Как получить компенсацию за ДТП с резко открывшейся дверью машины
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить компенсацию за ДТП с резко открывшейся дверью машины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основываясь на ПДД, каждый участник движения на дороге должен сделать все, чтобы не навредить другим и не причинить вред имуществу. Есть даже отдельная статья 12.7 ПДД, регулирующая порядки остановок и стоянок.
Ситуация №3: В долгое время открытую дверь въехала машина
С одной стороны, ситуация простая, но не нужно забывать, в какой замечательной стране мы живём. Далеко не каждый водитель окажется порядочным и заявит, что да, это он не заметил открытую дверь и въехал в неё. В большинстве случаев придётся доказывать, что дверь была уже давно распахнута, и помех для движения других ТС не создавала.
И здесь, как и во всех других наших статьях, напомним о важности видеорегистратора в автомобиле. Если вы решили обзавестись им уже после такого ДТП (очень надеемся, что решились), то могут помочь камеры наружного наблюдения, которые лучше найти сразу после происшествия самостоятельно и попросить хозяев сохранить запись, а затем ходатайствовать в ГИБДД о приобщении её к материалам дела.
Если доказать не получится, то с большой долей вероятности виновным признают водителя, у которого была открыта дверь.
Кто оплачивает ущерб, если пассажир снес дверью зеркало другого авто на стоянке
если в момент происшествия ни один автомобиль не находился в движении, данная ситуация не может рассматриваться в качестве ДТП. Соответственно, даже если в случившемся будет виноват пассажир автомобиля, данным делом не будут заниматься ни страховые компании, ни сотрудники дорожной инспекции.
В подобной ситуации собственнику транспортного средства необходимо обратиться в полицию (не в ГИБДД, а к своему участковому инспектору) по номеру 02. Представитель правоохранительных органов должен прибыть на место происшествия для фиксации обстоятельств случившегося и заполнения всей необходимой документации.
В подобной ситуации компенсировать весь причиненный ущерб должен виновник – пассажир. Однако если он отказывается не только компенсировать вред, но и признавать свою вину, решить данный вопрос можно только в ходе судебного разбирательства.
В большом городе, где интенсивное движение, и дороги забиты машинами, велосипед может стать для своего обладателя «лекарством от пробок». Двухколесный транспорт сумеет протиснуться там, где автомобилю придется ждать. В таких обстоятельствах и случается, что велосипедист оказывается сбитым открывшейся дверью автомобиля. И может быть не совсем понятно, чья здесь вина, кто должен платить за поврежденный транспорт и вред здоровью. Вариант оценки дела тоже не единственный:
- Ситуация может оказаться очень спорной. Для велосипедистов существует пункт 24.2 ПДД:
Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет: по правому краю проезжей части…; по обочине…
Если водитель безмоторного транспорта ехал не по разрешенным участкам проезжей части, а лавировал между машинами, он совершил нарушение. И должен быть наказан по статье 12.29 КоАП. Подобное нарушение является одной из причин возникновения аварии. Поэтому часть вины может быть возложена и на велосипедиста.
- Но требование не открывать дверь во время движения или делать это так, чтобы не мешать другим его участникам, все равно актуальны. То есть вина водителя автомобиля тоже не вызывает сомнений. Таким образом она может быть поделена между обоими участниками, а страховая компания окажется в стороне.
- Если же велосипедист ехал по крайнему правому краю дороги или обочине, его ударили открывшейся дверью авто, вина ложится на того, кто это сделал. Это может быть водитель. Тогда при наличии ОСАГО на машину выплата пострадавшему осуществляется страховой компанией виновника. В отсутствие полиса автомобилист компенсирует ущерб из собственных средств.
- Та же ответственность существует для пассажира, если это он открыл дверь. За вписанного в страховку платит фирма, за не внесенного в нее – он сам.
- Если произошло столкновение велосипедиста с открытой дверцей машины, которое повлекло причинение телесных повреждений велосипедисту, какое наказание грозит водителю?
Здесь есть множество нюансов. Скорее всего, будет применена статья 12.24 КоАП. В любом случае водитель возместит лечение и моральный ущерб.
- Можно ли рассчитывать на компенсацию страховщиков при столкновении с открытыми дверцами?
Да, если водитель будет признан виновным, страховщики выплатят компенсацию.
- Если столкновение будет причислено к ДТП, нужно ли выполнять алгоритм действий, как при ДТП?
Да, совершенно верно, необходимо вести себя так же, как при ДТП.
Обвинение и контраргументы
Девушке вменили нарушение пункта 146 ПДД («Запрещается открывать двери ТС или держать их открытыми, если это создаст препятствие для движения других участников дорожного движения»), протокол составлен по ч. 4 ст. 18.23 КоАП РБ («Нарушение ПДД лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим ТС, повлекшее повреждение ТС»), санкция статьи — штраф от 5 до 20 базовых величин. Ей назначили 7 б. в. (189 рублей).
Яна в жалобе на постановление указала: «В действиях отсутствует состав административного правонарушения. Будучи пассажиром автомобиля такси, я добросовестно выполняла все указания водителя, рассчитывая, что и таксист будет добросовестно выполнять и ПДД, и Правила автомобильных перевозок пассажиров. Соблюдение мною Правил зависело только от воли и усмотрения водителя такси, на которого я возможности повлиять не имела, при этом добросовестно выполняла свои обязанности пассажира. При этом в материалах дела приводятся объяснения водителя такси Козака, из которых следует, что у меня имелась возможность безопасного выхода из такси слева, а также о том, что он предупреждал меня о необходимости выхода слева.
Вместе с тем указанные Правила водителем были нарушены, что и повлекло ДТП. Речь о следующих пунктах ПДД: п. 9.7 „Водитель обязан обеспечить безопасные условия перевозки пассажиров“; п. 143.11 „Остановка и стоянка запрещаются на левой стороне дороги, за исключением случаев, указанных в подпункте 138.3 пункта 138 настоящих Правил“; п. 143.17 „Остановка и стоянка запрещаются в местах, где стоящее ТС создаст препятствие для движения“. Также упоминаются и выдержки из Правил автоперевозок пассажиров: п. 231 „Безопасное выполнение перевозок пассажиров должно обеспечиваться автомобильными перевозчиками“, п. 232 „Ответственность за организацию работы по обеспечению безопасного выполнения автоперевозок пассажиров возлагается на руководителей организаций и ИП“, п. 242 „Автомобильный перевозчик для обеспечения безопасного выполнения автоперевозок обязан организовать работу по выполнению требований нормативных правовых актов“; п. 243 „В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения автомобильным перевозчиком обязанностей по обеспечению безопасности автомобильных перевозок пассажиров он несет ответственность в соответствии с законодательством“; п. 246 „Автоперевозчик несет имущественную и другую ответственность в соответствии с законодательством за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, если это связано с выполнением автомобильной перевозки и имело место либо во время нахождения пассажира в салоне транспортного средства, либо во время посадки или высадки“; п. 247 „Автомобильный перевозчик несет ответственность как за свои действия, так и за действия третьих лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения обязательств, возлагаемых на него в соответствии с договором автоперевозки пассажира“».
По мнению девушки, причинами случившегося стали незаконные действия водителя такси, выразившиеся в:
- грубом нарушении правил остановки и стоянки транспортных средств;
- создании препятствий для движения других автомобилей;
- отсутствии контроля за дорожной обстановкой;
- необеспечении безопасных условий ее перевозки как пассажира;
- непринятии мер к информированию пассажирки о дорожной обстановке с учетом отсутствия у пассажирки возможности отслеживать ее, в том числе с использованием зеркал заднего вида;
- создании условий для невозможности выхода с левой стороны автомобиля;
- отсутствии действий по информированию пассажирки об опасности и необходимости оставаться в салоне.
Первое постановление было отменено, так как опрос водителя Hyundai провели без присутствия девушки. А это нарушение права на защиту. Дело рассматривалось повторно. При этом само ДТП случилось в сентябре 2019-го, а заявление от водителя Hyundai подписано в декабре. В марте 2020 года был составлен новый протокол, в котором в качестве потерпевших указаны водитель Hyundai и собственник Ford. В то же время КоАП определяет двухмесячный срок для наложения административного взыскания.
Яна посчитала, что сотрудниками ГАИ Центрального РУВД г. Минска при рассмотрении дела были нарушены требования законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, и обратилась в районный суд. В заявлении она просит отменить постановление, административное дело прекратить.
Кто должен возмещать ущерб
Все зависит от того, стояла машина соседа или двигалась в тот момент, когда открылась дверь.
Допустим, две машины стояли рядом на парковке. Сосед неудачно открыл водительскую дверь и поцарапал вашу машину. ДТП это не считается: никто никуда не ехал. Даже если у всех участников есть действующие полисы ОСАГО, страховая компания имеет право отказать в выплатах.
Но виновнику все равно придется возмещать причиненный вред — по гражданскому кодексу. Добровольно он будет это делать или через суд, зависит от того, сумеете ли вы договориться.
Дальше тоже все сложно. Если дверь открыл водитель, возможно, ущерб по полису ОСАГО будет возмещать страховая компания. Если же дверь открыл пассажир, то страховая, вероятно, откажет в выплатах, поскольку ОСАГО не страхует ответственность пассажиров. Но взыскать ущерб с виновного все равно можно в судебном порядке.
Если договориться о возмещении мирно не удалось и заниматься оформлением будет полиция, ваша задача — правильно написать заявление. Как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Как обратиться в полицию». Если коротко, самое важное — это написать письменное заявление и получить талон-уведомление. Даже в том случае, если полицейские не найдут оснований, чтобы привлечь виновного к административной ответственности, документы и ответ на заявление все равно будут считаться доказательствами, если вы в дальнейшем заявите гражданский иск.
С самостоятельным оформлением, казалось бы, все немного сложнее. Но тут снова приходит на помощь бланк извещения о ДТП. Формат бланка позволяет даже неподготовленному человеку подробно описать все, что произошло на дороге. Достаточно заполнить в нем все поля и поставить в нужных местах галочки.
Деталей я не знаю, но схема происшествия в вашем случае может выглядеть примерно так:
Даже если этот бланк извещения никогда не попадет в страховую компанию, он вполне может быть доказательством в ходе рассмотрения гражданского иска.
Преимущества такого способа фиксации следующие:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Если пассажир автомобиля погиб, то действия виновника аварии оцениваются уже с точки зрения уголовного кодекса. Право на возмещение ущерба получают близкие родственники погибшего.
В этом случае по ОСАГО возмещение будет проводить страховая компания, в которую предоставляются документы. Если у виновника аварии отсутствует страховка, родственники могут обратиться в Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Срок обращения не установлен и составляет общий срок исковой давности – 3 года. По этому направлению возмещение достигает 500 тысяч рублей (из которых 25 тысяч выделяются на погребение погибшего), список документов уточняется по каждой конкретной ситуации.
Вс пояснил, какие обстоятельства подлежат доказыванию в спорах о взыскании убытков по дтп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 66-КГ20-3 по спору о взыскании убытков владельцем авто, пострадавшего в ДТП, с его виновника.
В сентябре 2017 г. в Иркутске произошло ДТП с тремя автомобилями, виновным в совершении которого признали одного из водителей – Михаила Смирнова.
Впоследствии владелица одного из поврежденных автомобилей Анастасия Нагорская обратилась в страховую компанию за прямым возмещением убытков, однако ей было отказано в этом из-за отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП.
В связи с этим женщина предъявила Михаилу Смирнову иск о взыскании убытков на сумму свыше 515 тыс. руб., расходов на проведение экспертизы в размере 18 тыс. руб. и уплаченной госпошлины более 11 тыс. рублей.
Суд отказал как в удовлетворении иска, так и во взыскании расходов по составлению рецензии на заключение эксперта.
При этом он исходил из того, что вина Михаила Смирнова в совершении ДТП не нашла своего подтверждения в материалах дела.
В дальнейшем это решение суда устояло в апелляции, которая сочла, сославшись на заключение эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 8 января 2018 г., что в ДТП виновна именно истица, а не ответчик.
В кассационной жалобе в Верховный Суд Анастасия Нагорская обжаловала судебные акты как незаконные.
После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на ст.
86 и 87 ГПК РФ напомнила, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного заключения суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.
Как пояснила Коллегия, в рассматриваемом деле представитель Анастасии Нагорской ходатайствовал о назначении повторной экспертизы, ссылаясь на недопустимость заключения эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» в связи с допущенными при ее выполнении существенными нарушениями, а также имеющимися в нем противоречиями. Тем не менее суд первой инстанции отказал в удовлетворении такого ходатайства, но не дал оценки доводам представителя истца о недостатках заключения эксперта и допущенных им нарушениях в нарушение ст. 198 ГПК РФ.
При этом из установленных судом обстоятельств следовало, что столкновение двух автомобилей, принадлежащих участникам спора, произошло вследствие перестроения автомобиля под управлением ответчика в правый ряд, по которому двигался автомобиль под управлением Нагорской. На момент столкновения маневр перестроения Смирновым завершен не был.
Если авария произошла на парковке
Самый неприятный случай, когда въезжающий или покидающий стоянку либо парковку автомобиль сталкивается с открывшейся дверью другой машины. Кажется, что эта ситуация аналогична происходящему в заторе на дороге или на светофоре. Но только не для страховщика. Компании не считают подобное дорожно-транспортным происшествием и отказываются оплачивать.
Это отнюдь не значит, что удастся безнаказанно повредить чужую машину, резко открыв дверцу собственной. Сделавший это может быть признан виновным судом, если потерпевший подаст иск. И платить за ремонт неаккуратному автомобилисту придется из собственного кармана.
Рекомендуем прочитать о правилах оформления ДТП. Вы узнаете о законе, регулирующем особенности оформления, как оформляют ДТП с пострадавшими и при серьезном повреждении машины. А здесь подробнее об осмотре авто после ДТП.
ДТП, возникающие из-за открытой двери, достаточно безобидны, но они же являются самыми нелепыми. Не нужно быть асом вождения, чтобы избежать происшествия. Достаточно лишь выполнять правила, оставаться внимательным к окружающим не только на трудной дороге, но и во время остановки на светофоре, в заторе, при высадке пассажиров.
Кто возмещает расходы на погребение
Часто происшествия на дороге с участием автомобилистов и других участников дорожного движения в РФ приводят к гибели. Причем статистика говорит о плачевных фактах – довольно часто одной жертвой дело не обходится.
Статья 1064 ГК РФ гласит об ответственности при причинении вреда и указывает на то, что он подлежит полному возмещению виновником ДТП.
Вина гражданина при этом должна доказываться. Только если суд определит достаточность доказательств для обвинения человека в совершении ДТП, он будет нести ответственность.
Виновные лица могут нести уголовную ответственность при наступлении тяжких последствий. Также согласно статье 1094 ГК РФ, возмещению подлежат затраты на погребение погибших в аварии граждан.
Право на возмещение имеют родственники и другие лица, понесшие эти затраты. Кроме того, родственники вправе взыскать с виновника значительную сумму в качестве компенсации.
Примеры из судебной практики
Как свидетельствует практика, есть масса случаев, оценивать которые можно как стандартные или как исключения. В каждом случае необходимо использовать только законные методы, чтобы урегулировать вопрос с возмещением, доказывать обоснованность своей позиции и представлять доказательства.
Ознакомьтесь с такими случаями из судебной практики:
- Мужчина обращался в суд с требованиями к виновнику ДТП в связи с тем, что его родственник погиб в результате аварии. Он требовал компенсировать ему моральный вред и определил сумму ущерба в 500 000 р. Требования истца были одобрены в полном объеме, поскольку когда речь заходит о смерти человека, компенсация должна удовлетворяться в полном объеме;
- Водитель, находясь за рулем своего авто, наехал на переходящего через дорогу пешехода. Последнему были причинены травмы, из-за которых ему присвоили статус инвалида 2-й группы. Данный факт отразился на трудоспособности человека, которую он потерял на 85%. Мужчина подал иск в суд на виновника аварии, потребовав от того выплаты ежемесячного пособия в размере 10 000 р. Требования были полностью удовлетворены.
Но далеко не в каждом случае решения суда полностью совпадают с теми требованиями, которые предъявляет истец. В большинстве своем требования удовлетворяют лишь частично – на 30-50%.
Лишают ли прав если уехал с места ДТП и не заметил повреждений
Да, лишают, причем оспорить решение суда крайне сложно. Закон жестко преследует водителей, которые пытаются скрыться с места аварии, не принимая участие в оформлении документов, оказании помощи пострадавшим. Сразу отмечу, что попытка избежать наказания за нарушение ПДД таким способом практически всегда обречена на провал. По данным видеокамер, регистраторов и показаниям очевидцев, уехавшего водителя быстро найдут, лишат прав на срок от 1 до 1.5 лет.
Вот что говорит закон об оставлении места происшествия на дороге:
- пунктом 7.2 ПДД предписано, что каждый участник ДТП обязан сразу остановить свой автомобиль, не передвигать его с места, выставить аварийные знаки, включить сигнализацию;
- уехать с места аварии или передвинуть авто можно, если это требуется для доставки пострадавших в больницу, устранения препятствий для движения других машин;
- согласно пунктам 2.5-2.6.1 ПДД, если один из участников уехал с места происшествия, обязательно вызывается инспектор ГИБДД.
Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.
Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.
Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…