Какой штраф за отсутствие тахографа на грузовом автомобиле в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за отсутствие тахографа на грузовом автомобиле в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В некоторых случаях при остановке вашего транспортного средства и требования предъявления тахографической карты, ответственности административного характера можно избежать. Нужно доказать, что карточка потерялась или была повреждена. Для подтверждения нужно в корректной форме, со всеми доказательствами рассказать по какой причине это произошло. Составления заявления не требуется.

Штрафы для физических лиц

Статья КоАП Нарушение Наказание
11.23 часть 1 Отсутствие тахографа или
нарушение требований к использованию тахографа
3 000 — 5 000 рублей
11.23 часть 3 Несоблюдение норм времени управления и отдыха 1 500 — 2 000 рублей

За что же будут штрафовать?

1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.

Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.

Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.

Штраф — 3-5 тыс. рублей.

2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.

Смысл тот же самый, что и в первом пункте, только по этому составу к ответственности привлекаются:

  • должностное лицо — 7-10 тыс. рублей;
  • ИП — 15-25 тыс. рублей;
  • юридическое лицо — 20-50 тыс. рублей.

Обращаем внимание: оштрафовать по этому пункту физического собственника грузовика не могут.

3. За управление транспортным средством с тахографом, который не является тахографом СКЗИ или контрольным устройством ЕСТР.

Да, формулировка «за управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа» означает и это в том числе.

Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации

Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.

Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:

  1. Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
  2. При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
  3. Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
  4. При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
  5. По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.

Устройство и принцип работы тахографа

Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:

  1. Датчик перемещения.
  2. Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
  3. Модуль GPRS для передачи данных.
  4. Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
  5. Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.
Читайте также:  Служба в государственных гражданских учреждениях: условия поступления

В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:

  • СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
  • ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.

Кто может выписать штраф

Согласно законодательству, выписывать штраф за отсутствие или неисправность тахографа могут регулировщики — то есть фактически любые сотрудники ГИБДД. У каждого из них есть карточка с чипом, позволяющая считывать историю вождения. А вот инспекторы УГАДН не могут сверять режим водителя и проверять его тахограф. Они могут только проверять соблюдение норм ЕСТР у тех водителей и ТС, которые занимаются международной перевозкой. Таким образом, они могут выписать штраф только за несоответствие ЕСТР, но не за несоблюдение рабочего режима.

Если штраф был выписан ГИБДД, то проверить его (и оплатить) можно на сайте ГИБДД или через специальные приложения — такие, как OnlineГИБДД или ГосУслуги. Штрафы от УГАДН можно проверить и оплатить на сайте Ространснадзора.

Кто проверяет наличие тахографа в автомобиле

Проверить автомобиль на наличие тахографа и его соответствие установленным нормам могут сотрудники ГИБДД, а также Ространснадзора (п. 102 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ 10 сентября 2009 г. N 720).

Проверять устройство необходимо не реже, чем один раз в два года.

Порядок проверки регулируется приложениями 3 и 5 Приказа Минтранса №36 от 13.02.2013.

Водитель обязан знать, как использовать тахограф, иметь к нему инструкцию. Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-либо причине не может ее предоставить, инспектор имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства и наложить штраф. Нарушение требований к эксплуатации тахографов приравнивается к управлению ТС без тахографа. Размеры штрафов определены в ч. 1 ст. 11.23. КоАП.

Нормативная база, которая используется для регулировки всех аспектов использования тахографов, в последние годы значительно расширилась. Изменения и дополнения к документам принимаются достаточно регулярно, потому важно следить за новшествами в законодательстве.

В первую очередь это приказы Министерства Транспорта РФ:

  • № 36 (февраль 2013), утверждающий основные требования к бортовым самописцам для транспорта.
  • № 55 (февраль 2017) с изменениями нормативов, содержащихся в № 36.
  • № 227 (июль 2021 года), делающий обязательным оснащение автобусов тахографами.

Кроме того, нормативная база в области тахографии включает:

  • Приказ № 727 Министерства Внутренних Дел РФ, которые регламентирует порядок надзора за использованием транспорта.
  • Федеральный закон №196, который является основным документом по безопасности дорожного движения.
  • КоАП РФ, в частности его статья 11.23, которая определяет суммы штрафных санкций.

Монтаж тахографов на грузовые авто

По действующему в РФ законодательству монтаж на грузовые транспортные средства аналоговых (шайбовых) устройств для контроля пробега не допускаемся. Разрешено использование только цифровых приборов, соответствующих таким требованиям:

  • Постоянная регистрация скорости движения ТС, его маршрута.
  • Фиксация сведений о времени начала движения, его продолжит лености, времени остановки.
  • Возможность фиксации периодов отдыха и другой деятельности водителя.
  • Работа со смарт-картами установленного образца для идентификации лица, управляющего ТС.

Сферы применения тахографа

Тахограф – специальный прибор, ведущий комплексный учет показателей, напрямую влияющих на безопасность передвижения транспортного средства. Среди них:

  • скорость движения;

  • пробег;

  • маршрут следования;

  • время работы и отдыха водителя.

Читайте также:  Форма соглашения о неустойке предусматривается

Устройство позволяет разрешать спорные ситуации с сотрудниками ГИБДД по поводу соблюдения правил дорожного движения, а владельцы автотранспортных предприятий с его помощью могут контролировать работу персонала и оценивать производительность.

Категории ТС, на которых в обязательном порядке устанавливаются средства тахографического контроля, утверждены приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., в который позднее вносилось несколько дополнений.

В перечень входят:

  • ТС для перевозки пассажиров с максимальной массой до 5 тонн и количеством сидячих мест (кроме водительского) свыше 8 (категория М2).

  • Пассажирские ТС с максимальной массой более 5 тонн и количеством сидячих мест свыше 8 (категория М3).

  • Грузовой автотранспорт с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).

  • Грузовой автотранспорт с максимальной массой свыше 12 тонн (категория N3).

Что приравнивается к отсутствию тахографа

Важно: законодательство ставит знак равенства между отсутствием контролирующего устройства и следующими ситуациями:

  • нарушение требований к использованию прибора (неправильная эксплуатация);
  • неисправность электронного контроллера (исключение — устройство вышло из строя уже после выхода в рейс, но тогда учёт рабочего времени следует вести на специальном бланке);
  • использование просроченной или чужой идентификационной карты;
  • отсутствие калибровки (настройки). Данная процедура должна проводиться перед установкой нового устройства, после его ремонта, плюс профилактически, т. е. с установленной периодичностью.

Следовательно, все указанные нарушения в 2021 году караются инспекторами ГИБДД так же, как и отсутствие тахографа, т. е. размер штрафов идентичен.

Кому нужно устанавливать тахограф?

Действующие на территории нашей страны законы, регламентирующие использование тахографа, обязуют производить их установку исключительно на ТС, задействованные в коммерческих целях для перевозки пассажиров и грузов. В противном случае водителя может ожидать штраф за отсутствие тахографа.

Так, с начала текущего года установка тахографа обязательна для:

  • М2 массой до 5 т. и числом пассажирских мест не менее 8;
  • М3 массой свыше 5 т. и числом пассажирских мест не менее 8;
  • N2 – ТС данной категории предназначаются для перевозки грузов, но суммарный вес должен быть не более 12 т.;
  • N3 – ТС для транспортировки грузов, вес которых превышает 12 т.

На все указанные выше автомобили тахограф устанавливается еще на заводе производителе, именно поэтому после их приобретения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не требуется заниматься закупкой и монтажом специального оборудования. Соответственно, стоит заняться только их регистрацией.

Кому надо иметь контролирующее устройство

Такое оборудование обязательно должно стоять и работать при использовании ТС для осуществления коммерческой деятельности. Поэтому, частнику, который перевозит свои грузу, теоретически, нет необходимости устанавливать такой прибор. Но, частник не возит со своего огорода прибыль, перевозя продукцию со своего огорода. Он скупает и перепродает товар либо занимается доставкой. А это уже относится к коммерции. Поэтому, бессмысленно искать способы, обмануть закон. Лучше позаботиться об установке контролирующего устройства.

Оборудование устанавливается на машинах:

  • Максимальная масса не больше 5 тонн, вместимость по местам более 8 человек.
  • Масса авто больше 5 тонн.
  • Грузоподъемность ТС больше трёх с половиной тонн.

К перечисленным средствам передвижения можно отнести автобусы по категории D и грузовые транспортные средства категории C.

На некоторые новые модели машин, контролирующие устройства ставятся с завода при изготовлении. Пока прибор работает в штатном режиме, его снимать нет необходимости.

Установка не требуется

Следует отметить некоторые категории транспорта, на которые устанавливать бортовой самописец не требуется. Основные из них:

  • автотранспорт, который задействован пригородных в городских перевозках на постоянной основе;
  • различные учебные, квалификационные и сертификационные транспортные средства, проходящие испытания на дорогах;
  • троллейбусы;
  • автотранспорт, оснащенный приборами типа ЕСТР, задействованные в международных перевозках;
  • российские военные транспортные средства, а также полицейские авто;
  • автотранспорт, который прошел процесс регистрации в ГОСТехнадзоре;
  • транспортные средства, которые эксплуатируются более 30 лет и не предназначены для транспортировки грузов.

Кроме того, при рассмотрении вопроса, нужен ли тахограф на личный автомобиль, следует отметить, что в современном законодательстве упор делается на вид осуществляемой деятельности собственника данного транспорта. Если собственником является юридическое лицо или частный предприниматель, установка этого устройства является обязательной. Чтобы отсутствие бортового тахографа не выступило основанием для назначения водителю штрафной санкции, требуется обязательно иметь при себе специальное подтверждение того, что транспорт не используется в целях осуществления коммерческой деятельности.

Читайте также:  ИП первый год не платить налоги

Нужно ли ставить тахограф на личный грузовой автомобиль, важно выяснить заранее.

С 1 ноября 2019 года вступают в силу ряд поправок и изменений в действующие нормативно-правовые акты:

  1. ФЗ №196 статья 20.3, предписывающая физическим лицам оснащать тахографами весь эксплуатируемый транспорт для грузоперевозок (массой свыше 3,5 тонн), а также автобусы и соблюдать требования по надлежащему использованию прибора и придерживаться установленного режима работы водителя по тахографу;
  2. Постановление Правительства №1276 о нововведениях в порядке техосмотра ТС;
  3. КоАП статья 11.23, ужесточающая ответственность за административные нарушения на транспорте, попадающем под оснащение тахографами.

В измененном тексте ПП России от 30.09.2019 за номером 1276 содержаться такие требования для водителей и руководителей предприятий:

  • С ноября, при прохождении технического осмотра, у всех автотранспортных средств грузовой и пассажирской категории обязательно будет проверяться тахограф – его функциональность, наличие заводской пломбы и другие технические параметры. Все проверяемые данные будут занесены в соответствующие раздел диагностической карты нового образца.
  • Сделаны разграничения по марке тахографов – для движения по дорогам России предусматривается модель марки СКЗИ, для международных перевозок – ЕСТР (Приказ Министерства транспорта за номером 36 и Европейскими нормами движения).
  • Грузовой автотранспорт весом более 3,5 т. обязательно оснащается тахографом, подобные требования относятся и к пассажирским автобусам, несмотря на общую массу и количество посадочных мест.

Будьте внимательны! Многие недобросовестные сервисные центры предлагают к установке именно модель, предназначенную для европейских дорог, его стоимость несопоставимо выше российского аналога.

Другие законодательные акты по автомобильной теме расположены на нашем сайте

К такому транспорту относят:

  1. грузовые авто категории 2 и 3, общей массой более 3,5 т.;
  2. пассажирские автобусы и микроавтобусы, с посадочными местами более 8 сидений (категория М2 и М3), для перевозки по пригородным и внутригородским рейсам;
  3. автотранспорт, перемещающий опасные для здоровья человека грузы, несмотря на их класс;
  4. все самосвалы;
  5. автокраны-манипуляторы.

Есть из этого списка и ряд исключений. Кто не обязан иметь тахограф:

  • ТС категории М2 и М3, если они выполняют регулярные рейсы по перевозке людей или багажа (ПП от 14.09. 2009 г. № 112). Это означает, пока рейсы имеют регулярный характер, водитель транспорта может передвигаться без тахографа, но в случае изменения маршрута, например, заказ на перевозку отдыхающих на экскурсию, наличие измерительного прибора является обязательным! Однако регулярные перевозки маршрутным или иным пассажирским автотранспортом по загородным направлениям (свыше 50 км) также предусматривает оснащение ТС тахографом.
  • Транспорт для с/х работ – трактор, для перевозки скота и пр.
  • Спецтранспорт, используемый для строительных целей – бетономешалки и пр.
  • Авто для учебных целей, в том числе с большой массой или для пассажирских перевозок.
  • Транспорт, эксплуатируемый более 30 лет.
  • Военные ТС.
  • Транспорт, задействованный органами МВД либо ФСБ.

Многих волнует вопрос, что ждет частное лицо, в собственности которого имеется транспорт, попадающий под критерии оборудования тахографом?

Ситуация 1. Если человек на личном транспорте занимается коммерческой деятельностью по перевозке грузов или пассажиров, то ответ – да, тахограф обязателен.

В кратчайшие сроки необходимо оборудовать авто прибором контроля, приобрести карту водителя для тахографа и соблюдать рабочий режим.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *