Что делать, если ребёнку занижают оценки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если ребёнку занижают оценки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы думаете, что преподаватель намеренно оценивает знания вашего ребенка ниже, сначала стоит попытаться объективно оценить ситуацию. Любой родитель считает своего ребенка самым умным, по этой причине он не может получать неудовлетворительные оценки в школе, соответственно дело в учителе. Стоит понимать, что просто так занижать баллы учителю невыгодно, поскольку это портит его имидж перед коллегами, к тому же по итогам каждой четверти он сдает отчет по успеваемости.
Итак, вы подготовились, изучили критерии оценок, значит, пришла пора отправиться в школу.
- Для начала следует встретиться с проблемным учителем. В процессе разговора важно объективно оценить ситуацию и понять, действительно ли проблема заключается в предвзятом отношении или все-таки ребенок не совсем честен с вами или попросту не до конца понимает собственные ошибки.
- Если встреча с преподавателем не помогла или вы не разделяете его позиции, то следует поделиться своими мыслями с администрацией школы. Не знаете, как написать жалобу на учителя? Это можно сделать официально путем написания заявления на имя директора с указанием конкретных ситуаций и ссылками на нормативные документы либо обсудить проблему в неформальной обстановке за чашкой чая.
Куда обращаться, если учитель занижает оценки? Как поступить, когда администрация учебного заведения отстаивает интересы коллектива и не собирается предпринимать никаких действий? В этом случае придется начинать «военные действия» путем обращения в департамент образования либо направлением жалобы на администрацию школы за бездействие в Рособлнадзор, отвечающий за образовательную деятельность вашего региона.
Адвокат Павел Астахов утверждает: если родитель уверен, что оценка ребенку поставлена несправедливо и занижена, то он может написать на имя директора заявление о создании комиссии по объективной проверке фактических знаний учащегося (согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ»).
— Если родитель чувствует, что к его ребенку относятся предвзято, то в законе четко говорится о недопустимости дискриминации в сфере образования и приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения (согласно статье 3 закона «Об образовании в РФ»).
В случае конфликта между учеником и преподавателем необходимо обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Она создается из равного числа родителей несовершеннолетних учеников и работников организации, в которой ребенок учится, — пояснил Павел Астахов. — Порядок создания комиссии, организации ее работы и принятия решений ей по урегулированию споров и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом школы (согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ»).
Вообще ученики и их законные представители имеют право направлять в органы управления образовательной организацией (то есть, например, департамент образования, — Прим. Лайфа), обращения о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающих и ущемляющих их права, — рассказывает адвокат. — Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению с привлечением как обучающихся, так и родителей.
Конечно, можно написать обращение и в окружное управление образования, и в Рособрнадзор, и в Прокуратуру, но это займет значительно больше времени, — отметил Астахов.
Законное право на жалобу
Если ученик или его родители не соглашаются с поставленной педагогом оценкой, считают ее заниженной, действия учителя можно обжаловать, опираясь на 45 ст. ФЗ «Об образовании». Здесь четко прописано, что ученик или его родители обладают правом на обращение к директору учебного учреждения или в комиссию по урегулированию споров. Обращаться надо с заявлением. Оно оформляется в письменном варианте. Главное — составить обращение правильно и максимально подробно расписать обстоятельства, а также обозначить действия учителя, с которыми человек не согласен. Важно четко сформулировать свою просьбу. Она должна заключаться в пересмотре действий педагога, а также выставленной им оценки.
Важно! Жалобу обязаны рассмотреть в существующем порядке и провести соответствующую проверку. Если администрация учебного учреждения бездействует, родители могут привлечь орган управления образованием. Сюда необходимо подать жалобу с просьбой предпринять конкретные меры по устранению бездействия дирекции школы.
Учитель наставил двоек
К сожалению, многие учителя по-прежнему смотрят на оценку как на инструмент давления на ребенка. Школьные отметки часто работают как оружие в войне, а не как повод обсудить работу и повысить его знания по предмету. Как понять, что оценки ставят не за знания, а по причине личной неприязни?
- Ребенок может выполнить работу по предмету на удовлетворительную оценку, если его знания проверить независимо.
- Учитель очень много задает. Если на домашнее задание с одного дня на другой уходит более часа — это чрезмерные нагрузки, которые не по силам среднему ученику.
- Учитель много требует. Когда двойки у всего класса или почти у всего, система оценивания не соответствует реальному уровню детей. Да, у детей могут быть пробелы в знаниях, но такой подход снижает их мотивацию к учебе. Поэтому хороший учитель не станет прибегать к этому методу, когда хочет научить.
Как ответить на оскорбление учителю
Если ребенок просит вас не вмешиваться, а вы не можете разобраться, что происходит, обратите внимание на локальные ситуации, о которых ребенок говорит. Обращайте его внимание на то, что конфликт можно погасить, если не удалось предотвратить. Если учитель оскорбляет ребенка, но тот запрещает вам вмешиваться, научите его отвечать правильно.
- Поставить границы. Всегда полезно сказать, что ты услышал мнение другого человека, но у тебя есть свое.
- Пресекать манипуляции, основанные на чувстве вины и стыда. Если ребенку постоянно ставят в вину его неуспешность, поведение и т.п. Нужно научить его говорить “стоп” и повторять как минимум про себя, что это эмоции другого человека, его мнение, а не истина.
- Заявлять о границах. Научите ребенка говорить о своих границах при помощи я-сообщений. То есть не обвинять учителя в ответ, а заявлять о себе. Мне неприятно, когда говорят плохое о моих родителях. Я злюсь, когда критикуют мою внешность.
Снижение отметки за почерк – это нормальная практика?
Сколько я видела тетрадей, безжалостно перечёркнутых красной ручкой с надписями об ужасном почерке и оформлении – не счесть. Родители в шоке, ребенок в еще большей стрессовой ситуации, а все от того, что педагогу не нравится почерк ребенка, который далёк от каллиграфического, но вполне читаем. Что же на данный вопрос говорят локальные акты школы?
Рассмотрев различные документы, мы поняли, что все зависит от школы – где-то о почерке и небрежности в выполнении говорится лишь в плане «правильно и аккуратно оформлены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделаны выводы», кто-то ставит «два» при неряшливо написанной работе. Остается разобраться непосредственно с учителем и локальными актами школы – какой почерк они считают небрежным и что подразумевает под неряшливо написанной работой конкретный педагог.
Что делать, если ребёнку занижают оценки
Если вы считаете оценку незаслуженной, можно и нужно попробовать разобраться. Вот алгоритм действий, который рекомендует юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Егор Советский.
Шаг 1. Прочитайте методическое письмо Минобразования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Этот документ не является нормативно-правовым актом, а только содержит рекомендации, но на него можно ссылаться при беседе с педагогом или директором.
Шаг 2. Изучите локальные нормативные акты школы. Тот документ, который вам нужен, регулирует порядок проведения текущего и промежуточного контроля знаний учеников. В нём должны быть прописаны общие критерии выставления оценок.
Изучите образовательную программу вашей школы. Раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения» должен содержать правила оценивания знаний по каждому учебному предмету.
По Закону об образовании эти документы должны быть в открытом доступе на официальном сайте школы. Но если найти их самостоятельно не получается — обратитесь напрямую к администрации.
Шаг 3. Поговорите с педагогом, ссылаясь на методическое письмо, локальные акты и образовательную программу. Лучше не брать ребёнка с собой — диалога двух взрослых будет достаточно. Чтобы не переводить беседу в конфликт, постарайтесь проявить вежливость и понимание. Начните диалог с реплики: «У нас возникли вопросы по поводу оценок /имя школьника/, и хотелось бы больше узнать про то, почему здесь получилось так».
Вероятно, окажется, что учитель не занижает оценки, а строго следует предписаниям. Нужно допускать, что ребёнок может чего-то недоговаривать — но в любом случае вставайте на его сторону, а не учителя. Школьник должен чувствовать себя под защитой.
Если вы знаете, что сомнения в объективности оценок есть и у других родителей, можно объединиться и прийти на беседу с учителем группой. Так беспокойство родителей будет иметь больший вес — поскольку проблема коллективная, просто замять её не получится.
Шаг 4. Обычно учитель может объяснить и прокомментировать оценки. Но если аргументы педагога кажутся несправедливыми или неубедительными, а выставленная оценка прямо расходится с критериями в локальных актах и образовательной программе — стоит пойти на устную беседу к директору.
Шаг 5. Если устная беседа не принесла результатов, составьте письменное требование в свободной форме на имя директора школы — попросите проверить действия учителя на соответствие локальным актам и нормам.
Объясните ребёнку, что педагог неправ. Похвалите школьника: отметьте, что в работе всё объективно сделано хорошо. Ребёнок должен понимать, что оценки не так важны, как сами знания, а вы любите его вне зависимости от отметок.
Помните, что в каждой общеобразовательной школе должна быть Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Законом об образовании предусмотрено право родителя обращаться в Комиссию для защиты прав своего ребёнка, в том числе когда оценки ученика необъективны.
Выяснение отношений с учителями и администрацией — это всегда неприятно. Если ситуация с несправедливой оценкой — единичный случай, бывает легче закрыть глаза и списать это на усталость или промах педагога. Но если ребёнку систематически занижают оценки в школе, лучше разобраться и отстоять свои права.
Учитель намеренно занижает отметки или ребенок недостаточно знает материал
Если вы думаете, что преподаватель намеренно оценивает знания вашего ребенка ниже, сначала стоит попытаться объективно оценить ситуацию. Любой родитель считает своего ребенка самым умным, по этой причине он не может получать неудовлетворительные оценки в школе, соответственно дело в учителе. Стоит понимать, что просто так занижать баллы учителю невыгодно, поскольку это портит его имидж перед коллегами, к тому же по итогам каждой четверти он сдает отчет по успеваемости.
Не знаете, как поступить, если учитель занижает оценки? Если ребенок учится в начальных классах, то родителям непременно нужно познакомиться с классным руководителем, узнать его мнение о поведении и умственных способностях ученика, а также понять, какие предметы даются ему сложно и что сделать для повышения успеваемости. Или, напротив, ребенок мог серьезно увлечься каким-то отдельным предметам, и тогда следует задуматься о дополнительных занятиях для углубления познаний. Кроме того, можно условиться с учителем о возможности посетить некоторые уроки под предлогом знакомства с методикой обучения и сравнительного исследования успеваемости своего чада с остальными детками.
Не знаете, как понять, что учитель занижает оценки? Цель родителя заключается в том, чтобы распознать слабые и сильные стороны ребенка, а также узнать, что о нем думает учитель. Личную точку зрения преподавателя легко можно понять по проверке письменных заданий, где будут отображаться исправленные некорректно ошибки. Гораздо сложнее с устными ответами. Дело в том, что многие учителя предъявляют слишком высокие требования к устным ответам, то есть к презентации домашних работ. У некоторых учеников существует страх перед публичными выступлениями. Дети не могут внятно изложить материал, путаются, а иногда вовсе забывают перед выступлением. В результате ребенок получает низкий балл, но происходит это не из-за незнания урока, а по причине волнения.
Говоря об уголовно-правовых гранях преподавательской деятельности можно поставить вопрос о неисполнении или ненадлежащем исполнении преподавателем своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к преподавательской деятельности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (халатности, ответственность за которую предусмотрена ст. 293 УК РФ). Причинение крупного ущерба может выражаться в отчислении неуспевающего студента, поскольку, обучаясь в ВУЗах МВД России, обучаемый находится на полном государственном обеспечении. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан, в свою очередь, может быть обосновано с позиции нарушения конституционного права обучаемого на получение образования.
Почему учителя предвзято относятся к некоторым детям?
У меня хорошая знакомая тоже утверждает, что к ее сыну предвзято относится учитель, но извините, если рассудить объективно, сын ее фору даст любому. Может не поздороваться, может нагрубить (ему 9 лет), и много еще чего он может!! Она собиралась в школу сходить и выяснить все с учителем, так сын ее начал отговаривать от этой затеи. Мол, не ходи, а то хуже будет… А может быть, не ходи, а то она меня выдаст?? Многие родители, конечно же считают, что их дети самые замечательные одуванчики на свете, но, почему учителя бегут из школ как ошпаренные с нервными срывами??! Да потому, что и дети бывают разные и неуправляемые. У меня однокурсница в школе работает, так рассказывала, как ее в школе мальчишки — пятиклассники в туалете пытались зажимать. Свою учительницу!!! Это же ужас какой-то! Я бы сказала — какие времена, такие и причины. Очень уважаю опыт учителей со стажем.
У ребенка конфликт с учителем. как быть родителям?
Ну а если вы сами родитель, который ходит с опущенными плечами с видом, что он всего боится и всем должен, если у вас не налажен контакт с ребенком, то его подсознательно будут обижать и предвзято к нему относиться. комментировать Такая вот ситуация, когда учитель предвзято относится к ученику, в последнее время проявляется все чаще. Почему? Быть может учитель знает родителей и они ему не приятны.
Внимание
Или же ребенок просто напоминает учителю человека, которого он знать больше не хочет. Ситуаций может быть много. Однако в последнее время дети открыто проявляют свою неприязнь к учителю.
Это тоже может послужить поводом к предвзятому отношению. В таких ситуациях нужно родителям действовать активно. Поговорите с учителем. Если с учителем не получается — то с директором. Ну а если там глухо, то просто нужно перевести ребенка в другую школу.
Итак, обратимся к наиболее частым случаям из практики. В основе конфликта — несовпадение мнений и интересов, несоответствие в оценочной шкале, выбранной учеником или учителем.
Ученику предмет дается тяжело, но он постарался, насколько смог. Ему результаты кажутся вполне приемлемыми, по крайней мере, он уверен, что они улучшились, значит, оценка должна стать выше.
Внимание! Учитель оценивает работу с точки зрения шаблонных требований, без индивидуального подхода. Оценка остается та же, что и прежде.
Система выставления оценок предусматривает разные способы аттестовать задания. Личностно-сопоставительный способ предполагает рассмотрение результата в динамике, процессе развития способностей ученика. Называется это отметка. Она выставляется, когда оценивают текущие результаты учебы.
Если предмет конфликта — выбор между «тройкой» и «четверкой»
С точки зрения ученика «четверку» могут поставить всего за несколько несущественных ошибок, которые не должны влиять на общую оценку. Учитель выразил свое мнение и выставил «тройку» вместо ожидаемой «четверки». Как поступить в таком случае?
Для начала постараться быть объективным. Когда речь идет о письменной работе, которую выполнял весь класс, можно просмотреть задания одноклассников, чтобы сделать вывод о том, как вообще учитель оценивает задания, на что обращает особенное внимание. После этого небольшого исследования, возможно, станет ясно, почему оценка оказалась ниже ожидаемой. Оказалось, что так строго оценили только Вашу работу?
Есть несколько вариантов ответных действий. Можно подойти к преподавателю с просьбой объяснить суть недочетов. Разумеется, беседа должна носить конструктивный характер. Это не должно стать поводом обменяться неприятными эмоциями.
Внимание! Еще один возможный вариант — обратиться за советом и помощью к родителям.
Система оценивания знаний в школе направлена на выявление фактического соответствия полученных знаний учебным программам, требованиям. Она предполагает объективность системы оценивания. Однако в процессе обучения принимают участие преподаватели, которые по тем или иным причинам могут снижать оценки. На результат оценивания могут влиять субъективные причины: недовольство поведением ученика во время занятий, невнимательностью. Зачастую в конфликты вовлекаются родители учащихся, которые предъявляют претензии к поведению самого учителя, к его профессиональной подготовленности. Важна позиция, которую занимает администрация, насколько она готова к тому, чтобы исчерпать проблему не прибегая к затяжным конфликтам.
Прежде всего, необходимо понимать, что главное в этой ситуации – интересы ученика. Для того чтобы помочь ему справиться или пересмотреть свое поведение, необходимы совместные усилия.
Необходимо назначить день Х, после которого никакие пересдачи уже не принимаются, — установить его жёстко и безоговорочно. И соответствующая дата не должна совпадать с последним днём четверти (что было бы равносильно тому, чтобы вовсе её не назначить).
Этот подход дисциплинирует и школьников (поскольку понуждает их правильно распределять время и учитывать заданные «правила игры»), и самих педагогов, избавляя их от стресса последних часов четверти, когда объективно возникает масса дополнительных «отвлекающих моментов» — вроде тех же отчётов, которые срочно требуют завучи; в результате наиболее настойчивые тинэйджеры просто берут уставшего и замотанного сэнсэя голыми руками.
Исключения, в принципе, могут быть сделаны для тех, кто долго болел; для активно пытающихся спастись от итогового «неуда»; для потенциальных отличников, которых лишь самая малость отделяет от пятёрки за четверть. Однако я всё же не советую менять правила ради представителей второй и третьей групп — слишком уж это отдаёт протекционизмом, вдобавок дискредитируя окончательный балл, поскольку обессмысливает методичную работу в течение всего «отчётного периода», являя одноклассникам дурной пример.