Правила перевозки группы детей в автобусе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки группы детей в автобусе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.
Требования к автобусу
С учетом всех изменений в законодательстве к автобусами для перевозки детей предъявляются следующие требования:
- Скорость не более 60 км/ч.
- Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
- Опознавательный знак “Перевозка детей” спереди и сзади автобуса, а на боковых сторонах надписи “Дети”.
- Ремни безопасности.
- Тахограф.
- Спутниковая навигация ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Требования к сопровождающему
Аварийная сигнализация должна быть включена:
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него.Пункт 7.1 ПДД
Количество сопровождающих может быть любым, минимум — 1 взрослый на 20 детей. Если в путь отправляются несколько автобусов — сопровождающие должны быть в каждом, а минимальное их число должно равняться количеству дверей. При этом при посадке-высадке детей взрослый должен быть у открытой двери.
Почему это важно? Для безопасности юных пассажиров. Например, при отсутствии контроля ребенок может выскочить из автобуса и побежать на проезжую часть. Или затеряться в толпе людей, которые идут в этот момент по тротуару.
При подаче уведомления в ГИБДД всех сопровождающих необходимо включить в список пассажиров.
Можно ли перевозить ребёнка на переднем сиденье Газели?
На переднем сиденье Газели (тентованной, фургоне), где вовсе нет заднего ряда сидений тоже иногда бывает нужно посадить ребёнка. Понадобится ли для этого автокресло или можно его пристегнуть ремнём? Ведь, с одной стороны, ПТС Газели указывает на то, что это транспортное средство принадлежит к грузовым машинам, с другой — автомобиль весит менее 3,5 тонн, и практически все пункты ПДД распространяются на Газель как на легковую машину!
Ответ на этот вопрос однозначен. ПДД явно не отличают грузовые и легковые машины в контексте их снаряжённой массы до 3,5 тонн и более. Есть требования либо к массе авто, либо к его виду. В пункте 22.9 ПДД указаны именно грузовые машины, поэтому и Газель в контексте этого пункта относится именно к грузовым.
Это значит, что в Газели ребёнка на переднем сиденье можно перевозить, пристёгнутым ремнём безопасности, если ему исполнилось 7 лет. Причём, независимо от того, есть в Газели задний ряд сидений («Фермер» или пассажирская версия) или нет.
Требования к перевозке детей на первом сидении
Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли перевозить ребенка на переднем сидении. Данный процесс разрешается при учете разных требований. К ним относятся следующие:
- В правилах не указывается, где именно можно располагать детское сидение в машине, поэтому допускается пользоваться им на переднем сидении.
- Если младенец находится в люльке, то он должен смотреть в салон автомобиля.
- Когда малышу уже больше одного года, то для него можно пользоваться стандартным автокреслом, которое прикрепляется к сидению автомобиля. Фиксироваться ребенок должен ремнями, имеющимися на удерживающем устройстве.
- Автокресло в обязательном порядке нужно применять для переднего сидения до того момента, пока маленькому пассажиру не исполнится 7 лет.
- В возрасте от 7 до 12 лет необходимо пользоваться специальным бустером, с помощью которого несовершеннолетний немного приподнимается, поэтому ремень находится на уровне плеча, а не на шее.
- С 12 лет разрешается ездить на переднем сидении таким же образом, как и всем взрослым людям, но рост детей должен находиться в пределах от 150 см.
Правила перевозки детей спереди: грузовик
Аналогично, на грузовиках кресла не делятся на «передние» и «задние» — вне зависимости от взаимного их расположения относительно друг друга (бывает, что в грузовых авто кресла располагаются рядами). Но правила перевозки детей на таких машинах строже. Перевозить ребенка в грузовике можно:
- Только при условии применения удерживающего устройства, если ребенку еще не исполнилось 7 лет.
- Только при условии применения удерживающего устройства или заводских ремней безопасности (на выбор), если перевозится ребенок в возрасте от 7 до 11 лет (включительно).
- При условии применения заводских ремней безопасности, если ребенку исполнилось 12 лет.
- Возрастное ограничение связано с технической стороной устройства ремней безопасности. Фиксирующие устройства рассчитаны на человека ростом более, чем 150 см. В противном случае ремень проходит в области шеи ребенка. В ситуации экстренного торможения или резкого толчка такой фиксатор может привести к непоправимым последствиям. Именно поэтому установлен ценз в 12 лет. Не стоит забывать, что развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому учитывайте также действительные физические параметры вашего чада.
- Другая причина – неправильное (опять-таки с технической стороны) положение туловища в кресле. Сила, с которой происходит выброс подушек безопасности, а также их последующее расположение могут причинить еще большие увечья маленькому пассажиру.
Основные правовые документы, регламентирующие процедуру
- Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
- Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
- Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
- Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
- Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ
Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?
Ответ: Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)
Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).
По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.
При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)
Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:
- нерегулируемые железнодорожные переезды;
- ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).
При организации перевозки детей школьным автобусом в школе необходимо издать следующие приказы:
- О назначении ответственного за безопасность дорожного движения при перевозке обучающихся школьным автобусом;
- О назначении сопровождающих при перевозке детей школьным автобусом;
- О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса;
- Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу;
- О мерах по предупреждению дорожно- транспортных происшествий;
- О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств.
На что обратить внимание
С 1 июля 2015 года вступили в силу новые требования к автобусам, на которых осуществляется перевозка детей: транспортное средство должно быть не старше 10 лет, допущенное к участию в дорожном движении, оборудованное тахографом (для фиксации скорости, периодов движения и остановки), аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (устройством, позволяющим определить точное месторасположение транспортного средства).
Если такой автобус у организатора перевозки отсутствует, он его арендует и заключает договор фрахтования. Если есть, договор не требуется.
Водителем автобуса, осуществляющего перевозку детей, может быть только лицо, которое:
- имеет стаж работы водителем ТС категории «D» не менее 1 года из последних 3 календарных лет;
- не совершало в течение последнего года административных правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрено лишение прав либо административный арест- прошло предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей, а также предрейсовый медицинский осмотр.
Не позднее, чем за 2 дня до поездки, организатор перевозки или фирма, осуществляющая перевозку (по договоренности с организатором), обязаны подать в ГИБДД уведомление о перевозке детей. В случае, когда перевозка осуществляется 3 и более автобусами, подается заявка на сопровождение автомобилями сотрудников полиции.
Дополнительные сведения о перевозке детей в автобусе
Автобус должен быть оснащнен знаком «перевозка детей» — квадрат желтого цвета с каймой красного цвета, с черным изображением символа дорожного знака 1.23, знаком «ограничение скорости» — в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 на задней стороне кузова слева.
Поездка в ночное время (с 11 вечера до 6 утра) допускается только при следовании к вокзалу, аэропорту или от них, доставке детей до пункта назначения при задержке в пути.
Если какие-то обстоятельства изменяются (задержка движения, ограничение движения и т.п.), организатор или перевозчик (по договоренности) оповещают об этом законных представителей детей и подразделение ГИБДД.
Нарушение правил перевозки детей в автобусе влекут административную ответственность по ст. 12.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как же перевозить детей?
Правила перевозки детей и ужесточение наказания за их несоблюдение не вызвали понимания среди большинства организаторов поездок детей. Это понятно. Раньше организовать поездку было просто и быстро. Достаточно было позвонить в автопарк и сделать заказ.
Однако не редкостью становились случаи, когда детям выделялся старый автобус, не выдерживающий никакой критики и ломающийся в пути. Дети терпели большие неудобства: жару без кондиционеров, холод без печки, жажду — если мама не догадывалась положить бутылку с водой, голод — при отсутствии сухого пайка. Таким образом, поездки, особенно дальние, превращались для детей в настоящую пытку.
Сейчас требования к перевозке детей кажутся несоразмерно строгими и очень волокитными. Однако к ним нужно привыкнуть. Оформив несколько раз поездку по всем правилам, испытав комфорт и удовольствие от поездки, организаторам-педагогам и воспитателям самим не захочется терпеть какие-то ни было лишения в дороге. И так, в конечном итоге, будет лучше для всех.
Новые правила перевозки детей автобусами
Организаторы перевозки детей в автобусе межгород должны выполнять следующие требования, предъявляемые к ТС и водителю:
- срок эксплуатации автобуса не превышает 10 лет;
- транспортное средство технически исправно;
- автобус оборудуют тахографом и системой навигации;
- скорость следования по маршруту составляет не более 60 км/ч;
- водитель имеет категорию D со стажем работы больше 1 года.
Нарушение требований влечет за собой штраф, который обязан оплатить перевозчик.
Перевозка детей на автобусе межгород и новые правила предполагают скидки для юных пассажиров.
Законодательством предусмотрены:
- проезд одного малыша до 5 лет на коленях у взрослого;
- перевозка двух пассажиров до 12 лет и покупка билета с 50%-скидкой каждому несовершеннолетнему на отдельное место;
- бесплатное сопровождение инвалида любого возраста.
Размер скидок зависит от региона РФ. Льготы на проезд могут быть предоставлены студентам в период обучения, в выходные и праздничные дни. Право на скидки есть у многодетных семей.
Ранее для перевозок детей подходили школьные автобусы не старее 10 лет, оснащенные тахографом и отечественной системой спутниковой навигации (обязательная система – ГЛОНАСС, дополнительно можно установить также американскую GPS), но с 2021 года все эти требования отменены. Норма о возрасте транспортных средств, по сути, так никогда и не действовала, постоянно откладываясь. Оборудование автобусов тахографами и так прописано в специальном приказе Министерства транспорта РФ для обеспечения режима труда и отдыха водителей. Единственная норма, оставшаяся в новом постановлении Правительства – наличие в транспортном средстве ремней безопасности, что также дублирует общее положение ПДД.
Все, кто работает с детьми, знают, каким количеством документов оформлена их деятельность. Ранее правила перевозки группы детей предписывали водителю (именно водителю, а не лицу, сопровождающему несовершеннолетних) иметь шесть различных бумаг – списков, маршрутов, договоров, а с 2021 года в автобусе во время поездки нужны только два документа:
- договор фрахтования (если это не штатный школьный автобус, а транспортное средство сторонней организации, нанятое для осуществления конкретной поездки); фрахтование (фрахт) – это аренда транспорта, при которой экипаж предоставляет арендодатель;
- маршрутного листа, составленного в свободной форме и содержащего наименования пункта отправления, пункта назначения, промежуточных остановок, посадок и высадок, а также при межгороде – остановок для сна, короткого отдыха, питания по дороге.
Важно: теперь нужен только оригинал договора, а не его копия, как было ранее. Из списка необходимых документов исключены сведения о водителе, порядок посадки в транспортное средство, перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.
При этом новый регламент сохраняет требование о наличии списка перевозимых лиц – не только несовершеннолетних, но и всех, кто находится в автобусе во время поездки, кроме экипажа. Однако теперь этот документ должен быть не у водителя, а у лица, ответственного за детей. Как правило, это педагогический работник образовательного или иного детского учреждения. Изменение очень полезное с учетом того, что состав группы может меняться.
У ответственного, а не у водителя теперь должна находиться и копия документа, выданного органом ГИБДД. Это уведомление, направленное организаторами в транспортную полицию и ее постановление либо об отказе в сопровождении, либо о назначении сопровождения.
Перевозка детей в городских и междугородних автобусах: правила и требования
Управление автобусами требует водительских прав категории D. Для допуска человека к перевозке детей государство требует, чтобы его стаж именно в этой категории был, во-первых, достаточным (порядка года), а во-вторых, актуальным (не ранее двух предыдущих лет). Вообще, хронология изменений правил перевозки детей показывает, что Правительство так и смогло определить для себя наиболее оптимальный стаж: после многочисленных смягчений и ужесточений к 2021 году к управлению школьным автобусом допускаются водители со стажем по категории D не менее 1 года в течение последних двух лет. Относительно предыдущих требований это смягчение – ранее было не менее 12 месяцев из последних 13.
Прежние правила устанавливали, что если дети перевозятся на двух и более автобусах, каждый из них должен быть пронумерован. Эта обязанность возлагалась на лицо, ответственное за поездку, совершаемую на штатных автобусах школы или иного учреждения. Если же транспорт арендовался, то нумерацию выполнял фрахтовщик (лицо или организация, предоставлявшая автобусы в аренду) и передавал сведения фрахтователю (арендатору). При этом водитель каждого транспортного средства должен быть получить полные сведения о присвоенных номерах. Такая мера оказалась очевидно избыточной и бесполезной, поэтому в новый регламент Правительство ее уже не включило.
Перевозка детей автобусом по межгороду нередко занимает более одних суток, поэтому встает вопрос о ночевке в пути. Старые правила требовали организаторов поездки заранее составлять список гостиниц, в которых будет обеспечен ночной отдых в течение всей поездки. В таком перечне указывали наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, владеющего гостиницей. Очевидно, такое требование значительно усложняло подготовку поездки: нужно было изначально все распланировать, заключить договора со всеми гостиницами, а при нештатной ситуации оформить экстренную замену мотеля было сложнее. С 2021 года такой список больше не нужен, можно договариваться о ночлеге непосредственно на месте, исходя из реально сложившихся условий.
До 2021 года при перевозке детей в автобусе более 12 часов подряд нужно было обеспечить присутствие с группой медицинского работника – правила возлагали эту обязанность на организатора поездки или фрахтовщика. Причем медработник должен был иметь при себе копию лицензии на право осуществлять медицинскую деятельность. Правительство оставило в силе данное требование, но уточнило, что медицинский работник (как правило, медсестра или фельдшер) нужен, только если в поездке участвует не менее трех автобусов.
Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев
В Международный день защиты детей Ространснадзор уточняет ключевые требования, на которые необходимо обращать внимание учебных и спортивных заведений при выборе перевозчика для осуществления организованной перевозки групп детей по заказу
Начались долгожданные летние школьные каникулы — период массового перемещения детей в лагеря отдыха и обратно, на экскурсии, спортивно-массовые, оздоровительные и другие мероприятия.
В целях обеспечения безопасности при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации Ространснадзор уточняет ключевые требования, на которые необходимо обращать внимание учебных и спортивных заведений при выборе перевозчика для осуществления организованной перевозки групп детей по заказу, в том числе:
— перевозчик должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя;
— перевозчик должен иметь лицензию на деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, также автобус перевозчика должен быть внесен в реестр лицензий. Данные сведения размещаются на сайте Ространснадзора и его территориальных управлений;
— ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и багажа должна быть застрахована. Сведения о наличии страховки можно проверить на сайте Национального союза страховщиков ответственности;
— перевозчик должен заключить с заказчиком перевозки договор фрахтования, либо оформить заказ-наряд, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
— перевозчиком должен быть проведен соответствующий инструктаж и предрейсовый медицинский осмотр водителю автобуса, который будет осуществлять перевозку детей, а также проверено техническое состояние транспортного средства перед рейсом, с проставлением соответствующих отметок в путевом листе;
— перевозчиком должно быть подано уведомление о планируемой перевозке групп детей в территориальное подразделение ГИБДД МВД России.
Ространснадзор уточняет ключевые требования при выборе перевозчика для организованной перевозки детей по заказу:
— перевозчик должен быть зарегистрирован;
— перевозчик должен иметь лицензию, а автобус должен быть внесен в реестр лицензий;
— ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и багажа должна быть застрахована;
— перевозчик должен заключить с заказчиком договор фрахтования либо оформить заказ-наряд;
— водитель должен пройти инструктаж и предрейсовый медосмотр, должно быть проверено техсостояние автобуса перед рейсом, а соответствующие отметки проставлены в путевом листе;
— нужно уведомить ГИБДД МВД о планируемой перевозке групп детей.
Детям разрешили ездить бесплатно? Госдума приняла очень спорный закон
Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.
В процессе оформления лицензии информация о перевозящем людей автобусе включается в специальный реестр лицензий и транспортных средств, для чего подаётся отдельное заявление.
- Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
- Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
- Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
- Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
- Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
Новые требования к перевозке детей автобусами 2021
Организованная перевозка детей автобусами должна предусматривать все меры по обеспечению их безопасности.
В связи с этим с 1 октября 2019 года были разработаны правила и нормативы, которые обязательны к исполнению всеми, кто готовится к транспортировке несовершеннолетних детей автобусами по любым маршрутам.
Требования предъявляются не только к самому транспортному средству, но и к водителю, сопровождению и другим важным моментам.
Понятие детских перевозок группами дано в п. 1.2 Правил дорожного движения:
Организованная перевозка группы детей — это перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью восемь и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей
Такое мероприятие подчиняется ряду требований, закрепленных в нормативном документе, утвержденном Правительством РФ от 17.12.2013 г. № 1177.
Перед перевозкой несовершеннолетних детей, необходимо предварительно подготовить следующие документы:
- договор фрахтования, если перевозка осуществляется в его рамках;
Образец договора фрахтования автобуса для перевозки детей
- если автобус или группа автобусов следует по маршруту с продолжительностью в пути более 12 часов, то необходимо присутствие медицинского работника. В этом случае нужно представить документ о его квалификации, подтвердить, что деятельность осуществляется на основании лицензии или копии договора с лечебным учреждением;
- копия уведомления о поездке детей или решения о сопровождении автомобилем ГИБДД. Уведомление подается при осуществлении перевозки детей одним или двумя автобусами в ГИБДД предварительно за два дня до выезда. Если транспортных средств три и более, не позднее, чем за 10 дней;
Бланк уведомления о перевозке детей в ГИБДД
- сведения о водителе и данные его водительского удостоверения;
- списки детей и сопровождающих, с указанием контактных телефонов родителей или законных представителей несовершеннолетних пассажиров, а также сопровождающих их лиц;
- программа маршрута с запланированным временем в пути, местами и временем предполагаемых остановок для отдыха. При организации экскурсионной поездки указываются сведения оператора, предоставляющего туристическую услугу, указываются остановки на посещение запланированных мест;
- при нахождении в пути более трех часов в автобусе должны находиться вода и пищевые продукты, список которых потребуется составить;
- документ о порядке размещения по местам в автобусе детей (исключение составляет поездка по договору фрахтования).
Посадочных мест в автотранспорте, осуществляющем групповую перевозку детей должно быть в количестве, исключающем проезд стоя. Если экскурсионная поездка по продолжительности менее 12 часов, водитель может быть один, до 16 часов осуществляются только с двумя водителями.
К гражданину, управляющему автобусом с детьми, предъявляются следующие требования (п. 8. Правил):
- наличие прав с категорией D и непрерывный водительский стаж более одного года на дату начала поездки;
- в течение последнего года не допускавший нарушение ПДД и не привлекавшийся за это к ответственности;
- прошедший все предрейсовые мероприятия: инструктаж и медосмотр.
В автобусе или автобусах должны находиться сопровождающие лица, а в длительной поездке свыше полусуток еще и медика. Это должен обеспечивать ответственное лицо, взявшееся за организацию групповой перевозки детей.
С 1 октября 2019 года на сопровождающего возложено еще больше ответственности, так как он должен теперь следить, чтобы все пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности и не вставали со своих мест.
Требования правил обязывают соблюдать количество сопровождающих:
- в каждом автобусе количество должно рассчитываться в зависимости от необходимости нахождения по одному у каждой двери. Среди них определяется ответственное лицо;
- при движении колонной из нескольких автобусов, назначается дополнительно ответственный за всю колонну. В замыкающем транспорте должен находиться медицинский работник и это ответственное лицо.
Предел установленной скорости при движении по трассе за рамками населенного пункта для автобуса с детьми ограничен 60 км/ч.
Дети, не достигшие возраста 7 лет на момент начала длительной поездки свыше 4 часов, не могут быть допущены.
При утвержденном графике движения более трех часов должен составляться список продуктов и напитков, которыми должен быть оснащен каждый автобус. Обязательными является бутилированная вода в удобных емкостях, а также сухие пайки длительного хранения. Недопустимо присутствие продуктов, которые могут подвергнуться быстрой порче.
Ночным временем для детских перевозок принято считать часы с 23 до 6 утра. Движение в это время разрешено только в исключительных случаях и не более 100 км после 23-часового времени:
- к вокзалам и аэропортам и обратно;
- при завершении поездки (к месту ночлега или конечного пункта);
- связанных с нарушением графика в пути и задержке;
- при осуществлении перевозки в рамках правовых актов государственных органов субъектов Федерации.
Требования к перевозке детей в организованных поездках являются обязательными к исполнению и нарушение их влечет ответственность. Наказанию подвергаются не только водитель автотранспорта, но и организаторы поездки.
На самом деле, законом изменения называть не совсем верно. Формально они не относятся к законам, а являются Постановлением правительства России под номером 1196 о внесении изменений в другое ППРФ – №1177. Таким образом, первый нормативный акт просто вносит изменения во второй с начала октября 2021 года – основные правила организованной перевозки группы детей в автобусе.
Среди наиболее важных нововведений:
- ремни безопасности и пристёгнутые в них дети обязательны не только в междугородних перевозках, но и в городских автобусах для групп детей,
- больше ответственности переложено на сопровождающего,
- срок для подачи разрешения в ГИБДД для организованного движения детей теперь составляет всего сутки.