Права детей в конституции РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права детей в конституции РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Основные права и свободы несовершеннолетних
Права и свободы традиционно делятся на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные.
1. Личные права и свободы ребенка
В первую очередь следует рассмотреть личные права и свободы ребенка, поскольку они принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства.
а) Право ребенка на жизнь
Данное право закреплено в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, и оно обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т.д. К мерам подобного рода относятся также политика государства, направленная на отказ от разрешения конфликтов с помощью оружия, борьба с преступлениями против личности, с наркоманией и токсикоманией. Гарантии реализации права на жизнь закреплены также и в нормативных правовых актах отраслевого законодательства, в частности уголовного.
б) Право ребенка на охрану чести и достоинства личности
(ст. 21 Конституции)
Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Уважение чести и достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях.
За посягательство на честь и достоинство ребенка виновные лица несут административную, гражданскую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, а по достижении 14-летнего возраста — в суд.
в) Право ребенка на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений
(ст. 22 — 25 Конституции)
Неприкосновенность личности означает, что никто не может быть арестован, заключен под стражу или содержаться под стражей иначе как по судебному решению. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми. Вся сфера семейной жизни, родственные и дружеские отношения, интимные и другие личные связи, привязанности, симпатии и антипатии охватываются понятием неприкосновенности частной жизни. Данное право означает и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе.
Фактически право на неприкосновенность частной жизни и тайну корреспонденции ограничивается со стороны родителей или опекунов (попечителей). Первостепенное значение в данном случае имеют интересы детей, которые также во многом определяются родителями или лицами, их заменяющими. Представляется, что степень вмешательства определить в законодательном порядке невозможно.
г) Право ребенка на свободу мысли, слова свободу массовой информации
(ст. 29 Конституции)
Конституция устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.
Статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает необходимость принятия мер «по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе… от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий… а также распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию».
д) Право ребенка на свободу совести и вероисповедания
(ст. 28 Конституции)
Современное законодательство исходит из того, что каждый человек волен самостоятельно решать вопрос о своем отношении к богу и о выборе религии. Но ребенок, как правило, несамостоятелен в решении этих вопросов в силу недостаточности жизненного опыта, поэтому все законодательство исходит из презумпции единства интересов родителей и детей.
е ) Право ребенка свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
(ст. 27 Конституции)
Согласно ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ место жительства ребенка в возрасте до 14 лет определяется по месту жительства его родителей или законных представителей. Следовательно, рассматриваемое право у данной категории несовершеннолетних отсутствует. В данном случае право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства ограничивается законом только в интересах безопасности и здоровья ребенка, а также в интересах безопасности общества, охраны общественного порядка и здоровья граждан.
Несовершеннолетний гражданин РФ, как правило, выезжает из РФ совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин РФ выезжает из РФ без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина РФ с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить, а в случае, если несовершеннолетний гражданин выезжает из России на срок свыше трех месяцев, это согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка
Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.
Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.
За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.
Право на проживание в семье с родителями, которые обязаны обеспечивать своего ребенка
И отец, и мать ребенка должны обеспечивать свое дитя, и неважно, проживают родители вместе или нет. Как правило, родители могут договориться самостоятельно, как они будут обеспечивать ребенка. Кто-то покупает одежду, а кто-то, например, питание. Если же родитель не исполняет надлежащим образом своих обязанностей, то на него можно подать в суд и взыскать алименты. Подать иск в суд может как один из родителей, так и, например, законный представитель ребенка, опекун, усыновитель и т.д. Если же интересы ребенка защищать некому, обратиться с иском могут органы опеки и попечительства.
Что касается коммунальных платежей, то обязанности по их оплате также ложатся на родителей. Если до достижения ребенком возраста 18 лет накопились долги, то, достигнув совершеннолетия, ребенок не должен гасить данный долг – это обязанность родителей. С наступлением совершеннолетия ребенок начинает оплачивать только те коммунальные платежи, которые были начислены ему после наступления возраста 18 лет.
Если ребенок в возрасте до 14 лет совершил какой-то проступок и испортил, например, чужое имущество, то обязанность по возмещению ущерба ложится также на родителей.
Законодательством определено, что до 14 лет ребенок живет со своими родителями. Проживать несовершеннолетний может как в квартире, так и, например, в доме. Получается, что прописать ребенка можно только по месту регистрации одного из родителей. Если вы хотите оформить регистрацию у бабушки или дедушки, то этого сделать не получится, если ни одни из родителей там не прописан. Также никто не имеет право выписать ребенка, даже если кто-то из собственников жилья против регистрации малолетнего.
Так как это является требованием закона, то повлиять на прописку никто не может, как бы им этого не хотелось. Также не нужно спрашивать согласие других собственников жилья. Родителям достаточно принести паспорт и свидетельство о рождении ребенка, после чего его без лишних проблем пропишут по месту регистрации родителя.
Официальные документы
Первым документом, который официально закрепил права ребенка, была Всеобщая Женевская декларация, принятая в 1924 году Лигой Наций. Всеобщая Женевская декларация закрепила за детьми следующие права:
- Обеспечение нормального развития физически и духовно.
- В тяжелые времена первая помощь должна быть оказана ребенку.
- Ребенок должен расти и воспитываться в любви и не эксплуатироваться.
- Он должен быть уверен, что воспитываемые в нем качества послужат на пользу людям.
На основе этого документа позже, в 1959 году ООН утвердила еще один документ, говорящий о защите прав ребенка. Декларация прав ребенка расширила это понимание и продиктовала следующие условия для роста и развития детей:
- Ребенок должен быть защищен от эксплуатации.
- У него есть право на образование и пользование всеми благами общества (под ними понимание жилище, еда, одежда, т.е. все необходимое для нормальной жизни).
- Детям должна быть обеспечена социальная защита, а в семье любовь и понимание.
- Неполноценный ребенок имеет право обучаться и находиться в специальном учреждении.
- Защита в целом от любой дискриминации и унижения.
Еще через 30 лет этот документ был пересмотрен и расширен. В 1989 году была принята конвенция, где был перечень всех современных прав и свобод детей. В документ были внесены другие добавки, которые позволили создать полный перечень прав ребенка:
- имеет право на жизнь, гражданство;
- может свободно выражать свое мнение;
- имеет право на достойный уровень жизни и пользование медициной;
- имеет право на личную жизнь, сохранение чести и репутации;
- имеет право на образование;
- может придерживаться собственных взглядов и религиозный убеждений.
Конвенция имеет 54 статьи, которые оглашают все права ребенка в мире. Конвенция является основным и для определения прав ребенка в России. Согласно этому документу было определено окончание детского возраста – 18 лет, когда ребенок получал все права наравне со взрослыми. Конвенция является обязательной для исполнения во всем мире.
Соблюдаются ли права?
К сожалению, соблюдение сегодня прав и свобод человека согласно Конституции не всегда можно наблюдать, особенно в отношении детей. Хотя женевская конвенция еще давно закрепила право детей на свободное мнение и свободу от эксплуатации, применение детского труда, унижения и оскорбления детей во многом пока остаются безнаказанными. Не всегда согласно Конституции учитывается мнение ребенка в суде
Согласно Конституции РФ, за несоблюдение прав и свобод детей предусмотрена юридическая ответственность, однако этот закон мало соблюдается в РФ. Слишком тонкая грань проходит между представлением о плохих условиях проживания и воспитания и настоящей ситуацией.
Свидетельство той крайности, до которой может дойти закон о защите прав несовершеннолетних, наблюдается в Америке. В РФ органы опеки до конца будут стараться оставить детей в семье, и лишь в крайней ситуации лишат родителей их прав, а детей передадут опекуну или на попечение в детский дом.
В США также действует конвенция о правах ребенка, в этой стране, как и в РФ, ориентируются на совершенствованный документ 1924 года. Однако, в отличие от ситуации в России, там закон понимается иначе.
Согласно Конституции США ребенок может подать в суд на родителей за плохое обращение или отсутствие обеспечения надлежащих условий. Вдохновленные своими правами, дети начинают шантажировать родителей и по любому поводу обращаются в судебные органы, после чего начинаются длительные разбирательства.
Право на отдых, искусством и творчество
Ребенок должен быть обеспечен культурным отдыхом в соответствии с возрастом. При отсутствии у родителей денежных средств на покупку путевки в детский лагерь, такая возможность предоставляется на безвозмездной основе социальными органами по заявлению законного представителя.
Занятия искусством предоставляются в районных организациях, например, домах творчества. Обучение проводится на бесплатной основе. Прием детей производится до заполнения предусмотренных мест
Несовершеннолетние могут посещать культмассовые мероприятия: музеи, выставки.
Главным условием является соответствие возраста ребенка заявленной программе.
Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.
Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.
Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.
По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.
Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».
Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.
Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.
В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».
Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.
Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.
Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.
Документы, доказывающие права и обязанности детей
Большое влияние на развитие законодательства о правах ребенка оказала Женевская декларация прав детей. Она была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 года. Главный вклад данной декларации – определение стратегического направления о том, что ребёнок должен получать самое лучшее, что есть у человечества.
Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году и считалась первым международным документом по правам человека. В ней говорится, что каждый ребёнок имеет право заботу и защиту своих прав, на что не влияет пол, родной язык, происхождение, национальность, вера и другие факторы.
В 1959 году отдельная Декларация прав ребенка утвердила, что каждый ребенок нуждается в особой правовой защите, и что власть и общественные организации должны соблюдать права ребенка и осуществлять меры по их защите. В 1979 году была принята Конвенция о правах ребенка организацией Объединенных Наций. Она включала социально-правовые основы. Из них главными являются такие: ребенок – это самостоятельная и полноправная личность, а также были обоснованы ценности интересов ребенка перед нуждами страны, отечества, семьи и религии.
В названных бумагах четко просматриваются главные права детей на имя и фамилию, гражданство, образование, отдых, материальную независимость и т.д. Важное место занимает проблема поддержки и охраны прав детей, защиты ребенка от жестокого обращения и эксплуатации.
В 1990 году в Нью-Йорке выдана всемирная Декларация о обеспечении выживания, защиты и развития ребенка. Государства, которые принимали в ней участие, объявили, что готовы взять на себя полную ответственность за обеспечение и жизнедеятельность детей. Дополнением к Конвенции о правах детей стала Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка, принятая 25 января 1996 года в масштабах Совета Европы. Она обозначила меры, которые призваны для соблюдения прав детей, особо в судебном процессе и административной практике.
К Конвенции о правах ребенка было принято два факультативных протокола Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 года:
- Документ про торговлю детьми и детскую проституцию.
- Документ про участие детей в вооруженных конфликтах.
При стихийных бедствиях, геноциде, вооружённых конфликтах, участвующие страны пообещали приложить все усилия, чтобы дети получили необходимую поддержку, охрану и защиту для быстрого возвращения к нормальной жизни.
10 мая 2002 года было выдвинуто предложения создания глобального движения «Мир, подходящий для жизни детей». Предложение поступило от Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Цель данного движения – обеспечить детям полную безопасность и благосостояние.
На сегодня детские права оберегаются такими лицами:
- Органы государственной власти.
- Родители или опекуны.
- Педагогические, медицинские или социальные работники.
- Общественные организации.
Права и обязанности ребенка в семье
Права ребенка – это в первую очередь, права человека. Поэтому совершенно не имеет никакого значения, где именно воспитывается несовершеннолетний – в своей родной семье, или в приемной.
Соблюдать эти права – обязанность взрослых, ведь зачастую, ребенок сам не может толком сформулировать и защитить свое право мыслить, выражаться и иметь свою собственную территорию.
Об этом должен позаботиться взрослый человек, ухаживающий за данным ребенком.
Став немного постарше, ребенок начинает понимать, что помимо прав, у него есть обязанности, которые также обязательны для исполнения, но теперь уже им самим.
Чтобы не ошибиться в существующих правах и обязанностях родного ребенка, стоит внимательно изучить их и стараться всеми разумными способами соблюдать.
Предусматривается целый спектр разнообразных прав и обязанностей, являющихся обязательными для соблюдения несовершеннолетним ребенком. Правами следует руководствоваться, знать их и не допускать умышленного нарушения близкими и посторонними людьми.
В законодательном акте выделяется целая глава, подробно рассматривающая, данный вопрос. Чтобы не навредить своему ребенку, следует внимательно изучить этот акт и выяснить, какими правами, кроме гражданских, обладает ребенок.
Ответы на популярные вопросы
На основании принятых поправок у людей возникает много вопросов, на которые с удовольствием отвечают чиновники.
Вопрос | Ответ |
Существует много законов, касающихся защиты прав детей, их недостаточно? | Требуется регулярное совершенствование законодательной системы на основании изменений общества и ритма жизни. Это же относится к семейной политике. Особенно это актуально во время пандемии, так как дети, родители и педагоги столкнулись с существенными сложностями. Взрослые вынуждены искать способы оставить детей с пожилыми родственниками, а особенно пострадали многодетные, а также малоимущие семьи. Такие риски предусмотреть невозможно, но их можно учесть при формировании новых законодательных актов. |
Какие поправки считаются самыми важными? | Много внимания уделено семейному воспитанию. Закрепляется поддержка именно традиционных семей, а также защита союза между женщиной и мужчиной. Такая позиция поддерживается большей частью россиян. |
Почему традиционная семья закрепляется в Конституции? | Постоянно меняется мнение общественности относительно семейных отношений. В других странах принимаются законы, относящиеся к разобщенности общества. Люди предпочитают жить без детей и старших родственников. Родители часто расстаются, так как не чувствуют поддержку от государства, поэтому важно оказывать помощь нуждающимся. |
Сможет ли государство вмешиваться в личные отношения? | Многие семейные вопросы считаются приватными, но поправки предполагают деликатное государственное присутствие. Оно больше выражается через детские сады, школы, учреждения допобразования и другие организации, где взрослые люди работают с детьми. Корректировки коснутся медицинских учреждений, так как женщины должны быть уверены, что независимо от места их нахождения, их дети смогут получить квалифицированную помощь. Родители детей-инвалидов должны получать поддержку от профильных ведомств, а также консультационную, психологическую и реабилитационную помощь. Неполным семьям должна оказываться материальная поддержка. А если люди уклоняются от своих родительских обязанностей, государство должно помогать брошенным детям. |
Каковы плюсы для детей без родителей? | Государство должно стремиться к сокращению количества сиротских учреждений, а также развивать такие формы, как опекунство и усыновление. Необходимо предотвратить ситуации, когда детей насильно забирают от ответственных родителей из-за мелких финансовых проблем. Основные усилия социальных служб должны направляться на сохранение семейных отношений между кровными родственниками. При необходимости оказывается финансовая поддержка и сопровождение. Поэтому требуется перестройка системы, связанной с заботой о детях, так как должны учитываться интересы всех членов семьи. Такие нормы принимались в отдельных актах, но впервые закрепляются на конституционном уровне. |
Существует ли гарантия кардинального изменения ситуации? | Среди поправок имеется закрепление принципа единства системы власти. Во время исполнения государственных законов должна соблюдаться последовательность и преемственность. Это касается как федеральных органов власти, так и региональных. |
Будут ли изменены законы Москвы? | Принятые поправки непременно скажутся на региональных нормативных актах. Поэтому местным властям придется изменять законодательство относительно защиты прав детей, а также их воспитания и развития. Правительство будет инициировать новые программы, например, планируется создание московского алиментного фонда, а также увеличение количества льготных ипотечных кредитов. |
Власти уверены, что принятые поправки положительно скажутся на жизни каждой семьи и отдельного ребенка.
Права и обязанности граждан России
В Конституции РФ прописано следующее:
- Права граждан. Каждый гражданин России имеет право на жизнь, свободу передвижения, личную неприкосновенность, выбор профессии и отдыха, право на медицинскую помощь и жилье. Все люди равны перед законом, защитой прав граждан занимается полиция и суд.
- Свободы граждан. К ним следует отнести свободу мысли и слова, вероисповедания, совести. Согласно этому закону никто не имеет права нарушать свободы и права других граждан.
- Обязанности граждан. Каждый гражданин России, помимо прав и свобод, имеет и ряд обязанностей. К ним относится защита Родины, охрана природы и окружающей среды, соблюдение законов, оплата налогов.
Какие бывают обязанности детей
В Конституции РФ прописаны не только права, но и обязанности детей. Так, например, начиная с шестилетнего возраста они должны получить основное образование по 9 класс включительно. При этом дети обязаны четко соблюдать дисциплину в учебном заведении и порядки, установленные там.
Обязанности детей по конституции рф в возрасте 8 лет и старше, связаны с соблюдением школьного устава, а также правил общественных организаций.
Начиная с 14 лет подросток должен выполнять все поручения, которые связаны с трудовыми обязанностями. В эту категорию входит соблюдение трудового законодательства и распорядка труда, если он работает.
Кроме того, обязанности ребенка по конституции рф в этом возрасте связаны с соблюдением правил, установленных различными организациями и соблюдением школьного устава.
Начиная с семнадцатилетнего возраста прибавляется обязанность встать в военкомате на учет как военнообязанный (если подросток мужского пола). У женского пола таких обязанностей нет.
Права и обязанности президента РФ по Конституции кратко
Под «правами человека» подразумеваются те, которые закреплены во многих международных Конвенциях и договорах. Под ними подразумеваются такие правила поведения, которые обеспечивают свободы и достоинства отдельного человека. Свои обязанности по защите Конституционных прав граждан глава государства может реализовать, например, через наложение вето на некоторые законы и решения Государственной Думы до окончательного урегулирование спорных ситуаций компетентным судом.
Президент по Конституции РФ является главой государства (ч.1 ст. 80). Он не возглавляет исполнительную власть, однако имеет право посещать заседания Правительства, председательствовать на нем, принимать решение о его отставке и с согласия Государственной Думы страны назначать его главу (ст. 83).
Семейный кодекс В РФ права ребенка определяет и защищает Семейный Кодекс, или Закон о несовершеннолетних, в основе которого лежит конвенция. Как и конвенция ООН, он определяет границу детского возраста – 18 лет. Закон о защите прав несовершеннолетних содержит следующие права ребенка:
Но, так как иногда бывает, что ребенок – сирота, государство помогает устроить ребенка в другую семья через усыновление/удочерение. 5. Право на образование. Обязательным является получение основного общего образования, которое по Конституции РФ является бесплатным. Также каждый имеет право поступить в высшее учебное заведение на конкурсной основе и тоже бесплатно. Для того чтобы ребенок получил образование, государство предусматривает разнообразие форм обучения (очная/заочная, дистанционная), различные виды стимулирования (стипендия, материальная помощь; для тех, кто получает образование не в родном городе – место в общежитии). 6. Право на жилище.