Какое полномочие не относится к деятельности полиции оказывать содействие

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое полномочие не относится к деятельности полиции оказывать содействие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательством Российской Федерации регулируются права и обязанности полиции, в частности основные права и обязанности полиции прописаны в Федеральном законе РФ «О полиции». В данном Федеральном Законе «О полиции» прописаны, более сорока, обязанностей сотрудников полиции.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции.

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) Розыск лиц;

5) Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) Обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) Обеспечение безопасности дорожного движения;

8) Утратил силу;

9) Утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ.

10) Утратил силу;

11) Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Статья 6. Законность.

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

Статья 4. Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Права и свободы правоохранительных органов

В соответствии со статьей 13 Закона о полиции сотрудники правоохранительных органов имеют право:

  1. Требовать от граждан и должностных лиц прекратить осуществлять противоправную деятельность.
  2. Просить и изучать документы, удостоверяющие личность гражданина при наличии подозрений о том, что он может быть замешан в преступлении или находиться в розыске. Также проверять паспорт можно после задержания лица за совершение административного правонарушения.
  3. Требовать гражданина или организацию предъявить лицензию, разрешающую осуществлять определенную деятельность, контроль за которой возложен на полицию в соответствии с действующим законодательством РФ.
  4. Связываться с гражданскими лицами с просьбой или требованием посетить отделение полиции для дачи показаний о преступлениях, административных правонарушениях, инцидентах, чрезвычайных ситуациях и т.д. Если гражданин отказывается прибыть в отдел без уважительной причины, полицейские имеют право заставить его насильно выполнить данное действие, руководствуясь российскими законами.
  5. Запрашивать сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую для следствия информацию в государственных и муниципальных органах. Запрашиваемые данные обязаны быть предоставлены в рамках расследования уголовного дела или административного правонарушения за исключением случаев, когда это противоречит федеральному законодательству. Иногда определенная информация может быть засекречена, и для ее получения необходимо выполнить определенный порядок действий. Например, невозможно получить полные сведения по гражданину из медицинского учреждения по стандартному запросу.
  6. Посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами после предъявления удостоверения в рамках расследования преступления, административного правонарушения или обращения определенного лица с заявлением в полицию.
  7. Находиться в определенных населенных пунктах или общественных местах с целью патрулирования, устанавливать посты и контрольно-пропускные пункты для обеспечения охраны правопорядка в случае возникновения опасных ситуаций.
  8. Требовать от гражданских лиц покинуть определенный объект или территорию, если она является местом преступления, административного правонарушения или представляет в конкретный момент потенциальную опасность для них. Обычно подобные действия предпринимаются в рамках расследования, когда посторонние могут мешать в проведении следственных процедур, сборе улик, протоколировании и т.д.
  9. Просить группу граждан покинуть определенное место, если их месторасположение создает определенные трудности пешеходам и транспорту, риски или угрозу для жизни других жителей, а также мешает работе определенных учреждений и организаций. Сотрудники полиции имеют право потребовать от гражданских лиц разойтись или переместиться.
  10. Протоколировать совершение любых неправомерных действий, собирать доказательство, осуществлять производство, а также другие меры, предусмотренные законодательством.
  11. Вести оперативно-розыскные работы. В этот пункт включается как объявление в розыск подозреваемых лиц, так и поиск украденного имущества, принадлежащего другим людям. В рамках проведения подобных мероприятий полицейские имеют право изымать документы, предметы и материалы, если это разрешает закон.
  12. Наблюдать за лицами, которые больше не содержаться в местах лишений свободы, но отбывали в них наказание на протяжении определенного периода времени. Данные процедуры могут проводиться в рамках социальной реабилитации человека.
  13. Доставлять граждан в отделение полиции для решения вопроса о задержании, установлении личности, ареста или оказания помощи. В этом случае лицо может быть принудительно привезено в служебное помещение территориального органа по разным причинам: подозрение в совершении преступления, розыск, неспособность о себе самостоятельно позаботиться.
  14. Принудительно или по желанию привозить граждан в медицинские учреждения, если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не могут самостоятельно ориентироваться на местности, не способны передвигаться без сторонней помощи. Подобные меры также применяются, если есть вероятность, что задержанное лицо нанесет вред собственному здоровью или окружающим людям и имуществу.
  15. Проводить досмотр транспортных средств, граждан, а также их вещей, если рассматривается вероятность, что у них могут быть при себе запрещенные предметы или вещества. Сюда включены наркотические, радиоактивные, ядовитые и психотропные вещества, вооружение (если на него отсутствует разрешение), и чужое имущество.
  16. Проводить досмотр граждан при организации массовых общественных мероприятий с целью обеспечения безопасности. Ограничивать перемещение людей по защищенной территории, если они отказываются показать документы или вещи, которые при них имеются.
  17. Регистрировать, фотографировать, записывать аудио, дактилоскопировать жителей, подозреваемых или совершивших преступление, административное правонарушение или другое противоправное действие, а также неустановленных лиц с целью определения личности перед заключением под стражу.
  18. Останавливать транспортные средства и проводить их осмотр, проверять документы водителя и перевозимое имущество. Сотрудники полиции имеют право задержать машину и находящих в ней людей, если при досмотре были обнаружены запрещенные предметы или же зафиксированы определенные нарушения. Обеспечивать необходимые условия для безопасного дорожного движения.
  19. Проверять места, на территории которых осуществляется производство, хранение и торговля оружием. Сюда же включены учреждения, занимающиеся размещением патронов и боеприпасов, а также утилизацией различных взрывчатых предметов.
  20. Принимать меры, направленные охрану и защиту потерпевших и пострадавших в результате преступлений, а также свидетелей и служебных лиц, которые имеют отношение к судопроизводству и следствию по определенным делам.
  21. Получать, изучать, хранить и уничтожать любые данные и информацию, связанную со следствием по различным делам.
  22. Сотрудничать с гражданами внештатным образом с их согласия. В данном случае учитывается, что гражданские лица могут безвозмездно или за вознаграждение оказывать помощь в раскрытии преступлений.
  23. Беспрепятственно пользоваться средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, не требующей отлагательств. Предполагается, что подобные меры могут применяться только в служебных целях.
  24. Беспрепятственно пользоваться любыми транспортными средствами в случае чрезвычайной ситуации за исключением тех, которые принадлежат дипломатическим лицам, а также другим представителям иностранных или международных организаций. Чужие автомобили могут временно изыматься в рамках пресечения преступной деятельности, для оказания медицинской помощи или буксировки неисправных транспортных средств, мешающих безопасному дорожному движению.

внутренний полиция преступность правонарушение

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011г. вступил в силу с 1 марта 2011 г. Данный закон направлен на создание нового типа взаимоотношений общества и силовой структуры — полиции. Закон четко устанавливает права и обязанности полицейских, правовой статус полиции, а также устраняет несвойственные полиции функции.

Закон о полиции корректирует деятельность полиции с учетом современных требований общества.

Во главу угла ставится защита государства, общества и личности от противоправных посягательств; пресечение и предупреждение преступлений и административных правонарушений; раскрытие и выявление преступлений, производство дознания по уголовным делам; осуществления розыска лиц; производство по делам об административных правонарушениях; а также исполнение административных наказаний. Полиция будет отвечать за правопорядок в общественных местах, безопасности дорожного движения; контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью; государственную защиту участников уголовного процесса. Полиция продолжит работу по охране объектов и осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Закон о полиции исключает из перечня полномочий полиции функции, дублирующие компетенцию Федеральной Миграционной Службы РФ.

Закон о полиции ограничивает права полиции в сфере проведения проверок деятельности организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Права и обязанности полиции

  • Данные обязанности разделены на несколько категорий по право применению законодательства.
  • Кроме обязанностей полиции Федеральным законом «О полиции» регулируются и права полиции и круг прав так же очень широк.
  • Но так же, можно рассмотреть в частности, что может сотрудник полиции.
  • Кроме того, что законодательством описано, что может сотрудник, так же прописано, что обязан сотрудник полиции делать
  • Деятельность участкового регулируется как ФЗ «О полиции», приказами МВД, должностными инструкциями, по которым он обязан:
  • Каждый сотрудник полиции имеет право:
  • Применение специальных средств, силы, оружия полицией:
  • При применении специальных средств, оружия, полицейский должен:
  • прием заявлений от граждан о совершенном преступлении или о готовящемся преступлении
  • раскрытие преступлений
  • поддержка безопасности и охрана общественного правопорядка
  • оперативно розыскная деятельность
  • безопасность дорожного движения
  • контроль за движением и оборотом оружия
  • пресечение и предотвращение терроризма и экстремизма

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Читайте также:  Куда лучше переехать на ПМЖ в России из сибири

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Каковы обязанности участкового полиции

Из всех полицейских обычные граждане чаще всего сталкиваются с работой участковых уполномоченных. Именно на них возложена задача следить за соблюдением законности на территории вверенного участка и по мере сил способствовать предотвращению преступлений и иных нарушений закона.

Помимо общих обязанностей, лежащих на участковом как на сотруднике полиции, участковый имеет ряд специфических, установленных конкретно для него. Так, согласно действующим инструкциям и приказам МВД, участковый обязан:

  1. Знать территорию своего участка, включая дорожную систему, действующие предприятия и учреждения, возможные места, где могут выращиваться наркотические растения.
  2. Знать состав населения, проживающего на участке. Эта обязанность включает в себя необходимость быть знакомым с местными культурными и национальными традициями и проживающими на территории гражданами (как нарушающими законы, так и соблюдающими их). В идеале участковый должен быть лично знакомым с каждым, кто живет на подведомственной ему территории.
  3. Вести прием граждан и учет подаваемых заявлений о противоправных действиях.
  4. Пресекать противоправные действия.
  5. Выявлять граждан, склонных к нарушению закона, участвовать в наблюдении за гражданами, освободившимися после отбытия уголовного наказания, а также за страдающими алкоголизмом или наркоманией.
  6. Обнаруживать притоны для занятий проституцией, употребления наркотиков.
  7. Обеспечивать взаимодействие с иными службами полиции, вести анализ оперативной обстановки на участке, при необходимости докладывать руководству о складывающейся ситуации и вносить предложения о профилактических и оперативных мерах.

Если вкратце, то на своей территории обязанности участкового сводятся к учету, контролю и пресечению правонарушений. Во многих направлениях своей деятельности участковый уполномоченный взаимодействует с сотрудниками других подразделений полиции, а также других ведомств (в частности, Госнаркоконтроля, службы судебных приставов и т. д.).

Граждане могут столкнуться с работой участкового в следующих случаях:

  1. При профилактическом обходе. Участковый обязан регулярно обходить свою территорию и знакомиться с проживающими там. Важно помнить: обходы участковый обязан делать в форме, по требованию граждан он должен предъявлять удостоверение. Кроме того, при обходе участковый может войти в жилище только с согласия владельца или иных жильцов.
  2. Во время приема. Участковый обязан регулярно принимать граждан, проживающих на участке. Во время приема он получает от них устные и письменные заявления, а также консультирует по вопросам, находящимся в его компетенции. Прием обычно осуществляется 3 раза в неделю в опорном пункте. Однако даже в неприемные дни участковый обязан реагировать на заявления, поступающие от граждан.
  3. При визите. В том случае, если у участкового есть сведения о том, что совершается нарушение закона, он обязан их проверить. В этом случае он имеет право прийти к гражданину, взять объяснения, осмотреть жилье. В том случае, если у участкового есть постановление об осмотре либо информация о совершающемся преступлении, он может войти в помещение даже без согласия владельца или арендатора, при необходимости — даже взломав дверь.

Лицо, желающее проходить службу в структуре полиции РФ, должны:

  • являться гражданином Российской Федерации от 18 и до 35 лет;
  • говорить на русском языке;
  • иметь необходимое образование и опыт, отвечающие условиям, установленным Федеральным законом;
  • быть здоровым, физически развитым.

Следует иметь в виду, что в связи со сложной работой, Законом предусмотрены не только высокие требования к претендентам, но и ограничения, не позволяющие рассматривать граждан на государственную службу.

В части 3 статьи 35 Закона о полиции приводится перечень таких ограничений. Если гражданин, изъявивший желание поступить на службу имеет какой-либо из признаков, то он не может быть принят на работу:

  • был признан недееспособным/ ограниченно дееспособным по решению суда,
  • имеет судимость;
  • когда-либо попал под следствие, которое было закрыто;
  • не прошел этап оформления допуска к государственной тайне, если исполнение служебных функций должно быть связано с использованием таких сведений;
  • имеет болезни из списка, утвержденные Правительством РФ, которые не позволяют служить в полиции;
  • имеет кого-либо из близких, уже работающих в полиции и являющихся подчиненными претенденту;
  • перестал быть гражданином Российской Федерации;
  • стал гражданином другого государства;
  • предоставил неверные данные и документы при оформлении на службу.

Полиция в системе органов государственной власти – функции

Законодательство утверждает: свобода и право гражданина – высшая ценность. Полиция – это орган власти, охраняющий данную ценность. Он нормирует предусмотренный законом порядок, определяет случай, когда человек прав или является нарушителем. Определяя, полиция – это какой орган власти, отметим ее основные функции:

  • Предотвращает или предупреждает, пресекает, выявляет, раскрывает правонарушения, преступления;
  • Обеспечивает поддержание общественного порядка;
  • Предупреждает аварийные ситуации;
  • Регулирует дорожное движение;
  • Осуществляет административный контроль, надзор в разных направлениях деятельности;
  • Приводит в исполнение решения иного государственного органа власти.

Полиция – это какая власть, подразделения

Все сотрудники полиции, независимо от подразделения, обязаны защищать права граждан, пресекать нарушения и преступления. Кроме активных и профилактических мер они отвечают за создание и выпуск информационных материалов, проведение лекций, бесед. Различают три основных подразделения:

  • Оперативно-розыскная группа. Защищает гражданские свободы, препятствует совершению преступлений. Основа – информационно-аналитическая работа, сбор данных о людях, общение со знакомыми и близкими преступников;
  • Участковые. Охрана общественного, правового порядка, принятие и рассмотрение жалоб, обращений, оформление протоколов;
  • Патрульная бригада. Присутствие на массовых скоплениях граждан, выявление нарушителей, патрулирование населенных пунктов, проверка документов.

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Статья 5

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Статья 6

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Читайте также:  Как оформить дарственную на квартиру детям

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Статья 7

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Статья 8

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, ��становленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

См. Перечень информации о деятельности МВД России, размещаемой в сети Интернет, утвержденный Указом Президента РФ от 10 августа 2011 г. № 1060

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Статья 9

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Статья 47

Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции

1. Финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на указанные цели осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.

4. Тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 47 настоящего Федерального закона

Статья 48

Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции

1. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

2. Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество — в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Обеспечение полиции оружием, боеприпасами, специальными средствами, продовольствием и обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляются по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Нормы иных видов материально-технического обеспечения полиции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Обеспечение подразделений полиции, осуществляющих на договорной основе охрану имущества граждан и организаций, а также охрану объектов, техническими средствами охраны, выделение указанным подразделениям служебных и подсобных помещений с оборудованием и инвентарем, проведение капитального ремонта, реконструкции и обеспечение технической эксплуатации (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) указанных помещений являются обязательствами организаций, заключивших договоры об охране имущества и объектов.

5. Для организации охраны объектов, подключенных к пультам централизованного наблюдения, полиция использует каналы связи, предоставляемые операторами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи. Помещения (части помещений) в сооружениях связи, используемые для размещения аппаратуры охранной сигнализации, арендуются у операторов связи на договорной основе.

6. Транспортные организации предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.

7. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Кто не может стать полицейским?

Федеральный закон «О полиции» содержит основные требования к людям, которые планируют служить в качестве полицейских. Они должны иметь подходящее образование и хорошее здоровье. Служба в полиции недоступна гражданам в следующих случаях:

  • наличие каких-либо серьезных проблем со здоровьем, которые устанавливаются в результате прохождения официального медицинского осмотра;
  • имеются родственные связи с сотрудником полиции, которого планируется замещать в должности на какой-либо период времени;
  • оформление гражданства иностранного государства;
  • передача в МВД поддельной документации или бумаг, содержащих недостоверные сведения.

За передачу фиктивных данных вовсе гражданин может привлекаться к ответственности.

Что запрещается во время службы?

Федеральный закон «О полиции» содержит информацию о том, с какими запретами и ограничениями сталкиваются сотрудники полиции в процессе несения службы. Если они будут нарушать данные требования, то им придется столкнуться с серьезными мерами воздействия со стороны вышестоящих органов.

Во время несения запрещается сотруднику полиции выполнять следующие действия:

  • передавать огнестрельное оружие другим лицам, кроме вышестоящего руководства;
  • демонстрировать свое оружие посторонним гражданам;
  • спать на посту;
  • отвлекаться от службы без веских оснований;
  • нарушать требования, по которым происходит радиообмен;
  • общаться по телефону с родственниками или друзьями;
  • заходить без разрешения владельцев в жилые помещения или другие частные сооружения.

Контролем над действиями полицейских занимаются руководители подразделений, но при этом каждый гражданин, который выявит какое-либо нарушение со стороны полицейского, может составить официальную жалобу.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *