Утилизационный сбор в Беларуси на автомобили в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор в Беларуси на автомобили в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.

Кто должен платить утильсбор

Импортеры, владельцы, покупатели при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств следующих категорий должны единоразово оплачивать утилизационный сбор:

  • Легковые автомобили для личного пользования.
  • Авто с электродвигателем.
  • Машины повышенной проходимости.
  • Автомобили с гибридной силовой установкой.
  • Грузовые ТС, рефрижераторы, фургоны.
  • Автобусы.
  • Самосвалы.

Плательщики утилизационного сбор

Уплата утилизационного сбора касается как физических, так и юридических лиц, которые ввозят на территорию Республики Беларусь транспортные средства. Или произвели (изготовили) транспортное средство на территории РБ и осуществили его отчуждение, либо используют это средство для собственных нужд.

Исключением являются: беженцы, иностранные подданные, работники консульств и дипломатических структур, некоторые представители международного значения. Далее, собранные средства государством, направляются на утилизацию старых неэксплуатируемых автомобилей.

Сбор взимается со следующих лиц:

· Организации

· Индивидуальные предприниматели

· Предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения

· Физические лица

Сроки уплаты утилизационного сбора

Утилизационный сбор уплачивается однократно за каждое транспортное средство в следующие сроки:

1. не позднее двух рабочих дней, следующих за днем отгрузки (передачи) транспортного средства, произведенных или достроенных на территории РБ.

При этом днем отгрузки (передачи) транспортного средства признается:

  • при отгрузке (передаче) транспортного средства покупателю (получателю, перевозчику), заказчику – дата отгрузки (передачи) транспортного средства;
  • в иных случаях – дата оформления производителем (изготовителем) документа, подтверждающего производство (изготовление) транспортного средства в Республике Беларусь.

Платежная инструкция на уплату утилизационного сбора оформляется по каждому транспортному средству, и заверяется отметкой банка, подтверждающей его уплату.

2. до выпуска транспортного средства, ввезенного в РБ для личного пользования, в свободное обращение или помещения транспортного средства, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

3. до государственной регистрации в соответствии с законодательством транспортного средства, если утилизационный сбор уплачивается:

  • в отношении транспортного средства, ввезенного в РБ с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащее государственной регистрации на территории плательщиком (организацией или физическим лицом), приобретающим в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление транспортное средство ввезенное ранее в РБ, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен при ввозе.

В каком размере необходимо уплатить утилизационный сбор?

Согласно постановлению № 647 установлены ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:

  • не более 3 лет;
  • от 3 до 7 лет;
  • свыше 7 лет.

Размеры ставок зависят от вида и категории транспортного средства, руб.:

Виды и категории транспортных средств

Ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло

не более 3 лет

от 3 до 7 лет

свыше 7 лет

автомобиль, с объемом двигателя:

не более 1 тыс. куб. см

1652,2

5771,7

8657,6

от 1 до 2 тыс. куб. см

6115,2

8995,1

13492,7

от 2 до 3 тыс. куб. см

9652,7

17554,7

26332,1

от 3 до 3,5 тыс. куб. см

8898,6

31036,5

46554,8

свыше 3,5 тыс. куб. см

15253,7

38125,9

57188,9

автомобиль с электродвигателем

544,5

816,7

816,7

Какие предусмотрены льготы по уплате утилизационного сбора?

От утилизационного сбора освобождаются транспортные средства:

  • ввозимые в Беларусь в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи;
  • ввозимые в Беларусь и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, их представительствами и органами либо для личного пользования сотрудниками таких организаций, их представительств и органов и членами их семей, если они не проживают в Республике Беларусь постоянно и не являются ее гражданами;
  • произведенные в Беларуси организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров РБ, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением отчужденных за пределы страны и впоследствии ввозимых в Республику Беларусь;
  • ввозимые в Беларусь и помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
  • ввозимые в Беларусь и обращенные в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
  • ввозимые в Республику Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и/или процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется соответствующими государственными органами, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
  • задержанные таможенными органами при проведении таможенного контроля и не востребованные в сроки, установленные законодательством;
  • в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Включение сумм утильсбора в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

Уплаченная сумма утилизационного сбора:

  • подлежит отнесению на увеличение стоимости транспортного средства при принятии этого транспортного средства плательщиком к бухгалтерскому учету в качестве ОС;

  • включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, расходов, учитываемых ИП при исчислении подоходного налога с физических лиц при принятии к бухгалтерскому учету, в иных случаях;

  • включается в состав расходов, связанных с приобретением возмездно отчуждаемого имущества, при предоставлении физическому лицу, уплатившему утилизационный сбор, имущественного налогового вычета по подоходному налогу с физических лиц.

Как происходит оплата утилизационного сбора?

Утилизационный сбор должен быть уплачен до подачи соответствующей декларации в таможенные органы. Оплата производится через систему ЕРИП или безналичным переводом.

На какие автомобили не распространяется действие утильсбора?

Сбор не взимается с:

  • Машин, произведенных в РБ;
  • Транспортных средств, зарегистрированных на территории Беларуси до 1 марта 2014 года (даже в случае их последующей продажи заграницу);
  • Полуприцепов и прицепов полной массой 10 тонн и менее;
  • Полуприцепов и прицепов полной массой свыше 10 тонн, с момента выпуска которых не более 3 лет;
  • Мотоциклов;
  • Грузовиков и тягачей экологического класса Евро-6 при соблюдения ряда условий.

Крупнейшие производители

Организации, которые признаются крупнейшими производителями, отчитываются перед налоговой инспекцией в особом порядке.

Начнем с того, что, в отличие от остальных плательщиков, крупнейшие производители самостоятельно:
– проставляют штампы об уплате утилизационного сбора в бланках ПТС и ПСМ. Форма штампа утверждена приказом ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367;
– вносят сведения в электронный паспорт (если он оформляется).

После этого крупнейший производитель представляет в налоговую инспекцию:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
– копии паспортов, выданных на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним до модернизации. Эти документы нужны, если после модернизации на транспортные средства выдаются новые паспорта.

Срок подачи документов:
– для крупнейших производителей колесных транспортных средств – в течение двух рабочих дней после выдачи паспорта;
– для крупнейших производителей самоходных машин – не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан паспорт.

Если на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним оформляют электронные паспорта, то в течение двух рабочих дней после оформления крупнейший производитель представляет:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– уникальные номера электронных паспортов на базовые колесные транспортные средства, по которым утилизационный сбор был уплачен раньше и которые плательщик достроил, реконструировал и т. п. Эти сведения предоставляют, если на достроенные транспортные средства оформляют новые электронные паспорта.

Налоговая инспекция направит электронную квитанцию о приеме расчета или уведомление об отказе в приеме. Отказать в приеме могут по следующим причинам:

– расчет не соответствует формату, определенному ФНС;
– на расчете отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям законодательства;
– расчет направлен не по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.

Принятый расчет инспекторы проверят. Если выявят ошибки – направят об этом сообщение в электронной форме в течение 30 дней со дня сдачи расчета. Организация должна устранить все ошибки и повторно направить расчет в течение пяти дней с даты, когда получила сообщение о выявленных ошибках.

Такой порядок предусмотрен пунктами 19–23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктами 21–24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Читайте также:  Договор о совместной деятельности – объединить усилия и достичь общих целей!

Стоимость утилизационного сбора

Суммы утверждаются законодательно, указываются в белорусских рублях и зависят от:

  • категория автотранспорта;
  • объем/тип мотора;
  • год выпуска (для авто до 3 лет сумма меньше, чем для остальных).

Но для физлиц, ввозящих машины для личного пользования, итоговая сумма зависит только от года выпуска автомобиля.

С 2021 года выделяют 3 категории возраста транспортного средства::

  • до 3 лет;
  • от 3 до 7 лет;
  • более 7 лет.
Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел.рублей)
до 3 лет от 3 до 7 лет свыше 7 лет
1. Транспортные средства категории Ml, в том числе повышенной проходимости категории MlG, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:
1.1 с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 544,5 816,7 816,7
1.2 с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой:
– не более 1000 куб. см 1 652,2 5 771,7 8 657,6
– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 6 115,2 8 995,1 13 492,7
– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 9 652,7 17 554,7 26 332,1
– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 8 898,6 31 036,5 46 554,8
– свыше 3500 куб. см 15 253,7 38 125,9 57 188,9
1.3 ввозимые (ввезенные) с территорий государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя 544,5 816,7 1 225,1
1.4 ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 544,5 816,7 1 225,1
2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу: – не более 3,5 т. (категория N1) – свыше 3,5 т, но не более 12 т. (категория N2) – более 12 т. (категория N3), в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специализированные транспортные средства этих категорий:
транспортные средства полной массой:
– не более 2,5 тонны 4 083,7 7 187,4 10 781,1
– свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 6 534,0 10 209,4 15 314,1
– свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн 8 167,5 13 068,0 19 602,0
– свыше 5 тонн, но не более 8 тонн 8 984,2 37 243,8 55 865,7
– свыше 8 тонн, но не более 12 тонн 10 944,4 56 437,5 84 656,3
– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 12 006,3 82 165,0 123 247,5
– свыше 20 тонн, но не более 30 тонн 12 600,0 86 300,0 129 450,0
– свыше 30 тонн, но не более 50 тонн 23 685,7 96 376,5 144 564,8
3. Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 4 900,5 8 167,5 8 167,5
объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:
– не более 2500 куб. см 4 900,5 8 167,5 12 251,3
– свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см 9 801,0 24 502,5 36 753,8
– свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см 13 068,0 35 937,0 53 905,5
– свыше 10 000 куб. см 16 335,0 42 471,0 63 706,5
4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн 111 078,0 253 029,1 379 543,7
свыше 80 тонн, но не более 350 тонн 204 187,5 261 360,0 392 040,0
свыше 350 тонн 302 197,5 326 700,0 490 050,0
5. Прицепы (полуприцепы) категории O4, а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:
прицепы полной массой свыше 10 тонн 38 640,0 57 960,0
полуприцепы полной массой свыше 10 тонн 38 640,0 57 960,0

Первый случай. Сергей

Сам tomy утверждает, что по его подсчетам с «неоправданной» уплатой утильсбора сталкивается до тысячи белорусов ежегодно. У большинства даже не возникает вопросов и сомнений. Сергей рассказал Onliner, как он наткнулся на правовую нестыковку: «Работаю грузоперевозчиком. Утильсбор особенно касается именно представителей моей профессии, потому как многие коллеги используют фургоны и микроавтобусы. По техрегламенту ТС эти машины подпадают под категорию N1 (предназначенные для перевозки грузов и имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонны (п. 3)). Сумма утильсбора в таком случае составляет аж 9281 белорусский рубль (для автомобилей старше трех лет). Оставим за скобками то, что за такие деньги микроавтобус можно не просто утилизировать, но и разложить на молекулы. Лучше сконцентрируемся на вопросе, как этих выплат избежать. Удивительно, но я оказался первым человеком за четыре года действия указа „Об утилизационном сборе“, который обратил внимание, что не все машины, ввозимые с территории ЕЭАС, подпадают под его уплату.

Таблица/калькулятор расчета утилизационного сбора для автомобилей категории М1

Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел. рублей)
не более 3 лет свыше 3 лет
Легковые автомобили (категория M1), в том числе повышенной проходимости (категория M1G), а также специальные и специализированные транспортные средства этих категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 851,4 5 247,0
с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой:
– не более 1000 куб. см 851,4 5 247,0
– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 1 326,6 8 177,4
– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 2 534,4 15 958,8
– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 3 435,3 28 215,0
– свыше 3500 куб. см 5 445,0 34 659,9

Какие автомобили не требуют растаможки?

Чтобы машина, импортируемая в РФ, смогла избежать растаможки, нужно, чтобы транспортное средство соответствовало определенным условиям:

  • импорт транспортного средства на территорию Белоруссии должен был осуществиться до 1 января 2010 года. Дело в том, что до вышеуказанной даты на территории Белоруссии существовали практически те же налоговые ставки, что и в Российской Федерации. Именно поэтому в данном случае принято считать, что машина уже успела компенсировать все налоговые издержки;
  • завод-изготовитель транспортного средства должен быть расположен на территории страны, которая является членом Таможенного союза. Для этого новому собственнику машины придется предъявить соответствующие доказательства в виде документов на ТС;
  • при регистрации машины на территории Белоруссии был оплачен налог в соответствии с суммой таможенной пошлины России.

Машина из Белоруссии в Россию: как оформить

Машину из Белоруссии для последующего перемещения в Россию следует оформить так:

  • Заключить договор купли-продажи с владельцем у нотариуса. Машина должна быть снята с регистрации в Беларуси. И если россиянин собирается ехать домой на ней, следует иметь действующие транзитные номера. Срок их годности в Беларуси – 3 месяца, если он вышел, водителя могут оштрафовать.
  • Проконтролировать наличие экологического сертификата Евро-5. Авто точно соответствует стандартам и имеет его, если выпущено в США или одном из государств ЕЭС после 2010 г., либо оно азиатского производства, изготовлено в 2013 г. и позже. В иных случаях сертификат должен оформляться отдельно и прилагаться продавцом к остальным бумагам на машину.

Продажа машины в Белоруссию из России

Продажа машины с пробегом в Белоруссию из России – тоже нередкая сделка, заключается она следующим образом:

  • Покупатель выбирает автомобиль с помощью интернет-портала или на авторынке. Во избежание проблем дело стоит иметь с владельцем имущества, а не посредником или салоном. В последнем случае могут возникнуть сложности с документами, так как у таких авто отсутствует пластиковый сертификат транспортного средства. А для регистрации техники потом в Беларуси нужно его предъявить с отметкой об убытии с учета для продажи за границу.
  • Покупатель из Белоруссии договаривается о цене, вместе с владельцем оформляет сделку у нотариуса. ДКП должен составляться в 3-х экземплярах. 2 забирает покупатель, ему же продавец передает ПТС и СТС.
  • С этими документами, а также транзитной автостраховкой и собственным паспортом белорусский покупатель должен отправиться в ГИБДД для снятия авто с учета и перерегистрации его на себя с целью перемещения за пределы РФ. Там нужно составить заявление, оплатить пошлину за новое СТС.

После осмотра машины старые номера снимут, взамен выдадут транзитные, а также свидетельство о регистрации с именем покупателя. ПТС изымают в ГИБДД, и в белорусском ГАИ его не потребуют. Но на всякий случай стоит снять копии со всех имеющихся документов на авто или сделать фото.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *