Вырубка деревьев на земельном участке сельхозназначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вырубка деревьев на земельном участке сельхозназначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Дальнейшие перспективы для лесного фермерства в России, по мнению специалистов Greenpeace, представляются туманными. Так, может увеличиться количество ландшафтных пожаров из-за выжигания молодой лесной поросли вместе с сухой травой, поскольку за неиспользование сельхозземель по целевому назначению собственникам грозят крупные штрафы — до 700 тыс. руб. для юридических и до 50 тыс. руб. для физических лиц.

Законы и граждане: кем регламентируется вырубка

Вопросы, касающиеся рубки насаждений, находятся в ведении Земельного законодательства. Свод законов содержит правила, регулирующие управление земельными ресурсами государства; к ним относят и территории частных землевладений. Конкретные вопросы находятся в ведении следующих законов:

  • Земельный кодекс (ЗК). Закрепляет за собственником земельного надела право срубать ставшие ненужными растения (неважно, выросли они сами или были посажены); право закреплено в п. 2, ч. 2, ст. 40.
  • Гражданский кодекс РФ (ГК). Он солидарен с Земельным кодексом, фиксируя это положение в гл. 17, ст. 261. В ГК регулируются спорные случаи, когда непонятно, на чьем наделе растет дерево, попадающее под спил. По законодательству проводят процедуру уточнения границы между наделами (межевание).

Когда без разрешения не обойтись

Уточнить, какие деревья можно пилить без разрешения на своем участке, однозначно не получится – слишком много вводных. Услуга (а, значит, и вид документа) может принимать различный вид в зависимости от следующих обстоятельств:

  • Статус человека, заказывающего разрешение. Им может стать владелец надела, жилец или гражданин, арендующий землю. Право на разрешение имеется у представителя службы, занимающейся обрезкой или вырубкой.
  • Вид услуги. Кроме собственно разрешения, дающего право на рубку или спил, может потребоваться порубочный билет (документ, дающий возможность вырубать или пересаживать деревья, например, на муниципальных делянках).
  • Имеет значение причина обращения – мешают ветки, дерево стало опасным или засохло.

К частым причинам относятся следующие ситуации:

  • Дерево расположено на прилегающей к наделу собственника территории, принадлежащей лесному фонду или, например, муниципалитету. Если вам нужно проложить коммуникации, а растение мешает, за разрешением надо отправиться в местные органы самоуправления, предварительно проведя межевание.

Отношения лесные и не очень, или Сага о судьбах русского леса на сельскохозяйственных землях

1 октября 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ № 1509 от 21.09.2020 г. о легализации древесной растительности на заросших землях сельскохозяйственного назначения. Правообладатели участков смогут воспользоваться «волшебным тумблером», который чудесным образом превращает землю в лес и лес в землю. Впрочем, панацеей это решение кажется только на первый взгляд…

До недавнего времени вопрос о наличии леса на землях сельскохозяйственного назначения для их владельцев стоял достаточно остро, если не сказать, что это была настоящая головная боль. По результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проводившейся в 2016 году, в России насчитывалось около 100 млн га заброшенных сельскохозяйственных земель. Организация Greenpeace посчитала, что это составляет примерно одну десятую часть всех лесов России и примерно треть лесов, пригодных для ведения лесного хозяйства.

Однако эти леса юридически лесами не являлись, продавать как лес их было невозможно. Вместе с тем собственники земельных участков должны были принимать меры по расчистке земель от насаждений, оплачивать дорогостоящие проекты мелиорации земель и реализовывать их за свой счет. И ладно бы, если бы это было просто мелколесье и кустарник. Но нет, покупатели участков могли получить на сельскохозяйственной земле в довесок здоровые деревья, иначе именуемые деловой древесиной, однако не имея никакой возможности законно реализовать ее как древесину, должны были ее уничтожить, чтоб не получить штраф или вовсе не лишиться земли. Неудивительно, что именно на такой земле возникали пожары, тушением которых закономерно было некому заниматься. Кроме того, отсутствие правового статуса растительности давало почву для многочисленных злоупотреблений и в правовом поле.

За деревьями леса не видно

Не все собственники земли знают о том, что в соответствии со ст. 6 Лесного Кодекса, леса располагаются не только на землях лесного фонда, но также и на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях. Но не все так просто на первый взгляд. Часть 2 ст. 77 Земельного кодекса предусматривает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться земли, занятые защитными лесными насаждениями. Таким образом, эти насаждения имеют юридический статус леса, за уничтожение которого предусмотрена, в том числе, уголовная ответственность.

Однако не всем насаждениям так повезло. Гораздо больше тех, которые в соответствии с действующим законодательством до настоящего не имели никакого статуса, кроме статуса сорняков, портящих ценные сельскохозяйственные земли, даже если эти «сорняки» представляют собой трехметровые деревья. Это так называемая древесно-кустарниковая растительность, причем весьма любопытно, что наше законодательство не знает такого термина, хотя в правоприменительной практике это словосочетание активно используется. Причем если с формальной точки зрения эта растительность к лесу не имеет никакого отношения, при разрешении споров, так или иначе связанных с расчисткой сельскохозяйственных участков, суды оперируют терминами именно лесного законодательства и обращаются к актам, регулирующим именно лесные отношения.

Читайте также:  Госпошлина при разделе имущества супругов в 2023 году

Ранее в Лесном Кодексе РФ 1997 года была статья 134, посвященная древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, однако наличие такой растительности также допускалось для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных явлений, и, хотя рубка и предусматривалась, о правах на вырубленные растения не упоминалось.

В новом Лесном Кодексе (от 04.12.2006 N 200-ФЗ) специальная статья 123, посвященная лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, появилась только в декабре 2018 года, однако во второй части статьи было указано, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации, а пока такого постановления (как и самой статьи 123) не было, можно сказать, что не было и отношений. То есть лес вроде есть, а вроде его и нет. А как можно срубить и украсть то, чего как бы нет? А если, ко всему прочему, и земля, на которой растет то, чего нет, никому не принадлежит, то это вообще золотая жила, и деньги можно делать просто из воздуха…

Однако государство нашло как защитить свой интерес, и серое пятно в законодательстве привело на скамью подсудимых не одного или не двух «знатоков» законов. На помощь пришел и Конституционный суд, который в своем Постановлении от 02.06.2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой ООО «Заполярнефть», указал на двойственность понятия леса как экологической системы и как природного ресурса.

Это постановление легло в основу многих судебных решений и позволило прокурорам применять общие положения природоохранного законодательства при борьбе с лесорубами, уничтожающими многолетние лесные насаждения на якобы никому не принадлежащих землях сельскохозяйственного назначения. Материальный ущерб, причиненный Российской Федерации, рассчитывался по таксационным показателям деловой древесины и исчислялся десятками миллионов рублей, но, как известно, борьба с последствиями никогда не будет эффективнее, чем борьба с причиной проблемы. И, в конце к��нцов, проблемой решили заняться на самом высоком уровне.

Лес кругом, а без дров живем…

Президент и ранее обращался с подобным поручением в предыдущему Правительству, но, видимо, что-то пошло не так.

В конце сентября прошлого года увидел свет проект постановления, подготовленный Минприроды, который, однако, подвергся резкой критике со стороны экологов и аграриев, поскольку механизм задействования лесной растительности в экономической деятельности и ее оборот так в документе предусмотрен и не был.

Проект не допускал на землях сельскохозяйственного назначения ни заготовку древесины, ни разведение лесных плантаций. Леса могли использоваться только для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; ведения сельского хозяйства; выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, но и то – только до того момента, пока высший исполнительный орган субъекта федерации не принимал решение о том, чтобы либо ввести земли в оборот путем проведения мелиорации, либо перевести такие земли в лесной фонд. Собственно, такое решение мог принять и сам собственник земельного участка, который и без того стоял на перепутье как в русской народной сказке: направо пойдешь – штраф за необработанные земли заплатишь, налево пойдешь – проект мелиорации в копеечку влетит, а прямо пойдешь – так и вовсе земли лишишься.

Как известно, в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельный участок может быть изъят у собственника принудительно, равно как и принудительно могут быть прекращены другие вещные права на участок, если он не используется по целевому назначению либо используется с нарушением законодательства, поскольку сельскохозяйственные земли являются особо ценными, и снижение плодородия почв является существенным риском.

В свою очередь расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха представляет собой культуртехническую мелиорацию, которая должна проводиться на основании разработанного с учетом требований законодательства и согласованного проекта в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ. Просто так расчищать землю нельзя, ущерб от такой расчистки, подлежащий возмещению, может исчисляться миллионами рублей. Суды однозначно становились на сторону прокуроров и удовлетворяли иски о запрещении проведения работ без согласованного проекта мелиорации.

Штрафы для физических лиц

Если своими действиями владелец участка нанесет ущерб природе или нарушит требования законодательства, то он обязан компенсировать негативное воздействие и ответить за нарушение закона.

Чаще всего на нарушителя налагается штраф. В соответствии с уже упомянутой статьей 8.28 КоАП для граждан за незаконную рубку без применения механизмов и техники предусмотрен штраф 3-4 тысячи рублей.

Если же применялась техника, то штраф возрастает до 4-5 тысяч рублей с конфискацией срубленных деревьев. Также могут быть конфискованы применяемые для вырубки механизмы, инструменты и техника.

Кроме штрафа можно получить уголовное наказание по статье 260 УК. В случае вырубки, причинившей ущерб в значительном размере (5-50 тысяч рублей) предусматривается:

  • либо уголовный штраф до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты осужденного за период до 3 лет;
  • либо обязательные работы до 480 часов;
  • либо исправительные работы до 2 лет;
  • либо принудительные работы до 2 лет со штрафом 100-200 тысяч рублей или без такового;
  • либо лишение свободы до 2 лет со штрафом в 100-200 тысяч рублей или без такового.
Читайте также:  С какого месяца действует льготный проезд на электричках многодетным семьям в 2023 году

Характеристика земель лесного фонда.

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, еслииное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Кроме того — В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» при рассмотрении дел, связанных с незаконной порубкой, а равно повреждением до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст.

260 УК РФ), судам необходимо иметь в виду, что предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

Рубка леса на землях сельскохозназначения

Рубкой лесных насаждений (деревьев и кустарников) признается процесс их валки после срезания, срубания, спиливания и т.д., либо другая деятельность, связанная с этим процессом технологически — хранение древесины, частичная переработка, трелевка и пр. В соответствии с Федеральным законом, если иное не предписано Лесным Кодексом, рубка возможна для заготовок древесины на площади лесного участка, лесосеке, лесном квартале или лесотаксационном выделе с учетом установленных качеств подвергаемых рубке лесов:

  1. Лесные насаждения, характеризующиеся как спелые либо перестойные;
  2. Лесные насаждения любого возраста, если они предназначены для реконструкции, строительства и эксплуатации объектов, которые предусмотрены ст. 13, 14, 21 ЛК;
  3. Средневозрастные, приспевающие, спелые, перестойные лесные насаждения при уходе за лесами и вырубке погибших либо поврежденных кустарников и деревьев.

Порядок рубки лесных насаждений определяют правила заготовки древесины, правила порядка в лесной зоне, а также правила санитарной и пожарной безопасности (ЛК РФ, статья 16).

Вырубку и продажу леса на землях сельхозназначения необходимо согласовывать с местными органами власти (Министерство лесного хозяйства). Если леса предоставлены для сельского хозяйства, перед рубкой лесных участков, которые были предоставлены в бессрочное пользование или аренду, требуется составить проект освоения лесов и подать соответствующую декларацию на рассмотрение органам государственной власти и органам местного самоуправления (ЛК РФ, статья 88).

«ЛЕС» НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ] /

[club130020649/«ЛЕС» НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ]

Я ответственно заявляю что комментируя вопрос вырубки деревьев и кустарников на землях сельскохозяйственного назначения Денис Кузин допустил ошибку! При этом всем получателям гектара все же рекомендую комиссионно фиксировать при приемке ЗУ наличие древесно-кустарниковой растительности (ДКР) на землях с/х назначения так как в дальнейшем налоговая ставка на эти земли будет принципиально ниже, а расходы вызванные расчисткой ЗУ необходимо внести как фактор освоения по ФЗ 119 .
При этом согласно законодательства Российской Федерации ДКР на землях с/х обладает статусом приращения главной вещи (участка) и принадлежит собственнику участка.

Поэтому правообладатели с/х земли могут вырубать ДКР без согласования с лесхозами и без лесорубочных билетов. Земли с/х назначения – самостоятельная категория земель, не подведомственная лесхозам, которым подведомственны только земли лесного фонда. И уж тем более неясен посыл руководителя АРЧК к муниципальным депутатам так и к “легким планеты”

В связи с «развалом» колхозов и других сельскохозяйственных организаций, обрабатываемые ими ранее земли начали зарастать, закустариваться, что является общеизвестным фактом.

Выделяемые участки по ФЗ 119 скорее похожи на молодой лес, чем на поле сельскохозяйственного назначения, и не являются пригодными для использования по целевому назначению, а точнее нет такого вида сельскохозяйственной деятельности, который мог бы осуществлять крестьянин на таком участке с учетом его состояния.
Учитывая санкции АПК РФ за неиспользование земельного участка или использование его не в соответствии с его целевым назначением, перед новым собственником земельного участка возникает дилемма: либо оплачивать штрафы за неиспользование и ждать изъятия участка в государственную или муниципальную собственность либо проводить мероприятия по расчистке участка.

Крестьянин скорее выберет вариант расчистки, чем допустит изъятие своей земли государством…возникает вопрос: «Как на законном основании провести расчистку? Если для этого нужна вырубка древесной растительности, то с какими органами необходимо проводить согласование ее проведения?».

Ситуации, при которых вырубка деревьев разрешена

Деревья можно вырубать в следующих ситуациях:

Получить участок под ИЖС

Здесь вы можете узнать, как получить участок под ИЖС бесплатно, а также кто имеет на это право и какие необходимо собрать для этого документы.

  • в случае если земля имеет сельскохозяйственное назначение. Исключение составляют деревья, формирующие лесозащитную полосу;
  • при самопроизвольном падении деревьев;
  • в ситуации, когда деревья произрастают на земле, выделенной под дачно-садоводческую деятельность или индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), и находятся в собственности землевладельца (при условии, что в кадастровом паспорте земельного участка не указаны какие-либо ограничения на действия с землей).

Рубка леса на землях сельскохозназначения

Рубкой лесных насаждений (деревьев и кустарников) признается процесс их валки после срезания, срубания, спиливания и т.д., либо другая деятельность, связанная с этим процессом технологически — хранение древесины, частичная переработка, трелевка и пр. В соответствии с Федеральным законом, если иное не предписано Лесным Кодексом, рубка возможна для заготовок древесины на площади лесного участка, лесосеке, лесном квартале или лесотаксационном выделе с учетом установленных качеств подвергаемых рубке лесов:

  1. Лесные насаждения, характеризующиеся как спелые либо перестойные;
  2. Лесные насаждения любого возраста, если они предназначены для реконструкции, строительства и эксплуатации объектов, которые предусмотрены ст. 13, 14, 21 ЛК;
  3. Средневозрастные, приспевающие, спелые, перестойные лесные насаждения при уходе за лесами и вырубке погибших либо поврежденных кустарников и деревьев.
Читайте также:  КВР в 2023 году для бюджетных учреждений

Порядок рубки лесных насаждений определяют правила заготовки древесины, правила порядка в лесной зоне, а также правила санитарной и пожарной безопасности (ЛК РФ, статья 16).

Вырубку и продажу леса на землях сельхозназначения необходимо согласовывать с местными органами власти (Министерство лесного хозяйства). Если леса предоставлены для сельского хозяйства, перед рубкой лесных участков, которые были предоставлены в бессрочное пользование или аренду, требуется составить проект освоения лесов и подать соответствующую декларацию на рассмотрение органам государственной власти и органам местного самоуправления (ЛК РФ, статья 88).

Как получить разрешение на вырубку деревьев

Порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников, выдается управлением экологии администрации городского округа или района. Заявление по форме подается лично или посредством обращения в МФЦ в соответствии с регламентом установленном местным законодательством.

В базовый пакет обязательно войдут документы, подтверждающие право собственности на участок.

Это может быть как выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), так и другие документы.

Также в пакет входит заявление, в котором владелец участка описывает координаты и назначение участка, а также основные параметры дерева, то есть:

  • породу;
  • размеры;
  • возраст;
  • расположение на участке;
  • причины, по которым требуется вырубка.

Кроме того, в заявлении должно быть указано согласие оплатить проведение экспертизы дерева и уплаты экологического сбора.

После этого специалист выедет на место, чтобы оценить состояние дерева, а также степень представляемой им угрозы. Если растение не относится к ценным или особо ценным, а также в тех случаях, когда его возраст, а значит и толщина, не достигли определенного значения, то вместо разрешения заявитель получит уведомление о том, что для удаления этого дерева не требуется разрешения.

Чаще всего это относится к плодовым, особенно гибридным, сортам, а также деревьям, возраст которых не превышает 30–50 лет.

Как получить разрешение на вырубку деревьев (порубочный билет) на своем участке под ИЖС

Как получить разрешение на вырубку деревьев (порубочный билет) на своем участке под ИЖС расскажем ниже.
Выдача разрешения на вырубку деревьев (порубочного билета) на участке под ИЖС является муниципальной услугой и в каждом регионе она может называться по-своему (разрешение на снос древесно-кустарниковой растительности, разрешение на вырубку деревьев и кустарников, порубочный билет и т.д.), поскольку регламентируется местными нормативно-правовыми актами.
Как правило ответственным за оказание данной услуги назначен Департамент экологии и природопользования муниципалитета (опять же, в каждом регионе по-разному).

Подать заявление на получение разрешения на вырубку деревьев можно обратившись в администрацию муниципалитета, или же через МФЦ, который в свою очередь направит ваше заявление непосредственному исполнителю.
Правда не хотим вас обнадеживать, поскольку практика показывает, что зачастую администрация отказывает в предоставлении такой услуги в виде сухой формулировки: «не наша зона ответственности». И здесь все вполне логично, сами посудите: администрация выдаст разрешение на вырубку, вы им воспользуетесь, а федералы тут как тут с документами 30-летней давности о том, что деревья то их. Никто попросту не захочет брать такую ответственность на себя.

Если дерево на территории общего пользования

Большинство затруднений вызывают зеленые насаждения, расположенные на земле общего пользования, которая принадлежит государству. На территории населенных пунктов категорически запрещена вырубка лесных насаждений с целью лесозаготовки.

Порубочный билет в таких случаях можно получить лишь по трем причинам:

  1. Деревья и кустарники разрослись и частично затрудняют, либо перекрывают проезд;
  2. Растение уже погибло или повреждено и признано аварийным. Его падение может причинить вред жизни человека, может повредить линии коммуникаций и электропередач, угрожает повредить здания;
  3. Если разросшееся дерево мешает возможности проложить новые коммуникации.

Заключение об аварийности дерева делают работники службы озеленения по ряду установленных признаков, и в целом это самый простой способ получить разрешение на вырубку.

Лес на землях сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного предназначения представляют собой земли, расположенные за и созданные для сельскохозяйственных работ.

В состав таких земель входят участки, занятые дорогами, коммуникациями, зданиями, сооружениями, сельхозугодьями, также лесными насаждениями, обеспечивающими защиту местности от негативных воздействий (Земляной кодекс РФ, статья 77).

Лес — экологическая система, главной актуальной формой которой являются деревья. Лес может размещаться или землях других категорий, к которым относятся и земли сельхозназначения.

В соответствии с назначением земель, на территории которых располагается лес, осуществляется защита, охрана, использование и воспроизводство данных лесов. Границы сельскохозяйственных земель с лесными насаждениями устанавливаются по правилам лесного законодательства, земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (Лесной кодекс РФ, статья 6). Лес может использоваться для нужд сельского хозяйства (выпас животных, пчеловодство, сенокошение, оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и другая деятельность).

На предоставленных для сельского хозяйства лесных участках можно размещать улья и пасеки, возводить навесы, изгороди и иные временные постройки. Граждане и юридические лица имеют право использовать леса для проведения сельхозработ на основании договоров по аренде лесных участков. В целях осуществления гражданами сельскохозяйственной деятельности (включая пчеловодство) для собственных


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *