Избежать налоговой проверки? Легко!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Избежать налоговой проверки? Легко!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как уже отмечалось, при определении кандидатов на проверку инспекторы ФНС России в меньшей степени вдаются в тонкости бухгалтерского и налогового учета, редко придираются к нарушению положений бухучета и методологии, а ищут прежде всего недобросовестных контрагентов – то есть компании, имеющие признаки «однодневок». Применяя подобный подход, они могут доначислить до 95% всех возможных недоимок, пеней и штрафов.

Четыре метода профилактики налоговых споров

Таким образом, предприниматель должен уметь доказать, что он сотрудничает только с добросовестными контрагентами. Упрекая организации в сотрудничестве с фирмами­«однодневками», налоговики пытаются доказать, что их деятельность и договоры с такими компаниями являются фиктивными. Ваша задача — убедить их в обратном, предоставив доказательства того, что вы проверили компанию: ознакомились с ее уставом, учредительным договором, свидетельством о регистрации и иными документами, встречались с руководством фирмы-партнера (вплоть до приложения к протоколу встречи фотографий и видеозаписей), убедились, что генеральный директор и главный бухгалтер не являются «массовыми» (то есть не работают в десяти фирмах и более), вели протоколы переговоров и деловую переписку. Этих аргументов и доказательств для суда будет достаточно.

В целях минимизации налоговых рисков каждой организации рекомендуется заключить абонементный договор с аудиторской компанией. Увы, часто приходится встречаться с предпринимателями, готовыми заплатить любые деньги за урегулирование проблем с налоговиками. Но, во-первых, это незаконно, а во-вторых, безумно дорого для бизнесменов. Затраты на подобного рода «урегулирование» налоговых споров способны подорвать даже самый успешный и благополучный бизнес. Зачем ждать, когда грянет гром, если гораздо выгоднее и дешевле сотрудничать с аудиторами на постоянной основе? Конъюнктура в налоговой сфере в России такова, что бизнесу, тем более малому, зачастую не под силу самостоятельно во всем этом разобраться. Посудите: только за прошлый, 2011 год, в Налоговый кодекс РФ было внесено 16 изменений, к которым налогоплательщики вынуждены постоянно приспосабливаться.

Чтобы не стать первоочередным кандидатом на выездную налоговую проверку, предприниматель обязан соответствовать плану по собираемости налогов. Любая налоговая инспекция в отношении каждого налогоплательщика имеет план по сбору налогов, и организация должна соответствовать его минимальным показателям. Важно убедить налоговиков, что вы хоть и небогатый, но добросовестный налогоплательщик.

Умейте посмотреть на свой бизнес глазами налоговиков. Для этого нужно в отношении своей деятельности выстроить ту же финансово-математическую модель, что и налоговые органы на основе рекомендаций Министерства финансов.

Так, «математическая модель» налогоплательщика создается в результате анализа следующих параметров: виды деятельности организации (предпринимателя), денежный оборот по расчетному счету, наличие филиальной и торговой сети, численность работающих, производственные и торговые площади, признаки холдинговой структуры, структура бухгалтерского баланса, операции с наличностью, активы предприятия, характер взаимоотношений с контрагентами и с организациями, обслуживающими бизнес. Сопоставление этих данных позволяет с точностью до 15—20% определить реальный доход от бизнеса и понять, насколько эти цифры отличаются от тех, которые указываются в бухгалтерской и налоговой отчетности.

При создании «налогового портрета» налогоплательщика анализируются объем, детализация и регулярность уплачиваемых налогов, попытки возмещения уплаченного в бюджет НДС, уровень официальных зарплат сотрудников, результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, попытки досудебного и судебного урегулирования налоговых споров. Полученные данные сравниваются с показателями компаний, занимающихся аналогичной деятельностью.

«Юридический портрет» налогоплательщика формируется в зависимости от того, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги, в порядке ли уставные документы и прочая хозяйственная документация.

В результате комплексного анализа, сопоставления сложных агрегатных показателей по каждому виду налогов и сборов инспекторы могут с точностью до 95% определить те суммы, которые предприятие должно уплачивать, будучи добросовестным налогоплательщиком. И если цифры, которые «выведут» налоговики, сильно отличаются от тех, что предприятие платит в действительности (более чем на 25—30%), то риск налоговой проверки серьезно повышается.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Виды налоговых проверок

Среди проверок, проводимых налоговыми органами, встречаются не только плановые и внеплановые, но и такие виды как выездная и камеральная. Чем они отличаются друг от друга?

Читайте также:  Во сколько выходят на пенсию по вредности

Камеральная проверка:

  • проводится непосредственно в ФНС РФ;
  • налогоплательщик о ней далеко не всегда узнаёт;
  • объектом проверки становится сданная в налоговую отчётность;
  • может быть основанием для назначения выездной налоговой проверки;
  • стандартный срок проведения составляет 2 месяца, но он при необходимости продлевается на месяц;
  • по декларациям по НДС осуществляется автоматически.

Выездная проверка:

  • осуществляется на базе предпринимателя (в офисе, инспекторы также могут посетить производственные помещения);
  • стандартно длится 2 месяца, но может быть продлена до 6 или приостановлена, а впоследствии возобновлена;
  • объектом является начисление по конкретному налогу, если проверка тематическая, а также налоговая и бухгалтерская отчётность как таковая за последние 3 года, если проверка – общая;
  • возможно привлечение других правоохранительных органов, например, проведение проверки совместно с сотрудниками ОЭБиПК, если есть основания подозревать, что было совершено экономическое преступление;
  • в настоящем в большинстве случаев приводит к доначислению налогов.

Как избежать налоговой проверки

Гарантированного способа избежать налоговой проверки нет. Но можно серьёзно снизить риски её назначения. Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций.

  1. Налоговая нагрузка должна быть не ниже 12%. В противном случае вы рискуете привлечь к себе нежелательное внимание.

  2. Не отражать убытки в бухгалтерской и налоговой отчётности. Естественно, это не касается первых месяцев, когда такое положение дел вполне нормально.

  3. Налоговые вычеты должны соответствовать налоговой нагрузке.

  4. Не допускать роста расхода над ростом доходов. Следите за этим пунктом.

  5. Контролируйте среднемесячную заработную плату. Ваш показатель не должен выбиваться по рынку.

  6. Держать на контроле число сотрудников. Слишком маленькое, например, при явно большом производстве вызывает подозрения.

  7. Контролировать показатели расходов к показателям доходов (не должны сближаться). Выход на «ноль» тоже опасен.

  8. Избегать компаний, которые находятся в списке недобросовестных налогоплательщиков. Нужно внимательно проверять контрагентов.

  9. Оперативно реагировать на требования налоговой о предоставлении пояснений. Отвечайте на любые запросы грамотно и в срок.

  10. Не менять налоговые органы без крайней необходимости.

Жалобы не являются основанием для проверок, но могут привлечь внимание налоговой

Некоторые компании по разным причинам сталкиваются с угрозами или шантажом со стороны контрагентов, конкурентов и других лиц. Суть угрозы заключается в том, что они напишут жалобу в налоговую инспекцию, так как налогоплательщик нарушает налоговое законодательство.

Распространено мнение о том, что такая жалоба станет поводом для налоговой проверки. На самом же деле, оно ложное (Письмо ФНС России от 10.09.2021 № СД-4-2/12900@). Однако жалоба может послужить основанием для вызова руководителя компании на беседу.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Л. написала заявление в налоговую о проверке компании, в которой учредителем и директором является ее бывший супруг. Налоговая инспекция отреагировала на ее заявление и направила в адрес компании требование о необходимости явиться для дачи пояснений с ссылкой на подп. 4 п. 1 ст.31 НК РФ. В беседе бывший супруг заявителя дал необходимые пояснения о финансово-хозяйственной деятельности компании. Оснований для налоговой проверки инспекторы не нашли.

Безусловно, по возможности конфликтные ситуации лучше решать мирно, так как они могут создать дополнительные проблемы. Однако если конфликт погасить не удается — не стоит поддаваться угрозам только из-за налоговых рисков. Нет оснований думать, что жалоба обязательно повлечет проверку.

Что делать, если пришла налоговая проверка?

Теперь перейдем непосредственно к тому, что делать, если пришла налоговая проверка. Я дам 10 общих советов, которые подойдут практически к любой ситуации, но все же нужно учитывать, что каждый случай индивидуален.

Совет 1. Вы должны хорошо ориентироваться в налоговом законодательстве. Изучите налоговый кодекс! В частности, в вопросах, касающихся проведения налоговой проверки: что проверяющие имеют право делать, что не имеют, в каких случаях, и т.д., потому что по факту они очень часто действуют в несоответствии с законами. То, что написано в этой статье, применимо к действующему законодательству РФ, но учтите, что далее оно может измениться — вы должны знать именно актуальные законы. В других странах все очень похоже, но тоже нужно изучать подробности, чтобы оперировать законами в диалоге с налоговыми инспекторами.

Не ждите, когда к вам придет налоговая проверка, а изучите все законодательные нюансы, связанные с ее проведением, заранее! Потому что проверки неизбежны, это лишь вопрос времени!

Совет 2. Подготовьтесь к проведению налоговой проверки. Как правило, о налоговой проверке вас должны уведомить заранее в установленный законом срок. Как только вы получили такое уведомление — позаботьтесь о том, чтобы документация, которую может охватить проверка, была идеальной и соответствовала документации контрагентов. Проверьте наличие всех печатей, подписей, соответствия дат и т.д. Предупредите своих контрагентов, если есть вероятность того, что будет проведена и встречная налоговая проверка — пусть тоже приведут все документы в порядок. Подготовьте свой офис к налоговой проверке: уберите из него все лишнее и не касающееся моментов, указанных в постановлении о проверке. Подготовьте копии документов, по которым будет проводиться проверка, убрав оригиналы.

Совет 3. Общайтесь с налоговой только письменно. Проверка налоговыми органами вообще начинается с того, что они предъявляют вам постановление о проведении налоговой проверки. Внимательно изучите его на предмет соответствия законодательству: кто подписал постановление, имеет ли он полномочия, не нарушены ли сроки и т.д., и если увидите, что оно противоречит законам, то уже сразу дайте письменный ответ об этом. Далее предоставляйте инспекторам возможность провести налоговую проверку только по тем конкретным моментам, которые указаны в постановлении (например, по конкретному налогу и т.д.). Если инспектора будут запрашивать у вас какие-то дополнительные документы, не указанные в постановлении — пусть делают это письменно, мотивируя свои запросы. Если они не будут соответствовать законодательству — так же письменно отвечайте им это, ссылаясь на нормы налогового кодекса. Также рекомендую записывать абсолютно все разговоры с проверяющими на диктофон.

Совет 4. Допускайте к проверке только тех, кто указан в постановлении. Бывает, что в постановлении о налоговой проверке указан один или несколько инспекторов, а к вам приходит большее их количество. Так вот, все «лишние» не имеют никакого права проводить проверку, поэтому их можете смело вообще не впускать. А у проверяющих внимательно проверьте служебные удостоверения и документы: не просрочены ли они. Если есть хоть малейшие несоответствия — нахождение таких лиц на проверке незаконно.

Однако, есть небольшая хитрость. Вы можете специально допустить к проверке не имеющих на это полномочий лиц, зафиксировав их присутствие письменно, и в дальнейшем это нарушение может послужить отличным предлогом, для того чтобы признать результаты проверки недействительными. Для этого потребуется обратиться с жалобой в налоговую инспекцию, если это не принесет результата, то в суд.

Совет 5. Предоставляйте для проверки копии документов. Налоговая проверка может проводиться на основании заверенных копий документов, поэтому оригиналы лучше им не передавать. Запросить оригиналы проверяющие могут только в определенных случаях и только письменно, а самостоятельно изъять их — только в случае проведения выемки документов. Во всех остальных случаях заверенных копий будет достаточно.

Совет 6. Помните, что запрос информации и запрос документов — это разные вещи. Если налоговая проверка правомерно и письменно запрашивает у вас некую информацию — предоставьте им эту информацию в своем письменном ответе, но при этом не предоставляйте документы, подтверждающие ее. Предоставление документов должно происходить только по письменному запросу о предоставлении этих конкретных документов.

Совет 7. Фиксируйте письменно и документально все факты нарушения законодательства при проведении налоговой проверки. Скорее всего, такие будут, особенно, если у вас с документами все в порядке, и инспектора будут идти на хитрости, чтобы «что-нибудь накопать». Все эти нарушения потом вы сможете обозначить в жалобе и, ссылаясь на них, требовать признания результатов проверки недействительными (если они вас не устроят). Также это будет служить отличными доказательствами в суде, если он понадобится.

Читайте также:  Остановка запрещена перед пешеходным переходом за сколько метров

Совет 8. Внимательно изучите акт налоговой проверки и последующие документы. Все они должны соответствовать друг-другу. Например, сумма доначисленных налогов, штрафов, пени, указанная в акте, должна соответствов��ть сумме, указанной в последующем требовании или решении. Если будут выявлены любые несоответствия — это отличный повод для признания результатов проверки недействительными. Также в акте налоговой проверки должны быть четко указаны со ссылками на документы выявленные нарушения или их отсутствие, выводы проверяющих и ссылки на статьи налогового кодекса, определяющие санкции за такие нарушения.

Совет 9. Не пытайтесь дать проверяющим взятку! Это верный способ вместо начисленного штрафа стать привлеченным к уголовной ответственности. Налоговые инспектора могут тоже записывать все разговоры на диктофон, и при получении таких доказательств преступления будут просто счастливы. А вы пополните статистику раскрываемости коррупционных преступлений.

Совет 10. Не бойтесь оспаривать результаты налоговой проверки в суде. Невероятно, но факт: около 70% судебных споров с налоговой в России решаются в пользу налогоплательщиков. Поэтому не бойтесь судиться с налоговой, если не согласны с ее решением (в начале статьи я уже писал, почему оно такое). Отстаивайте свои права!

Насколько неоспорим акт?

Еще один животрепещущий вопрос — насколько неоспорим акт проверки? Является ли акт проверки четким водоразделом между тем, что можно и что уже нельзя изменить? Необходимо ли до составления акта предпринимать все возможные усилия, чтобы в акт попали только те эпизоды, с которыми компания внутренне согласна, или лучше побороться потом, в суде?

Когда есть акт, ничего уже не изменишь, считает Руслан Шведков: «Все, что будет написано в акте, суд утвердит, и позиция суда однозначна — что бы мы ни сказали, нас уже никто не слушает. При рассмотрении налоговой апелляции вышестоящая организация перепишет акт и решение нижестоящей, суды перепишут постановления друг друга и так далее. Надо жить по кодексу, но при этом учитывать существующие реалии, и если ты едешь по главной дороге на велосипеде, а со второстепенной дороги вылетает грузовик, то лучше уступить дорогу».

Но не все согласны с этим мнением. «Даже когда акт уже есть, еще можно что-то изменить, и у нас это получалось, — рассказывает Марина Бычкова. — Мы составили обоснованные возражения на акт проверки, и с нас сняли существенную часть суммы».

Есть даже примеры кардинального изменения акта после оспаривания ритейлером.

«Из шести выездных налоговых проверок, которые я прошла, в двух случаях удавалось после акта сбивать сумму доначислений до нуля, — говорит Ольга Головина. — В этих актах было много путаницы. Не каждый инспектор имеет достаточно времени для проверки акта, так как одновременно ведет несколько проверок».

Как будут доказывать вину

Умысел на неуплату налогов будут доказывать путем получения пояснений налогоплательщика, допросов, истребования документов (информации), осмотров, выемки и направления запросов в банки. В качестве доказательств могут быть использованы вступившие в силу приговоры в отношении должностных лиц контрагентов. В то же самое время ФНС не допускает в целях установления виновности, в том числе наличия умысла, назначения экспертизы.

Вину организаций будут доказывать через вину их должностных лиц. В первую очередь – директора и главного бухгалтера. Если будет установлено, что эти сотрудники имели умысел на неуплату налогов, автоматически будет установлена вина самой организации. При этом организация несет ответственность исключительно за действия именно должностных лиц, а не рядовых сотрудников.

Налоговики должны будут подтвердить, что сотрудник имел полномочия на подписание документов и принятие решений, которые повлекли неуплату налогов. Для этого чиновники должны будут проверить несколько документов: штатное расписание и приказы о назначении на должность. За действия, скажем, менеджеров или секретарей компании ответственности не несут. Поэтому, если будет установлено, что виновный сотрудник не был уполномочен на совершение действий, влекущих налоговые последствия, организация ответственности не понесет.

Но такие случаи носят характер исключения. В основном в спорных делах фигурируют именно уполномоченные на совершение юридически значимых действий сотрудники (директоры и главбухи), которые действуют с вполне понятным умыслом (незаконная оптимизация налогообложения).

Поэтому ФНС рекомендует инспекторам и следователям крайне скептически относиться к разного рода стандартным отговоркам, таким, например, как:

  • неосведомленность директора о фиктивном характере документов, использованных для уменьшения налоговой базы;
  • заблуждение, обусловленное доверием главному бухгалтеру или иному лицу, ответственному за подготовку налоговых деклараций;
  • исполнение роли номинального руководителя, введенного в заблуждение «теневым» руководителем, фактически контролировавшим деятельность организации;
  • исполнение незаконного приказа или распоряжения руководителя организации.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Источники предпроверочного анализа

Предпроверочный анализ задействует в своей работе огромное количество источников информации. Топ-8 самых крупных и основных из них это:

  1. Налоговые органы. Вся отчетность предприятий хранится на сегодняшний день в электронном виде. В связи с этим она доступна всем подразделениям налоговых органов. В том числе и отделу предпроверочного анализа. Самый большой пласт информации инспекторы получают как раз из собственных баз данных, анализируя их разными способами, о которых поговорим далее.
  2. Таможенная служба. В данной службе получают информацию о внешнеэкономической деятельности предприятия
  3. Органы ГИБДД и Росимущества помогают налоговикам собрать данные об имуществе, которое зарегистрировано на предприятие и его учредителей.
  4. Органы МВД. Здесь хранится информация и противоправных действиях самого налогоплательщика, а также его контрагентов.
  5. Коммерческие банки дадут информацию о счетах компании, движениях средств по этим счетам, а также предоставят налоговикам выписки за любой период времени.
  6. Информация из-за рубежа. Согласно законодательству налоговая инспекция аккумулирует всю информацию о работе с иностранными контрагентами, и имеет сведения о зарубежных счетах предприятия.
  7. Физические и юридические лица также могут внести свой вклад в предпроверочный анализ. Например, если на предприятие пожалуется его бывший работник или контрагент. Налоговые органы почти никогда не оставляют данный факт без внимания.
  8. Интернет. В сети налоговики могут отслеживать работу предприятия, пользуясь специальными проверенными сервисами.

Анализ эффективности выездных налоговых проверок

Один из основных этапов анализа – это оценка эффективности ВНП (выездной налоговой проверки). Налоговая, как и многие организации имеют свои KPI (ключевые показатели эффективности). Поскольку каждая проверка обходится бюджету в какую-то сумму, то выезжая на проверку, инспектор понимает, что затраченные средства обязательно должны вернуьтся.

Для городов с население более миллиона сумма к доначислению после проверки должна составлять не менее 5млн. руб, в остальных случаях проверка будет считаться не целесообразной. Если сумма меньше, то даже имея нарушения, предприятие, скорее всего, избежит проверки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что более интересны налоговой крупные предприятия, выручка которых составляет более 100млн.руб в год.

Но даже большие предприятия с серьезными нарушениями могут избежать проверки, если с них «нечего взять». В ходе анализа изучают не только налоговую сторону вопроса, но и материальное положение самого предприятия, его учредителей и членов их семей. Если налоговая придет к выводу, что доначисление будет невозможно получить, то она просто не станет назначать такой компании выездную проверку.

Самые важные критерии отбора компаний на выездную налоговую проверку это следующие 12 пунктов. Именно так рекомендует государство проводить предприятию самооценку (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333):

  1. Налоговая нагрузка предприятия ниже, чем среднем по виду экономической деятельности в данном регионе;
  2. На протяжении длительного периода в налоговой и бухгалтерской отчетности отражаются убытки;
  3. Большие суммы налоговых вычетов за какой-либо период;
  4. Темп роста расходов значительно превышает темп роста доходом по отношению к реализованным товарам;
  5. Заработная плата работников ниже, чем средний уровень по региону в данном виде экономической деятельности;
  6. Показатели предприятия постоянно находятся «на границе» налоговых режимов, позволяя таким образом экономить;
  7. Сумма расходов всегда равна или почти равна сумме доходов у индивидуальных предпринимателей;
  8. Заключенные между контрагентами договора (цепочки договоров) не имеют разумных экономических причин;
  9. Игнорирование запросов налоговой инспекции о разъяснении различных ситуаций;
  10. Частое изменение местонахождения предприятия (многократное снятие и постановка на учет);
  11. Отклонение уровня рентабельности предприятия от статистических показателей;
  12. Ведение экономической деятельности с высоким налоговым риском.

Выездная налоговая проверка: особенности выбора участника

Выездные проверки проводятся в несколько этапов: от выбора налогоплательщиков, подвергающихся инспектированию, до исполнения решения, которое принимается после проверки.

На каждом этапе осуществляется определенный комплекс мероприятий и процессуальных действий, которые регламентированы Налоговым кодексом РФ.

На подготовительном этапе выездной налоговой проверки производится планирование процедуры: выбираются объекты, которые необходимо проверить, указываются сроки проведения контролирующих мероприятий, определяется вид налогов или сборов, а также период, который охватит проверка. Также изыскиваются кадровые ресурсы, которые будут в ней задействованы.

Следующим этапом процедуры становится подготовка к проведению выездной налоговой проверки. На этом этапе выполняется комплекс определенных мероприятий, которые осуществляются налоговой инспекцией и помогают углубить знания о налогоплательщиках, подлежащих проверке. Также подготовительный этап включает в себя ряд иных процедур, призванных создать благоприятные условия для эффективного контроля.

На этапах планирования и подготовки также проводятся следующие мероприятия:

  • Поиск сведений о налогоплательщике.
  • Выявление риска налоговых нарушений.
  • Выбор налогоплательщиков, подлежащих проверке.
  • Составление плана будущих проверок с перечнем налогоплательщиков.
  • Предварительный анализ сведений о налогоплательщике, поиск недостающих данных.
  • Определение типа налогов и сборов, по которым будет проводиться проверка, и периодов, которые она охватит (также обозначаются потенциальные суммы доначисления и перечень мероприятий, которые будут осуществлены в ходе проверки).
  • Подсчет потенциальных временных и трудовых затрат, связанных с проверкой.
  • Согласование квартального плана выездных налоговых проверок.

При выборе налогоплательщиков, которые будут подвергнуты выездной налоговой проверке, инспекция использует собственные источники информации, а также сведения, полученные со стороны.

Когда все данные о налогоплательщиках собраны и обработаны, формируется так называемое досье на каждый объект, состоящий на учете в налоговой.

Информационные ресурсы самой налоговой службы, в которых содержатся сведения об объектах налогообложения, могут использоваться как при составлении перечня налогоплательщиков для контроля, так и при предварительном анализе.

Выбор налогоплательщиков, которых необходимо проверить, проводится в несколько этапов:

Этап 1. Выяснение, скольких налогоплательщиков можно включить в план проведения выездных налоговых проверок. Документ составляется на один ближайший квартал и учитывает загруженность каждого налогового инспектора в течение последних двух лет.

Этап 2. Составление перечня налогоплательщиков, которых нужно в обязательном порядке включить в план проверок.

Этап 3. Выявление налогоплательщиков, которых нужно включить в план проверок в первую очередь. Такое решение принимается на основании:

  • Итогов камеральной налоговой проверки, анализа бухгалтерских и налоговых документов (в части налогов и других обязательных платежей в бюджет).
  • Заключения должностного лица, занимавшегося анализом главных финансовых показателей предприятия, подлежащего проверке. Такой анализ проводится по отраслевому принципу с применением автоматизированной системы обработки данных АИС «Налог».

Этап 4. Выбор налогоплательщиков, контроль над которыми является приоритетным.

Таковыми считаются следующие налогоплательщики:

  • Субъекты, предложенные по результатам камеральной проверки, в отношении которых еще одна выездная проверка будет целесообразной.
  • Налогоплательщики, систематически нарушающие процедуру сдачи отчетности, необходимой для расчета налогов, не соблюдающие ее сроки и объемы.
  • Субъекты, на которых в ходе последней выездной проверки были выявлены серьезные нарушения.
  • Налогоплательщики, которые замешаны в схемах ухода от налогов.
  • Взаимозависимые субъекты.
  • Налогоплательщики, в отношении которых была получена информация из внешних источников об уклонении от налогов.
  • Предприятия, затраты которых растут слишком быстрыми темпами по сравнению с темпами роста прибыли от продаж товаров, работ или услуг.
  • Компании, в которых сумма налогов и сборов уменьшилась, хотя прибыль продолжает расти.
  • Предприятия, в налоговой отчетности которых уже несколько периодов отражаются убытки или минимальная прибыль.
  • Налогоплательщики, 80% налогов которых составляет налог на добавленную стоимость (также в течение нескольких периодов).
  • Субъекты, которые представляли уточненные налоговые декларации больше пяти раз в течение одного периода (и по одному налогу).
  • Компании, которые платят своим работникам зарплату на уровне ниже прожиточного минимума (установленного МРОТ) и т.д.

Если потенциальные субъекты налоговой проверки являются равноценными по риску выявления налоговых нарушений, то предпочтение будет отдано компаниям, которые имеют максимальную выручку от реализации товаров или услуг, самый большой штат, крупные суммы налогов и сборов в бюджет, а также доначисленных платежей, пеней и штрафов.

Этап 5. Составление годового перспективного списка субъектов для включения в планы налоговых проверок.

Такой план, как правило, подготавливается не позднее, чем за 10 дней до начала квартала, следующего за отчетным. Этот документ является конфиденциальным, налоговые ведомства и их сотрудники не могут разглашать содержащиеся в нем сведения.

Каковы особенности выездной налоговой проверки по налогу на прибыль

Главным документом, который используется камеральным инспектором, является декларация. Если во время проверки обнаруживаются ошибки или несоответствие показателей, то субъект проверки должен будет объяснить и документально подтвердить показатели декларации (п.3 ст.88 НК РФ).

Помимо сведений, предоставленных субъектами, инспектор может пользоваться:

  • Документами, полученными в ходе предыдущих проверок.
  • Информацией, полученной от фондов, правоохранительных органов и иных учреждений.
  • Данными ранее проведенной камеральной проверки.
  • Свидетельствами третьих лиц.

Чтобы получить как можно более полные сведения, инспектор может запросить документы из других учреждений в порядке обмена информацией.

Во время проверки налоговики применяют автоматизированную систему анализа расхождений в сведениях. Для этого разработаны специальные формулы и ПО, находящееся в служебном использовании. Автоматическая проверка подразумевает:

  • Сравнение сведений в декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности.
  • Сопоставление темпов роста доходов и расходов в течение разных периодов.
  • Оценку достоверности сведений в декларации и их контрольных соотношений.
  • Проверку соответствия показателей требованиям налогового законодательства, например, ст.40 НК РФ.
  • Определение налоговой нагрузки.

Некоторые показатели по определенным типам отчетности могут не противоречить закону, но не соответствовать данным, ожидаемым налоговой службой. Субъект проверки должен будет подтвердить показатели и объяснить причины расхождения.

Возможные расхождения, выявленные при проверке Причины, прописываемые в пояснениях
Расхождение темпов роста доходов и расходов Возникновение ситуации, требующей дополнительных материальных затрат
Несопоставимость расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности Различные формы списания расходов (например, применение амортизационной премии в налоговом учете)
Несопоставимость доходов в бухгалтерской и налоговой отчетности Различные формы признания видов доходов. Суммы могут расходиться на производствах с длинными циклами, при операциях с ценными бумагами, безвозмездном получении собственности
Несовпадение контрольных показателей Зависит от конкретного показателя. Например, зачастую возникает несовпадение выручки от реализации в декларациях по прибыли и НДС, вызванные несовпадением определяемой базы
Низкая налоговая нагрузка Внутренние причины, связанные с деятельностью компании

Пояснения, которые даются во время камеральной проверки, должны быть подробными и документально подкрепленными.

Допустим, возникла ситуация, при которой в полученных данных возникли расхождения показателей. ООО «ААА» вовремя предоставило сведения по итогам первого квартала 2015 года. Выручка в декларации по НДС составила 1 млн. 300 тыс. рублей, доход в декларации по прибыли – 1 млн. 130 тыс. рублей. Разница показателей – 170 тыс. руб.

Во время проверки компания пояснила, почему возникло расхождение. Разница обусловлена включением в базу начисления НДС цены безвозмездно переданной собственности, не являющейся объектом формирования базы, облагаемой налогом.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *