Лицензия на грузоперевозки в России 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на грузоперевозки в России 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы получить удостоверение, дающее право ведения деятельности в сфере международных грузоперевозок, обращаются в Федеральные органы по надзору за транспортом. Региональные представители Роспотребнадзора российским автоперевозчикам выдают удостоверение и карточку допуска как в бумажном, так и в электронном виде. Если предпочтете последний вариант, не забудьте, что для оформления потребуется ЭЦП.

Кому нужна лицензия на грузоперевозки

В 12 статье закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в отношении автотранспортных перевозок упоминается только пассажирский автобус и транспортировка опасных веществ. Мы не касаемся сферы водного и железнодорожного транспорта. Так же есть производства, связь с которыми предполагает получение разрешения. Например:

  • военно-промышленное (оружие, хим. вещества, секретное оборудование);
  • фармакология (оборот вирусосодержащих, наркотических средств и т. п.);
  • утилизация опасных для жизни и здоровья отходов и пр.

Но к таковым видам перевозок не допускаются юрлица (ООО) и ИП. Поэтому, если ваш тип деятельности не указан в данном нормативе, требовать лицензию на перевозку груза вообще не имеют права. Единственное, кому она нужна — грузоперевозчику, транспортные средства которого пересекают кордоны РФ, т. е., осуществляющие международные рейсы.

Примечание: Нормативы о лицензировании деятельности по предоставлению услуг международных грузоперевозок, на которые ссылались до 2021 года существенно изменены либо утратили силу. Следует опираться на Постановление Правительства РФ №1588 (1/10-20 г.) «О допуске…» к данному виду перевозок. Документ вступил в силу с января 2021, действует до 2027 года.

Поэтому говорить о лицензии, уже не совсем верно, но тем ни менее, мы не разделяем данные понятия, чтобы не запутать читателя. Воспринимайте термины «удостоверение, допуск, разрешение», как ее аналоги.

Разрешение на транзит тоже требуется?

Вообще, в самом регламенте Евросоюза сказано, что «заинтересованное государство-член должно информировать другие государства-члены и Комиссию о любом предоставленном разрешении в течение двух недель после разрешения». Следует ли это так понимать, что государства, выдавшие разрешение, таким образом проинформируют и те страны ЕС, через которые предполагается транзит для осуществления перевозки? Не совсем понятно…

Скорее всего, отдельное разрешение на транзит тоже потребуется

По крайней мере, по информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Беларуси (БАМАП), представители Литвы и Польши не признают выданные Германией разрешения и настаивают на том, чтобы у перевозчиков были разрешения в том числе для транзитных перевозок грузов в/из ФРГ.

В информации со стороны Швеции тоже указывается, что заявку на разрешение необходимо подавать для каждой перевозки грузов по территории Швеции, в том числе транзитом.

Не забудьте внести корректировки в локальные документы

Ввиду вносимых изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.

Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.

Условия получения лицензии на перевозки грузов и пассажиров:

  • Наличие на праве собственности или ином основании транспортных средств, соответствующих международным техническим стандартам, конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
  • Соответствие назначенных перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении (корочки АСМАП, обучение руководящего состава по БДД);
  • Устойчивое финансовое положение российского перевозчика, что предполагает наличие в собственности у перевозчика имущества стоимостью не менее 300 000 рублей, если используется только одно транспортное средство, и не менее 170 000 рублей в расчете на каждое дополнительное ТС.

Нормативные акты, регулирующие сферу МАП

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»
  • Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 «О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок»
  • Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. N 845 “Об утверждении Правил допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1588 и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
  • Постановление Правительства России от 21 декабря 2020 г. №2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 26 октября 2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 281 «Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2020 г. № 278 «Об утверждении Условий осуществления двусторонних и транзитных международных автомобильных перевозок без разрешений»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июля 2020 г. № 259 «Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июля 2020 г. № 258 “Об утверждении Критериев и порядка определения вида выполняемой международной автомобильной перевозки груза”
  • Приказ Минтранса России от 21.08.2020 № 318 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г.‚ для изотермических транспортных средств, транспортных средств-ледников, транспортных средств-рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»
Читайте также:  Маткапитал на третьего ребенка в 2023 в Ленинградской области

Как работает лицензия на автобус для водителей?

Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:

  • Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
  • Следить за безопасностью дорожного движения.
  • Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
  • Вести путевые листы.
  • Использовать все необходимые приборы и оборудование.
  • Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
  • Осуществлять инструктаж работников транспорта.
  • Организовывать стажировки.
  • Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.

Требования к лицензиату

Чтобы иметь право получить лицензию на автомобильные перевозки, предприятие должно:

  • Иметь собственные или взятые в аренду транспортные средства, допущенные к автодорожному движению и соответствующие техническим требованиям для перевозки грузов.
  • Иметь собственные или взятые в аренду помещения и оборудование, необходимое для обеспечения технического обслуживания автомобилей. Также допустимо вместо этого заключить партнерские соглашения с организацией-подрядчиком, которая возьмет на себя эти функции.
  • Соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные 196-ФЗ ««Про безопасность дорожного движения».
  • Назначить ответственного за обеспечение безопасного транспортного движения, прошедшего аттестацию.
  • Иметь в штате специалистов, имеющих право заниматься вождением транспортных средств, перевозкой грузов, ремонтом и поддержанием автотранспорта в хорошем техническом состоянии. Сотрудники должны обладать соответствующей квалификацией и стажем работы.
  • Оформить на транспортные средства все необходимые документы, предусмотренные правилами дорожного движения России.
  • Иметь страховку на каждого владельца транспортного средства.

Административное регулирование автомобильных перевозок

Международные автоперевозки, как любой бизнес в области внешней торговли, связаны с постоянной конкурентной борьбой на всех уровнях, от частных перевозчиков до межгосударственных отношений. Если «здоровая» конкуренция между транспортными компаниями на внутреннем и внешнем рынках ведётся экономическими методами (стоимость, качество и скорость доставки грузов), то на государственном уровне вопросы защиты своей экономики и местных перевозчиков каждое государство отстаивает административными методами.

Давно уже существует практика закличения двух-, трёх- и многосторонних соглашений между Министерствами транспорта разных стран о количестве Разрешений на международные автомобильные грузоперевозки по своей территории. Договорившись, страны обмениваются определенным количеством таких разрешений (на жаргоне перевозчиков — Дозволов), а потом каждая распределяет их между своими транспортными компаниями.

Иногда непонятно, что больше влияет на ситуацию с распределением этих разрешений, экономика или политика. Разные страны входят в разные экономические и политические союзы (Европейская Конференция Министров Транспорта, Евросоюз, Таможенный союз ЕАЭС). Часто — сразу в несколько…

Читайте также:  Выплаты ветеранам труда к пенсии 2023 Москва

Межгосударственные соглашения и квоты обмена дозволами постоянно меняются, как и порядок выдачи разрешений конечным перевозчикам.

В России (на международном уровне) обменом и квотированием дозволов занимается специальная комиссия Министерства транспорта РФ, а внутреннее распределение и выдача разрешений российским перевозчикам находится в компетенции Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Законодательство:

  1. Федеральный закон N 127-ФЗ О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения
  2. Постановление Правительства РФ № 1588 Правила допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок Действуют в 2021 — 2026 г.г.

Далеко не всегда получение карточки допуска к международным автомобильным перевозкам заканчивается удачно. В некоторых ситуациях заявители получают отказ. Но на то должны быть соответствующие причины. Заявка транспортной компании или индивидуального предпринимателя не будет одобрена, если:

  • предоставленные документы окажутся недостоверными, в них будут содержаться ошибочные или ложные сведения;
  • заявитель не выполнит своих обязательств, предусмотренных действующим законодательством в отношении грузоперевозчиков;
  • транспортная компания или ИП находятся на грани официального банкротства;
  • организация заявителя ликвидируется по тем или иным причинам;
  • контролирующие органы других стран, куда планировала осуществлять грузоперевозки транспортная компания заявителя, обнаружили информацию, которая является причиной для отказа (невыполнение обязательств, задолженности и пр.).

Уполномоченные специалисты государственной транспортной структуры, которые занимаются рассмотрением заявлений и выдачей разрешений на международные грузоперевозки, обязаны в письменной форме сообщить об отказе. При этом обязательным условием является указание причины, по которой было принято соответствующее решение. Заявитель имеет законное право подать документы повторно. Но предварительно следует устранить все выявленные недочёты и исправить те недостатки, которые послужили причиной для отказа в выдаче лицензии. Если при повторной подаче все обнаруженные проблемы были устранены, у контролирующих органов уже не будет оснований для отказа в оформлении международной лицензии на грузоперевозки.

Какая документация понадобиться для получения лицензии?

Субъектам хозяйствования, планирующего осуществлять транспортирование товарно-материальных ценностей на территории РФ и за ее границами, чтобы получить лицензию, необходимо подготовить документацию, точнее, их копии. Это касается удостоверения АСМАП; паспорта и свидетельства на регистрации автопоезда (еврофургона, сцепки, шаланды); идентифицирующих личность частного лица или компании документов; договора аренды/лизинга на автотранспорт и акта передачи.

Кроме вышеуказанной документации, при грузоперевозках, предполагающих выезд за границы РФ, возможно, понадобятся и иные бумаги (пакет определяется по характеру грузов). При подаче документов на лицензирование, подается также квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

Получив лицензию, владелец может произвести ее переоформление заблаговременно до окончания срока действия. К подобному решению прибегают при любых преобразованиях предприятия; смене названий фирмы или юридического адреса; изменениях в личных данных индивидуальных предпринимателей или месте проживания.

Срок рассмотрения заявления от предпринимателя на лицензирование составляет 30 суток. В течение этого временного промежутка, учреждением, ответственным за осуществление транспортного контроля и надзора, решается — можно допустить кандидата к выполнению международных перевозок или нет. При положительном ответе, лицензиатам производится передача удостоверения и карточки-допуска на весь автотранспорт, который будет задействован при грузоперевозках.

Какая ситуация на рынке грузоперевозок

За последние несколько месяцев тарифы значительно снизились, практически на 30-35%. Для компаний это грозит потерей рентабельности, убытками и уходом с рынка.

Снижение ставок эксперты объясняют полным изменением логистики, которая связана с текущей политической ситуацией. Страны Евросоюза теперь не пропускают через свою территорию грузовые машины из РФ. Некоторые перевозчики начали прокладывать новые логистические коридоры, но большинство переключилось на внутренний рынок. Это способствовало сильному увеличению конкуренции и снижению тарифов. На основном направлении Москва — Санкт-Петербург ставки упали на 40-50%.

Единственное направление, которое начало развиваться, это грузоперевозки из Грузии и Казахстана, поскольку из этих стран доставляются товары, исчезнувшие с полок магазинов в РФ.

Как власть старается поддерживать отрасль:

  • предоставляются кредиты на льготных условиях, государственные гранты;
  • изменены условия получения специальных разрешений на перевозки при превышении грузоподъемности авто (теперь допускается увеличение до 10%, а раньше этот показатель составлял 2%);
  • заморожены тарифы на проезд по федеральным трассам по системе «Платон», то есть пока их повышать не планируют.

Эксперты считают, что этих мер недостаточно, поскольку объем санкций очень велик. Можно было бы полностью отменить сбор в рамках системы «Платон», как этого требовали представители отрасли грузоперевозок. Также необходимо:

  • контролировать рост цен на топливо:
  • пересмотреть налоговое законодательство;
  • помочь компаниям в быстром прохождении таможенного контроля;
  • построить новые логистические коридоры с другими странами при содействии правительства.

Лицензия на пассажирские перевозки — документ, позволяющий осуществлять автобусные перевозки пассажиров и иных лиц на основании договора перевозки пассажира или фрахтования транспортного средства (ТС) либо для личных нужд.

Читайте также:  Проверка ипу воды управляющей компанией 354 постановление

Обязательное лицензирование пассажирских перевозок ввели 1 марта 2019 г. Крайний срок получения лицензии для действующих перевозчиков — 29 июня 2019 г. C 1 марта 2019 г. новым перевозчикам запрещено приступать к выполнению заказов без лицензии.

  • Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (8 округов) — Ространснадзор.
  • Срок действия: бессрочно.
  • Территория действия: вся территория РФ.
  • Кому необходимо получение лицензии на автобус? Кому не нужна лицензия и могут продолжать работы без нее?

Без лицензии не обойтись всем, кто собирается осуществлять автобусные пассажирские перевозки для личных потребностей или в коммерческих целях.

Продолжать работать без лицензии разрешено исключительно автобусам государственных служб (скорой, пожарной, аварийно-спасательной, полиции и некоторым другим), автобусам, планирующим перемещаться исключительно по внутренней территории организации.

При этом под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров. При этом, в соответствии с Приложением №1 к техрегламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров (категория М2 — технически допустимая масса составляет до 5 т и М3 — свыше 5 т).

Получать отдельную лицензию на каждый автобус не нужно.

  • Срок оформления: 45 рабочих дней или 48 рабочих дней, если учитывать 3 дня на рассмотрение заявки.
  • Лицензиаты: юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП).
  • Вид деятельности: деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Включает:

  • перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);
  • перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Документы для получения пассажирской лицензии

  • Копии учредительных документов перевозчика (юридического лица или ИП);
  • Копии СТС и ПТС хорошего качества в цвете;
  • Договоры лизинга или аренды ТС, если они не являются собственностью;
  • Диплом о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств» либо копия договора с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров;
  • Платежное поручение об оплате госпошлины за выдачу лицензии на перевозку пассажиров;
  • Копия старой лицензии — если была;
  • Удостоверение по Безопасности Движения (удостоверение БДД) и Удостоверение Профессиональной компетентности ( Удостоверение ПК) на ответственное лицо в организации;
  • *Уведомление о категорировании транспортного средства (по ст. 6 закона о транспортной безопасности).

Если Вы планируете осуществлять перевозки людей (более 8 человек) за границу, мы поможем Вам собрать необходимые документы, сэкономить время и оформить надлежащим образом пассажирскую лицензию на международные перевозки (допуск к МАП). Международным перевозчикам граждан автобусами теперь не достаточно иметь удостоверение допуска к международным перевозкам и карточку допуска к международным автомобильным перевозкам.

Наши юристы квалифицированно и оперативно подготовят необходимый пакет документов для подачи в Ространснадзор (его территориальное подразделение), проконсультируют по всем вопросам, связанным с ведением транспортной деятельности (ведением автохозяйства) и получения официального документа на осуществление пассажирских перевозок.

Основные направления деятельности транспортных организаций (подлежащие лицензированию):

  1. Оказание услуг по перевозке пассажиров с помощью легкового автомобильного транспорта — разрешение необходимо в том случае, если целью данного вида деятельности является получение дохода.
  2. Осуществление грузоперевозок автомобильным транспортом в случае, если его грузоподъемность составляет более 3500 кг — исключение составляют ситуации, когда перемещение товара является необходимым для выполнения хозяйствующим субъектом своих производственных задач.
  3. Оказание услуг по перевозке пассажиров с помощью автомобильного транспорта, который предназначен более чем для восьми человек — здесь также исключением выступает необходимость обеспечения производственной деятельности предприятия, или индивидуального предпринимателя.

Для такого вида деятельности, как грузоперевозки, лицензия является в перечисленных ситуациях необходимой. Для того чтобы оформить это разрешение, в лицензирующий орган нужно предоставить пакет документов, подтверждающих способность фирмы осуществлять транспортные услуги.

Срок действия и стоимость

Срок действия лицензии составляет 1 год, если документ выдается первично. При вторичном или последующем оформлении лицензию могут выдать на 3-5 лет. Но пять лет — максимальный срок.

Стоимость документа зависит от типа лицензии. Не стоит забывать и о госпошлинах, которые придется оплатить.

  • за выдачу свидетельства, подтверждающего квалификацию работника – 1300 рублей;
  • внесение изменений в аттестат из-за изменения ФИО – 350 рублей;
  • выдача дубликата свидетельства из-за его утраты – 1300 рублей;
  • за выдачу лицензии на грузоперевозки автомобильным транспортом – 7500 рублей;
  • за переоформление разрешения в связи с изменением места работы предприятия или изменения направления деятельности – 3500 рублей;
  • за переоформление в других случаях – 750 рублей.

При оформлении не весь этот перечень подлежит оплате (например, дубликат не пригодится, как и различные переоформления).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *