Заявительный порядок возмещения НДС: штрафы и пени
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявительный порядок возмещения НДС: штрафы и пени». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ускоренный режим возврата НДС не отменяет камеральных проверок налоговой. ФНС всё равно будет сверять расчёты и может запросить данные у компании и контрагентов. Просто сделает это уже после возврата НДС.
Кто вправе использовать ускоренный порядок возмещения НДС
По общим правилам возмещение НДС осуществляется налоговой инспекцией только после окончания камеральной проверки декларации по НДС, в которой налогоплательщик заявил налоговый вычет (ст. 176 НК). На этот возврат зачастую уходит очень много времени, с учетом того, что камеральная проверка декларации может быть несколько месяцев.
При этом некоторые налогоплательщики вправе использовать ускоренный (заявительный) возврат НДС до завершения камеральной проверки. В такой ситуации для возврата НДС нужно заявление налогоплательщика, а сам возврат производится «авансом» без проверки указанной в декларации информации. Возврат НДС в этом случае производится в течение 8-10 дней с момента подачи этого заявления.
Воспользоваться ускоренным возвратом НДС могут (п. 2 ст. 176.1 НК):
- компании, у которых общий размер уплаченных за 3 года налогов — не меньше 2 млрд. руб.;
- налогоплательщики, которые предоставили вместе с декларацией действующую банковскую гарантию;
- резиденты территории опережающего социально-экономического развития, которые предоставили вместе с декларацией договор поручительства управляющей компании;
- резиденты свободного порта Владивосток, которые предоставили вместе с декларацией договор поручительства управляющей компании;
- налогоплательщики, обязанность которых по уплате НДС обеспечена поручительством;
- участники налогового мониторинга;
- компании, осуществляющие производство вакцины для профилактики COVID-19, и сведения о них должны содержаться в регистрационном удостоверении этой вакцины.
Процедура возмещения НДС
Процесс возмещения состоит из нескольких этапов, без прохождения которых денег вы не получите. Вам предстоит:
- Подготовить документы, дающие право на возвращение денег, и налоговую декларацию. После этого документы нужно подать в налоговую службу.
- Пройти проверку налоговой службы. Налоговики проведут камеральную проверку. В вашу организацию они не выезжают. Проверка проводится по правилам, установленным ст. 88 НК РФ. Процесс проверки займет до 3-х месяцев. В это время у вас могут требовать предоставления дополнительной информации. Отказ от предоставления запрошенных сведений будет воспринят как нарушение закона, и вам придется уплатить за это штраф. Предоставлять запрошенные сведения придется в электронном виде, иначе будет считаться, что вы их не дали.
- Дождаться принятия налоговой службой решения и составления акта об этом. В течение недели после завершения камеральной проверки будет принято решение. Возмещение может быть полным или частичным. Частичным оно будет, если часть заявленной суммы налоговики признают не подлежащей возвращению. Если в ходе проверки выявлены нарушения, в выплате средств могут отказать, а налогоплательщика — оштрафовать. После принятия решения у налоговиков есть еще 5 дней на сообщение о нем налогоплательщику.
- Дождаться возвращения денег. В идеальном варианте: налоговики на следующий день отправят документы в казначейство, а оно в течение 5 дней переведет вам средства. Но мы помним, что возращение денег производится по заявлению. Так вот, если заявление подано до вынесения решения, у налоговой есть 3 месяца и 12 дней на выплату, а если после — 1 месяц. В первом случае срок отсчитывается от подачи декларации, во втором — от подачи заявления.
Какая доля вычетов безопасна
Налогоплательщики НДС должны не забывать о том, что слишком большая доля вычетов чревата последствиями. Указанная в декларации подозрительно малая сумма НДС к уплате может привлечь внимание налоговиков — особенно при значительных оборотах компании. Как следствие, ИФНС может запросить пояснения.
Налоговые инспекторы при анализе суммы уменьшения НДС руководствуются установленными ориентирами. Они сравнивают долю уменьшения налога из декларации с условно допустимыми общефедеральным показателем 89 % и региональным. Безопасная доля вычетов по регионам колеблется. Например, за третий квартал 2020 года она составила 64,3 % для Калининградской области и 193,3 % — для Мурманской.
Превышение налогоплательщиком нормативного регионального уровня уменьшения налога в течение нескольких месяцев может создать для него крайне неприятную ситуацию: ИФНС включит его в план выездных проверок. Поэтому организация или ИП не всегда показывают в декларации все вычеты в отчетном налогом периоде, а переносят их на следующие кварталы и при этом обязательно рассчитывают безопасную долю вычета для своей конкретной ситуации, поделив величину налогового вычета на сумму исчисленного НДС и умножив на 100 %.
Нюансы возмещения: особенности возврата НДС при экспорте из России
Ситуация, когда требуется возврат НДС в рамках разницы уплаченного и принятого НДС, обычно заботит предпринимателей-экспортеров. По п. 1 ст. 164 и ст. 165 Кодекса, такой бизнес применяет ставку 0% при продаже товаров за границу. И, следовательно, по декларации «цепочка» НДС у них не будет совпадать. Сумма вычетов будет превышать сумму начисленного НДС каждый квартал.
При этом факт разницы между вычетами и самим НДС – это не гарантия того, что НДС примут к возмещению. Есть практически 100% вероятность камеральной проверки, когда надо доказывать, что бизнес действительно отправил товар на экспорт. Ее суть – ФНС запрашивает большой объем документов, которые доказывают:
- возможность применять пониженную ставку НДС при реализации;
- размер «входящего» НДС.
Любопытно, что при возмещении НДС ИП или ООО на ОСНО, которые торгуют внутри своей страны, проверка проходит проще. Придется только предъявить документы, доказывающие «минусовую» разницу между суммой налога и вычетами, которые можно получить из бюджета.
Отказ из-за непроявления должной осмотрительности
Понятие о должной осмотрительности введено постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. В 2017 году после вступления в силу закона «О внесении изменений в ч. I Кодекса» от 18.07.2017 № 163-ФЗ в Кодекс была добавлена ст. 54.1. Таким образом, налоговая узаконила свою борьбу с минимизацией налогов. Разъяснение о применении данных норм содержится в письме ФНС от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@.
Использовать новый механизм могут следующие категории налогоплательщиков:
- организации, которые за три предыдущих календарных года уплатили налоги на сумму равную или превышающую 2 млрд рублей;
- организации или ИП, которые предоставили вместе с декларацией по НДС гарантию от банка уплатить излишне возмещенную сумму НДС, если решение о возмещении отменят;
- налогоплательщики-резиденты территорий опережающего социально-экономического развития, которые вместе с декларацией предоставили договор поручительства управляющей компании;
- налогоплательщики, подключившиеся к системе налогового мониторинга;
- организации, которые осуществляют производство вакцины от коронавируса;
- налогоплательщики, заявившие сумму к возмещению в пределах размера налогов, уплаченных в бюджет страны за предыдущий год. Они не находятся в процессе ликвидации или реорганизации, и в их отношении не заведено дело о банкротстве.
Этапы процедуры возврата НДС
Действия налогоплательщиков |
Действия Налоговой Службы |
Результаты |
Субъект предпринимательской деятельности подает в ФСН декларацию | Сотрудники контролирующих органов проводят камеральную или выездную проверку | По результатам проверки налогоплательщика принимается решение о возмещении НДС или об отказе в возврате переплаченных налоговых обязательств |
Плательщик налога получает Акт проверки | Акт составляется по результатам проверки правильности и полноты начисления налоговых обязательств | Если выявляются нарушения, они отражаются в Акте и к субъекту предпринимательской деятельности могут применяться финансовые санкции |
Субъект предпринимательской деятельности пишет возражение | Контролирующие органы ознакамливаются с доводами налогоплательщика и либо корректируют акт, либо оставляют его без изменений | В большинстве случаев ФНС не учитывает возражения плательщиков налога |
Выносится решение относительно возмещения НДС | По закону такое решение (если не выявлено нарушений) должно выноситься в семидневный срок с момента завершения проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя) | Обычно руководитель налогового органа выносит решение об отказе в привлечении субъекта предпринимательской деятельности к административной ответственности. В этом случае ФНС ему автоматически отказывает в возмещении налога |
Подается апелляционная жалоба | В первую очередь апелляция подается в вышестоящий налоговый орган, после чего субъект предпринимательской деятельности обращается в суд | В единичных случаях контролирующие органы рассматривают апелляционные жалобы в пользу налогоплательщиков |
Подача искового заявления в арбитражный суд | Налогоплательщику необходима будет правовая поддержка, так как самостоятельно очень сложно доказать представителям Фемиды свое право на возмещение НДС | Если суд выносит решение не в пользу плательщика налога, он может обжаловать его в вышестоящей инстанции |
Исполнение судебного решения | Налоговый орган обязан в установленные сроки вернуть деньги на расчетный счет субъекта предпринимательской деятельности, либо провести возмещение в соответствии с ситуацией | Плательщики налога имеют право взыскивать с контролирующих органов понесенные судебные издержки, услуги юриста, государственную пошлину, проценты за задержку возмещения |
Камеральный контроль post factum
После возмещения НДС налоговый орган проверяет обоснованность сумм налога, заявленных к возмещению, посредством проведения камеральной проверки в соответствии с порядком, установленным ст. 88 Налогового кодекса.
Если нарушения законодательства о налогах и сборах не будут выявлены, то в течение семи дней после окончания камеральной налоговой проверки налоговый орган обязан письменно сообщить налогоплательщику об окончании налоговой проверки и об отсутствии нарушений законодательства о налогах и сборах.
Если же в ходе проведения проверки будут выявлены случаи нарушения законодательства о налогах и сборах, то будет составлен акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 Налогового кодекса. Налогоплательщик имеет право представить возражения по акту камеральной налоговой проверки, которые вместе с актом и другими материалами проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку. И в соответствии с нормами ст. 101 Налогового кодекса по ним должно быть принято решение.
По окончании камеральной налоговой проверки налоговый орган должен вынести решение о возмещении (полностью или частично) НДС, заявленного к возмещению, и (или) об отказе в возмещении (полностью или частично).
Иные проблемы и грядущие изменения
В практике применения заявительного порядка можно выявить еще массу мелких проблем. К примеру, положения письма Минфина России от 01.04.2010 № 03-07-08/84, в соответствии с которым если организация, применяющая заявительный порядок возмещения НДС и получившая деньги на свой счет, до завершения камеральной проверки подает уточненную декларацию, то она должна быть готова вернуть полученные деньги вместе с процентами.
Обусловлено это, по мнению ведомства, тем, что не позднее дня, следующего за днем подачи «уточненки», инспекторы отменяют решение о возмещении НДС по ранее поданной декларации и направляют организации требование возвратить в бюджет полученную сумму НДС и уплатить проценты за пользование бюджетными средствами. Причем проценты начисляются исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ. И при этом не имеет значения, какая сумма налога отражена в уточненной декларации к возмещению: большая или меньшая по сравнению с суммой налога, указанной в ранее поданной декларации. Таким образом, те налогоплательщики, которые представляют уточненную декларацию с большей суммой налога к возмещению, оказываются без вины виноватыми. Вроде и наказать их не за что (ведь вернуть им должны больше, чем уже вернули или зачли), а штраф все равно начисляют.
Такие нормы, позволяющие двоякое толкование либо влекущие откровенно нелогичные последствия в случае их скрупулезного применения, конечно, не редкость. И стоит признать, что, обнаружив их на практике, законодатели вносят соответствующие поправки в нормативную базу. Однако пока ни по одной из описанных в данной статье проблем никаких улучшений не планируется, хотя со следующего года вступят в силу некоторые новшества.
В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» в ст. 176.1 НК РФ с 01.01.2012 внесены следующие изменения:
- подп. 2 п. 4 признается утратившим силу, т.е. для включения в перечень банков, имеющих право выдавать банковские гарантии для применения налогоплательщиками заявительного порядка возмещения НДС, требование о наличии зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб. перестанет быть обязательным;
- в ст. 176.1 НК РФ вводится п. 6.1, согласно которому банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее срока, предусмотренного п. 7 названной статьи для подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога (т.е. не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации). Таким образом, налогоплательщики вне зависимости от способа представления декларации должны будут обеспечить поступление в налоговый орган оригинала соответствующей банковской гарантии до подачи заявления или одновременно с заявлением;
- п. 12 ст. 176.1 НК РФ дополняется абзацем, в соответствии с которым проверив банковскую гарантию и не обнаружив в ней нарушений, налоговый орган не позднее следующего дня обязан направить в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой гарантии.
Возврат НДС для юридических лиц
Актуально на: 23 ноября 2018 г.
Рассчитывать на возврат НДС из бюджета можно в следующих ситуациях.
Ситуация 1. Вы перечислили в бюджет сумму НДС больше, чем были должны. К примеру, по данным декларации сумма НДС к уплате составила 1000 руб., а вы пополнили бюджет (допустим, из-за ошибки в платежке) на 1500 руб. Тогда 500 руб. – переплата, которую можно вернуть из бюджета.
Ситуация 2. Сумма входного НДС, принятого в конкретном квартале к вычету, превышает сумму начисленного налога за этот же период (п. 2 ст. 173 НК РФ).
Допустим, НДС, отраженный по строке 118 Раздела 3 Декларации (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@), составил 2000 руб., а НДС по строке 190 Раздела 3 — 3000 руб. Соответственно, 1000 руб.
вы можете вернуть из бюджета.
Ситуация 3. Вы реализовали товары на экспорт и смогли подтвердить нулевую ставку налога (п. 1 ст. 164, п. 1, 9 ст. 165 НК РФ). Поскольку в этом случае НДС, исчисленный по ставке 0%, равен 0, то весь входной НДС, относящийся к экспортной операции, можно будет принять к вычету и заявить к возмещению из бюджета (п. 1 ст. 176 НК РФ).
Что такое возмещение НДС?
НДС – один из косвенных федеральных налогов, играющих важную роль в формировании доходов российского бюджета. Он взимается на каждой стадии производства товара или услуги.
Рассчитывается с разницы между ценой ее продажи потребителю и себестоимостью. По факту она закладывается в конечную цену и оплачивается потребителем. Он составляет от 0 до 18 процентов.
В 2019 году НДС может вырасти до 20 процентов, соответствующий законопроект правительства рассматривается в Госдуме.
У предпринимателей в ряде случаев есть возможность вернуть перечисленные в бюджет деньги. Возмещение НДС происходит за счет налогового вычета: предприятие вправе уменьшить размер этого налога на размер вычета.
Чтобы избежать ошибок и не точностей, которые могут привести к отказу возврата НДС, лучше поручить подготовку документов бухгалтеру имеющему опыт работы с возвратом или аутсорсинговой компании, в которой такой опыт обычно есть.
Возмещение НДС — как вернуть НДС ООО и ИП на ОСНО в 2019 году
Разберемся, что такое возмещение НДС и как осуществить возврат налога на добавленную стоимость юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим общую систему налогообложения. По итогам каждого отчетного периода (квартала) ИП и организации на ОСНО обязаны сдавать декларации по НДС. В декларации налогоплательщик указывает:
- сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, если сумма налога от реализации оказалась выше «входного» НДС.
ООО «Сталь» реализовало товаров на сумму 1 650 000 руб. (в том числе НДС 251 695 руб.), и закупила материалов на 550 000 руб. (в том числе НДС 83 898 руб.). НДС к уплате в бюджет составит 167 797 руб. (251 695 – 83 898).
- сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета, если сумма «входного» НДС оказалась выше НДС от реализации.
ООО «Сталь» реализовало товаров на сумму 820 000 руб. (в том числе НДС 125 085 руб.), а товаров закупила на сумму 1 450 000 руб. (в том числе НДС 221 186 руб.) Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составит 96 101 руб.
Примечание: важно не путать понятия «налоговый вычет по НДС» и «НДС к возмещению», это два абсолютно разных понятия. Налоговым вычетом называют налог, уплаченный при приобретении товаров, а НДС к возмещению – разницу между НДС от реализации и «входным НДС», подлежащую возврату из бюджета.
Учитывая изложенное, право на возмещение (возврат) из бюджета налога на добавленную стоимость возникает в случае, когда «входной» НДС превышает НДС от реализации. Такая ситуация может возникнуть также если налогоплательщик использует разные ставки налога при реализации и приобретении товаров (работ и услуг). Например, реализует товар по ставке 0% или 10%, а приобретает по основной – 18%.
Гарантия банка должна быть безотзывной и непередаваемой. Срок ее действия не может быть менее восьми месяцев со дня подачи декларации, в которой НДС заявлен к возмещению. Кроме того, гарантия должна допускать бесспорное списание средств со счета компании, если она не исполнит требование об уплате. Выдать гарантию может только банк, включенный в соответствующий перечень кредитных организаций, который ведется Минфином России.
Для внесения в этот перечень банк должен отвечать следующим требованиям:
- иметь лицензию Банка России;
- вести деятельность не менее пяти лет;
- иметь собственные средства в размере не менее 1 миллиарда рублей;
- соблюдать нормативы, обязательные для кредитных организаций, и не иметь требований Банка России о принятии мер по финансовому оздоровлению.
С 1 октября 2013 года к банковской гарантии применяются следующие требования (п. 3 ст. 74.1 и п. 4 ст. 176.1 НК РФ):
1) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
2) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.
Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, входящим в перечень, который ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Банка России.
Для включения в этот перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:
- иметь лицензию на совершение банковских операций, выданную Банком России, и ведение банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
- иметь собственные средства (капитал) в размере не менее 1 миллиарда рублей;
- соблюдать обязательные нормативы на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
- не иметь требований Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению.
При возмещении НДС по налоговым декларациям, представленным начиная с I квартала 2016 года, право на ускоренный возврат НДС без банковской гарантии получают организации, уплатившие за три предшествующих календарных года в совокупности 7 миллиардов рублей налогов. То есть, сумма налогов, позволяющая ускоренно возместить НДС, с 2016 года снижается с 10 до 7 миллиардов рублей. Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 397-ФЗ соответствующие поправки внесены в статью 176.1 Налогового кодекса.
Комментарии к ст. 176.1 НК РФ
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается:
решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Ни статья 176 НК РФ, ни какие-либо иные нормы НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ) не предусматривают заявительный порядок возмещения НДС.
Законом N 318-ФЗ в статью 176 НК РФ введен пункт 12, согласно которому в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 НК РФ, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.
Законом N 318-ФЗ вводится новая статья 176.1 НК РФ, посвященная правовому регулированию заявительного порядка возмещения налога.
Данная статья применяется к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2010 года.
Введение статьи 176.1 НК РФ, а вместе с ней и заявительного порядка возмещения НДС направлено на устранение основной проблемы процедуры возмещения НДС — длительного срока рассмотрения налоговыми органами налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение, и прилагаемых к ней документов.
Согласно ранее действующим правилам с момента подачи налоговой декларации и до момента вынесения решения о возмещении может пройти более четырех месяцев. В течение этого срока налоговый орган проводит камеральную проверку, а руководитель налогового органа рассматривает результаты этой проверки и выносит свое решение.
Столь продолжительные сроки возмещения налога являются реальным тормозом развития экономической активности налогоплательщиков, а в условиях экономического кризиса длительная процедура возмещения налога может стать причиной банкротства компаний.
Новый заявительный порядок возмещения налога основывается на следующих принципах:
— заявительный порядок возмещения НДС должен применяться во всех случаях возмещения налога, а не только в случаях возмещения налога экспортерам.
Согласно пункту 2 статьи 176.1 НК РФ право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:
1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;
2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ.
Из анализа приведенных положений статьи 176.1 НК РФ следует, что заявительный порядок возмещения НДС может применяться во всех случаях возмещения налога, а не только в случаях возмещения налога экспортерам.
Поскольку в подпункте 2 пункта 2 статьи 176.1 НК РФ (в редакции Закона N 318-ФЗ), в отличие от подпункта 1 пункта 2 статьи 176.1 НК РФ, не указано, что право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют только налогоплательщики-организации, можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога, если они предоставили вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном п��рядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, уплачивающий НДС, в связи со вступлением в силу Закона N 318-ФЗ применительно к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2010 года, воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС в порядке, предусмотренном статьей 176.1 НК РФ (в редакции Закона N 318-ФЗ);
— заявительный порядок возмещения — это право, которым может (но не обязан) воспользоваться налогоплательщик, отвечающий определенным критериям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.
В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ.
Учитывая приведенные положения статьи 176.1 НК РФ, заявительный порядок возмещения — это право, которым может (но не обязан) воспользоваться налогоплательщик, отвечающий указанным в данной статье требованиям;
— заявительный порядок возмещения должен применяться наряду с действующим сегодня порядком возмещения.
Как указано в пункте 8 статьи 176.1 НК РФ, в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 статьи 176.1 НК РФ, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.