Несвоевременная сдача декларации по земельному налогу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несвоевременная сдача декларации по земельному налогу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главной закрепляется налоговая (ст.107 НК РФ). Наказание выглядит как штраф за неуплату налогов на имущество, размер которого разнится исходя из вида налогового правонарушения. Так, 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не больше 30% от суммы и не меньше одной тысячи руб. придётся заплатить, если налогоплательщик не предоставил налоговую декларацию, например, при продаже жилой недвижимости. В таком случае он получает наказание за неуплату налога за квартиру, дом, дачу и т.п.

Комментарий к ст. 119 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации.

Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 01.01.2014, сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479, от 29.04.2011 N 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.2014 N СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения пункта 1 статьи 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в пункте 18 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 01.01.2014 посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, которым в пункте 1 статьи 119 НК РФ словосочетание «неуплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования пункта 1 статьи 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.2014 N СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу письма ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033 отмечено, что статьей 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 рублей.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 рублей Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что пункт 1 статьи 119 НК РФ не содержит противоречий, в том числе относительно установленных размеров штрафов.

В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименова�� этот документ в той или иной главе части второй Кодекса.

Какие ещё виды ответственности предусмотрены за неуплату налога на имущество

Административное наказание за неуплату налогов. Касается должностных лиц организаций и помимо штрафа подразумевает запрет на занятие конкретной должности, обязательные работы, арест.

Однако, последние две санкции распространяются и на граждан, которое дополнительно могут быть привлечены ещё и к принудительным работам.

Административный вид наказания назначается за неуплату налога в небольшом размере.

Уголовная ответственность. Предусмотрена за неуплату налогов в крупном и особо крупном размерах. Наступает, когда задолженность граждан по налогам в течение трёх финансовых лет составляет 2 700 000 руб. (крупный размер) и 13 500 000 руб. (особо крупный размер) ст. 198 УК РФ , а организаций 15 млн руб., и 45 млн руб. соответственно ст.199 УК РФ.

Конкретные меры ответственности

Порядок начисления пени является одинаковым вне зависимости от того, за какое нарушение он применяется — неуплата налога, непредоставление декларации или нарушение сроков при этом. Она начисляется за каждый день совершенного нарушения и рассчитывается как произведение численности этих дней, величины налогового обязательства и 1/300 ставки рефинансирования.
Что касается штрафа, то его размер отличается в зависимости от оснований для применения. В случае неуплаты налога величина штрафных санкций составит:

  • 20% от суммы долга — если это произошло неумышленно;
  • 40% — в случае умышленной неуплаты.
Читайте также:  Сколько можно находиться без регистрации в Москве

При нарушении сроков сдачи отчетности (то есть декларации) или полном игнорировании этой обязанности штраф составит:

  • 5% от суммы долга ежемесячно (минимум 1 тыс. руб. и максимум 30% от суммы) — этот штраф будет применяться в отношении компании-нарушителя в соответствии со ст. 119 НК РФ;
  • 300-500 руб. — фиксированный штраф установлен для должностного лица, обязанного сдавать отчетность (эта мера является уже административной и применяется в рамках ст. 15.5 КоАП).

Начисленные размеры пени и штрафа налоговый орган рассылает должникам в виде специального требования, которое должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с даты его получения (если в документе не указан иной срок).

Суммы, вносимые в качестве налога на землю, составляют существенную часть федерального и местных бюджетов. В 2020 году обязанности по его уплате возложены на следующих лиц:

  • Лица, владеющие землей на правах личной собственности.
  • Граждане или организации, которые распоряжаются земельным участком на условиях бессрочного пользования или по праву наследуемого землевладения.

Это значит, что лица, у которых земля находится в аренде, даже в долгосрочной, освобождены от указанных выплат. Вносить необходимую сумму в качестве налога следует за любой земельный участок, расположенный на территории РФ. Исключения представлены в ст. 389 НК РФ:

  • Земли, относимые к общему имуществу, принадлежащему многоквартирному дому.
  • Участки, не включенные либо изъятые из земельного оборота.
  • Земли на которых расположены объекты, имеющие федеративное и мировое значение в качестве памятников культурного и исторического наследства.
  • Участки, включенные в лесной фонд.

Предлагаем ознакомиться: МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО РАБОТНИКАМ УВЕЧЬЕМ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ ЛИБО ИНЫМ ПОВРЕЖДЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ, СВЯЗАННЫМ С ИСПОЛНЕНИЕМ ИМИ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Также освобождены от уплаты налога за земельный участок, имеющий любое целевое назначение, если его площадь составляет менее 600 кв. м. Если у лица имеется в собственности несколько таких площадей, он наделен правом самостоятельного выбора того, за который не будет перечислять налог.

Федеральную льготу по выплатам предоставляют следующим категориям граждан:

  • Лица со статусом пенсионер (не имеет значения на основании чего человек вышел на пенсию).
  • Имеющие инвалидность I или II группы, дети-инвалиды и прочие лица, обозначенные в ст. 391 НК РФ.

За владение земельным участком необходимо уплачивать налог
Обязанные лица должны выплачивать земельный налог ежегодно. Он рассчитывается, исходя из актуальной базы. Для земельного налога в качестве таковой определена кадастровая стоимость участка. До января 2020 г. эта сумма имела отличия от полной цены. Теперь эти показатели сравнялись. Поэтому базу смотрят по регистрирующим записям в ЕГРН (ФЗ РФ № 334 от 03.08.2018).

Расчет налога осуществляется, исходя из процентных ставок, зафиксированных в ст. 394 НК РФ. 0,3 % взимают за следующие категории земель:

  • Предназначенные к ведению сельхозработ.
  • Используемые в качестве приусадебного хозяйства и для прочих личных нужд.
  • Участки, отведенные для жилищного строительства и эксплуатации объектов, относящихся к системе коммунального хозяйства.
  • Относящиеся к категории земель, на которые наложены некоторые ограничения в интересах национальной безопасности.

Все прочие участки подпадают под категорию земель, в отношении которых действует ставка в размере 1,5 %.

Данные показатели для расчетов не являются величиной фиксированной. Они могут меняться в зависимости от расположения участка и прочих факторов. Устанавливают их размер местные органы власти. Если же региональные ставки отсутствуют, для расчетов используют федеральные показатели.

Кто его сдает, варианты представления

Декларацию сдает только налогоплательщик. Ими не являются компании без объектов налогообложения. Отчетность сдается в налоговый орган по месту пребывания участка земли. Эти правила определены в п. 1 ст. 398 НК России. Исключением являются компании, отнесенные к крупнейшим плательщикам налогов. В их обязанности входит сдача формы по месту учета.
У представителей малого и среднего бизнеса в собственности могут быть земли, не применяемые в предпринимательской деятельности. При этом они не должны подавать декларацию по КНД 1153005. То есть, они платят только начисленный взнос в соответствии с полученным уведомлением.

Физические и юридические лица сами рассчитывают свои обязательства для местного бюджета и по итогам сделанных подсчетов составляют соответствующую форму. Документ подписывается плательщиком и сдается в местный налоговый орган.

Если у налогоплательщика имеется несколько участков земель, размещенных в различных районах, то отчет составляется по каждому отдельно и сдается в инспекцию, расположенную в районе нахождения объекта.

Срок предоставления налоговой декларации по земельному налогу

Декларацию по налогу на землю за 2021 год юрлица будут сдавать в последний раз – начиная с отчетности за 2021 год, организации освобождаются от представления данного отчета. Сообщения о суммах земельного налога за 2021 год и далее будут рассылаться налоговиками в адрес организаций в течение полугода после истечения срока для его уплаты (п. 25, 26 ст. 1 закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

За 2021 год компаниям отчитаться нужно в обычном порядке. Согласно статье 398 НК РФ, последним днем для представления «земельной» декларации является 1 февраля следующего за отчетным года. Крайний срок сдачи декларации по земельному налогу в 2020 году совпадает с выходным днем (это суббота), поэтому он переносится на ближайшую рабочую дату – понедельник 3 февраля 2020 г.

Если при представлении в ИФНС декларации по земельному налогу-2019 сроки сдачи нарушены, это грозит организации штрафом в размере 5% от неуплаченного по данной декларации налога за каждый просроченный месяц (полный и неполный), но в целом не больше 30% от суммы неуплаты и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

«Земельная» декларация может подаваться как на бумаге, так и в электронном виде. Налогоплательщики, у которых среднесписочное число работников составило более 100 человек, обязаны отчитываться исключительно в электронном формате. Фирмы с меньшей численностью персонала могут подавать в ИФНС бумажный или электронный документ. Даже если для налоговой декларации по земельному налогу сроки сдачи соблюдены, но при этом нарушена обязательная электронная форма подачи отчета, налогоплательщика ждет штраф в сумме 200 руб. (п. 3 ст. 80, ст. 119.1 НК РФ).

Напомним, что действующая форма декларации по налогу на землю и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347 (в ред. от 30.08.2018). Как рассчитать налог на землю вы найдете здесь.

Новые сроки сдачи отчетности в 2020 году

Минфин объяснил, для кого установлен срок сдачи бухотчетности 30 июня. Поэтому срок стоит 6 мая.

Вид отчетности Последний день сдачи отчета
Бухгалтерская отчетность за 2019 год 12 мая
Налог на прибыль за 2019 год 29 июня
Налог на прибыль за 1 квартал 2020 года 28 июля
Налог на прибыль за март 2020 года (при ежемесячной уплате) 28 июля
Налог на прибыль за апрель 2020 года (при ежемесячной уплате) 28 августа
Налог на прибыль за май 2020 года (при ежемесячной уплате) 28 сентября
Налог на имущество за 2019 год 30 июня
НДС за 1 квартал 2020 года 15 мая
Расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года 15 мая
6-НДФЛ за 1 квартал 2020 года 30 июля
УСН за 2019 год (организации) 30 июня
УСН за 2019 год (ИП) 30 июля
ЕНВД за 1 квартал 2020 года 20 июля
3-НДФЛ 30 июля
4-ФСС 15 мая
Читайте также:  Как можно получить трудовую книжку у работодателя на время

Отчетность сдается налогоплательщиками до 1 февраля года, идущего за оконченным налоговым периодом (ст. 398 НК РФ). Отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы, налоговым периодом признается год.
Если срок сдачи отчета приходится на выходной, декларация подается в ближайший рабочий день.

Таким образом, в 2021 году декларацию за прошлый год нужно было сдать не позднее 1 февраля. За 2021 год отчетность нужно сдать до 1 февраля следующего года.

Физические лица, являющиеся собственниками земельных участков, не обязаны сдавать декларации. Им за 30 дней до предстоящего платежа направляется уведомление, в котором должны содержаться реквизиты, сумма сбора, объект, налогооблагаемая база и сроки оплаты.

Отчетность сдается по установленной законом форме. Порядок заполнения, правила сдачи в бумажном и электронном формате определены Приказом ФНС РФ от 28.10.2011 №ММВ-7-11/696.

Варианты представления:

  • на бумажном бланке с приложением съемного устройства, хранящего электронную версию;
  • на бумаге с применением двухмерного штрих-кода;
  • в электронном варианте по ТКС или через личный кабинет плательщика.

Декларацию сдает:

  • сам плательщик;
  • представитель (с доверенностью).

Документ можно выслать по почте с описью вложения. При этом способе подачи днем представления является день отправления.

При отправке отчетности по ТКС или через личный кабинет днем подачи считается дата отправления.

Фирмы, в которых числится свыше 100 сотрудников, сдают декларации только в электронном формате. В расчет принимается среднесписочная численность:

  • для давно ведущих деятельность компаний – за прошедший год;
  • для недавно открытых – за месяц открытия;
  • для реорганизованных – за месяц реорганизации.

Плательщик, который обязан отчитываться по ТКС и сдавший бумажную декларацию, платит штраф в размере 200 рублей (ст. 119).

Рассмотрим, как определить штраф за непредоставление налоговой декларации ИП по налогу с добавочной стоимости.

Предположим, что декларацию за 4 квартал 2016 года субъект сдал только 25 марта 2017 г. при крайнем сроке 25.01.2017 г. В отчетности отражена сумма к выплате в бюджет в размере 4,5 тыс. р. Вся она была оплачена в день подачи декларации.

Поскольку хозяйствующий субъект, отчисляющий НДС, может выплачивать сумму равными частями до 25 числа каждого из 3-х мес., идущего после истекшего налогового периода, то, учитывая условия примера, налог за 4 квартал нужно было перечислить до 25 января, февраля и марта 2017 г. Сумма к оплате должна была составить треть от начисленного НДС, т. е. 1,5 тыс. р.

Основания для начисления пени

Если по земельному налогу есть недоимка, на неуплаченную сумму начисляется пеня и штраф в процентном отношении к налоговой сумме. При этом, штраф налагается 1 раз, а пени на каждый день просрочки. Это наказание за совершение налогового нарушения.

Пеня на земельный налог равна 1/300 ставки рефинансирования на дату появления недоимки. В 2017 году эта ставка — 9%.

Расчет пеней производится по специальной формуле:

П = Нн × Кд × 1/300 Ср,

где Нн – неуплаченная сумма налога, Кд – количество календарных дней, Ср – ставка рефинансирования, действующая во время просрочки.

К примеру, ООО «Вознесенский» имеет недоимку по земельному налогу в местный бюджет размером 25 000 рублей.

Налог организация не уплачивает уже 2,5 месяца, 76 календарных дней. Исходя из этого, размер пени за неуплаченный земельный налог будет равен:

25 000 × 76 × 1/300 × 8 % = 570 рублей.

Пени и штрафные взыскания на неуплаченный налог юридическим и физическим лицам рассчитываются и начисляются в одинаковом порядке.

Индивидуальный предприниматель является одновременно и юридическим, и физическим лицом.

По земельным участкам, используемым для ведения своей предпринимательской деятельности и достижения финансового результата, на ИП накладывается обязанность к уплате земельного сбора, как на юридическое лицо, а значит на основании направленного налоговым органом уведомления.

Ознакомьтесь с образцом платежного поручения на уплату земельного сбора.

Крайний срок представления декларации — 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Если опоздать со сдачей декларации, то компанию оштрафуют. Сумма штрафа – 5% от неуплаченного вовремя налога. Налоговая инспекция возьмет штраф за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того, полный он или неполный. Минимальный размер штрафа — 1000 рублей, максимальный — не больше 30% от суммы неуплаченного в срок налога (ст. 119 НК РФ).

Кроме того, должностное лицо компании могут привлечь к административной ответственности. Ему может быть вынесено предупреждение или наложен штраф от 300 до 500 рублей (ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Кто должен сдавать и куда

Декларацию по транспортному налогу должны сдавать только юридические лица. То есть организации, предприятия, компании, которые имеют свое имущество, в том числе транспорт. Самоходный, воздушный и водный транспорт в этом случае должен состоять на балансе предприятия. Тогда он считается транспортом определенной организации и на него нужно заполнять декларацию.

Юридическое лицо, которое имеет зарегистрированный транспорт и платит с него налог, называется плательщиком транспортного налога.

Как быть в случаях, когда организация не имеет транспорта в собственности? Заполняется ли в этом случае декларация по транспортному налогу? Транспортный налог является региональным. Величина и льготы устанавливают субъекты РФ. А федеральные законы являются основой: определяется «потолок» платежа и т.д. Определение объекта налогообложения тоже федеральная прерогатива.

Взимать ли увеличенные взносы с ИП: позиция ПФР

В Письме от 10.07.2017 года № НП – 30 — 26/9994 Пенсионный Фонд указывает, что норма Закона № 212 — ФЗ о взыскании с ИП взносов, в несколько раз превышающих стандартные, не предполагает возможности пересчета обязательств ИП, возникших вследствие непредоставления декларации. Фонд считает правомерным истребовать с предпринимателя — пусть и с нулевыми доходами, социальные взносы — по фиксированной их части, в максимальном объеме.
Вместе с тем, ПФР отмечает, что при предоставлении ИП налоговой декларации пусть и с опозданием, но в пределах расчетного периода, за который исчисляются взносы, пересчет обязательств все же возможен. Очевидно, что такая позиция все же выходит за рамки Закона № 212 — ФЗ или, по крайней мере, отражает попытку ПФР определенным способом трактовать нормы данного закона. В данном случае — трактовка не в пользу предпринимателей.

Иную точку зрения по вопросу пересчета взносов имеет ФНС России.

Налоговая рассказала, как платить налоги во время карантина

Если пенсионерка имеет неприватизированный земельный участок в садоводческом товариществе, должна ли она уплачивать за него земельный налог?


Статьей 35 Земельного кодекса определено, что граждане — члены садоводческого товарищества имеют право приватизировать земельный участок, такая приватизация осуществляется без согласия других членов этого товарищества.

Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью, к ним относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями и другими объектами общего пользования.

Использование земельных участков садоводческих товариществ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих товариществ.

Согласно ст. 116 Земельного кодекса граждане и юридические лица получают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в рамках полномочий, определенных этим Кодексом.

Читайте также:  Какая надбавка к пенсии за санаторий в 2023 году

В соответствии со ст. 281 Налогового кодекса пенсионеры (по возрасту) освобождаются от уплаты налога, при этом такое освобождение распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в рамках предельных норм, в частности для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 ст. 30 указанного Кодекса).

В случае если земельные участки приватизированы гражданами — членами садоводческого товарищества и каждый гражданин получил документ, удостоверяющий право на земельный участок, такие граждане, кроме тех, кому предоставлены льготы по уплате земельного налога согласно ст. 281 Налогового кодекса, самостоятельно уплачивают земельный налог в бюджет. За земельные участки общего пользования, находящиеся в собственности товарищества, земельный налог в бюджет уплачивается товариществом.

Статьей 286 Налогового кодекса указано, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Согласно ст. 126 Земельного кодекса право собственности, пользования земельным участком оформляется в соответствии с Законом № 1952.

Учитывая вышеизложенное, если собственником земли или пользователем земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, является садоводческое товарищество и его члены не оформили право на свой земельный участок, то такое товарищество и является плательщиком земельного налога в бюджет (включая земельные участки общего пользования).

Кто должен уплачивать арендную плату при переходе права собственности на здание или сооружение от одного собственника к другому, если земельный участок под помещением находится в аренде государственной или коммунальной собственности?


К лицу, приобретшему жилой дом, здание или сооружение, переходит право пользования земельным участком, на котором они расположены, без изменения его целевого назначения в размерах, установленных договором. Если договором об отчуждении жилого дома, здания или сооружения размер земельного участка не определен, к приобретателю переходит право пользования той частью земельного участка, которая занята жилым домом, зданием или сооружением, и частью земельного участка, необходимой для их обслуживания (ст. 120 Земельного кодекса).

В соответствии со статьями 193 и 204 Земельного кодекса процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельными участками устанавливает государственный земельный кадастр, который является единой государственной системой земельно-кадастровых работ, содержит совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристики, распределение среди собственников земли и землепользователей и ведется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Согласно абзацу третьему ст. 7 Закона № 161 к лицу, которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном земельном участке, также переходит право на аренду этого земельного участка. Договором, предусматривающим обретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, здание или сооружение.

Вместе с тем ст. 34 этого Закона установлено, что в случае прекращения или расторжения договора аренды земли арендатор обязан вернуть арендодателю земельный участок на условиях, определенных договором.

Передача объекта аренды арендатору осуществляется арендодателем в сроки и на условиях, определенных в договоре аренды земли, по акту приемки-передачи (ст. 17 указанного Закона).

Таким образом, при переходе права собственности на здание или сооружение от одного собственника к другому за арендованный земельный участок государственной или коммунальной собственности под этим зданием арендатор уплачивает арендную плату за землю до тех пор, пока он не прекратит или не расторгнет договор аренды земли и н�� возвратит арендодателю (местному органу власти) земельный участок на условиях, определенных договором.

Как должен уплачивать земельный налог собственник приусадебного участка, разместивший на этом участке объект торговли (магазин, киоск или павильон)?


Статьей 38 Земельного кодекса установлено, что к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Таким образом, при размещении на собственном приусадебном участке объекта торговли (малой архитектурной формы или другого здания, необходимого для осуществления торговли, гаража или другого здания) целевое назначение земельного участка изменяется, поскольку земельные участки относятся к другой категории земель.

В соответствии с абзацем третьим п. 3.5 Порядка № 18/15/21/11 коэффициент функционального использования для земельных участков смешанного использования определяется как средневзвешенное (по площади) значение коэффициентов функционального использования отдельных частей земельного участка смешанного использования. Основанием для выделения частей земельного участка различного функционального использования являются исключительно утвержденные данные инвентаризации земельного участка и землеустройства.

Согласно п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1% их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 этого Кодекса.

В соответствии с п. 275.1 ст. 275 Налогового кодекса ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливаются от численности населения в населенном пункте. Пунктом 275.3 ст. 275 Налогового кодекса ставки налога за земельные участки (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения) дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы исходя из ставок налога, установленных п. 275.1 этой статьи, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не больше трехкратного размера этих ставок налога с учетом коэффициентов, установленных п. 275.2 этой статьи.

Согласно п. 276.1 ст. 276 Налогового кодекса налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, которые используются без получения прибыли, гаражно-строительными, дачно-строительными и садоводческими товариществами, индивидуальными гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц, а также за земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, взимается в размере 3% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 этого Кодекса.

Поэтому гражданин — собственник приусадебного участка, разместивший на указанном участке объект торговли (или переоборудовавший в объект торговли гараж или другое здание), например магазин, киоск или павильон, должен уплатить плату за землю по двум ставкам налога.

За площадь под зданием (магазин, киоск или павильон) с учетом придомовой территории ставка налога рассчитывается согласно ст. 274 Налогового кодекса (1%), а за площадь, занятую жилым фондом, — в соответствии со ст. 274 с учетом п. 276.1 ст. 276 Кодекса (1% х 3%).

Таким образом, лицо, разместившее на собственном приусадебном участке объект торговли, должно уплатить плату за землю по двум ставкам налога в соответствии с целевым (хозяйственным) использованием земельного участка.

  • «Щодо належного декларування податкових зобов’язань з акцизного податку», лист ДФС України від 20.02.2019 № 5580/7/99-99-15-03-03-17
  • «Щодо технічної можливості подання податкової декларації з податку на прибуток підприємств за 2018 рік за новою формою», лист ДФС України від 13.02.2019 № 4622/7/99-99-15-02-01-17
  • «Про набрання чинності наказом Міністерства фінансів України від 24.04.2017 № 451», лист ДФС України 19.06.2017 № 15789/7/99-99-15-03-03-17

Все документы


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *