Особенности рассмотрения обращений граждан в органах власти
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности рассмотрения обращений граждан в органах власти». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государство существует для того, чтобы обеспечить людям нормальные условия жизни. Поэтому особым вниманием в органах управления пользуются обращения граждан. Виды их многообразны. Они разделяются по тематикам и формам. Чтобы добиться положительной реакции государственного органа, нужно знать, как лучше к нему обратиться: написать или позвонить, прийти на прием или организовать коллективную жалобу.
Обращения граждан: виды, формы, понятие, порядок рассмотрения. Виды обращений граждан в органы местного самоуправления. Особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан
Реакция на каждый документ осуществляется в соответствии с законодательством. Вопреки бытующему мнению положить под стекло, выбросить или уничтожить ни одну бумагу специалисты не могут. Прокуратура контролирует, как государственные организации рассматривают обращения граждан. Виды этих документов закреплены в Конституции. Следовательно, неправильное рассмотрение считается нарушением закона.
Разберемся с сутью документа
Следует понимать, виды письменных обращений граждан различны. Когда пишете документ, необходимо составлять его соответствующим образом, чтобы специалисты поняли, что от них требуется. Так, в жалобе отмечают факты нарушения прав человека. Необходимо четко указать, какое положение законодательства и кем не выполнено. Желательно составлять документ предельно лаконично, концентрируясь на фактах, опуская маловажные подробности.
Кроме того, в жалобах содержатся критические замечания и предложения. Однако рекомендуется воздержаться от эмоциональной оценки работы служащих учреждений, не стоит настаивать на их увольнении. Поверьте, любое обращение рассматривается предельно подробно. Руководитель организации сам разберется с наказанием. Дело гражданина – перечислить факты и попросить восстановить свои права.
Предложение – это иная форма обращений. В нем приводятся мысли человека по поводу улучшения деятельности госорганов, возможно, дополнения к действующему законодательству. Иногда люди предлагают конкретные меры по усовершенствованию определенных сфер взаимодействия власти и общества. Желательно в данном документе не только критиковать, но и инициировать конкретные пути решения проблемы.
В заявлении, как правило, указывается проблема. Это может быть недостаточная работа госорганов, нарушение прав человека. В отличие от предложения в нем не содержится вариант решения проблемы.
Когда перечисляют виды обращений граждан в органы местного самоуправления, не всегда приводят ходатайство. Оно введено только в последние годы. В нем гражданин просит признать его права или льготы. К ходатайству необходимо приложить документы, являющиеся правовым основанием для такового.
Необходимо понимать, что в общении властных структур с населением существуют свои нюансы. Это отражается в законодательстве. В нем описаны особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан. К таковым относят, к примеру, повторные заявления. К их рассмотрению следует относиться внимательнее как той, так и другой стороне. Гражданин должен знать, что его повторное обращение по одному и тому же вопросу останется без ответа. Законодательно закреплена именно таковая реакция.
Если ответ не удовлетворяет, рекомендуется в повторном обращении указывать, что именно не устраивает, и просить разъяснить. Кроме того, законодатель регулирует и другие особенности, учитывая все виды обращений граждан. Если поступило заявление от большого коллектива (более тридцати человек), его нужно рассматривать с выездом на место. Анонимки разрешено оставлять без ответа. У электронных обращений тоже есть свои особенности. Если заявитель просит, то ответ ему может быть направлен почтой. Также поступают, когда человек не указывает свой электронный адрес.
Порядок направления письменного обращения
Письменное обращение может быть направлено любыми способами и при помощи любых средств связи, дающих возможность направить документ. Однако при этом желательно иметь подтверждение того, что это обращение было получено адресатом. Наиболее удобными и распространенными являются уже упомянутые выше способы: по почте или нарочным в канцелярию или секретарю.
Также довольно распространенным становится обращение через сайты соответствующих органов, на которых организуются для этих целей специальные разделы.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Любое обращение, официально поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Безусловно, направлять письменное обращение следует непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Однако если обращение не соответствует компетенции органа или должностного лица, которому оно поступило, такое обращение подлежит переадресации в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых решение поставленных в обращении вопросов входит. Перенаправить такое обращение должны в течение 7 дней со дня его регистрации. Гражданина, направившего данное обращение, обязаны уведомить о том, что его обращение было перенаправлено.
Также бывают случаи, когда поставленные в обращении вопросы относятся к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, т.к. нередко их компетенции пересекаются. В таком случае получивший обращение орган или лицо обязаны направить копию обращения в течение 7 дней со дня его регистрации в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Обязанности органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающего обращение
При рассмотрении обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо выполняет следующие функции:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;
запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Не получен ответ на жалобу что делать
Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений
1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 355-ФЗ)
5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 355-ФЗ)
6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
Чтобы гарантировать гражданам своевременное получение аргументированного ответа, законодатель ввел специальную норму в КоАП РФ. По ст. 5.59 КоАП РФ назначаются санкции по следующим правилам:
По указанной статье грозит наказание и за несвоевременный ответ на обращение, поданное объединением граждан, в том числе юридическими лицами.
Чтобы привлечь виновных лиц к ответственности, необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:
Принудительное исполнение санкции происходит через приставов, которые могут удержать сумму штрафа с заработка должностного лица.
Помимо административного наказания, виновным должностным лицам могут грозить и дисциплинарные меры воздействия. Так как надлежащая работа с обращениями граждан входит в должностные и функциональные обязанности чиновников, они могут получить замечание, выговор. При повторных нарушениях указанного порядка может применяться наиболее строгая мера дисциплинарного воздействия – увольнение по требованию работодателя. Также факты административных проступков могут стать препятствием для повышения по государственной или муниципальной службе.
Избежать наказания по ст. 5.59 КоАП РФ чиновник сможет только в следующих случаях:
В отдельных случаях заявления и обращения граждан могут оставаться без рассмотрения по существу (например, если запрашиваются сведения, охраняемые государственной или иной тайной). Однако и в этих ситуациях заявителю должно быть направлено уведомление с указанием причин, почему на его обращение не последует аргументированный ответ. Нарушение этого правила также повлечет администратвиные санкции по ст. 5.39 КоАП РФ.
Как обратиться в муниципалитет
Следует сразу сказать, что виды обращений граждан в органы местного самоуправления точно такие, как описаны выше. Они подпадают под действие федерального и регионального законодательства. То есть гражданин смело может писать жалобы, предложения или ходатайства и направлять их в муниципалитет. Правда, есть некоторые особенности данного вида общения с властью.
Необходимо выяснить, каков порядок рассмотрения обращений. В разных органах его формируют отдельно. Чтобы заявление было рассмотрено побыстрее и на более серьезном уровне, писать нужно на имя руководителя. Как правило, к таким бумагам относятся очень внимательно. Не забывайте, что виды обращений граждан в органы местного самоуправления такие же, как и в федеральные учреждения. То есть иногда лучше сходить на личный прием к руководителю, имея при себе уже написанное заявление. Согласитесь, попасть к муниципальному чиновнику проще, чем к президенту. Нужно пользоваться своими правами, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. В случае нежелания руководителя вас принять, есть специальные органы, в чьи обязанности входит контроль исполнения прав граждан. К ним, не забывайте, относится прокуратура.
Что делать, если на обращение не реагируют?
Как правило, госорганы довольно оперативно рассматривают заявления граждан. Редко какое остается без ответа, хоть и формального. Но такие случаи тоже встречаются в практике. Гражданину следует помнить о своих правах и конституционных обязанностях служб. Не желают работать, на первый раз сходите к руководителю и пожалуйтесь. Это нормальная реакция на недобросовестность государственных служб. Не захотят с вами разговаривать – отправляйтесь в прокуратуру. В обязанности этого органа входит надзор над исполнением законодательства в части рассмотрения обращений граждан. Напишите заявление и ждите ответа.
Нынче работа с обращениями находится на высоком уровне. Почти в любое учреждение, вплоть до самых высоких, можно написать письмо по Интернету. Пользуйтесь этим прекрасным правом без стеснения. Но, если задумаете жаловаться, запаситесь документальными подтверждениями нарушения закона. К примеру, когда обращаетесь в муниципалитет, просите, чтобы вам на копии документа поставили входящий номер. С этой бумагой правду в прокуратуре или у вышестоящего начальника найти легче.
Если ответ на обращение не устроил, не пишите такого же повторно. Нужно творчески подходить к общению с властью. Запросите у них более подробную информацию, объяснения и так далее. Если продублируете жалобу, ответа не последует. Законодательство позволяет игнорировать повторное обращение одного и того же гражданина, если тема не изменилась.
Возбуждение производства по обращению граждан
Гражданин подает обращение, которое принимается и регистрируется. Это первоначальный этап производства, включающий в себя направление обращения. Этот факт является поводом к возбуждению дела. Далее следует регистрация обращения, которая являет собой момент возбуждения дела.
Если обращение поступило в письменном виде, оно должно быть зарегистрировано в обязательном порядке в течение трех дней с момента поступления в административный орган или к должностному лицу.
В ходе личного приема также может быть подано письменное обращение, порядок его регистрации такой же. При регистрации документу присваивается входящий номер, который вносится в необходимые регистрационные книги, указывается дата приема обращения.
Обращение перенаправляется по принципу подведомственности государственному органу, местному органу или должностному лицу, которые компетентны решить поставленную задачу и ответить на возникшие вопросы.
Существующие правила, которые нужно соблюдать при рассмотрении жалобы и подготовки ответа
Нормы, которые нужно соблюдать в процессе составления ответа на жалобу, напрямую зависят от оснований её подачи. Если заявитель отразил все доводы правильно и по закону он прав, представители уполномоченного органа обязаны принять жалобу и применить соответствующие меры для устранения нарушения. Однако возможны ситуации, когда жалоба была подана без оснований. В этом случае игнорировать обращение также нельзя. Необходимо подготовить квалифицированный и грамотный ответ на заявление гражданина. Если необходимость в проведении дополнительных проверок или исследований отсутствует, потребуется правомерный отказ.
Если в жалобе приводятся объективные аргументы и представитель уполномоченного органа согласен с ними, необходимо принести извинения за неудобства или нарушение прав.
В ответе, оформляемом после рассмотрения жалобы, рекомендуется отразить, что подобный случай считается единичным и больше не повторится. Прочитав документ, гражданин должен сделать вывод о том, что заявитель находится на его стороне, поддерживает представленные в жалобе доводы и согласен с указанной позицией. Подобные меры позволят не допустить последующего обращения в надзорные или правоохранительные органы. Составляя основной текст, рекомендуется внимательно изучить суть жалобы. Оформляя ответ, важно точно отразить все обстоятельства, привести ссылки на нормы действующего законодательства и указать меры, которые будут предприняты, если жалобу нужно удовлетворить.
Образец ответа на жалобу. срок рассмотрения жалоб граждан
Ответ на жалобу в ней обязателен. По требованию клиента заведение обязано предоставить ее. Как отвечать «провокаторам»? Некоторые граждане часто злоупотребляют своим правом и пытаются самоутвердиться за счет персонала заведения.
Они, как правило, пишут негативные отзывы по любой причине, а порой и без оной. Предположим ситуацию. В интернет-кафе зашла женщина.
Она просит помочь администратора отправить письмо, найти информацию и далее по списку на полчаса. Сотруднику приходится выйти из-за кассы и помочь даме.
В результате «вместо спасибо» она берет книгу отзывов и «строчит» целую страницу негативной информации. Ей «нахамили, нагрубили, плохо обслужили» и т. д. Через неделю женщина приходит вновь, чтобы проверить, не исчезла ли ее запись, и снова оставляет негативный отзыв на полстраницы.
Сотрудники в недоумении, владелец тоже.
Как работать над ответами
Закон об апелляциях предусматривает все нюансы процесса. В нашем случае важно, чтобы письма, принятые по отдельным данным, и подпись заявителя были приняты к рассмотрению. Специалисту, который формирует текст ответа, нужна фамилия и инициалы гражданина, адрес его проживания. Дело в том, что ответ отправляется в письменном виде. В заголовке указываются личные данные, о которых сообщил заявитель. Далее получателю должно быть показано, какой ответ дан. Вот примерное начало текста: «Уважаемая Наталья Геннадиевна! Рассмотрев ваше письмо от 12 апреля 2011 года о нарушениях действующего законодательства в отношении исчисления пенсий, (название органа) определено ….». То есть необходимо донести суть проблемы до получателя. Если вы не напомните о вопросе, то смысл ответа, как правило, может быть утерян, оставаться непонятным. Как правило, специалисты об этом забывают. Представьте, что вам нужно составить ответ на такой призыв: «Пожалуйста, рассмотрите вопрос об организации праздника на воздушном шаре в нашей деревне».
Что нужно знать о рассмотрении обращений граждан
Следует помнить, что каждый документ, оформленный в федеральном органе, должен подходить нормативной базе. Когда написан ответ на апелляцию, сначала раскрывается закон, на который распространяется вопрос. Например, если люди отправляют жалобу на дороги, заявление отправляется в орган управления ЖКХ, граждан не устраивает пенсия — в органы, которые занимаются социальными обращениями. Закон о рассмотрении жалоб людей в строгой мере обращает внимание на незаконность подготовки ответа теми организациями, в полномочия которых не входит вопрос. Определенно, этим лучше заниматься на этапе применения. Сотрудник, который работает с людьми, должен понимать, с каким подразделением он имеет дело, чтобы подсказывать адресату людей. В противном случае заявка записывается на имя «самый главный начальник». В России люди посылают вопросы главе государства. И администрация уже определяет, какую апелляцию выслать человеку для получения ответа по существу на заявление.
Документация составляется в зависимости от того, как осуществлялось рассмотрение заявлений. Если обращение не нуждается в доработке, руководитель проставляет на заявлении резолюцию, благодаря которой, сотрудник составляет ответ. Начальник ставит подпись на данном документе, может ставить от своего имени, но, как правило, от имени организации. Это определяет сам руководитель, когда он обдумывает ответ. Обращение людей в устной форме, например, почти всегда рассматривает сам лидер. В результате гражданин получает ответ от лица, к которому он обратился. То есть сообщение личное. Но это делается только в простых ситуациях. Если тема обращения достаточно нелегкая, то ни один опытный начальник не возьмет на себя ответственность за высказанную информацию. Он, как правило, подписывает документ. Но человек, эксперт, работавший над текстом, будет нести ответственность за помарки или недочеты. Его фамилия, а иногда и должность, пишется внизу листа или на обратной стороне.