Лицензия на ведение образовательной деятельности срок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на ведение образовательной деятельности срок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензия на образовательную деятельность выдается бессрочно. Однако, раз в три года лицензирующий орган в праве устраивать проверку. Организация должна подтвердить, что соответствует требованиям по всем параметрам, и никаких изменений в худшую сторону с момента выдачи лицензии не произошло. Инспекции подвергаются и образовательные программы, и квалификация преподавателей, и состояния материально-технической базы. Подготовка к проверке позволяет учебному учреждению свежим взглядом посмотреть на все процессы и, возможно, обратить особое внимание на проседающие моменты. Постановлением комиссии организацию могут даже лишить лицензии, основанием для отзыва служат грубые или неоднократные нарушения лицензионных требований и условий.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию?

С 2013 года коммерческие организации и индивидуальные предприниматели получили право оказывать образовательные услуги. Ранее такую возможность, помимо государственных учреждений, имели только некоммерческие организации.
Лицензия на образовательную деятельность необходима:

  • некоммерческим организациям, предоставляющим услуги образования;
  • коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, которые привлекают для предоставления образовательных услуг наемных работников;
  • филиалам образовательных учреждений;
  • научно-исследовательские организации.

Которые предоставляют услуги по одному или нескольким из следующих направлений:

  • профессиональное среднее и высшее образование;
  • среднее образование: начальное, основное, полное среднее;
  • дошкольное образование;
  • профессиональная переподготовка;
  • дополнительное образование и повышение квалификации.

Для получения лицензии на образовательную деятельность необходимо подготовить всю необходимую документацию и отправить ее вместе с заявлением в лицензирующий орган. Она включает в себя:

  1. Заявление в установленной законодательством форме.
  2. Нотариально заверенные копии следующих документов: учредительные документы организации, свидетельство о государственной регистрации, ИНН организации или ИП.
  3. Документы, подтверждающие право собственности на помещение или договор аренды сроком не менее 1 года.
  4. Трудовые соглашения с сотрудниками и документы, подтверждающие их образование и стаж работы в отрасли.
  5. Заключения санитарно-эпидемиологической и пожарной экспертизы для здания и помещений.
  6. Документацию, подтверждающую разработку и принятие образовательных программ.
  7. Справку о наличии учебно-методических материалов в бумажном и цифровом виде.
  8. Документацию на материально-техническое оснащение, в том числе подтверждение создания условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  9. Заключение о создании условий для функционирования электронных образовательных систем.
  10. Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 7500 рублей.

Как долго рассматривается вопрос

Как и везде, где присутствует бюрократия, процесс неспешен, и сроки рассмотрения документов на лицензию образовательной деятельности могут растянуться на довольно продолжительное время. Чтобы как можно быстрее завершить процесс, нужно предельно внимательно отнестись к сбору требуемых бумаг. Предполагается, что от подачи пакета документов до получения разрешения (лицензии) пройдет не более двух месяцев. На практике, сроки могут увеличиться почти вдвое.

Образовательной организации нужна лицензия на образовательную деятельность, о чем и гласит предложенный порядок получения. Предположим, что собраны все документы и заполнены согласно требованиям. В этом случае в трехдневный срок специалисты федерального органа все тщательно проверят. Если обнаружены недоработки, то документация возвращается соискателю и дается 30-дневный срок для исправления ошибок и неточностей.

Когда заявление принято, то законом предусмотрены 20 дней для рассмотрения поданной документации федеральными экспертами. Далее назначаются проверки данных соискателя на выездах, и подаются уточняющие запросы.

Лицензия на образовательную деятельность выдается соискателям только при наличии:

  • пакета учредительных документов или при необходимости их нотариально заверенных ксерокопий;
  • устава учреждения с зарегистрированными изменениями;
  • ОГРН – свидетельства о регистрации юрлица;
  • ИНН – свидетельства о регистрации юрлица в налоговом органе по месту осуществления деятельности;
  • штатного расписания предприятия с печатью и подписью руководителя;
  • учебных планов по программам обучения;
  • документов, удостоверяющих право собственности или аренды здания, помещения для осуществления услуг в образовательной сфере;
  • заключения контролирующей организации о проверке на соответствие эпидемиологическим требованиям;
  • заключения органа, проводящего проверку по пожарной безопасности;
  • структуры профпрограмм для ДОУ;
  • квитанции об оплате госпошлины;
  • доверенности на лицо, занимающееся предоставлением документов в органы лицензирования;
  • положения о структурном подразделении образовательной организации;
  • положения о филиале, если лицензия делается для него;
  • официально заверенного документа с печатями и подписями о назначении руководителя организации;
  • для религиозного учреждения – представления руководства;
  • описи бумаг, представленных для рассмотрения лицензионной комиссии.

Учитывая специфику образовательной деятельности, организациям может потребоваться собрать дополнительный пакет документов:

  • разрешение из ГАИ для переподготовки и подготовки водителей;
  • для дистанционного обучения – наличие и подтверждение условий для работы с электронными носителями;
  • для заведений с условиями питания – разрешение об открытии общепита на территории;
  • положение об открытии филиала и т.д.

Оформление образовательной лицензии – обязательное условие для осуществления обучения по любым наукам. Эта мера позволяет исключить вероятность предоставления некачественного, непрофессионального образования и нарушения разного рода. Документ выдается Министерством образования РФ, ведущим учет образовательных учреждений и контролирующим их деятельность.

Читайте также:  Собственники могут лишиться земельных участков с 1 января 2023 года

Порядок лицензирования

В соответствии с действующей редакцией п. 7 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается на основании заключения экспертной комиссии:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование образовательной деятельности, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ N 300 . Органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, исходя из п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности являются государственные органы управления образованием субъектов РФ (могут иметь разные наименования).

Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки».

При этом данный пункт предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по лицензированию образовательной деятельности соискателей лицензий на территории соответствующего муниципального образования, что и практиковалось до внесения изменений в Закон РФ «Об образовании» Федеральным законом N 122-ФЗ . Действующая редакция Закона РФ «Об образовании» такой возможности не предоставляет, однако и прямого запрета на передачу полномочий по лицензированию образовательной деятельности органам местного самоуправления также нет. В связи с этим органам власти субъектов РФ следует самостоятельно решать, передавать ли полномочия по лицензированию муниципальных образовательных учреждений органам местного самоуправления либо «воздержаться от подготовки и принятия законодательных актов субъектов РФ, предполагающих передачу органам местного самоуправления соответствующих полномочий», следуя рекомендациям, содержащимся в Письме Рособрнадзора от 17.01.2005 N 01-16/05-01 «Об уполномоченных органах исполнительной власти, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности».

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Экспертная комиссия создается по заявлению учредителя образовательного учреждения или научной организации:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;
  • органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования.

Работа экспертной комиссии проводится в месячный срок. В экспертную комиссию входят представители:

  • органов исполнительной власти;
  • органа местного самоуправления, на территории которого расположено образовательное учреждение;
  • образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Членами экспертной комиссии не могут быть лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии.

Когда лицензия нужна?

Это необходимый документ, подтверждающий наличие у предпринимателя (учреждения, организации) возможностей и условий для предоставления таких услуг.

Получение образовательной лицензии необходимо в следующих случаях:

  1. Для некоммерческих организаций (могут быть как государственными, так и частными.). Их основная цель – оказание образовательных услуг, а не получение прибыли. Если таковая имеется, то используется она только для уставных целей.
  2. Для коммерческих организаций. Они функционируют ради прибыли, продавая такую услугу, как получение образования.
  3. Для научных организаций.
  4. Для ИП, которые привлекают к работе наемный труд.
  5. Для подразделений действующих организаций. Если у определенного образовательного учреждения (например, вуза или колледжа) есть филиал, то для него тоже обязательно получение лицензии. При этом неважно, где он расположен – в одном городе с основным учреждением, в разных областях или даже странах. Получение разрешения происходит отдельно для каждого филиала в общем порядке.

Все перечисленные субъекты должны оказывать услуги по реализации одной или нескольких образовательных программ. Их полный перечень приводится в соответствующем правительственном постановлении и является исчерпывающим.

Сюда входят программы по следующим направлениям образования:

  • дошкольное;
  • среднее профессиональное образование;
  • общее (начальное, основное, полное);
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов, магистров);
  • прохождение аспирантуры, ординатуры, адъюнктуры и ассистентуры;
  • переподготовка – профессиональная и квалификационная;
  • получение дополнительного образования – общеразвивающего и предпрофессионального;
  • повышение квалификации.

Наказание за осуществление деятельности без лицензии

Ответственность за работу без лицензии варьируется в зависимости от того, была ли эта работа связана с извлечением прибыли. Если да, то нарушителю устанавливается штраф:

  1. Граждане заплатят 2 000-2 500 рублей.
  2. Должностные лица и индивидуальные предприниматели – 4 000-5 000 рублей.
  3. Юридические лица – 40 000-50 000 рублей.

Помимо штрафа также может применяться и конфискация произведенной продукции (например, учебников или справочных пособий).

Если же целью работы была не прибыль, сумма штрафа составит:

  1. Гражданам – 500-1000 рублей.
  2. Должностным лицам – 30 000–50 000 рублей (или отстранение от работы сроком от одного до трех лет).
  3. Индивидуальным предпринимателям – 30 000–40 000 рублей.
  4. Юридическим лицам – 170 000–250 000 рублей.
Читайте также:  Правила заполнения сзв м 2023

Для двух последних категорий также возможна временная остановка их работы – сроком до 90 суток.

В некоторых случаях применяется уголовная ответственность:

  • если размер незаконно полученного дохода относится к особо крупным размерам;
  • если функционирование организации (предпринимателя) нанесло крупный ущерб – людям, организациям или государству.

Возлагается эта ответственность на человека, который при выполнении своих служебных обязанностей по управлению организацией или учреждением нарушил закон (то есть работал без лицензии). Это может быть как непосредственный руководитель, так и лицо, выполняющее его функции.

Пошаговая инструкция по получению

Ввиду важности лицензирования деятельности в образовательной сфере, процесс получения документа достаточно сложен и небыстр. Для оформления лицензии необходимо сделать следующие шаги:

  1. Зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Законодательство РФ разрешает предоставлять образовательные услуги, в том числе по дополнительному образованию всем представителям всех форм собственности.
  2. Изучить строительные нормы и правила и санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, которые актуальны для выбранного направления обучения.
  3. Подготовить и оборудовать помещения в полном соответствии с требуемыми стандартами.
  4. Получить на подготовленные помещения заключения СЭС и пожарной инспекции. При этом соискатели лицензий в сфере образования рекомендуют не спешить с сообщениями о предполагаемом широком использовании в учебном процессе компьютерной техники, поскольку это может спровоцировать хлопотные замеры уровня излучений от мониторов.
  5. Разработать необходимые для учебного процесса образовательные программы.
  6. Проверить, имеют ли педагоги, которым предстоит осуществлять учебный процесс, требуемые документы о наличии образования, необходимой квалификации и стажа педагогической работы.
  7. Приобрести мебель, учебное оборудование, необходимую технику, учебную литературу, методические пособия для успешного проведения занятий.
  8. Оплатить государственную пошлину на выдачу лицензии, которая составляет 7500 руб.
  9. Сдать документы в один из лицензирующих органов.

Правила переоформления лицензии стали поводом для переквалификации нарушения

Порядок изменения данных в лицензии указан в ст. 18 Закона № 99-ФЗ. Если у организации вдруг изменился адрес места обучения, то в лицензию в обязательном порядке вносятся новые данные.

При этом указано, что до внесения новых сведений в лицензию организация вправе продолжать обучение по адресам, уже имеющимся в приложении к ней.

Таким образом, если лицензиат планирует вести образовательную деятельность в другом месте, он не имеет права заниматься этим, пока в лицензию не будут внесены сведения о новом адресе.

Если лицензия не переоформлена, а юрлицо приступило к обучению по новому месту работы, то такие действия будут расцениваться как нарушение законодательства о лицензировании.

Из смысла статьи 91 Закона № 273-ФЗ также следует, что осуществлять лицензируемую деятельность можно только по адресам, указанным в приложении к лицензии.

Так как Учреждение обучало детей не по указанному в приложении к лицензии адресу, тем самым им допущено нарушение условий, содержащихся в разрешительном документе.

Указанное подпадает под состав правонарушения, предусмотренного второй частью статьи 19.20 КоАП РФ. Поэтому судья переквалифицировал действия Учреждения на другую часть этой же статьи. Такая возможность у него имелась в силу позиции, закрепленной в п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5, так как в результате новой квалификации положение Учреждения не ухудшилось.

Также в протоколе было указано на отсутствие у Учреждения документов, на основании которых оно могло вести обучение в школе-интернате. Отсутствовали и документы, свидетельствующие об соответствии кабинетов, в которых проходили занятия, требованиям пожарной безопасности.

Необходимость в получении этих документов обусловлена действующими нормативными правовыми актами в области лицензирования. А отсутствие требуемой документации указывает на грубое нарушение лицензионных условий.

Так, в постановлении Правительства РФ № 966, которым устанавливаются правила выдачи разрешений на ведение деятельности в сфере образования, указано, что у лицензиата в обязательном порядке должны быть документы, указывающие на принадлежность используемых им для обучения объектов. Кроме того, данные объекты должны отвечать требованиям безопасности.

Учитывая изложенное, допущенное Учреждением нарушение подпадает под действие третьего пункта ст. 19.20 КоАП РФ, а именно оказание услуг с грубейшим нарушением условий разрешительной документации. Штраф за данный проступок для организаций составляет от 150 тыс. до 250 тыс. рублей, либо приостановление работы до 90 суток.

Но переквалификация правонарушения на третью часть указанной статьи повлекла бы для Учреждения ухудшение его положения, что не допускается Верховным судом РФ согласно его позиции, выраженной в постановлении Пленума № 5.

Поэтому судья не принял во внимание нарушения, касающиеся отсутствия документов в отношении объектов, где велось обучение, а также документов о безопасности данных помещений.

Как следует из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, организация считается виновной в совершенном проступке, когда у нее были все возможности для исполнения норм закона, но, несмотря на это, они были нарушены.

Вменяемое Учреждению нарушение после переквалификации влекло ответственность в виде предупреждения или штрафа от 100 тыс. до 150 тыс. рублей. Учреждение признало свою вину, что служило смягчающим обстоятельством.

Судья учел опасность проступка Учреждения, а также то, что оно было совершено впервые, принял во внимание признание им своей вины и посчитал возможным применить наказание в виде предупреждения.

Читайте также:  Ходатайство освобождение от уплаты госпошлины

Таким образом, чтобы образовательный процесс не прервался неожиданно для обучающих и обучаемых, необходимо:

  • заранее позаботиться о правильном оформлении всех разрешительных документов;
  • приступать к занятиям по новому адресу только после переоформления приложений к лицензии;
  • заблаговременно оформить документацию в области пожарной безопасности и на право пользования помещениями.

Когда требуется получение лицензии на образовательную деятельность?

Оформлять лицензию на право ведения образовательной деятельности нужно в любом случае, если речь идет о предоставлении соответствующих услуг детскими садами, школами, высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования, колледжами, центрами повышения квалификации, и пр.

Лицензирование обязательно как для ООО, так и для ИП. Однако для предпринимателей есть поправка: если они занимаются репетиторством и предоставляют иные услуги ученикам лично, имея при этом подходящее образование, получать разрешение не нужно. Когда же ИП решает нанять персонал, важно, чтобы он соответствовал квалификационным требованиям, потому как разрешение в таком случае получать придется. Исключение – наем сотрудников, не предоставляющих услуги непосредственно клиентам (уборщицы, бухгалтеры, и пр.): для работы с ними разрешительная документация не нужна.

Важно! Для ООО или НКО лицензия на обучение обязательна.

Лицензирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ (далее — закон № 99-ФЗ) ведется только при наличии соответствующего разрешения (лицензии).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется:

  • по видам образования;
  • уровням образования;
  • профессиям и специальностям;
  • направлениям подготовки (для профессионального образования);
  • подвидам дополнительного образования.

Выдачей лицензии образовательным ООО занимаются:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в отношении вузов, отделений иностранных образовательных организаций.
  2. Органы исполнительной власти субъекта РФ в отношении всех прочих частных коммерческих образовательных организаций.

Приостановление и прекращение действия лицензии

Лицензия может быть приостановлена контролирующим органом, если лицензиат не выполнил требования (предписания) в отношении лицензируемой деятельности или ему назначено административное наказание в виде приостановления деятельности.

Возобновляется действие разрешения на следующий день после выполнения предписания надзорного органа или истечения срока административного наказания.

Информация о приостановлении и возобновлении лицензии заносится в реестр.

Аннулирование лицензии возможно по причине:

  • реорганизации или ликвидации юридического лица;
  • подачи лицензиатом соответствующего заявления;
  • вынесения такого решения судом.

Получать ли лицензию?

Сложности с получением образовательной лицензии вызывают у обучающих организаций вполне понятное желание: избежать этой процедуры. Коммерческие фирмы, занимаясь подлицензионной деятельностью без соответствующих документов, попадают под статью о незаконном предпринимательстве. За это правонарушение предусмотрена ответственность:

  • административные санкции в виде штрафа от 2000 руб. для физических лиц до 50000 руб. – для юридических (ст.14.1 КоАП);
  • уголовное наказание – штраф до 300000 руб., арест до 6 месяцев, принудительные работы до 480 часов (ст. 171 УК);
  • уголовное преследование для группы лиц – лишение свободы до 5 лет, штраф – до 500000 руб.

Когда речь идет о некоммерческих образовательных учреждениях, иного выхода, как работать с разрешения Минобрнауки, у них нет. Но и тут не обходится без нарушений. Для них за деятельность без лицензии предусмотрена административная ответственность: штраф до 250000 руб. по статье КоАП 19.20 ч.1.

В любом случае наказание за отсутствие лицензии достаточно серьезное. Потери, которые наступают в результате административного, и тем более, уголовного преследования, несоизмеримы с теми усилиями, которые приходится предпринимать для получения разрешительных документов.

Второй фактор, который позволит заниматься образовательной деятельностью, – наличие достаточного количества квалифицированных преподавателей, который смогут обеспечить весь процесс.

В лицензионный орган заявитель обязан предоставить штатное расписание или справку о количестве будущих сотрудников – преподавателей, с подтверждением их квалификации и опыта работы. Для этого необходимо предоставить копии дипломов и трудовых книжек.

Если планируется предоставление услуг по получению высшего образования, то в штате будущего образовательного заведения в обязательном порядке должен присутствовать профессорский состав.

Как получить лицензию на образовательную деятельность и рассчитать количество необходимого персонала? На самом деле, ни один нормативный документ не предусматривает, сколько необходимо иметь в штате преподавателей. Поэтому необходимо исходить из общего количества учащихся и заявленных дисциплин.

Документы необходимые для оформления образовательной лицензии:

  • Копия Устава (заверенная нотариально);
  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • Свидетельство о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием;
  • Документы, подтверждающие наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся;
  • Заключение органа, осуществляющего государственный пожарный надзор;
  • Заключение органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *