружающей среде проявляются в разнообразных формах. Они могут быть внезапными и непредвиденными (например, стихийные бедствия, землетрясения, циклоны и т. п.), или же иметь более плавный характер (например, длительные по времени процессы опустынивания и деградации земель).
Проблема трудовой миграции в России
Трудовая миграция является вполне естественным процессом характерным как для России, так и для стран всего мира. Под миграцией понимается перемещение людей через границы территориальных образований, связанное, преимущественным образом, с временной или постоянной переменой места жительства или места работы. По территориальному признаку различают внешнюю (международную) и внутреннюю миграцию, по целям — трудовую, учебную, экономическую и другие виды миграции. Благодаря миграции происходило развитие государств, осваивались земли, и обогащалась культура за счет обмена традициями. В XXI веке человечество вступило в эпоху глобализации мировых процессов, миграция охватила все континенты и страны, ее важнейшая особенность в современном мире — небывалая масштабность.
Поправки для мигрантов
Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.
Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.
Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:
- предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
- обоснование причин миграции;
- определение срока на прохождение процедуры регистрации;
- наличие патента;
Дополнительные изменения
Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.
Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.
Для интеграции и адаптации трудовых мигрантов существуют многие препятствия, в том числе и со стороны населения принимающей страны. В обществе существуют определенные трудности на пути принятия «чужеродных» групп в социум и культуру. «Миграционная политика и политика интеграции в настоящее время сталкиваются с серьезными социокультурными ограничениями: фиксируемым социологами высоким уровнем ксенофобий принимающего населения, направленным, в первую очередь, на иноэтничных трудовых этнических мигрантов, а также неготовностью представителей отдельных меньшинств к адаптации к условиям российских локальных социумов».16
Существует несколько научных определений понятия «ксенофобия». А.В. Дмитриев под ксенофобией понимает «ненависть и страх ко всему чужому для образа жизни общества, групп, лиц». 17 Мигрантофобия – это одна из разновидностей ксенофобии, которая характеризуется неприязнью и ненавистью к мигрантам; как правило, этот процесс острого проявления социальных противоречий затрагивает все стороны социальной жизни.
В российском обществе на данный момент сложилось негативное
В чем же кроются истоки столь распространенной мигрантофобии? В ходе опроса, проведенного в 2005 году Аналитическим центром Юрия Левады, среди причин неприязни к трудовым мигрантам были названы следующие: «мигранты занимают рабочие места, где могли бы работать местные жители» (35% респондентов), мигранты способствуют росту преступности (31%), не платят налоги, а все деньги отправляют на родину (23%), дают взятки, подкупают милицию и административные органы (22%), сбивают оплату труда местного населения (20%), наживаются на местном населении (20%), распространяют болезни (18%). Широко распространено мнение о том, что приезжие повышают опасность терроризма.
Факторы роста мигрантофобии нельзя объяснить однозначно. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что данное явление может быть вызвано риском утраты рабочих мест, боязнью конкуренции, а также страхом потери собственной национальной и культурной идентичности. Как отмечает А.В. Дмитриев, фундаментальные предпосылки роста напряженности кроются, в первую очередь, на российском рынке труда, где существует устойчивый спрос на относительно дешевую рабочую силу, которую представляют собой мигранты. В сознании местного населения складывается впечатление, что приезжие отнимают у них рабочие места, так как согласны работать в худших условиях и за меньшую заработную плату.
Другим фактором, провоцирующим негативное отношение к мигрантам, является временное нарушение межэтнического баланса. «Этот процесс формирует стойкую иллюзию присутствия и укоренения иноэтничных мигрантов в регионах и воспринимается принимающим обществом как реальная угроза его жизненным интересам, формирует напряженность, интолерантные установки».19
Необходимо отметить, что свой «вклад» в усиление антимигрантских настроений вносят СМИ, которые в известной степени нагнетают сложившуюся обстановку. К числу сильно преувеличенных проблем относится, в частности, мнение о том, что мигранты способствуют распространению болезней и росту преступности. Нередки газетные заголовки типа «В России каждый десятый трудовой мигрант болен туберкулезом» или «Какие болезни везут в Москву мигранты?». Однако, как показывает статистика, туберкулезом болеет каждый 125-й трудовой мигрант, а не каждый 10-й. Тоже касается и роста преступности. По данным МВД РФ, преступления, совершенные мигрантами, составили лишь 1,4% от общего числа зарегистрированных преступлений в 2007 году. Число преступлений, совершенных против иностранных граждан, наоборот, возросло на 2,4% и составило в 2007 г. 15985 преступлений, что косвенно свидетельствует о нарастании ксенофобских настроений в российском обществе.
Конечно, мигрантофобские настроения не основаны на пустом месте. Среди приезжих есть и преступники, торговцы наркотиками, мошенники, многие из них проповедуют нормы поведения, которые не сочетаются с традиционными установками населения принимающей страны. Однако негативная репутация мигрантских сообществ приобретает все большую значимость вне зависимости от того, насколько она соответствует действительности.
Как уже отмечалось ранее, конфликты в сфере трудовой миграции возникают не только между мигрантами и местным населением, но и между различными группами самих мигрантов. Однако в обоих случаях конфликты ведут к общему нагнетанию обстановки. Дискриминация мигрантов по расовому признаку, с одной стороны, вызывает недовольство и негативную настроенность иностранных граждан к россиянам, а с другой стороны является «пусковым механизмом» для дальнейшего ущемления прав приезжих рабочих и различных административных и уголовных нарушений против них. Конфликты же между представителями различных мигрантских диаспор также способствуют нарастанию криминогенной обстановки и укоренению негативного отношения со стороны местного населения. Далее мы рассмотрим пример нескольких подобных конфликтов и проанализируем их.
Как сообщает Российская газета, «руководители азербайджанской и таджикской диаспор Петербурга сделали совместное заявление о намерении контролировать места компактного проживания своих соотечественников, а также о желании создать Совет старейшин для работы с петербургскими ГУ МВД и УФМС. Такое внимание к землякам вызвано массовой дракой, произошедшей в Невском районе, – поспорив о результатах футбольного матча, выходцы из Средней Азии так разгорячились, что шестерых впоследствии пришлось госпитализировать, а еще двое скончались от полученных травм».22 Конфликты с участием мигрантов для Санкт-Петербурга – не редкость; мелкие кражи и драки происходят почти каждый день. Но драка с участием более ста человек и двумя погибшими вызвала особый резонанс со стороны публики.
«Как выяснилось, вечером 10 июля 2012 года во двор дома 269 по проспекту Обуховской обороны вышли две группы проживающих в соседних аварийных домах трудовых мигрантов – местные жители позже подтвердили, что на этой площадке приезжие играют в футбол почти каждый вечер, делясь на команды по национальности. В этот раз сильнее оказались таджики – они одолели азербайджанцев со счетом 3:1. Кто-то из проигравшей команды резко возразил, завязалась перебранка, в ходе которой некоторые достали ножи и палки. Вскоре по вызову очевидцев подъехали полицейские. Полиция и УФМС задержали 103 человека».23 Однако в руководстве азербайджанской и таджикской диаспор считают, что некорректно называть этот конфликт межнациональным. По их мнению, причина случившегося – бытовая неустроенность трудовых мигрантов.
Председатель азербайджанской диаспоры Петербурга Гейдар Иманов поделился с представителями Российской газеты свои мнением: «Общественные структуры, координирующие работу национальных диаспор, несомненно, должны работать более эффективно, когда дело касается спорных, конфликтных вопросов. Здесь я вижу проблему в отсутствии комплексных, концептуальных решений подобных конфликтов. Главная их [мигрантов] проблема – это социальная неустроенность, незнание языка и культуры страны, в которую они приезжают».24
Следует заметить, что конфликт между таджикской и азербайджанской диаспорами – не единичный случай. Так, по сообщению Российской газеты, пять человек были госпитализированы в результате массовой драки между представителями двух диаспор. Побоище между мигрантами произошло в ночь с 9 на 10 марта 2013 года в Москве.
Конфликт произошел около полуночи возле ТЦ «Мариэль». «По предварительным данным, сначала таджики напали на группу азербайджанцев».25 В час ночи в «скорую» поступили двое потерпевших 19 и 18 лет с ножевыми ранениями. Как сообщили сами пострадавшие, на них напал неизвестный человек азиатской внешности. Разборка у торгового центра продолжалась всю ночь и закончилась утром с приездом полиции. Однако на этом конфликт не закончился. На следующий день движимые жаждой мести кавказцы напали на таджиков у торгового центра «Спектр». В результате очередной массовой драки были госпитализированы с множественными ножевыми ранениями шеи, головы, груди и спины пять уроженцев Таджикистана в возрасте от 20 до 38 лет. По словам очевидцев, пострадавших было намного больше. Некоторых раненых, возможно, увезли друзья и родственники. Сотрудники полиции устанавливают данные всех потерпевших и обстоятельства случившегося. Помимо того, один из сотрудников МВД сообщил, что предполагаемой причиной конфликта является борьба за захват наиболее выгодных торговых точек. Также было отмечено, что, скорее всего, данное столкновение имеет отношение к конфликту в Санкт-Петербурге. Не исключено, что побоище в Москве – очередная попытка диаспор отомстить друг другу.
Миграция и права человека
Право на свободное передвижение в стране и из страны признается во Всеобщей декларации прав человека. В статье 13 заявляется, что «каждый человек имеет право свободно передвигаться или выбирать себе местожительство в пределах каждого государства» и «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну». При этом не существует каких-либо международных документов, которые признавали бы выбор страны местожительства как право человека.
Как и все люди, мигранты обладают правами человека. Положения документов в области прав человека охватывают всех, включая мигрантов. Однако зачастую существует большой разрыв между правами, которые международное право в области прав человека гарантирует для беженцев, лиц в поисках убежища, трудящихся мигрантов и иных аналогичных групп, и той реальностью, с которой они сталкиваются. Их права человека часто нарушаются, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность.
Их особая уязвимость проистекает от их статуса иностранца: они пересекли международные границы для того, чтобы въехать в другую страну, гражданами которой они не являются, и где они могут, как правило, оставаться, жить и работать легально только при конкретном согласии властей данной страны. Являясь чужаками в принимающем обществе, они могут не знать местный язык, законов или общественных обычаев, что ограничивает их возможность узнать о своих правах и их реализовать. Они могут подвергаться дискриминации на работе и в повседневной жизни, более того, сталкиваться с расизмом и ксенофобией, становиться жертвой преступлений на почве ненависти.
Мигранты, въезжающие в транзитную страну или страну назначения без необходимых документов (или позднее потерявшие свой юридический статус), могут попасть под стражу на длительный срок, если их арестуют власти, и подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению, не имея при этом доступа к юридической помощи. Трудящиеся-мигранты без документов уязвимы также в отношении злоупотреблений и эксплуатации со стороны работодателей, агентов по вопросам миграции, коррумпированных бюрократов и преступных группировок. Женщины могут легко подвергнуться сексуальной эксплуатации. Лица, незаконно ввозящие мигрантов, и торговцы людьми также часто пользуются уязвимостью незаконных мигрантов.
Какие права человека мигрантов наиболее часто нарушаются в вашей стране?
Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда
Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.
За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.
В РФ на конец 2020 – начало 2020 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2020 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.
Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.
Основные характеристики трудовой миграции населения в современной России
Массовая трудовая миграция новое явление, как для России, так и для остальных постсоветских стран. Переход к рынку, появившиеся возможности выезда за границу в сочетании с экономическим кризисом, массовой потерей работы и падением заработной платы сыграли роль спускового крючка в развитии трудовой миграции. Она стала главным способом заработка для миллионов жителей бывшего СССР и стран дальнего зарубежья. Сегодня трудовая миграция оценивается специалистами как наиболее крупный миграционный поток в СНГ. В него попали потерявшие работу, и те, чьи мизерные оклады на основном месте работы не смогли обеспечить даже самые скромные потребности семьи, а также люди, надеявшиеся на высокие заработки для решения каких-то крупных проблем, желавшие качественно изменить улучшить и образ жизни своих семей12. Трудовая миграция в последние годы стала самым массовым потоком в Россию, при этом значительная часть трудовых поездок либо не регистрируется (что характерно для1 миграций в пределах СНГ), либо совершается под маской туризма (в основном между Россией и странами вне СНГ), причем это касается как въезда иностранцев на заработки в Россию, так и выезда россиян с этими же целями за границу.
В глобализирующемся мире миграция становится одной из основных сил, определяющих социальный ландшафт XXI века. Среди социальных процессов, происходящих в обществе, процессы миграции населения (от латинского migratio — «переселяться») занимают особое место. В первоначальном своем значении термин «миграция» связан с английским глаголом «путешествовать пешком, странствовать». В собственном смысле слова «миграция — совокупность перемещений с целью перенести место пребывания кого-либо»13. Социальными субъектами, акторами миграционных процессов являются: мигрант — лицо, совершающее территориальное передвижение (миграцию) со сменой постоянного места жительства и работы навсегда или на определенный срок (от 1 дня до нескольких лет), и мигранты — социальные группы лиц, участвующих в миграции и совершающих миграционное движение.
Поскольку миграция населения складывается из множества однотипных социальных действий отдельных личностей и образует миграционные потоки, в российской научной литературе в равной мере употребляются термины «миграция» (в единственном числе) и «миграции» (во множественном)14.
Частными вариантами миграции населения можно считать иммиграцию и эмиграцию. Под иммиграцией понимается въезд в страну иностранных граждан с целью длительного или постоянного в ней проживания и, как правило, получения ее гражданства. Эмиграция представляет собой такую разновидность миграции, которая предполагает выезд из страны в другое государство на постоянное место жительства, как правило, с получением его гражданства15.
Миграционные процессы, связанные с перемещением групп лиц (или отдельных граждан) внутри одной страны принято называть внутренней миграцией. Это перемещение связано либо с усложнившейся политической обстановкой в регионе постоянного проживания мигрантов, либо с ухудшающимся экономическим положением, либо с принадлежностью к группе, инонациональной по сравнению с населением, постоянно проживающим на территории, с которой произошел отток. Миграция может быть как добровольной, так и вынужденной. Добровольная миграция представляет собой перемещение людей, добровольно покидающих место своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства. Причинами тому могут быть семейные обстоятельства, климатические условия, состояние здоровья, т. е. обстоятельства, не связанные с угрозой для нормального проживания указанных лиц по прежнему месту жительства.
Причины миграции населения
Мысль, чтобы сорваться с насиженного места и уехать в чуждые земли в поисках лучшей жизни, приходит по разным причинам. Как правило, Европа привлекает переселенцев уровнем комфорта и социальными гарантиями. Постараемся систематизировать распространенные факторы.
- Экономические соображения. Маленькие зарплаты, политическая нестабильность, другие социальные проблемы заставляют наших соотечественников искать лучшую жизнь за рубежом. Даже жители развитых стран становятся экспатами в других государствах, если ожидают карьерный рост.
- Жажда путешествий и новых эмоций. Туризм не дает полноценно окунуться в чужую культуру, кроме этого, требует финансовых вложений. Трудоустройство, наоборот, решает эту проблему, давая деньги, помогает сделать пребывание мигранта в другой стране осмысленным.
- Образование и медицина. Желая успеха своим детям, семьи переезжают за границу, чтобы получить доступ к местным школам или высшим учебных заведениям. Проблемы со здоровьем у людей старшего поколения, подталкивают к иммиграции в страны с развитым здравоохранением.
- Смена обстановки. Люди, родившиеся в горах, мечтают о домике на берегу моря. Непредсказуемый и меняющийся климат средних широт не подходит для тех, кто любит солнечную погоду. Житель жаркого побережья, наоборот, захочет заснеженные зимы Скандинавии.
- Желание создать семью с иностранцем. Как правило, этот мотив больше присущ женщинам, хотя и мужчины иногда не против осесть в другом государстве, благодаря выгодной женитьбе.
- Самореализация. Социальные проблемы, отсутствие материально-технической базы для развития и непонимание со стороны сограждан иногда подталкивают творческих людей искать признание в других странах, например, в Евросоюзе.
- Возвращение на земли предков. Иммиграция была распространена всегда, начиная с Великого переселения народов. Далеко не все потомки мигрантов прижились в чужой стране. Так и появилось понятие «воссоединение семьи», когда люди иммигрирует в страну, где жили предки.
Проблема прав мигрантов
Начиная с конца XX века во многих странах все отчетливее стало проявляться несоответствие усложняющегося характера потоков мигрантов устоявшимся юридическим и институциональным системам, отвечающим за миграционные процессы. В области миграции произошла переоценка международных инструментов.
Исследования показали, что государственные органы в большинстве регионов мира недостаточно обеспечивают права мигрантов, что обусловлено ростом проявлений дискриминации, расизма, ксенофобии, унизительного и бесчеловечного отношения к мигрантам.
Во многих странах международная миграция ведет к:
- потере человеческих и трудовых ресурсов,
- развитию социально-политической напряженности,
- экономическому кризису.
В 1997 году Комиссия ООН по правам человека создала Рабочую группу экспертов по правам мигрантов, назначила Специального докладчика по правам мигрантов. Основная их задача: собирать всю информацию об имеющихся проблемах и препятствиях во всесторонней и эффективной защите прав человека мигрантов, разрабатывать и внедрять мероприятия по реализации, защите и пропаганде прав мигрантов.
Последствия международной миграции кадров
Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.
Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.
На сегодняшний день рабочая сила является одним из основных экономических ресурсов. Это обусловлено ростом зависимости информационного общества, результатов производства в условиях НТР от человеческого фактора.
Международный рынок труда — сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу.
Мировой рынок труда характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.
Современный мировой рынок труда включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Таким образом, мировой рынок труда существует в форме трудовой миграции.
Современная международная трудовая миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Баланс позитивных и негативных последствий для стран — участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.
Проблемы миграции трудовых ресурсов
Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.
Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.
Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:
- Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
- Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.
Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.
Трудовая миграция порождает множество проблем как для стран, из которых целыми потоками уезжают люди работоспособного возраста, так и для государств, куда приезжают потоки мигрантов. К проблемам стран доноров можно отнести:
- экономический спад;
- снижение качества жизни;
- демографический упадок;
- разрушение инфраструктуры.
Все эти негативные последствия становятся результатом того, что люди, которые должны были развивать социальную и экономическую сферу своего города (села, деревни), уезжают в более перспективные города с более высоким уровнем жизни и высокими зарплатами.
Большой поток мигрантов (даже с высшим образованием) становится проблемой и для стран-реципиентов.
К таким проблемам относятся:
- Ухудшение криминогенной обстановки. Далеко не всем трудовым мигрантам удается устроиться на подходящую работу. В итоге не хватает средств на жизнь и единственным способом раздобыть себе средства на существование является преступная деятельность.
- Перенаселение больших городов. Еще один недостаток притока мигрантов. Переселенцы стремятся именно в мегаполисы, игнорируя провинцию. Большое количество приехавших людей порождает в свою очередь проблемы с экологией, с загруженностью дорог, недостатком жилья, пищи, безработицей.
Нельзя не отметить и повышение уровня заболеваемости. Если мигрант не нашел работу, то, соответственно, у него нет денег на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание. В результате распространяются такие опасные заболевания как туберкулез, чесотка.
Вопрос о нелегальных мигрантах остро стоит во многих развитых и развивающихся странах. Потоки нелегалов из государств с плохо развитой экономикой каждый день атакуют их границы, проникая во многие города. На сегодняшний день в Западной Европе находятся более 5 млн. нелегалов. Но самая критическая ситуация наблюдается в США, куда за «американской мечтой» ежедневно приезжают тысячи китайцев, мексиканцев и прочих нелегалов.
Власти стран уделяют большое внимание нелегальной внутренней миграции, а мировое сообщество – международному перемещению трудоспособного населения в поисках хорошей работы, но проблема только все больше назревает. Несмотря на все санкции против самих нелегалов, а также против работодателей, которые их привлекают на работу, число незаконных работников не уменьшается. За прием на работу нелегальных мигрантов предусмотрены административные штрафы и даже уголовная ответственность. Нелегалу грозит депортация или выдворение из страны.
Нелегальное трудоустройство чревато самыми неприятными последствиями, как для работника, так и для работодателя. Устроившись неофициально, следует ожидать, что работодатель заставит трудиться больше и дольше, в более тяжелых условиях, чем официальных сотрудников, а заплатит гораздо меньше, или вообще не заплатит. И ничего с этим не поделаешь, так как нелегал – это бесправная рабочая сила.
Национальные зарубежные службы по охране рынка труда ежегодно ужесточают меры ответственности за трудоустройство нелегалов. Регулярно проводятся проверки на всех предприятиях и в учреждениях, в которых люди могут работать незаконно.
В Европе за одного нелегала нужно будет заплатить штраф в размере 50 000 или же получить тюремный срок. Также могут остановить работу предприятия на 3 месяца, что повлечет значительные убытки. Сам работник получит штраф в 1 000 евро, его депортируют, и в течение 1-5 лет не будут впускать в страны ЕС. В России штрафы за привлечение нелегальных мигрантов составляют 400 000 – 1 000 000 рублей. Также работодателю грозит приостановка работы учреждения на период 14-90 дней.
Миграция (от лат. Migratio — переселение) — перемещение населения с целью изменения места жительства. Такие движения могут быть результатом множества причин, как социальных (войны и угнетение по любой причине и на любой почве), так и природного (стихийные бедствия), и осуществляться в не менее разнообразных границах.
Миграция является одной из важнейших проблем населения и рассматривается не только как простое механическое перемещение людей, но и как сложный социальный процесс, влияющий на многие аспекты социально-экономической жизни. Миграция сыграла выдающуюся роль в истории человечества, связанную с процессами заселения, экономическим освоением земель, развитием производительных сил, образованием и смешением рас, языков и народов.
Примеры миграции в истории: исход евреев из Древнего Египта, Великое переселение народов в Европу в VIII-IX веках, во многом сформировавшее этническую карту современной Европы, потоки эмигрантов и беженцев, возникшие в результате войн. и революции в 20 веке. В конце ХХ — начале ХХI века. человечество стало свидетелем процессов глобализации, которые охватили все сферы общественной жизни и создают глобальную по своим масштабам систему взаимозависимости стран и народов мира. Этот процесс в сочетании с быстрыми изменениями политической и экономической систем способствовал резкому усилению международных миграционных потоков, привел к формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире. С конца 80-х — начала 90-х годов в эти процессы активно включилась и Россия.
Анализ современной отечественной и зарубежной литературы по вопросам миграции показал отсутствие единого мнения относительно трактовки определения миграция населения. Количество определений такое же, как у авторов этих определений. Только в отечественных публикациях В.А. Ионцев насчитал около 36 различных определений.
Под миграцией населения в демографии понимается перемещение людей (мигрантов) через границы определенных территорий с постоянной сменой места жительства либо на более или менее длительный срок, либо с регулярным возвращением на него. Под миграцией населения следует понимать любое его перемещение, связанное с изменением места жительства (изменение государства, региона или населенного пункта, в котором тот или иной человек, семья или иное более широкое сообщество людей) жизни) в своих работах он пишет, что миграция населения — это любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью изменения их постоянного места жительства или временного пребывания в территория для учебы или трудовой деятельности вне зависимости от того, под преобладающим влиянием каких факторов она происходит — привлекающих или подталкивающих.
Таким образом, под миграцией населения понимается территориальная мобильность (механическое перемещение) населения, связанная с его перемещением по территории страны (или между государствами), и, как правило, вызванная влиянием различных факторов: социально-экономических, военно-политический, религиозный, природный, экологический; особенности исторического и экономического развития отдельных регионов и стран.
Людей, которые мигрируют, называют мигрантами.
Миграция — довольно сложное и противоречивое социальное явление. Основная особенность миграционной мобильности населения — территориальная, а следствием миграции является изменение географии расселения. К другим признакам миграции относятся функциональные, по которым ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (связанную с отдыхом), командировку.
Влияние миграции на развитие современного мира, в котором люди в поисках лучшей жизни и судьбы перемещаются с одной территории на другую, очень велико: миграция обеспечивает связь географически распределенных (по континентам, странам, регионам внутри стран). ) природные ресурсы и средства производства с рабочей силой, способствует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социальной и профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и т. д.
Одним из проявлений этих качеств является разнообразие основных типов, типов и форм миграционных процессов. Сегодня существует несколько классификаций видов миграции.
Согласно одной из классификаций, основанной на временном критерии, миграции делятся на типы: временные или возвратные; маятник; сезонный; постоянный или безвозвратный (переселение); эпизодический.
Случайные миграции — это деловые, развлекательные и другие поездки, которые обычно совершаются нерегулярно и не обязательно в одном и том же направлении. По своим масштабам этот вид миграции достаточно велик и в современный период распространяется с большой скоростью, часто превосходя все другие типы миграций. Степень влияния этого вида миграции на социально-демографические процессы невысока.
Маятниковые (челночные) миграции — это ежедневные или еженедельные поездки населения из мест проживания, расположенных в разных населенных пунктах, к местам работы или учебы и обратно. Этот вид миграции широко распространен во многих странах и продолжает активно развиваться и расширяться, особенно в тех регионах, где есть крупные мегаполисы, привлекая большое количество населения близлежащих небольших городов и сельских поселений.
Сезонные миграции — это перемещения, как правило, экономически активного населения к местам временной работы или проживания на срок от нескольких месяцев, но не более года, с обязательным возвращением на постоянное место жительства. Такие миграции связаны с сезонными видами работы (например, сельское хозяйство), деятельностью (охота, рыбалка и т. д.).
Временная миграция — это переселение на довольно длительный, но ограниченный, часто заранее установленный период, который обычно связан с работой (например, по контракту в другой стране, городе, регионе).
Безвозвратная миграция — это перемещение населения, связанное со сменой постоянного места жительства, сопровождающееся сменой гражданства в случае переселения в другую страну.
Согласно другой классификации, основанной на причинах переселения, миграции делятся на следующие виды: трудовые; политический; военный; брак.
Трудовая миграция в результате перемещения населения по экономическим причинам (безработица, экономическая нестабильность, невостребованность на рынке труда определенных видов профессий, низкая заработная плата и т. д.).
Политическая миграция в результате смены политического режима, идеологической конфронтации или политических конфликтов и перемещения населения, подвергающегося разного рода угнетению (религиозному, расовому, идеологическому). Этот тип порождает такой тип мигрантов, как беженцы.
Военная миграция, основной причиной которой, как следует из названия, является ситуация военного, а также послевоенного периода, результатом которой может быть эвакуация, р��эвакуация, а также депортация населения.
Трудовая миграция играет ведущую роль в современном мире, и ее масштабы постоянно увеличиваются. Итак, если в 1960 году общее количество трудовых мигрантов в мире чуть превышало 3 миллиона, то в середине 1990-х годов. он уже превысил 35 миллионов человек. А поскольку на каждого мигранта приходится около трех иждивенцев, это число можно увеличить в три-четыре раза. Фактически, он даже больше, потому что к нему должны быть добавлены сезонные мигранты, фронтальные рабочие (живущие по одну сторону государственной границы и работающие по другую ее сторону), нелегальные эмигранты и частично беженцы. Согласно отчету Международной организации по миграции, количество международных мигрантов в 2010 году составило 214 миллионов человек, или 3,1% населения мира. Если этот показатель и дальше будет расти такими же темпами, то к 2050 году он достигнет 405 миллионов.
Индия, Пакистан, Вьетнам, Алжир, Мексика, Ирландия, Турция и страны СНГ в настоящее время являются поставщиками рабочей силы на мировой рынок. Основным стимулом для трудовой миграции являются очень большие различия в обеспеченности стран трудовыми ресурсами и, в еще большей степени, различия между ними в заработной плате. Рабочая сила мигрирует в основном из стран с избытком рабочей силы с высоким уровнем безработицы и низкой заработной платой в страны с нехваткой трудовых ресурсов и высокой заработной платой. По крайней мере, 2/3 трудовых мигрантов из развивающихся стран, которые ищут работу в развитых странах Запада. Обычно это работники, претендующие на низкооплачиваемую, неквалифицированную, непрестижную, сложную и часто вредную работу. Как правило, миграционные потоки направляются из стран, находящихся на той или иной стадии демографического взрыва, в страны, переживающие демографический кризис и депопуляцию или приближающиеся к ним. Германия занимает первое место в Европе и второе место в мире (после США) по количеству эмигрантов. В 2002 г. в Германии проживало 7,3 млн. Иностранных граждан (8,9% от общей численности населения), в том числе 3,7 млн. Человек из экономически активного населения, что составляет 10% от общей численности рабочей силы страны. В основном это турки, югославы, итальянцы. Во Франции количество иностранных резидентов составляет 3,6 миллиона человек (6,4% от общей численности населения), а количество работающих там иностранцев (в основном из Северной Африки и Португалии) оценивается в 1,6 миллиона человек (6,2% рабочей силы). В Великобритании проживает более 2,5 миллионов иностранных граждан, большинство из которых — из стран Британского Содружества. Количество иностранцев, работающих в Великобритании, оценивается в 1,2 миллиона человек (4,4% рабочей силы). По прогнозам ЕС, к 2912 году количество иностранных граждан в развитых странах Европы увеличится в среднем на 10-15%.
Большое количество мигрантов размещается в странах-экспортерах нефти на Ближнем Востоке, где 70% рабочей силы — иностранцы. Страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла), Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония), Африки (ЮАР) также имеют высокий миграционный баланс, а также Израиль имеет хороший миграционный поток из России.
В 2010 году в Российскую Федерацию прибыло около 5 миллионов трудовых мигрантов, в основном из Украины (1,5 миллиона человек), Узбекистана (1,2 миллиона), Таджикистана (0,8 миллиона) и Кыргызстана (382 тысячи). По оценкам экспертов, сейчас в России около 9 миллионов мигрантов. Более того, Всемирный банк оценил ежегодную трудовую миграцию в Российской Федерации в 12,5 млн человек. На Москву и Московскую область приходится до 35% от общего притока трудовых мигрантов (хотя квота на привлечение иностранной рабочей силы в столице составляла всего 200 тыс. рабочих).
Последствия миграций могут быть как положительными, так и отрицательными. В странах, поставляющих рабочую силу, трудовая миграция помогает снизить уровень безработицы, предоставляет дополнительные источники валютного дохода в виде денежных переводов рабочих-мигрантов их семьям. После возвращения домой такие мигранты обычно пополняют ряды среднего класса, используя заработанные деньги для открытия собственного дела в своих странах, а это, среди прочего, приводит к созданию новых рабочих мест. С другой стороны, не все трудовые мигранты возвращаются в свою страну.
Страны, принимающие трудовых мигрантов, сталкиваются с еще более разнообразными проблемами. Конечно, таким образом они в какой-то мере компенсируют нехватку трудовых ресурсов (особенно в отраслях с низкой квалификацией работников) и получают определенные экономические выгоды. Однако социальные проблемы трудовой миграции, как правило, только обостряются. Лишь небольшой части трудовых мигрантов удается получить гражданство принимающей страны и стать ее полноправными гражданами. Остальным приходится довольствоваться так называемым видом на жительство, который не делает их полноправными членами общества. Хотя рабочие-мигранты часто живут и работают в своего рода этнических анклавах и существуют как бы отдельно в своей культурной и политической среде, сообщества иммигрантов часто влияют на внешний вид целых городов, часто становясь рассадниками преступности, наркомании и других социальных зол. Даже в периоды экономического бума это вызывает протесты местного населения. Когда на смену подъему приходит кризис, депрессия или состояние политической нестабильности, растет и враждебность к иммигрантам, начинаются межэтнические трения и разногласия. Неудивительно, что трудовые миграции давно стали объектом острой политической борьбы между демократическими и националистически-экстремистскими силами.
Например, в России механизм перераспределения трудовых ресурсов (внутренняя миграция населения) является предпосылкой для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Это перераспределение населения призвано сгладить существующие межрегиональные различия и более эффективно использовать ограниченные трудовые ресурсы России. Однако отсутствие устоявшихся общероссийских рынков труда и жилья, административных барьеров и недостаточная степень развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутренних миграционных потоков России. Единственный регион, в котором сегодня сохраняется избыток рабочей силы, — это республики Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария). Проблемы, связанные с их трудоустройством, отражаются в том, что значительная часть мигрантов из этих республик приезжает работать в другие регионы России, и проблемы здесь связаны, прежде всего, с ростом ксенофобии в обществе. В результате острота проблем трудовой миграции в настоящее время не уменьшилась, а в некоторых аспектах даже усугубилась. В частности, остаются актуальными проблемы легализации и защиты трудовых прав мигрантов; культурная и трудовая адаптация мигрантов и т. д.
Что касается внешней миграции, то проблема регистрации трудовых мигрантов более-менее решена, проблема получения разрешения на работу для трудовых мигрантов остается.
Есть еще несколько ключевых вопросов в сфере трудовой миграции, которые требуют обсуждения. Во-первых, необходимо решить, нужна ли России трудовая миграция или нет. Судя по демографическим прогнозам, в первую очередь, у нас огромный разрыв в обеспеченности трудовыми ресурсами. С 2009 по 2017 год около миллиона человек выходят из трудоспособного возраста. К 2025 году убыль населения трудоспособного возраста составит почти 14 миллионов человек. Это прогноз Росстата, средняя версия. Нам нужен приток трудовых мигрантов, но у власти и общества нет единого мнения, нужны им мигранты или нет. Есть точка зрения, что демографический вызов слишком серьезен, и нам не обойтись без мигрантов; Другая постановка вопроса — будущее русско-православного культурного ядра, размывание которого чревато серьезными социокультурными вызовами.
Важнейшими задачами, стоящими перед практически всеми странами мира в сфере регулирования миграционных потоков, является минимизация стихийного развития этих процессов, снижение их негативного воздействия. Российская Федерация также ищет механизмы использования миграционного потенциала при реализации различных социально-экономических проектов, предпринимаются попытки реализовать принцип территориальной дифференциации в миграционной политике.
Механизмы решения этой проблемы включают:
- совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ;
- совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) нелегальных мигрантов;
- дифференцированная финансовая поддержка вынужденных переселенцев за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
- создание центров временного размещения вынужденных переселенцев,
- компактные поселения, новые рабочие места и др.
Таким образом, значительное разнообразие видов, форм, типов, причин и тенденций, присущих миграционным процессам, порождает столь же значительное разнообразие проблем, с которыми сталкиваются мигранты и которые необходимо решать. Проблема регулирования миграции все больше выходит за рамки отдельных стран, приобретает международное и национальное значение и требует формирования регулирующих механизмов на международном уровне. Наиболее существенными проблемами для хост-состояний являются:
Современная эпоха характеризуется рядом глобальных проблем, от решения которых зависит развитие человечества и отдельных его народов и государств. Одна из таких проблем — миграция — территориальная мобильность населения, обусловленная влиянием различных факторов: социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенности исторического и экономического развития отдельных регионов и стран.
Миграция может различаться по причинам (добровольный или принудительный), типу (внешний или внутренний), типу (возвратный или безотзывный).
Миграция населения — важнейшее событие в жизни человечества и его развитии. Благодаря миграции, мы наблюдаем разнообразие рас и этнических групп мира ы населения. Благодаря миграции были созданы города-миллионеры и городские агломерации. В современном мире существует множество государств, созданием которых обязаны мигранты. Так образовались США, Австралия, Новая Зеландия и Канада.
Экономическое значение миграции заключается в перераспределении трудовых ресурсов между регионами страны или разными государствами. При этом обычно происходит перемещение населения из районов старой освоенной территории в районы новой застройки, где не хватает рабочих, а также из государств с избытком трудовых ресурсов в те государства, где они недостаточно. Основная причина перемещения населения — естественное желание человека жить лучше, т.е. трудовая миграция населения с целью трудоустройства.
Миграция на современном этапе имеет ярко выраженные особенности: увеличение масштабов миграции; к концу XX в. центрами притяжения стали страны и регионы ускоренного экономического развития; усиление внутриконтинентальной миграции; появление новых центров притяжения для миграции: страны Западной Европы, Северной Америки, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Австралия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинская Америка, страны Африки (Северная Африка и Южная Африка); преобладание молодежи (до 35 лет), преимущественно рабочих профессий; Утечка мозгов; высокий уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах; усиление государственного и международного регулирования трудовой миграции.
Естественно, любое государство проводит определенную миграционную политику, направленную на регулирование миграционных процессов.
- Асмус Т.А. Демография (конспект лекций) / Т.А. Асмус, А.В. Коваленко. — Томск: ТПУ, 2005
- Бобылев В. В. Миграционная политика (сущность, структурная структура, основные виды) / В. В. Бобылев // Власть. — 2008
- Бойков В.Е. Социальные аспекты миграции населения / В.Е. Бойков // Социальные исследования. — № 12. — 2000
- Бреева Е.Б. Основы демографии: учеб. пособие / Е.Б. Бреева. — М.: Дашков и К, 2004.
- Верещагина А. В. Демография. Учебник / А.В. Верещагин. — М.: Дашков и К, 2012
- Волох В. А. Миграционная политика России / В. А. Волох // Власть. — 2008
Основные тенденции и проблемы тенденции трудовой миграции в современном мире
- Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2013. –
№ 6 - Дата публикации 12.12.2013
- Раздел Экономические науки
- УДК 331.55
1
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Россия находится в первой пятерке стран, привлекающих мигрантов, наряду с такими странами, как США и Канада. Но если в западных странах нуждаются в квалифицированной рабочей силе и претенденты проходят суровый отбор, то в Россию едут на заработки зачастую люди без образования, без знания русского языка и вообще без какой-либо квалификации. Такая тенденция притока дешевых рабочих рук из стран Средней Азии и Закавказья существует с начала 2000-х.
С одной стороны, приток иностранцев, не требующих больших зарплат, позволяет выдерживать конкуренцию на рынке, удешевляя процесс производства, но с другой — все заработанные деньги пересылаются в семью и тратятся за ее пределами.
Бóльшая часть приехавших работников – нелегалы. А это означает, что работодатели наживаются на их труде и не делают никаких отчислений в бюджет. Кроме того, если есть дешевая рабочая сила, нет потребности внедрять новые технологии и развиваться.
В некоторых регионах мигрантов так много, что они создают целые отдельные поселения и это затрудняет их ассимиляцию в российском обществе. Россия должна решить проблему с демографическим кризисом. Но населять свои территории людьми, не являющимися носителями русской культуры, порой не знающими языка — значит подвергать опасности социально-культурные ценности страны в какой-то степени. Каков будет среднестатистический россиянин через десять-двадцать лет?
Население России сокращается не только из-за естественной убыли. Люди с востребованными профессиями всеми силами стремятся обосноваться в Европе и Америке.
Пока квалифицированные, грамотные, трудоспособные россияне, не нашедшие себе достойного применения в родной стране, переезжают за границу, их место занимают малоквалифицированные строители и разнорабочие из стран ближнего зарубежья.
Проблемы миграции в России в последние годы решаются на законодательном уровне. В 2014 и 2018 годах был принят ряд законов, изменяющих порядок нахождения в РФ иностранцев. Все они уже вступили в силу.
Всем, кто желает устроиться на работу в России, нужно будет сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законов РФ. Таким образом российские власти хотят повысить образовательный уровень мигрантов и увеличить поступления в бюджет. С 1 июня 2015 года все иностранцы-водители коммерческого транспорта должны иметь права российского образца.
Всем гражданам стран СНГ для въезда в РФ теперь нужен загранпаспорт. Не принято окончательно решение только по Украине, вернее, отложено на неопределенный срок. Увеличился размер госпошлины на оформление документов в ГУВМ МВД.
Вместо разрешения на работу теперь выдается патент, причем он действителен только в том регионе, где был получен. Раньше такие патенты выдавались только для работы на физических лиц, теперь же они оформляются и для трудоустройства у юридического лица.
Чтобы оформить такой документ, нужно пройти медкомиссию, сдать экзамены, получить ИНН и медицинскую страховку, и все это за 30 дней с момента въезда в страну. Поучаствовать в оплате всех этих процедур предлагается работодателям, если они действительно заинтересованы в работнике.
Ужесточились наказания за использование нелегальной рабочей силы. Нелегалам, длительно нарушающим миграционный режим, может быть закрыт въезд в РФ на срок до 10 лет.
Еще один новый проект предусматривает выплаты субсидий из федерального бюджета тем работодателям, которые будут принимать на работу не иностранцев, а граждан РФ из других регионов. Это позволит сократить уровень безработицы и заменить внешнюю трудовую миграцию на внутреннюю. Приоритет получат так называемые особые экономические зоны.
Лица, претендующие на ПМЖ и получение гражданства, в основном в развитых странах, например, Канаде и Америке, называются поселенцы. Многие из них приезжают, чтобы воссоединить семьи, члены которых ранее прибыли на данную территорию.
В России используются специальные программы для поселенцев, в т. ч. вынужденных по причине политического преследования, расового и др.
Трудовой миграцией называют переезд граждан в другой город, регион или за пределы государства с целью поиска работы с достойной заработной платой. Помимо оплаты целью может быть самореализация человека в определённой области.
Выделяют внешнюю и внутреннюю миграцию:
- В процессе внешней миграции (иммиграции и эмиграции) граждане одной страны переезжают жить в другую. Иногда иммигрантов привлекает социальная программа государства, в котором они собираются жить на пособия. Но чаще всего переезд связан с возможностью трудоустройства на высокооплачиваемую должность;
- Внутреннее мигрирование представляет собой изменение места жительства внутри своей страны: переезд из села в город или наоборот, переселение в другой регион.
Среди причин переезда трудоспособного населения выделяют экономические и неэкономические. К экономическим относятся:
- Низкая оплата труда;
- Отсутствие рабочих мест;
- Невозможность устроиться по профессии или на желаемую должность;
- От��утствие перспектив для карьерного роста.
Большое количество трудовых мигрантов появляется после закрытия градообразующего или другого крупного предприятия регионального значения, когда сразу сотни людей оказываются без работы.
По мнению российских иммигрантов, в большой стране много возможностей, чтобы заработать и содержать семью. Массовый приток в страну неквалифицированной рабочей силы связан с возможностью дать работу дворникам, грузчикам и разнорабочим. Такие профессии оплачиваются невысоко, но даже этот доход значительно превышает уровень заработной платы на родине. Миграции также способствует отсутствие языкового барьера.
Для высококвалифицированных специалистов привлекательны российские технологии.
Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?
Прежде всего, утвержденная Президентом РФ Концепция гос. миграционной политики, нацелена на возвращение российских мигрантов, особенно востребованных специалистов. Для этого будут создаваться все благоприятные условия. Организации, способствующие привлечению данной категории мигрантов, будут поддерживаться государством.
В планах по распоряжению российского Правительства, датированного 15.11.2018, выдать более 83 тысяч РВП с распределением по регионам РФ.
В перечне квот на 2021 год сокращена доля рабочих-иностранцев в некоторых отраслях, например, транспортной сфере. Постановление утверждено в российских правовых рамках по отношению к иностранным гражданам. Ежегодно пересматривается процент зарубежных работников в экономических отраслях с учетом рыночных особенностей субъектов РФ, а также востребованность, в первую очередь, рабочих мест для граждан России.
Так, по факту трудовой внешней и внутренней миграции в РФ с рядом плюсов и минусов, есть определенные проблемы, в частности ее нескончаемый поток, что влияет на экономику страны. Российское законодательство принимает меры по снижению официальных квот для иностранцев, оставляя привилегии за своими гражданами.
Положительные и отрицательные аспекты процесса
Как и каждый процесс, трудовая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам трудовой иммиграции можно отнести следующие факторы:
- страны-экспортеры трудовых ресурсов «прокачивают» часть собственных трудовых ресурсов в более развитых странах, в результате чего получают по их возвращении на родину опытных работников с высоким уровнем квалификации, что в немалой степени способствует росту их собственных экономик;
- экспорт трудовых ресурсов приносит валютный доход: фирмы-посредники платят отчисления в государственный бюджет, трудовые мигранты переводят домой заработанные деньги, привозят из-за рубежа автомобили, бытовую технику, одежду, ввозят средства производства для реализации собственных стартапов;
- в период экономического спада эмиграция рабочей силы содействует снижению напряжённости на внутренних рынках труда.
К негативным последствиям международной трудовой миграции можно отнести:
- безвозвратную потерю определённой части трудоспособного населения, которое остаётся работать в принявших его странах без намерения возвратиться на родину;
- трудовыми мигрантами, как правило, становятся наиболее активные и трудоспособные граждане страны-экспортера рабочей силы, которые могли бы своими способностями и энергией существенно помочь её экономическому развитию;
- международная трудовая миграция оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию в странах-экспортерах, где наблюдается тенденция к росту количества разводов и уменьшению рождаемости;
- с прибытием в экономически благополучную страну зарубежной рабочей силы на её внутринациональном рынке труда начинает создаваться значительное напряжение и возрастает конкуренция, что способствует снижению уровня заработной платы в том числе для коренных жителей этого государства.