Как в плане фхд отразить доходы и расходы по закрытию 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в плане фхд отразить доходы и расходы по закрытию 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субсидии на выполнение государственного задания, осуществление капвложений в госсобственность и на иные цели, гранты в форме субсидий не нуждаются в обоснованиях. Размер этих поступлений определяется учредителем и включается в план ФХД на основании соглашений.
Процедуры формирования плана ФХД подверглись корректировке больше, чем остальные этапы планирования.
Во-первых, законодатели внесли ясность относительно того, чем план отличается от его проекта и кто с каким документом должен работать. Ключевое отличие следующее: проект составляется учреждением, если сам план утверждается уполномоченным лицом органа-учредителя (п. 4.1 Требований № 186н в новой редакции). Иными словами, если к полномочиям учреждения относится только составление документа, он создается в формате проекта, а если учреждение самостоятельно и формирует, и утверждает документ, все делается уже в формате плана. Автономные учреждения и раньше, и в дальнейшем оперируют именно планом.
Правила составления документа для обоих его форматов одинаковы (п. 11.1 Требований № 186н). Процедуры будут различаться только на этапе утверждения.
К сведению: Минфин в Письме от 06.06.2022 № 02-07-10/54427 разъяснил, что учреждение вправе передать полномочие по формированию плана ФХД централизованной бухгалтерии. Это не будет нарушением бюджетного законодательства. Такая передача, например, позволит оптимизировать бюджетные расходы.
Однако полномочие по составлению плана ФХД можно передать централизованной бухгалтерии только по решению учредителя. И данное решение принимается отдельно от решения о передаче полномочий учреждения по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Во-вторых, уточнены виды выплат, которые учитываются при формировании плана. В числе прочего это относится к выплатам по исполнению обязательств, принятых учреждением в предшествующих отчетных периодах (пп. 2 п. 9 Требований № 186н).
В-третьих, видов поступлений и выплат, по которым должны формироваться показатели плана и их обоснования, стало больше (п. 11 Требований № 186н). Среди поступлений теперь надо будет отражать по соответствующим кодам бюджетной классификации суммы возврата средств, ранее размещенных на депозитах, и возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Под последней понимаются выплаты, произведенные учреждением в прошлых отчетных периодах. В том числе это касается возврата в текущем году отклоненных банком платежей учреждения, излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, предоставленных учреждением кредитов (займов, ссуд).
А среди планируемых выплат надо будет отражать перечисления физическим и юридическим лицам ссуд, кредитов в случаях, установленных законодательством РФ.
В-четвертых, обоснования, составленные по расходам на закупки, и показатели выплат на них, внесенные в план ФХД, должны соответствовать не только показателям плана закупки, который АУ утверждают в рамках работы по Закону № 223-ФЗ (что было раньше). Учитывать при планировании ФХД придется и будущие приобретения, не включаемые в план закупки (п. 42 Требований № 186н). Например, это касается закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, и закупок стоимостью до 100 тыс. руб. (до 500 тыс. руб., если годовая выручка учреждения за отчетный финансовый год превышает 5 млрд руб.) (при принятии АУ решения о неразмещении сведений о малых закупках в единой информационной системе).
Обоснование показателей по доходам
Бюджетные и автономные учреждения должны выполнить расчёты по следующим видам доходов:
— от оказания услуг и выполнения работ;
— от использования собственности;
— от операций с активами;
— полученных в виде штрафов, пени, неустойки, в том числе за нарушение контрагентами условий контрактов;
— полученных в виде возмещения ущерба;
— полученных в виде безвозмездных денежных поступлений;
— полученных в виде процентов, начисленных на остатки по счетам в кредитных организациях;
— от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и пр.
Доход от оказанных платных услуг определяется с учётом их годового объемна и плановой себестоимости.
При обосновании доходов от операций с активами учитывается стоимость
— подлежащих реализации неиспользуемого имущества, невозвратной тары;
— полученных в результате списания НФА лома черных и цветных металлов, утиля и др.
Распределение общих расходов между видами деятельности
При осуществлении нескольких видов деятельности в учреждении должна быть предусмотрена методика планирования и учета затрат учреждения, включающая в себя методы распределения общехозяйственных и накладных расходов. Такой порядок может быть установлен учредителем либо учреждением самостоятельно в учетной политике, исходя из отраслевой специфики деятельности учреждения.
Как правило, при планировании расходов применяются методы распределения общих расходов между видами деятельности, предусмотренные для целей бухгалтерского учета. При этом целесообразно и для налогового учета использовать аналогичные методы с учетом норм налогового законодательства.
В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н в целях бухгалтерского учетараспределение общехозяйственных и накладных расходов производится одним из способов:
-
пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;
-
пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
-
пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
В налоговом учете согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Такой механизм допускается и в части распределения затрат, относящихся к бюджетной деятельности (в рамках субсидии) и к деятельности, приносящей доход (письма Минфина РФ от 02.10.2017 № 03-03-05/64008, от 27.06.2017 № 03-03-06/3/40354).
Как показывает практика, в государственных (муниципальных) учреждениях наиболее распространен метод распределения общих расходов пропорционально доходам (то есть доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов). Как видим, он применяется одновременно в целях бухгалтерского и налогового учета.
Необходимо отметить, что учреждение при выборе метода распределения расходов между источниками финансового обеспечения должно учитывать свои отраслевые особенности деятельности. Метод распределения общих расходов, который применяется в одних учреждениях, может быть неприемлем для других.
На примере рассмотрим применение при планировании расходов (выплат) метода распределения общехозяйственных расходов пропорционально доходам.
Пример.
В учетной политике автономного учреждения установлено, что общехозяйственные и накладные расходы, которые одновременно относятся к приносящей доход деятельности и к деятельности в рамках госзадания, распределяются пропорционально доходам.
Учреждение планирует в очередном финансовом году получить следующие доходы (данные условны):
Наименование показателя |
Сумма, руб. |
Поступления, всего |
90 000 000 |
в том числе: |
|
– субсидии на выполнение государственного задания |
35 000 000 |
Приносящая доход деятельность, всего |
55 000 000 |
Особенности отражения показателей по расходам (выплатам) в плане ФХД
В итоге данные, отраженные в расчетах (обоснованиях), обобщаются по видам деятельности и видам расходов. На основании обобщенных данных отражаются показатели в плане ФХД (показатели могут корректироваться, округляться в большую сторону).
При заполнении показателей по расходам (выплатам) в плане ФХД необходимо учитывать следующие особенности (нумерация строк приводится в соответствии с Приказом № 81н):
-
показатели остатков средств на начало и конец года (по строкам 500, 600 в графах 4 – 10) отражаются на основе планируемых сумм остатков средств на начало и на конец планируемого года (если данные показатели планируются на этапе формирования проекта плана) либо фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный план после завершения отчетного финансового года;
-
по строке 120 в графе 10 отражаются плановые показатели по доходам от грантов, предоставление которых из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ осуществляется по кодам 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям» или 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» видов расходов бюджетов, а также грантов, предоставляемых физическими и юридическими лицами, в том числе международными организациями и правительствами иностранных государств;
-
по строкам 210 – 250 в графах 5 – 10 плановые показатели указываются только в случае принятия учредителем решения о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения;
-
плановые показатели по расходам на закупку товаров, работ, услуг по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4 – 6 по строке 0001 таблицы 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)» (далее – таблица 2.1).
Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг в таблице 2.1 отражаются следующим образом:
-
по строке 1001 отражаются суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 – 9 отражаются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, а в графах 10 – 12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ;
-
по строке 2001 – в разрезе года начала закупки суммы планируемых в соответствующем финансовом году выплат по контрактам (договорам), для заключения которых планируется начать закупку, при этом в графах 7 – 9 указываются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых в соответствующем году согласно Федеральному закону № 44-ФЗ планируется разместить извещение об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд либо направить приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проект контракта, а в графах 10 – 12 указываются суммы планируемых выплат по договорам, для заключения которых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ осуществляется закупка (планируется начать закупку) в порядке, установленном положением о закупках учреждения (подразделения).
При заполнении таблицы 2.1 должны выполняться следующие контрольные соотношения:
Показатель |
Соотношение |
Показатель |
Строка 0001 по графам 4 – 12 |
= |
Строка 1001 + строка 2001 по соответствующим графам |
Графа 4 по строкам 0001, 1001, 2001 |
= |
Графа 7 + графа 10 по соответствующим строкам |
Графа 5 по строкам 0001, 1001, 2001 |
= |
Графа 8 + графа 11 по соответствующим строкам |
Графа 6 по строкам 0001, 1001, 2001 |
= |
Графа 9 + графа 12 по соответствующим строкам |
Строка 0001 по графам 7 – 9 (для бюджетных учреждений) |
≥ |
Строка 260 по графам 5 – 8 таблицы 2 на соответствующий год |
Строка 0001 по графам 7 – 9 (для автономных учреждений) |
≥ |
Строка 260 по графе 7 таблицы 2 на соответствующий год |
Строка 0001 по графам 10 – 12 |
= |
0 (данное соотношение должно выполняться, если все закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ) |
Таблица изменений структуры ПВХД
Прежняя форма | Новая форма |
Текстовая (описательная) часть | — |
Таблица 1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения) | — |
Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) | Раздел 1. Поступления и выплаты |
Таблица 2.1. Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения) | Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг |
Таблица 3. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения) | — |
Таблица 4. Справочная информация | — |
— | Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям |
Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам | Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам |
Составление плана-график на 2022 год
Составленный на основе показателей финансово-хозяйственной деятельности документ планирования закупочной деятельности включает информацию обо всех заказах, в том числе данные о приобретении технически сложных товаров, работ, услуг и, при необходимости, сведения об общественном обсуждении.
Утвержденный план-график в обязательном порядке размещается в ЕИС. Правила формирования регламентируются Постановлением Правительства РФ № 1279 от 30.09.2019.
Вот что заказчики отражают в плановом документе по закупкам:
- идентификационный код закупки;
- наименование закупаемого объекта;
- код объекта закупки по ОКПД2 и наименование такого кода;
- объем финансового обеспечения, в том числе на текущий финансовый год, на плановый период и последующие годы;
- сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку (в том числе разместить извещение, направить приглашения принять участие);
- информацию об обязательном общественном обсуждении. Для этого проставьте значение «Да» или «Нет». Разрешается не указывать в отношении закупок, которые планируется провести в плановом периоде;
- наименование уполномоченного органа (учреждения) — для централизованной закупки. Наименование организатора закупки — для совместной закупки.
Как происходит закрытие счетов?
Приказом Минфина РФ от 17.08.2020 № 168н[1] утвержден Порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений (далее – Порядок № 168н). Установлено, что данный документ применяется начиная с составления плана ФХД на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Обоснование.
В настоящее время действует Приказ Минфина РФ № 186н. Пунктом 2 данного приказа установлено, что этот документ применяется при составлении планов ФХД на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Таким образом, вероятно, что его нормы не будут использоваться в отношении 2021 года и планового периода 2022 и 2023 годов. В связи с этим полагаем, что при составлении плана ФХД на 2021 год и плановый период федеральные образовательные учреждения будут руководствоваться Порядком № 168н.
Из положений данного документа следует, что Порядок № 168н применяют:
1) федеральные государственные бюджетные и автономные учреждения при составлении проекта плана, внесении в него изменений;
2) обособленные подразделения без прав юридического лица (филиалы), осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, при принятии учреждением, создавшим обособленное подразделение, решения об утверждении плана для обособленного подразделения.
План ФХД, а также иные документы и информация, предусмотренные Порядком № 168н, не содержащие сведения, составляющие гостайну, оформляются и ведутся учреждением в ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» в форме электронных документов. Они подписываются квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного от имени учреждения или органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения. Обмен документами осуществляется с использованием информационной системы (п. 2 Порядка № 168н).
Рекомендуемый образец плана ФХД приведен в приложении 1 к Порядку № 168н (п. 10 Порядка № 168н). Он предусматривает группировку по двум разделам: «Поступления и выплаты» и «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг».
Обоснование. Исходя из положений Порядка № 168н показатели плана группируются по двум направлениям:
-
в разделе «Поступления и выплаты» отражаются плановые показатели остатков денежных средств на начало и конец соответствующего финансового года, показатели плановых поступлений и выплат;
-
в разделе «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» детализируются показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, включенные в том числе в показатели, отраженные по соответствующим строкам первого раздела.
Учреждение должно составить проект плана с учетом планируемых объемов (п. 10 Порядка № 168н):
1) субсидий на выполнение госзадания, на иные цели, на осуществление капвложений в объекты капитального строительства;
2) грантов, в том числе в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ;
3) иных доходов, которые планирует получить учреждение при оказании услуг за плату сверх установленного ему госзадания;
4) доходов от иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения;
5) расходов, связанных с осуществлением деятельности, предусмотренной уставом учреждения.
Все показатели формируются по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ (п. 18 Порядка № 168н).
Дополнительно отметим, что в целях составления плана ФХД учредитель в информационной системе «Электронный бюджет» должен сформировать проект госзадания и проект соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета в целях доведения до учреждения информации о планируемых к предоставлению объемах субсидий.
Учреждение в срок, не превышающий 15 рабочих дней после получения такой информации, должно подготовить проект плана ФХД (п. 11 Порядка № 168н). Проект подписывает уполномоченное лицо учреждения и не позднее одного рабочего дня после дня его подписания направляет учредителю.
Учредитель рассматривает проект плана ФХД на предмет соответствия бюджетному законодательству РФ, Порядку № 168н и (при отсутствии замечаний) согласовывает его. На согласование отводится не более 10 рабочих дней.
В дальнейшем план подлежит рассмотрению, согласованию и принятию после заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий на очередной финансовый год и плановый период.
Расчеты (обоснования) к проекту плана ФХД на 2021 год формируются по шести направлениям (п. 27 Порядка № 168н):
-
доходы от собственности;
-
доходы от оказания услуг (выполнения работ);
-
доходы в виде штрафов, возмещения;
-
доходы в виде безвозмездных денежных поступлений;
-
доходы в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;
-
доходы от операций с активами.
Порядок расчета обоснований по доходам приведен в п. 28 – 31 Порядка № 168н.
Обоснование.
При составлении плана ФХД на 2021 год бюджетные (автономные) учреждения образования должны будут формировать расчеты (обоснования). В пунктах 28 – 31 Порядка № 168н перечислены шесть видов доходов, которые нужно обосновывать, и обозначены исходные данные для этого. Приведем некоторые из них в таблице.
Вид дохода |
Основания для расчета (обоснования) |
---|---|
Доходы от собственности |
В качестве обоснования таких доходов необходимо учитывать: 1) информ��цию из заключенных (планируемых к заключению) договоров аренды о плате (тарифе, ставке) за использование имущества (за единицу – объект, кв. м) и количестве предоставляемого в пользование имущества; 2) объем предоставленного в пользование имущества (комнат в общежитии, служебного жилья и пр.) и планируемую стоимость услуг (возмещаемых расходов); 3) среднегодовой объем средств (депозитов, остатков на счетах в кредитных организациях, предоставленных займов), на которые начисляются проценты, и ставку размещения; 4) планируемый объем предоставления прав на использование объектов интеллектуальной собственности и плату за использование одного объекта |
Доходы от оказания услуг |
Расчет доходов от оказания услуг (выполнения работ) сверх установленного госзадания осуществляется исходя: 1) из планируемого объема оказания платных услуг (выполнения работ); 2) из их стоимости. Аналогично осуществляется расчет доходов в виде возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления, платы за общежитие, квартирной платы. Также необходимо учесть объем предоставленного в пользование имущества и планируемой стоимости услуг (возмещаемых расходов) |
Доходы в виде штрафов, сумм возмещения ущерба |
Такие доходы можно обосновывать: 1) решением суда, исполнительным документом; 2) решением о возврате суммы излишне уплаченного налога, принятым налоговым органом; 3) решением страховой организации о выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая |
Доходы от приносящей доход деятельности |
При определении объема данных доходов необходимо учитывать: 1) стоимость услуг по одному договору; 2) среднее количество поступлений за последние три года и их размер. Кроме того, принимаются во внимание прогнозные показатели в зависимости от их вида, установленные органом-учредителем |
Как указано в п. 55 Порядка № 168н, если учреждение не планирует получать отдельные доходы, обоснования (расчеты) плановых показателей по указанным доходам не формируются.
При составлении планов ФХД на 2021 г. и плановый период 2022, 2023 гг. федеральные бюджетные и автономные учреждения должны руководствоваться порядком, утв. приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н (далее – Порядок № 168н, Приказ № 168н).
Электронная площадка, где размещаются все корпоративные журналы, книги и другие полезные материалы, подготовленные специалистами компании «ЭЛКОД».
Подпишитесь на рассылку, чтобы за несколько уроков узнать, как проверить нишу; подготовить все, что нужно для участия; правильно заполнить заявку и вести себя во время торгов.
Как связаны план-график по 44-ФЗ и план ФХД
Составленный на основе показателей финансово-хозяйственной деятельности документ планирования закупочной деятельности включает информацию обо всех грядущих заказах, в том числе данные о приобретении технически сложных товаров, работ, услуг и, при необходимости, сведения об общественном обсуждении.
Утвержденный план-график в обязательном порядке размещается в ЕИС. Правила формирования регламентируются постановлением правительства РФ от 30.09.2019 № 1279.
Правила составления плана-графика скорректированы. Что отразить в ключевом плановом документе:
- идентификационный код закупочной позиции;
- наименование закупаемого объекта;
- код закупаемого объекта по ОКПД2 и наименование такого кода;
- объем финансового обеспечения, в том числе на текущий финансовый год, на плановый период и последующие годы;
- сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку (в том числе разместить извещение, направить приглашения принять участие);
- информацию об обязательном общественном обсуждении. Для этого проставьте значение «Да» или «Нет». Разрешается не указывать в отношении закупок, которые планируется провести в плановом периоде;
- наименование уполномоченного органа (учреждения) — для централизованной закупки;
- наименование организатора закупки — для совместной закупки.
Утвердите ПГ в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО или утверждения ПФХД. Для этого достаточно подписать электронный документ усиленной цифровой подписью. Если руководитель не утвердит плановый документ в срок, то ему грозит штраф от 5000 до 300 000 рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).
План ФХД школы на 2021-2021 год может иметь следующую структуру:
- изменения – в особых ситуациях могут быть внесены правки в доходную и расходную часть документа (например, при страховых выплатах, незапланированных тратах в ходе реализации госзаданий или на нужды школы, возмещении ущерба, причиненного третьими лицами);
- утверждение ПФХД – осуществляется директором учебного заведения, если учредитель предоставил ему такое право. В остальных случаях процедура проводится в несколько этапов: заверение нового плана ФХД 2021 (подписи ответственных лиц и печать образовательного учреждения), утверждение проекта плана учредителем, проверка комитетом по управлению инвестициями и органами бухгалтерского учета, внесение изменений или утверждение директором отдела (при отсутствии изменений), планирование бюджета, утверждение плана и передача заверенного документа директору учебного заведения;
- внесение корректировок в заверенный документ – допускается в случае изменения размера денежных поступлений в бюджет, возникновения не предусмотренных планом расходов или увеличения доходов от предоставления платных образовательных услуг.
Согласно Приказу Минфина РФ от 31.03.2021 № 186н, с 1 января 2021 года при разработке планов ФХД необходимо учитывать ряд нововведений, касающихся формы отчетного документа, внесения в него корректировок, а также внесения изменений в случае реорганизации школы.
Утверждение шаблона документа и специфики формирования плана – обязанность учредителя. В ходе разработки и составления плана ФХД на 2021 год учредитель должен предоставить данные о запланированном бюджетном субсидировании в учебное заведение, а также дать обоснование плановым показателям по затратам с приложением расчетов.
В случае, если срок обязательств учебного заведения окажется больше предусмотренного планом отчетного периода, учредитель может установить новый срок для соответствующих показателей.
Типовой шаблон плана ФХД установлен приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.
Требования № 186н предусматривают следующее:
- ПФХД составляется кассовым способом;
- в плане необходимо фиксировать дополнительные показатели: данные по закупкам на отчетный период, информацию о целевых финансовых средствах по объектам капстроительства, расходы и доходы по типам финансирования;
- при изменении подведомственности образовательного заведения на протяжении отчетного периода план необходимо адаптировать в соответствии с требованиями нового учредителя;
- план ФХД разрабатывается с учетом закона о государственной тайне РФ, так как содержит соответствующие данные.
Нововведения относятся только к деятельности автономных образовательных заведений, где план в обязательном порядке утверждается наблюдательным советом. Если структура школы предполагает наличие обособленных подразделений, то план ФХД составляется для каждого подразделения и отдельно для головной организации.
Также немного изменена структура текстового и табличного блоков плана финансово-хозяйственной деятельности.
По новым требованиям формирование показателей осуществляется с учетом будущих доходов и выплат:
-
Обоснование доходов в плане ФХД – запланированные финансовые поступления в бюджет школы требуется обосновать с запасом на 3 года вперед, что позволит избежать проблем при проверках. Все данные (доходы от предоставления услуг, собственности, грантов, штрафов и т.д.
) вносятся в таблицы, при этом, субсидии из местного, регионального или федерального бюджетов фиксируются единой суммой.
Отдельная графа предусмотрена для источника дохода «Субсидия на финансовое обеспечение государственного задания из ФФОМС» (таблица 2 Приказа 81н)»;
-
Обоснование расходов – осуществляется на 3 года вперед, при этом, данные по каждому виду выплат (19 табличных блоков) вносятся в одну общую и 4 дополнительных таблиц.
Благодаря этому можно максимально детализировать запланированные расходы. К примеру, при планировании налоговых расходов требуется учесть ставки налога, предусмотренные льготы, налогооблагаемую базу и сроки выплат.
При планировании выплат – нормативы по техническим, трудовым и материальным ресурсам.
При составлении Плана ФХД на 2021 год следует руководствоваться приказом Минфина РФ от 31.08.2021 года 186н. Этот документ содержит требования:
- К органам государственной власти РФ, исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, органам управления внебюджетными фондами РФ в части формирования правил составления и утверждения Плана.
- К бюджетным и автономным учреждениям в части подготовки проекта и внесения изменений в План.
Перечисленные в п.1 органы, выполняющие функцию учредителей, должны сформировать требования, касающиеся сроков и порядка:
- составления Плана ФХД;
- утверждения составленного документа;
- внесения изменений.
Учредители должны прописать полномочия сторон при формировании Плана.
Работу по формированию Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год федеральные учреждения должны вести в единой государственной информационной системе «Электронный бюджет» в подсистеме «Бюджетное планирование». Такое требование содержится в письме Минфина РФ от 15.12. 2021 года № 21-03-04/75209.
Отдельные ведомства разработали свои программные продукты, учитывающие их требования, как учредителей. В них предусмотрена возможность контроля, проверки и корректировки проектов.
Об отражении расходов в плане финансово-хозяйственной деятельности
Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. По результатам такого списания могут появиться металлолом и макулатура. Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.
Для списания материальных ценностей применяются:
– акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104); – акт о списании транспортного средства (ф. 0504105); – акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143); – акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).
В каждом из этих документов есть раздел «Результаты выбытия». В нем следует сделать отметку о результатах проведенных мероприятий, в том числе отразить перечень имущества, подлежащего постановке на учет, с целью дальнейшего использования.
Для оприходования металлолома и макулатуры, полученных от списания нефинансовых активов, следует оформить:
– приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207); – акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) (п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).
Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
Следует обратить внимание, что необходимость и порядок применения таких документов должны быть закреплены в учетной политике учреждения.
Чтобы понять, как оформить сдачу макулатуры в бухгалтерском учете, необходимо уточнить, что собой представляет данный актив. И наиболее исчерпывающее ему определение дано в Налоговом Кодексе РФ, в п.2 пп.31 его статьи 149. Так, для целей налогообложения НДС к макулатуре относят бумажные и картонные производственные отходы и отходы потребления, а также забракованные и не подлежащие переработке картон, бумагу, деловые бумаги (включая документы, у которых истек срок хранения) и разнообразную типографскую продукцию.
Исходя из этого определения, главным критерием отнесения бумажно-картонных изделий к макулатуре считается невозможность дальнейшего их применения по прямому назначению в силу:
- наличия брака, обнаруженного в ходе выпуска продукции и не подлежащего исправлению;
- потери потребительских качеств в процессе хранения или применения;
- истечения срока, в течение которого бумаги имеют учетную и иную ценность.
Новые поправки в форму Плана ФХД бюджетных и автономных учреждений
Порядок заключения сч. 26 зависит от способа формирования себестоимости готовой продукции (реализованных услуг, работ), который должен быть закреплен в учетной политике экономического субъекта. Так, предусмотрено два ключевых способа:
- по полной производственной себестоимости, ежемесячно формируются следующие типовые проводки:
Операция |
Дебет |
Кредит |
ОХР списаны на основное производство |
20 |
26 |
ОХР отнесены на затраты по вспомогательным производствам |
23 |
|
ОХР списаны на обслуживающие хозяйства |
29 |
Особые изменения в ПФХД 2019 года
Теперь в плане ФХД подробно указано, какие виды расходов учитываются при составлении расчетов (обоснований), какими нормами и стандартами нужно руководствоваться при их формировании. Так, при расчете страховых взносов во внебюджетные фонды необходимо учитывать тарифы по указанным взносам.
Одним из важных моментов в отражении расходов на страховые взносы является исключение из 213 КОСГУ мероприятий по обеспечению мер сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Образец заполнения, план финансового обеспечения предупредительных мер, как часть расчетов по указанным мероприятиям, должна прилагаться к соответствующему виду расходов.
Порядок утверждения плана ФХД
Ранее было установлено, что план ФХД для бюджетного учреждения утверждает учредитель, который может передать эти полномочия руководителю бюджетного учреждения. В новой редакции все изменили. Теперь основная норма такая: план ФХД утверждает руководитель учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Таким образом, если учредитель предпишет подведомственному учреждению составлять план ФХД с учетом Приказа № 140н, не прочтя этот приказ внимательно, то он утратит право утверждать план ФХД для созданного им бюджетного учреждения.
Также добавлено указание, что решение об изменениях в план ФХД принимает руководитель учреждения (ранее этот вопрос не был регламентирован, что давало учредителю право выступать инициатором изменения плана ФХД).
Бюджетная классификация в 2023 году.
- Отмена Порядка №85н с 2023 года и переход на Приказ Минфина России от 24.05.2022 №82н: расширенное применение КВР 247, 246 и 244 в 2023 году.
- Обновление классификации КОСГУ на 2023 год (ID проекта 01/02/07-22/00129596).
Особенности структуры и порядок составления Плана ФХД на 2023 год (основные положения Приказа Минфина России от 31.08. 2018 г. №186н).
- Общие правила составления Плана ФХД бюджетного (автономного учреждения); особые правила для федеральных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2020 №168н).
- Разграничение функций учредителя и учреждения при составлении, утверждении и изменении Плана ФХД и Проекта Плана ФХД.
- Порядок планирования доходов по кодам подвида; особенности применения кодов КОСГУ и иных аналитических кодов в Плане ФХД.
- Требования к расчетным обоснованиям доходов и порядок их составления.
- Порядок планирования налогов, уменьшающих доходы учреждения (НДС, НП).
- Планирование расходов учреждения по КВР и особенности применения КОСГУ при планировании расходов.
- Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам и порядок их составления.
- Порядок внесения изменений в План ФХД и в расчетные обоснования; случаи, при которых можно не вносить изменения в расчетные обоснования к Плану ФХД.
- Особенности составления и формирования расчетных обоснований для федеральных учреждений.
Порядок отражения в учете финансового результата от деятельности с субсидиями, предоставляемыми из бюджетов в соответствии с СГС «Доходы».
- Порядок применения СГС «Доходы» (Приказ Минфина России от 27.02.2018 г. №32н) при отражении в учете доходов от всех видов субсидий.
- Учет доходов, расходов и финансового результата от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
- Субсидии на цели капитальных вложений: порядок планирования и учета в учреждениях.
- Порядок финансового обеспечения медицинских учреждений; учет средств ОМС: порядок начисления доходов и расходов в бюджетном учете.
- Гранты в виде субсидий – особенности получения субсидий на конкурсной основе, порядок их включения в План ФХД и отражения операций на счетах бюджетного учета
Внебюджетная деятельность учреждений: особенности учета и налогообложения.
- Определение видов приносящей доход деятельности и порядок их включения в План ФХД учреждений.
- Особенности отражения доходов, расходов и определения финансового результата от сдачи в аренду имущества в соответствии с СГС «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 г. № 258н).
- Порядок отражения в бухгалтерском учете и в плане ФХД договоров со сроком действия более одного года; требования СГС «Долгосрочные договоры».
- Отражение грантов, пожертвований, благотворительной помощи в бюджетном учете учреждений в соответствии с СГС «Доходы».
- Порядок учета штрафных санкций, полученных в результате нарушения контрагентами договорных обязательств в соответствии с СГС «Доходы».
- Особенности определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль во внебюджетной деятельности учреждений.
Особенности отражения заемного финансирования в Плане ФХД в соответствии с требованиями СГС «Затраты по заимствованиям». Порядок учета затрат по обслуживанию долга и затрат по займам в учреждениях госсектора.
Особенности составления отчетности учреждений об исполнении Плана ФХД: обзор СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Приказ Минфина России от 28 февраля 2018 г. №37н).
- Состав бюджетной информации в отчетности.
- Особенности представления информации об исполнении бюджета (плана финансово-хозяйственной деятельности); порядок отражения нетипичных операций в Отчете (ф. 0503737).
- Роль Федерального казначейства в составлении и представлении бюджетной информации
Изменения с 2020 года
С 31.08.2018 вступил в силу новый Приказ Минфина РФ № 186н. Все бюджетные организации при подготовке ПФХД на 2020 и плановый период 2021-2022 гг. должны будут руководствоваться новыми правилами. В течение 2019 г. учреждения должны подготовиться к переходу на новый приказ.
Для бюджетников все требования к ПФХД устанавливает учредитель в рамках параметров, определенных Министерством финансов РФ. Учредители ответственны за определение сроков и порядка составления планового проекта, утверждения и внесения изменений.
Согласно п. 6 требований Минфина, ПФХД должен составляться кассовым методом. Те документы, которые содержат сведения, представляющие государственную тайну, необходимо составлять и утверждать в соответствии с действующим законодательством РФ о защите государственной тайны (п. 7 требований).
Теперь ПФХД может быть сформирован не только на отчетный год и плановый период, но и на куда больший срок в случае наличия у организации долгосрочных обязательств и если это не противоречит решению учредителя. Эти сведения будут отражаться в ПФХД в специальной графе 8 «за пределами планового периода».
Законодательное обоснование
Документ, регламентирующий и контролирующий всю финансовую жизнь бюджетных организаций, по нормам российского законодательства является:
Эти требования закреплены в подпункте 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом же законодательном акте отмечается, что учредитель вправе сам разработать порядок утверждения Плана ФХД, главное, чтобы он не противоречил требованиям Министерства финансов Российской Федерации.
Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году. Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД.
В различных отраслях и ведомствах могут быть приняты дополнительные требования к составлению данного документа. Дополнительные коррективы могут вносить местные власти.
План ФХД составляется учреждением в рублях и содержит три части: заголовочную, содержательную и оформляющую.
Какова структура плана финансово-хозяйственной деятельности?
Права самой бюджетной организации:
Учредитель вправе единолично:
Вопрос: На осуществление закупок по плану финансово-хозяйственной деятельности муниципальному бюджетному учреждению выделено 5 500 тыс. руб. Можно ли сделать базовый план закупок, план-график на меньшую сумму (например, 4 500 тыс. руб.), а впоследствии откорректировать данную сумму путем внесения изменений в план закупок, план-график?
Посмотреть ответ